Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан



Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет А.М. Прихожан

    нет немного достаточно значительно очень
1 Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку 0 1 2 3 4
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4
4 Слышать заклятия 0 1 2 3 4
5 Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
6 Сравнивать себя с другими 0 1 2 3 4
7 Учитель делает тебе замечание 0 1 2 3 4
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4
10 Видеть плохие или «вещие» сны 0 1 2 3 4
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 0 1 2 3 4
12 После контрольной, теста учитель называет отметки 0 1 2 3 4
13 У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил 0 1 2 3 4
15 На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
16 Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
17 Тебе грозит неуспех, провал 0 1 2 3 4
18 Слышать смех за своей спиной 0 1 2 3 4
19 Не понимать объяснений учителя 0 1 2 3 4
20 Думаешь о своем будущем 0 1 2 3 4
21 Слышать предсказания о космических катастрофах 0 1 2 3 4
22 Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 0 1 2 3 4
24 Ссориться с родителями 0 1 2 3 4
25 Участвовать в психологическом эксперименте 0 1 2 3 4
26 На тебя смотрят, как на маленького 0 1 2 3 4
27 На экзамене тебе достался 13-й билет 0 1 2 3 4
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
29 Думаешь о своей привлекательности для девочек(мальчиков) 0 1 2 3 4
30 Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи 0 1 2 3 4
32 Не соглашаешься с родителями 0 1 2 3 4
33 Берешься за новое дело 0 1 2 3 4
34 Разговаривать со школьным психологом 0 1 2 3 4
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить» 0 1 2 3 4
36 Замолчали, когда ты подошел(подошла) 0 1 2 3 4
37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса 0 1 2 3 4
38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях 0 1 2 3 4
39 Смотреться в зеркало 0 1 2 3 4
40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого 0 1 2 3 4

 

 

Стимульный материал

Бланк тестируемого_______________

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

1 Думаю, что мой отец редко_______________  
2 Если все против меня, то _______________  
3 Я всегда хотел_______________  
4 Если бы я занимал руководящий пост_______________  
5 Будущее кажется мне _______________  
6 Мое начальство_______________  
7 Знаю, что глупо, но боюсь_______________  
8 Думаю, что настоящий друг_______________  
9 Когда я был ребенком_______________  
10 Идеалом женщины (мужчины) для меня является ______________  
11 Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _______________  
12 По сравнению с большинством других моя семья_________  
13 Лучше всего мне работается с _______________  
14 Моя мать и я _______________  
15 Сделал бы все, чтобы забыть_______________  
16 Если бы мой отец только захотел _______________  
17 Думаю, что я достаточно способен, чтобы _______________  
18 Я мог бы быть очень счастливым, если бы _______________  
19 Если кто-нибудь работает под моим руководством__________  
20 Надеюсь на_______________  
21 В школе мои учителя_______________  
22 Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_________  
23 Не люблю людей, которые _______________  
24 Когда-то_________________  
25 Считаю, что большинство юношей (девушек)__________________  
26 Супружеская жизнь кажется мне _______________  
27 Моя семья обращается со мной как с _______________  
28 Люди, с которыми я работаю _______________  
29 Моя мать _______________  
30 Моей самой большой ошибкой было _______________  
31 Я хотел бы, чтобы мой отец_______________  
32 Моя наибольшая слабость заключается в том ________________  
33 Моим скрытым желанием в жизни является_______________  
34 Мои подчиненные________________  
35 Наступит тот день, когда_______________  
36 Когда ко мне приближается мой начальник _______________  
37 Хотелось бы мне перестать бояться_______________  
38 Больше всех люблю тех людей, которые_______________  
39 Если бы я снова стал молодым_______________  
40 Считаю, что большинство женщин (мужчин)_______________  
41 Если бы у меня была нормальная половая жизнь_______________  
42 Большинство известных мне семей _______________  
43 Люблю работать с людьми, которые _______________  
44 Считаю, что большинство матерей_______________  
45 Когда я был молодым, то чувствовал вину, если_______________  
46 Думаю, что мой отец_______________  
47 Когда мне начинает не везти, я_______________  
48 Больше всего я хотел бы в жизни_______________  
49 Когда я даю другим поручение _______________  
50 Когда буду старым _______________  
51 Люди, превосходство которых над собой я признаю___________  
52 Мои опасения не раз заставляли меня_______________  
53 Когда меня нет, мои друзья _______________  
54 Моим самым живым воспоминанием детства является________  
55 Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)___________  
56 Моя половая жизнь_______________  
57 Когда я был ребенком, моя семья_______________  
58 Люди, которые работают со мной_______________  
59 Я люблю свою мать, но_______________  
60 Самое худшее, что мне случилось совершить, это____________  

 

Методика Айзенка EPQ

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» (да), если нет - знак «-» (нет). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.

