Посттравматическое стрессовое расстройство: история возникновения, теоретические модели, диагностика и лечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посттравматическое стрессовое расстройство: история возникновения, теоретические модели, диагностика и лечение



Введение

 

В настоящее время резко возросло количество антропогенных катастроф и «горячих точек» в различных регионах планеты. Мир буквально захлестывает эпидемия тяжких преступлений против личности. Эти ситуации характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью. Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности. Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные, природные, технологические, индивидуально-психологические, экологические и медицинские аспекты существования человека в современном мире.

За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, посвященных травматическому и посттравматическому стрессу. Можно говорить о том, что исследования в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную междисциплинарную область науки. В нашей стране, несмотря на высокую актуальность этой проблемы, ее разработка находится на начальной стадии, имеются отдельные научные коллективы психологов и психиатров, которые занимаются ее изучением.

Цель работы: изучить психологические факторы посттравматического стрессового расстройства.

Задачи:

- провести теоретический анализ проблемы посттравматического стрессового расстройства и копинг-стратегий;

- раскрыть сущность понятия «ПТСР»;

- систематизировать и обобщить материал по теме;

Актуальность работы заключается в том, что профилактика и выявление ПТСР представляет собой одну из наиболее сложных задач в современном обществе и требует тщательного и серьезного исследования. Важность такого исследования связана с тем, что на сегодняшний день в научном сообществе отсутствует общепринятое понимание сущности ПТСР и вызывающих его причин.

Научная новизна заключается в дополнении, расширении и обогащении теоретических представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве, и связанных с ними копинг-стратегий.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования углубляют научные знания о проблеме посттравматического стрессового расстройства, поскольку они обусловлены потребностями современного общества, а также выступают основой для проведения дальнейших исследований и разработки теоретических оснований повышения уровня диагностики и методов лечения расстройства.


Посттравматическое стрессовое расстройство: история возникновения, теоретические модели, диагностика и лечение

История происхождения ПТСР

История посттравматического стрессового расстройства, как феномена человеческой природы, берет своё начало в античности, когда впервые были описаны симптомы, возникающие в результате воздействия тех или иных травмирующих событий на человека. Так Геродот (450 г. до н. э.) описывает симптомы, появившиеся у воина, пережившего сильный испуг в ходе Марафонского сражения. Подобные свидетельства и описания, находим так же у Гиппократа, Ксенофонта и Лукреция, а также в ряде упоминаний средневековых врачей, историков и философов.

Но по-настоящему, попытку первого систематического описания и исследования симптомов посттравматического стресса, было предпринято в 1867 году английским хирургом Д. Е. Эриксоном. В своей работе «Железнодорожные и другие травмы нервной системы», описал ряд симптомов, такие как: расстройство сна, кошмары, нарушения памяти и др., которые он наблюдал у людей пострадавших в результате железнодорожной катастрофы. Подобные расстройства Д. Е. Эриксон объяснял следствием так называемого «молекулярного поражения спинного мозга», в ходе которого нарушалась работа спинного мозга, что влекло за собой психические последствия. Однако, данная точка зрения на посттравматический стресс, в дальнейшем не нашла поддержки у ученых и практиков.

В 1888 году немецкий врач Г. Опенгейм, предложил термин «травматический невроз», для описания психологического состояния симптомами которого были навязчивые воспоминания о случившемся событии, расстройства сна, кошмары и т.д. Причины подобных расстройств Г. Опенгейм усматривал в органических нарушениях головного мозга, вызванных как физическими, так и психологическими факторами.

В это же время французский врач и психиатр Пьер Жане, на основе исследований истерии в лаборатории Ж. М. Шарко, опубликовал книгу «Психический автоматизм» (1889), где дал первое научное описание посттравматического стресса. По П. Жане, причиной травмы является неподготовленность индивида к травмирующему событию, из-за чего снижается способность к адаптации и действию.

С наступлением XX века, все большее внимание ученых и врачей, стало привлекать проблема посттравматического стрессового расстройства, чему способствовали Две мировые войны, давших богатый материал для подобного рода исследований. Только в период Первой мировой войны было официально зарегистрировано около 80 тысяч случаев посттравматических расстройств. В то время широко использовался термин «снарядный шок», введенный в обиход английским психиатром Ч. С. Майерсом. Этим термином в первую очередь обозначались психологические травмы, возникшие в результате артиллерийских атак на поле боя. Ч. С. Майерс различал неврологические расстройства вследствие контузии и собственно психологический «снарядный шок». Результаты исследований Ч. С. Майерса с ветеранами Первой мировой войны, привели к созданию центров реабилитации рядом с линией фронта.

