Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессы коммуникации в культуре.

Поиск

Отличительной чертой современной культуры является развитие процесса массовой коммуникации. Латинское слово communicatio принадлежит к обширному семейству слов с корнем munis. Одно из ключевых слов этого семейства, от которого произошла «коммуникация», — слово communis, означающее «общий», «всеобщий». От него происходит communio — общность, соучастие.

Историческое развитие содержания, вкладываемого в понятие «коммуникация», заключается в том, что вместо первоначального, простого воздействия одних людей на других в процессе передачи информации исследователи начинают осознавать это явление как взаимодействие. Так, американский социолог Хоуланд в одном из первых научных определений коммуникации писал:

«Коммуникация — процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми. Это механизм, благодаря которому существуют и развиваются отношения между людьми». Коммуникация это специфическая форма взаимодействия людей.

В свою очередь, понятие культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива. Поэтому она всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества.

· 1. Термин «коммуникация» содержит в себе значение передачи сообщения (информации).

· 2. Он также заключает в себе явление соучастия, возникающее при общественном приеме информации и образование некоторого сообщества людей, получивших данную информацию.

Массовая коммуникация — это процесс, включающий в себя извлечение, переработку и передачу с помощью быстродействующих технических устройств социально-значимой информации (знаний, нравственных ценностей, моральных и правовых норм), существующей в знаково-символической форме, а также прием этой информации численно большими, социально разнородными, рассредоточенными аудиториями.

Одной из главных функций массовой коммуникации является осуществление взаимосвязи внутри общности, между ее элементами (классами, слоями, группами), между самими общностями (государствами, их объединениями, экономическими и политическими сообществами, социальными и религиозными организациями) с целью поддержания динамического единства и целостности данной социальной структуры. Таким образом, массовая коммуникация выполняет роль регулятора социокультурных процессов, интегратора индивидов.

Массовая коммуникация — объективно-исторический процесс, который состоит из:

· • способов материального воплощения культурной информации (звуковой, визуальный, пластический, аудиовизуальный);

· • культурно-коммуникативных форм приобщения личности к достижениям культуры, сложившимся в процессе общественно-исторического развития (обряд, обычай, игра, и т.д.);

· • технических средств фиксации и трансляции культурной информации (печатный станок, кинематограф, телевизор и т.п.).

Все три аспекта массовой коммуникации постоянно взаимодействуют, а совокупность всех перечисленных способов, форм и средств образует культурно-коммуникативную систему, которую можно определить как интегрированное множество всех основных способов передачи культурной информации.

Культурно-коммуникативная система осуществляет интеграцию культуры как арсенала информации и массовой коммуникации как совокупности средств, форм и способов ее распространения.

Массовая коммуникация выполняет следующие функции:

· • информационную (посредством передачи сообщений о фактах, событиях, идеологических ориентациях, о политическом значении тех или иных явлений во внешней для данной общности среде);

· • социальной регуляции — состоит из отклика получателя на информационное сообщение и определяет отношение адресата к полученной информации. Эта функция является важнейшим элементом процесса социального взаимодействия;

· • развлекательную, адресованную массовой аудитории.

Успех социализации, а следовательно, и развитие общества зависит от того, в каком объеме и с какой глубиной удается реализовать функцию передачи основного содержания (тезауруса) культуры. Основные его элементы — нравственные, художественные и эстетические — в зависимости от ряда социально-психологических условий в разное время приобретают разную значимость вследствие изменения определенных духовных потребностей. По утверждению российского ученого Ю.М. Лотмана, мотивы поведения являются побуждениями своей эпохи.

Массовая коммуникация включает всевозможные способы передачи информации:

· • от человека к человеку;

· • от человека к «автомату»;

· • от «автомата» к человеку;

· • от «автомата» к «автомату».

Средства массовой коммуникации — наиболее действенная форма эффективной трансляции и хранения информации об источниках традиционной культуры и форма создания новых образцов художественных ценностей.

Средства массовой коммуникации являются не только результатом прогресса в развитии средств передачи информации, но и феноменом культуры, отвечающим на определенный социально-исторический запрос эпохи, связанный с ростом участия народных масс в социально-экономической и культурной жизни общества.

В большинстве действий, о которых сообщают средства массовой коммуникации, каждый индивид непосредственно не участвует. Значительная часть фактов, сообщаемых ему, не оказывает прямого и сиюминутного влияния на ход трудовых процессов, на его жизнедеятельность. Однако масса сообщений бесконечным потоком вливается в сознание человека, держит его в состоянии связи, сопричастности, включенности в определенную общность.

При рассмотрении проблем взаимосвязи массовой коммуникации и общества некоторые теоретики исходят из того, что развитие науки и техники обуславливает развитие средств коммуникации. Социальная потребность в том или ином средстве предшествует его появлению. «Потребность потреблять предшествует потребности производить», — писал французский социолог Г. Тард.

Общество формирует в своих членах потребность в непрерывном получении информации, потребность в постоянной сопричастности в едином поле коммуникационных процессов. Это обстоятельство должно дать каждому человеку ощущение того, что он не объект, а действующее лицо истории.

В развитии межкультурной коммуникации как весомой сферы гуманитарной науки немаловажную роль сыграл интерес, сформировавшийся ещё в начале XX века в научной среде и общественном сознании по отношению к так называемым «экзотическим» наукам и культурам. Как общественный феномен межкультурная коммуникация возникла в соответствии с практическими потребностями послевоенного мира. Осознание необходимости построения единого общества, основанного на принципах взаимного уважения и терпимости по отношению к людям с иными культурными особенностями; общества, интересы которого направлены на поддержание мирного сосуществования с другими народами, способствовало возрастанию интереса к проблемам межкультурной коммуникации в среде лингвистов, этнографов, психологов, социологов, культурологов и др.

