Язык как явление культуры. Языковая картина мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как явление культуры. Языковая картина мира.



Язык стал первоосновой того, что мы называем культурой, т.е. системой, регулирующей взаимоотношения людей между собой и с окружающим миром, которая содержит этическую и эстетическую составляющие. Это так называемая гуманитарная культура. Можно добавить сюда и материальную культуру, и тогда культурой мы назовем всю совокупность достижений человечества в духовном, общественном и производственном отношениях.

Если рассматривать культуру как одну из важнейших характеристик уровня развития исторического процесса, то стадию развития, на которой находится этот процесс, мы назовем цивилизацией.

Поскольку культура находится в состоянии непрерывной эволюции, язык, эволюционируя вместе с культурой, является движителем эволюции культуры, осуществляя связь между поколениями и преемственность культуры. Без языка каждое поколение начинало бы свое развитие сначала. Так, видимо, и было до поры, в самые древнейшие времена, пока не появился язык. Язык – носитель памяти, а память – непременное условие преемственности и эволюции.

Неотъемлемым атрибутом эволюции культуры и языка является закрепление их достижений. Подобно живому миру, язык и культура обладают не только способностью к изменчивости, но содержат в себе и некое обязательное консервативное начало, основу памяти и наследственности. Стало быть, в некотором смысле можно сравнить культуру и язык, по модели поведения, с живыми организмами.

Проблема взаимодействия языка и культуры в лингвистике второй половины ХХ века является одной из актуальных, так как исследователей интересует язык в связи с его носителем. Данный подход к изучению фактов языка получил название антропоцентрической (от греч. anthropos – человек) парадигмы.
Одним из первых учёных, обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры, был Вильгельм фон Гумбольдт, который связал воедино мышление, язык и культуру. Он высказал мнение, что характер связи языка и мышления глубок и противоречив. Эти понятия настолько тесно связаны, что не могут существовать раздельно. Однако при этом мышление как бы опережает язык, являющийся оковами для быстрой мысли. По его мнению, язык занимает промежуточное положение между человеком и объективным миром, он обуславливает отношение человека к предметам, так как его восприятие действительности зависит от языковых представлений. Таким образом, его понимание связи языка и мышления перекликается с вопросом взаимодействия языка и культуры.
Основные положения теории В. фон Гумбольдта сводятся к следующим: а) материальная и духовная культура воплощается в языке; б) всякая культура национальна, её характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма; в) внутренняя форма языка – это выражение «народного духа», его культуры.

Современные последователи Гумбольдта (представители так называемого неогумбольдтианства) утверждают, что язык обусловливает понимание человеком объективной реальности; язык формирует мировоззрение человека (Вайсгербер, нем. лингвист). Сходна с этой теорией гипотеза, сформулированная американскими учёными Э. Сепиром и Б. Уорфом (гипотеза лингвистической относительности). Сравнивая языки американских индейцев и европейцев, Б. Уорф высказал мнение, что люди, использующие резко отличную грамматику, вынуждаются своими грамматическими структурами к различным типам наблюдений и к различной оценке внешне тождественных предметов наблюдения, т. е. язык определяет видение мира и способ его восприятия.
В советском языкознании резко критически оценивались эти положения. Однако современная отечественная лингвистика, как и зарубежная, активно разрабатывает этот вопрос и постулирует такой тезис: каждый язык членит реальность по-своему и тем самым создаёт своеобразную «картину мира», иначе говоря, языковую картину мира.
«Языковая картина мира (ЯКМ) – исторически сложившаяся в сознании языкового коллектива и отраженная в языке система образов и представлений человека об окружающей его действительности, способ концептуализации (осмысления действительности), обозначение репрезентированной в языке действительности».
Язык выражает человеческое сознание, в котором объективный мир не отражается зеркально, а преломляется, превращаясь в форму особого мира. Именно этот отраженный в языке вторичный мир, интерпретируемый в соответствии с мировидением носителей языка, и представляет собой ЯКМ. «Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира)»(Маслова В.А.) На формирование этнической ЯКМ оказывают влияние традиции, обычаи, суеверия и т. п.
Таким образом:

1) язык – часть культуры, которую мы наследуем от предков;

2) язык – основной инструмент, посредством которого мы усваиваем культуру;

3) язык – важнейшее из всех явлений культурного порядка (науки, религии, литературы и т. п.).

Как ни удивительно, но такое, казалось бы, эфемерное, нематериальное явление, как язык, имеет свойство обретать со временем исключительную живучесть, прочность и долговечность.