Текст опросника

1. У Вас много различных хобби?

2. Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?

3. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения?

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?

5. Вы разговорчивый человек?

6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем Вам полагалось?

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?

11. Увидев, как страдает ребенок, животное. Вы бы сильно расстроились?

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?

14. Вы получили бы удовольствие прыгая с парашютом?

15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?

16. Вы раздражительны?

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами?

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?

19. Вы верите в пользу страхования?

20. Легко ли Вас обидеть?

21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?

23. Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?

25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывал» в обществе?

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?

28. Вас часто беспокоит чувство вины?

29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?

31. У Вас есть явные враги?

32. Вы назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?

34. У Вас много друзей?

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?

36. Вы беспокойный человек?

37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?

38. Вы считаете себя беззаботным человеком?

39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?

42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами?

44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?

45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?

47. Считаете ли Вы что брак старомоден, и его следует отменить?

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?

49. Вы иногда много хвастаетесь?

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?

51. Раздражают ли Вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?

55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?

56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?

58. Вам нравится общаться с людьми?

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?

60. Вы страдаете от бессонницы?

61. Вы всегда моете руки перед едой?

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины?

65. Вы так любите поговорить что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

66. Вы плутовали когда-нибудь в игре?

67. Ваша мать - хороший человек (была хорошим человеком)?

68. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?

70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?

71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?

72. Вас очень заботит Ваша внешность?

73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?

74. Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?

75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?

76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут уличить в этом?

77. Вы можете внести оживление в компанию?

78. Вы стараетесь не грубить людям?

79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?

80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?

81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?

82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?

83. Вас беспокоили Ваши нервы?

84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?

85. Вы легко теряете друзей по своей вине?

86. Вы часто испытываете чувство одиночества?

87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?

88. Нравится ли Вам иногда дразнить животных?

89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы?

90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной?

91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу/

92. Вам нравится суета и оживление вокруг Вас?

93. Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?

94. Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?

96. Считают ли Вас живым и веселым человеком?

97. Часто ли Вам говорят неправду?

98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?

99. Вы всегда готовы признать свои ошибки?

100. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?

101. Трудно ли Вам было заполнять анкету?

Ключ

Опросник EPQ включает 101 вопрос и содержит следующие четыре шкалы: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм и 4) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого. Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ:

Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

КЛЮЧ

1. Шкала экстраверсии-интроверсии:

ответы «нет» (-): 22, 30, 46, 84;

ответы «да» (+): 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38.42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96.

2. Шкала нейтротизма;

ответы «да» (+): 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

3. Шкала психотизма:

ответы «нет» (-): 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;

ответы «да» (+): 14, 23, 27, 31, 35,47, 51,55, 71, 85, 88, 93,97.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» (-): 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95;

ответы «да» (+): 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Средние показатели по шкале экстраверсии-интроверсии: 7-15 баллов. Высокие оценки по шкале экстраверсия-интроверсия соответствуют экстравертированному типу, низкие - интравертированному.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16. Результат-менее 8 баллов свидетельствует об эмоциональной стабильности человека, более 16 - об эмоциональной нестабильности (нейротйзме).

Средние значения по шкале психотизма: 5-12. Людям, набравшим более 10 баллов, не рекомендуется работать по специальности типа "человек-человек".

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными, испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ:

Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Экстраверсия - интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой

конфликтности, неконтакгности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия - интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах,

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других - вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Именно поэтому Г.В.Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы - это абстракция), а девять типов личности:

норму и восемь акцентуаций. Помимо выше названных четырех «чистых» типов Г.В.Суходольским предложены четыре «промежуточных»: холерически-сангвинический, сангвинически-флегматический, флегматико-меланхолический и меланхолически-холерический типы, а также пятый - нормальный тип.

По мнению Г.В.Суходольского, типологию Г.Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы - статистически нормальный и уклоняющийся от него типы. В табл. 1 представлена матричная типология личностей по методике ЕРQ.

Матричная типология личностей по методике

  Интроверсия (<7 балл) Ср. значения (7-15 балл) Экстраверсия (>15 балл)
Нейротизм (>16 б.) М МХ Х
Ср. значения (8-16 б.) ФМ М ХС
Стабильность (8 б.) Ф СФ С

С помощью данной матрицы несложно определить принадлежность человека к одному из девяти типов личности, используя сочетания степени выраженности экстраверсии и нейротизма.

Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

1. Холерик (X)- агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный.

2. Холерически-сангвинический (ХС) тип - оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.

3. Сангвиник (С) - говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.

4. Сангвинически-флегматический (СФ) тип - беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.