В современном мире вопросы межкультурной коммуникации являются особо актуальными. Признание абсолютной ценности разнообразия мировых культур, отказ от колонизаторской культурной политики, осознание хрупкости существования и угрозы уничтожения большинства традиционных культур обусловливают бурное развитие соответствующих областей гуманитарного знания.

На сегодняшний день очевидно, что контакты между различными странами и народами приобретают всё более интенсивный характер, вследствие чего усиливаются взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур. Это выражается, в частности, в увеличении числа культурных обменов, а также непосредственных контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными представителями разных стран. Социальные, политические и экономические изменения мирового масштаба привели к миграции целых народов, их активному знакомству с миром других культур. Подобная интенсификация культурного взаимодействия в ещё большей степени усиливает проблему культурной самобытности и культурных различий.

В условиях культурного многообразия современного мира представители большинства народов обеспокоены поиском сохранения и развития собственного, неповторимого культурного облика. Как отмечают исследователи, подобная тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь всё более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного своеобразия. Поэтому особо важным становится вопрос определения культурного своеобразия народов, решение которого позволит устанавливать партнерские отношения с представителями других народов и в итоге достигать взаимопонимания.

Открытость внешним влияниям является важным условием успешного развития любой культуры. В то же время процесс взаимодействия культур заключает в себе скрытую опасность их унификации. Это вызывает у многих народов своего рода «защитную реакцию», проявляющуюся в категорическом неприятии происходящих культурных изменений. Целый ряд государств и культур упорно отстаивает неприкосновенность своей национальной самобытности. Ценности других культур могут либо просто пассивно не приниматься, либо же активно отторгаться и бойкотироваться (примером могут служить многочисленные этнорелигиозные конфликты, рост националистических и фундаменталистских движений).

Условия современной жизни таковы, что каждый из нас является потенциальным участником межэтнического диалога. И готовность к нему отнюдь не определяется только лишь знанием языка, норм поведения или традиций другой культуры. Основная трудность межкультурной коммуникации заключается в том, что мы воспринимаем другие культуры сквозь призму своей, и наши наблюдения и выводы ограничены исключительно её рамками. Подобный этноцентризм носит бессознательный характер, что ещё более затрудняет процесс межкультурной коммуникации. Люди с трудом понимают поступки и действия, для них самих не характерные. Очевидно, что эффективная межкультурная коммуникация не возникает сама по себе, ей стоит сознательно учиться.

Невозможно представить себе изолированное существование какой-либо культуры. В процессе своего становления и развития любая культура, во-первых, постоянно обращается к своему прошлому, а во-вторых, осваивает опыт других культур. Такое обращение к иным культурам можно определить как «взаимодействие культур». Очевидно, что подобное взаимодействие происходит на разных языках.

По мнению исследователей, культура подобна языку, т. е. можно выделить некие универсальные, инвариантные, общечеловеческие черты культуры, но сама она всегда выступает в конкретном этническом воплощении. Более того, в процессе своего развития каждая культура создает различные системы знаков, которые являются её своеобразными носителями. В отличие от животных человек создает знаки осознанно, они не являются врожденными и не передаются генетически, а представляют собой форму существования, реализуемую благодаря человеку и при его посредстве. Способность человека создавать подобные знаки в зависимости от условий существования конкретной культуры обусловливает многообразие культур и – как следствие – проблему их взаимопонимания.

Многочисленные знаки и знаковые системы определяют облик культуры того или иного времени и социума (напомним, что в рамках, например, семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, а явления культуры рассматриваются как система знаков).

В свете всего сказанного межкультурную коммуникацию можно определить как общение, которое осуществляется в условиях значительных, культурно ощутимых различий в коммуникативной компетенции его участников, при которых процесс коммуникации приобретает результативный либо нерезультативный характер. Коммуникативной компетенцией в данном контексте является знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия.

В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т. е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. При этом информация кодируется с помощью определенной символьной системы, в таком виде передается и затем декодируется, интерпретируясь тем, кому это сообщение было адресовано.

Следует заметить, что характер трактовки получаемой информации участниками межкультурного диалога может значительно не совпадать. Исследователь проблем межкультурной коммуникации Э. Холл ввёл понятия высоко- и низкоконтекстных культур, которые различаются количеством информации, выражаемой в сообщении. По его мнению, культуры характеризуются тенденциями к более высоко- или низкоконтекстным сообщениям.

Так, в стандартном высказывании в рамках низкоконтекстной культуры (швейцарской, немецкой) информация, которая требуется для правильной интерпретации данного сообщения, содержится в максимально вербализованном виде. Для культур такого типа характерен стиль обмена информацией, при котором большое значение имеют беглость речи, точность использования понятий и логика изложения.

Высказывания в высококонтекстных культурах (китайской, японской) в свою очередь не могут быть поняты только на основе содержащихся в них языковых знаков. Коммуникация в восточных культурах характеризуется расплывчатостью, неконкретностью речи, использованием приблизительных форм высказывания. Для правильной интерпретации полученной информации требуется знание обширного культурологического контекста.

Сдвиг вверх и вправо означает, что в культуре соответственно возрастают:

1) зависимость от контекста (самая низкоконтекстная культура в данной классификации – швейцарская, самая высококонтекстная – японская);

2) определённость в изложении информации (культурой с наибольшей определённостью в плане подачи информации будет швейцарская, с наименьшей – японская).

Итак, коммуникация является сложным, символьным, личностным и часто неосознаваемым процессом. Коммуникация позволяет участникам выражать некоторую внешнюю по отношению к ним самим информацию, эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают по отношению друг к другу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.01 с.)