Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контекст 1. Псалмодия в музыке духовной сосредоточенности
Духовная сосредоточенность предполагает молитвенную настроенность души. Она максимальна в храмовой музыке молитвы. "Высокая месса" Баха h moll. Что перед нами великая музыки — это ощущается сразу, в первом же грандиозном хоре "Кирие элейсон". Важна ли здесь псалмодия, открывающая тему? Опустим псалмодическое начало. Пред нами тогда — мятущаяся в тоске душа. Но разве можно пред Богом стоять в расслаблении? На что настраивает и эпитет "высокая" в названии произведения? Величию Бога отвечает благоговейная сосредоточенность внимания, мужественная собранность души. Дух трепетно-ответственного предстояния пред Богом и передается псалмодированным началом мелодии. Теперь перед нами молитва, воспроизведенная в рамках светского произведения, завершающая великий оперный шедевр Чайковского — "Пиковую даму". Жанровым началом здесь оказывается русская хоральность. (При общем хоральном складе фактуры западная и русская хоральность различны; русская — опознается по духу свободы, отсутствию квадратности, широте дыхания). Но эта необыкновенно широкая и возвышенная мелодия хорала строится из отрезков псалмодии. Какое странное, волнующе-непостижимое сочетание противонаправленных сил! Сосредоточенность псалмодии оказывается на переднем плане — она идеально соответствует скорбности момента и торжественному величию смерти. Но о чем прошение?! О прощении и жизни вечной: о несказанном, безграничном! Душа была в адском плену мучительного одержания — как же ей нужен успокоительный простор! Молитва сочувствия и желает его герою, покончившему с собой в безумии, но пришедшему в себя и покаявшемуся. Можно ли было удовлетвориться здесь размеренным западным хоралом, наподобие средних частей в соль минорных ноктюрнах Шопена, тоже успокаивающих смятенность первых частей? Можно ли подставить сюда даже и псалмодированный западный хорал, как например, в открывке из хора жрецов из Аиды? Пример О нет, это было бы насмешкой над героем. В контексте русской оперы западный хорал с его мерной упорядоченностью казался бы недопустимо формальным и холодным. И это — вместо тепла любви? Нет, здесь нужна именно православная хоральность соответственно генеральной тональности русской музыки — тональности дружественности, духовной свободы в соборной доброй любви. Безграничности духовных горизонтов вечности православной веры ответила возвышенная широта русского хорала с его бесконечной мелодией и непредсказуемо свободным метрическим развитием. Какой же душой надо было обладать, и как глубоко и по-православному сочувствовать герою оперы, чтобы написать такую музыку!
А теперь — некоторые примеры скрытой молитвенности. Начало песни Шуберта "Первая утрата" (Erster Verlust): "Кто те дни (дни любви) вернет мне снова?" Вопрос как бы риторический. Но на пустой вопрос не напишется глубокая музыка. Сердце глубже ума, и чувствует, что есть на самом деле Тот, Кто может дать полноту жизни и любви. В ответ на ясновидение сердца и появляется псалмодическая интонация в мелодии и фактуре. Она поднимает сердце к тайной молитве и избавляет музыку от опасности уныния или безвольной душевной слезливости. Пример При замене четырехкратного звука с на рисунок опевания (с-b-c-des) музыка теряет в духовной крепости и собранности, становится сентиментально-размазанной. Взглянем на молитвенно-восторженный романс Шумана "Как ландыш, ты прекрасна". А.П.Чехов по первой фразе безошибочно определял, имеет ли смысл продолжать чтение. И в музыке шедевр часто виден с первой же интонации. В чем ее уникальность здесь? Текст романса полон молитвенного чувства (кульминационный звук романса не случайно выделяет слова "betend, da Gott" — "молясь, чтобы Бог"). В музыке с первого же мгновения нас встречает единовременный контраст церковного происхождения: сосредоточенная псалмодическая речитация у фортепиано — и дление, протянутый звук в вокальной партии. Так задается установка духовно-молитвенной глубины. Дление завершается повтором звука (этот крохотный элемент псалмодии тем не менее успевает внести заметный вклад в общее ощущение молитвенной силы), а далее, в триольном движении — элемент распева, невматического пения, как движение сердца, зримо противопоставляемый строгости двухдольной псалмодии у фортепиано, словно бы момент томления. Но вот, наконец, главное открытие Шумана. Его мелодии поражают глубокой сердечной интимностью ("Шопен — совершенство, но Шуман эмоционально первозданнее" — Асафьев). Шуман впервые стал начальные интонации заканчивать рельефным отклонением — неслыханное новаторство: экспонируется жест "открывания сердца". Вот откуда эффект интимности (intimus — внутренний). В контексте молитвенных средств тяготения сердца с несомненностью опознаются как восходящие, "вертикальные", — не душевные только, но духовные устремления к Источнику всякой красоты.
В музыке молитвы и духовной сосредоточенности псалмодия проникает не только в мелодию, но и в другие голоса. Вспомним хор "Crucifixus" из Высокой мессы Баха. Тема basso ostinato основана на хроматически нисходящем движении (риторический прием passus duriuscukus — символ скорби, горя, смерти), но каждый звук повторяется, что создает эффект псалмодии. И мелодические фразы голосов хора псалмодичны в основе (но содержат в середине стонущий распев). А вот фортепианная пьеса, прямо отсылающая к сердцевине богослужения, к евхаристической молитве: Sursum cordа ("ГорЕ имеим сердца") Листа. Темповое обозначение maestoso, громогласное fff, гигантский объем звучания, охватывающий все регистры фортепиано, скачки на септиму в мелодии, ремарки molto accentuato, grandioso …— странна эта театральная страстность для православного сердца. Ведь не в буре Господь, а в "гласе хлада тонка" (3 Цар.19:12 — слав., точно передающее смысл древнееврейского текста). "Будем праздновать не пышно, но божественно, не по-мирскому, но премирно, не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим", — призывает св. Григорий Богослов, советуя для того не пресыщать зрения и слуха, избегать пронзительного "козлогласования" (Слово 38). "Горе имеим сердца" — призыв вознестись над чувственным, востечь смиренной верой к престолу благодати Божией. Все же показательно: чего уж не смог избежать Лист при изображении духовной сосредоточенности, так это — псалмодической фактуры сопровождения! Яркие примеры аккордово-фактурной псалмодичности в музыке нецерковной: "Для берегов отчизны дальной" Бородина (здесь псалмодична и мелодия), "Я не сержусь" Шумана (псалмодия принимает участие в развивающей части мелодии), небесное Адажио клавирного концерта Баха-Марчелло (возвышенная сосредоточивающая сила псалмодического сопровождения дивно сочетается с мелодическими фразами, возводимыми ввысь небесными тяготениями духа, а постепенное как бы импровизационное расцвечивание фраз символизирует воспламенение молитвенного восторга музыки).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.007 с.) |