Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении



Определенный порядок процесса физического воспитания можно представить в виде иерархической структуры (рис. 1.1). Как отмечалось в предисловии, назовем его «инструментом №1» для исследования процесса физического воспитания.

1.Целью физического воспитания студентов вузов является формирование высокого уровня физической культуры человека, основанной на способности направленного использования материальных и духовных ценностей физической культуры, разнообразных средств и методов физического воспитания и спорта для сохранения и укрепления здоровья и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

Воспитательные

· формирование ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и воспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· понимание социальной роли физической культуры в развитии человека и подготовке его к профессиональной деятельности;

образовательные

· знание научно-теоретических, биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

Развивающие

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· использование навыков активной двигательной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

Оздоровительные

· использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, а также использование методов самоконтроля в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

 

 

Рис. 1.1. Общая структура процесса физического воспитания

3. Средства физического воспитания. Для решения задач физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать задачи физического воспитания студентов.

4. В физическом воспитании применяются методы общепедагогические и специфические. Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания, спортивной подготовки) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам относятся:

  1. метод строго регламентированного упражнения;
  2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

  1. словесные методы;
  2. методы наглядного воздействия.

Оптимальное сочетание перечисленных выше методов в соответствии с методическими принципами (см. Лекция 8) может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

5. Формы организации: учебные занятия, самостоятельные занятия (утренняя физическая зарядка, физические упражнения в режиме дня), массовые оздоровительные и спортивные мероприятия.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Непосредственная ответственность за организацию и проведение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физической культуры и спорта. Массовая оздоровительная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой физической культуры и спорта и общественными организациями.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

1. Учебные занятия: теоретические, практические, контрольные;

2. Самостоятельные занятия: утренняя физическая зарядка, выполнение физических упражнений в режиме дня;

3. Массовые оздоровительные и спортивные мероприятия.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедры физической культуры и спорта.

Теоретические занятия направлены на приобретение студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убежденности в необходимости творческого приобщения к ценностям физической культуры и спорта.

Практические занятия включают программный материал, обязательный для всех учебных групп, который содержит разделы, регламентирующие применение различных средств, направленных на овладение двигательными навыками, на повышение уровня физических качеств и поддерживание интереса к занятиям по физическому воспитанию и спортом среди студентов.

Программный материал практических занятий состоит из двух подразделов:

1) учебно-методического, обеспечивающего практическое овладение методами физического воспитания, физической подготовки и спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей человека;

2) учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеурочное время по заданию преподавателей или в спортивных секциях [,, ].

Массовые оздоровительные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студентов к регулярным занятиям по физическому воспитанию и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия организуются и проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физической культуры и спорта и активном участии профсоюзной организации вуза.

В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

· систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические), предусмотренные учебным расписанием;

· повышать уровень физической подготовленности;

· выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачеты по физическому воспитанию в установленные сроки;

· соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

· регулярно заниматься утренней физической зарядкой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом;

· активно участвовать в массовых оздоровительных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

· проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за уровнем своей физической и спортивной подготовленности;

· иметь спортивную форму и спортивную обувь в соответствии с проведением занятий в зале или на открытом воздухе.

6. Результат физического воспитания отражаетсяна уровне теоретических знаний, методических и двигательных навыков и умений, в морфофункциональных изменениях организма, на уровне физических качеств.

7. Контроль – завершающий этап процесса, на котором сравнивается соответствие результата поставленным в начале процесса задачам. Здесь определяется достаточность теоретических и методических навыков и умений, уровня физических качеств, а также необходимость коррекций в процессе физического воспитания студента.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований и упражнений определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания и доводятся до сведения студентов. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачету допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы. К выполнению зачетных упражнений допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Практические контрольные упражнения и нормативы с градацией оценки показателей приводятся в приложении 2. Отметка о выполнении зачетных требований по физическому воспитанию вносится в зачетную книжку студентов.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какими общекультурными компетенциями (ОК), относящимися к физической культуре, должен обладать выпускник – бакалавр?

2. Что такое физическая культура?

3. Опишите иерархию общей структуры процесса физического воспитания в вузе.

4. Что является целью физического воспитания студентов вузов?

5. Какие средства применяются для решения задач физического воспитания?

6. Перечислите формы организации физического воспитания.

7. Какие обязанности возлагаются на студентов для успешного освоения ими программы физического воспитания?

 


Лекция 2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту

1. Физическая культура – как органичная часть культуры общества.

2. Сущность понятия «физическая культура человека».

3. Современное состояние физической культуры и спорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.174 (0.011 с.)