5. Флегматик (Ф) - надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.

6. Флегматико-меланхолический (ФМ) тип- старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.

7. Меланхолик (М) - сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.

8. Меланхолически-холерический (MX) тип - добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный.

В табл. 1 представлены значения показателей шкал экстраверсия интроверсия, нейротизм-стабильность по методике EPQ. Подставив средние значения по двум базовым шкалам, а также крайние проявления признаков в баллах, нетрудно получить матрицу, позволяющую определить тип личности и по методике EPI.

При индивидуальной диагностики данная матрица помогает определить принадлежность человека к определенному типу, на основании которого можно построить психологический портрет личности. Кроме того матричное распределение типов позволяет портретировать социальные общности.

В большинстве работ результаты исследований таких сложных психологических объектов, как "личность", "интеллект", "национальный характер" и других характеристик социальных групп людей, представлены, как правило, на описательном уровне из-за отсутствия необходимых научных средств выражения. Матричное распределение типов личности выступает в качестве средства, позволяющего получать количественные "портреты" больших социальных общностей.

Матричный портрет представляет собой типологический портрет "анфас". Он обладает максимальной полнотой отражения в аспекте выбранных свойств: экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность, однако не обладает геометрической наглядной формой, поэтому Г.В.Суходольским и Т.А-Верняевой предложено "профильное" портретирование социальных групп.

"Профильный" портрет студентов-психологов МГПИ можно записать в виде мультимножества типов: (20,2Н, 16,1MX, 34,5 XC, 0,6СФ, 0ФМ, 20,2Х, 6,6С. 1,2Ф. 0,6М). Зафиксировав порядок перечисления типов, получаем одномерное статистическое распределение, которое можно сопоставить с графическим изображением в виде профиля, аналогичного известным психологическим профилям по Г.И.Россолимо. Отличие полученного нами профиля лишь в том, что шкалы масштабированы в процентах.

Матричное и профильное порфетирование позволяет легко сравнивать типологические портреты различных социальных групп людей, а графическое изображение профилей обеспечивает наглядность при сравнении.

 

 

I. САМОЧУВСТВИЕ

1. У меня почти всегда плохое самочувствие

2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил

3. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо

4. Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день

5. У меня почти всегда что-нибудь болит

6. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств

7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей

8. Я легко переношу боль и физические страдания

9. Мое самочувствие вполне удовлетворительное

10. У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски

11. Самочувствие мое очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие

12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

II. НАСТРОЕНИЕ

1. Как правило, настроение у меня очень хорошее

2. Мое настроение легко меняется от незначительных причин

3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе

4. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь

5. У меня почти всегда плохое настроение

6. Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия

7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного

8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим

9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев

10. Малейшие неприятности сильно огорчают меня

11. Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения

12. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

III. СОН И СНОВИДЕНИЯ

1. Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю

2. Сон у меня богат яркими сновидениями

3. Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать

4. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем

5. Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко

6. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения

7. У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение

8. Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин

9. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час

10. Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть

11. Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные

12. По ночам у меня бывают приступы страха

13. Мне часто снится, что меня обижают

14. Я могу свободно регулировать свой сон

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СНА

1. Мне трудно проснуться в назначенный час

2. Просыпаюсь я с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу

3. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл

4. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно

5. Утро для меня самое тяжелое время суток

6. Часто мне не хочется просыпаться

7. Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне

8. Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым

9. Утром я встаю бодрым и энергичным

10. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером

11. Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной

12. Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать

13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Половое влечение меня мало беспокоит

2. Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение

3. Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни

4. Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия

5. В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю

6. При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем

7. У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать

8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает

9. Измены бы я никогда не простил

10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе

11. Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание

12. Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение

13. Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними

14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

VIII. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ

1. Люблю костюмы яркие и броские

2. Считаю, что одетым надо быть всегда прилично, потому что встречают "по одежке"

3. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой

4. Люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры

5. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось

6. Люблю одеваться так, чтобы было к лицу

7. Не люблю слишком модничать, считаю - надо одеваться как все

8. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке

9. Об одежде я мало думаю

10. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм

11. Предпочитаю темные и серые тона

12. Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

IX. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

1. Нехватка денег меня раздражает

2. Деньги меня совершенно не интересуют

3. Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает

4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно

5. Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг

6. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить

7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы

8. Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить

9. Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком

11. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг

12. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег

13. Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

X. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

1. Очень боюсь остаться без родителей

2. Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь в сердце против них обиды

3. Люблю и привязан, но бывает сильно обижаюсь и даже сержусь

4. В одни периоды мне кажется, что меня слишком опекали, в другие - укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения

5. Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.211 с.)