Основными характеристиками языковой картины мира, которыми её наделяет автор, являются следующие:

· языковая картина мира — это система всех возможных содержаний: духовных, определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка;

· языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития;

· языковая картина мира чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой;

· языковая картина мира изменчива во времени;

· языковая картина мира создает однородность языковой сущности, способствуя закреплению языкового и культурного своеобразия в видении мира и его обозначения средствами языка;

· языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка;

· картина мира какого-либо языка является его преобразующей силой, формирующей представление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка;

· языковая картина мира конкретной языковой общности — это её общекультурное достояние.

Культура и поведение.

Человек, общаясь с представителями других культур чаще всего не может предсказывать их поведение, основываяcь только на собственных культурных нормах и правилах. Зачастую необходимо понять смысл каждого конкретного поступка партнера по общению, ибо этот смысл не всегда лежит на поверхности, зачастую он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в разных культурах и социокультурных группах существенно различаются.
Правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала главное - ни на что не наступать, ни через что не перешагивать и садиться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них - опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются поклоны. Кланяться, сидя на подушке, считается неучтивым: сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседника - верхом неприличия.
Истории известно огромное число безуспешных попыток представителей тех или иных культур установить взаимные контакты. Обычно неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием. При этом практически не принимались во внимание культурные различия, которые оставались скрытыми для взаимодействующих сторон.
Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния. На основе этих исследований можно сделать вывод, что в современных исторических условиях практическое поведение людей детерминировано рядом причин.
Во-первых, имеют значение особенности механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посредством социалцзации через образование и воспитание, так и на бессознательном - когда процесс освоения происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Как показали исследования, усвоенная бессознательно часть культуры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усвоенная сознательно.
Исходя из этого культуру можно образно сравнить с айсбергом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой. Видимая часть, находящаяся над водой, - формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; межкультурные проблемы общения возникают редко, следовательно, редко возникают эмоции или негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий просчет.
Невидимая часть культуры представляет собой неформальный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осознание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстремальные или непривычные. ситуации при контактах с представителями других культур. Правила поведения на этом уровне не декларируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями,показывающими, что происходит что-то не так, как должно быть. Поэтому оценки поведенческих актов сопровождаются высокой эмоциональностью, ибо нарушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотношения людей.
Подсознательное восприятие культуры имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку если поведение коммуникантов базируется только на нем, то становится особенно трудно заставить участников коммуникации создать другое восприятие. Они оказываются не в состоянии сознательно определять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуникации в тупик. Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмешательство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное межкультурное обучение, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсознательных убеждений обеих сторон.
Таким образом, большинство моделей поведения людей формируется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия. Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наездника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и дередается из поколения в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхождению, так и по выражению.
Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что больши:нство людей рассматривает собственную культуру как центр и меру для других культур. В повседневной жизни индивид обычно ее осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.
Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Баузингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом. Они исходят из уверенности, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, предметов, людей, событий, которые они воспринимают как естественные и нормальные. Обычно люди не догадываются об относительности своего мировоззрения. Нередко это обстоятельство порождает убеждение в том, что их собственная культура превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными нормами, привычками, типами поведения, считается низкопробным, безобразным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответствующую модель высокомерного поведения с пренебрежительным отношением к другим культурам.
В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) навязывает ему определенную линию поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре.· Но, например, формы поведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно.
Серьезные культурные различия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д.Русские, по традиции, сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнобразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято. В результате американские гости не знают, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяйку. Русские же, находясь в гостяху американцев, часто остаются голодными именно из-за этого межкультурного различия: они ожидают, что после первого вежливого отказа хозяева более настойчиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает. Сами же они стесняются попросить, чтобы им передали блюдо с едой.
Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требования к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возникать по самым разным причинам: награждение, процзводственное собрание, спортивные соревнования, панихида и тл. В каждом случае обстоятельства обязывают людей вести себя соответствующим образом. Однако, например,для одной культуры на свадьбе принятой нормой поведения считается тишина и уединение, а в еврейской, русской и другихкультурах это событие сопровождается громкой музыкой, танцами и всеобщим весельем.
В-четвертых, поведение людей определяется также количеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то еще важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что и сказывается на его характере. Для того чтобы понять этот фактор, достаточно предположить свою собственную реакцию на телефонный звонок в 2 часа дня и в 2 часа ночи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.009 с.)