В России психологическими проблемами участников и ветеранов Первой мировой войны занимались И. Бехтерев, Ф. Зарубин, а также В. Гиляровский, А. Архангельский и др. после Великой Отечественной Войны.

Первое систематическое исследование посттравматического стрессового расстройства предпринял в 1941 году А. Кардинер, и назвал это явление «хроническим военным неврозом». А. Кардинер вводит понятие «центральный физионевроз», для обозначения нарушений ряда функций, обеспечивающих успешную адаптацию к окружающей среде. Он впервые дал комплексное описание симптоматики военного невроза, куда входят такие характеристики как:

а) раздражительность и возбудимость;

б) стремительная реакция на внезапные возбудители;

в) фиксирование на событиях, повлекших за собой травму;

г) оторванность от реальности;

д) склонность к неконтролируемым агрессивным реакциям.

Американские исследователи Р. Гринкер и Д. Шпигель в своей монографии 1945 года «Человек в условиях стресса», значительно дополнили и обогатили список симптомов военного невроза, от которых страдали солдаты «возвращенцы», а также побывавшие в концентрационных лагерях люди.

В 1980-е исследования в области посттравматического синдрома стали еще более обширными. Важнейшими в этой области исследования вели два американских ученых по двум направлениям: А. Эгендорф, чьи работы были посвящены сравнительному анализу особенностей адаптации у участников вьетнамской войны и их невоевавших ровесников, и Г. Боуландер, изучавший особенности отсроченной реакции на стресс. Итоги проделанной работы были обобщены в коллективной монографии «Травма и ее след» (1986).

Начиная с 1970-х и вплоть до сегодняшнего дня, проводиться все большее количество систематических исследований в области постстрессовых состояний не только у ветеранов и действующих участников войн; изучаются также психологические последствия от воздействия катастроф на человека (природных и техногенных), а начиная с 1990-х, особое внимание стало уделяться исследованиям ПТСР у жертв преступлений и сексуального насилия.

 

Теоретические модели ПТСР

На сегодняшний день существует несколько теоретических моделей, объясняющих механизмы возникновения и развития ПТСР. Среди них можно выделить такие основные направления как психодинамическое, психосоциальное, психобиологическое и когнитивное.  В настоящее время можно также выделить три основных тенденции объяснения формирования ПТСР:

1) Научающе-бихевиоральный подход;

2) С точки зрения изменения когнитивных схем и дисфункциональных когниций;

3) Биологический подход.

К числу строго психологических моделей следует отнести психодинамическую, психосоциальную и когнитивную концепции. Все три модели были разработаны в ходе изучения закономерностей процесса адаптации людей подвергшихся воздействию травмирующих событий к нормальной жизни. В ходе исследований была выявлена закономерность, между способами выхода из тяжелой кризисной ситуации и успешностью последующей адаптации. Так же были установлены две наиболее эффективные стратегии выхода из кризисной ситуации:

1) Целенаправленное возвращение к воспоминаниям о шокирующем событии. Анализ и принятие;

2) Осмысление значения случившегося травматического события.

Собственно первая из этих стратегий, и легла в основу при разработке психодинамических моделей ПТСР, согласно которым, наиболее адекватным ответом на травмирующее событие, является стратегия избегания любых упоминаний о травме, с последующим ее полным вытеснением из сознания.

В соответствии с психодинамическим подходом, травма приводит к нарушению процессов символизации. З. Фрейд, рассматривая травматический невроз как в первую очередь нарциссический конфликт, вводит понятие «стимульного барьера». Согласно этой гипотезе, в результате напряженного или длительного воздействия на этот барьер каких-либо травмирующих факторов, происходит его разрушение, вследствие чего либидозная энергия смещается с ситуации или объекта, вызвавшего травму, на ее субъект. Фиксация на травме – это попытка ее контроля. Как в классической, так и в современной психодинамической модели, последствия травматизации рассматриваются в виде следующих положений:

1) Возвращение к оральной стадии развития;

2) Сдвиг либидо с объекта на Эго;

3) Реактивация садомазохистских инфантильных побуждений;

4) Применение элементарных защитных функций;

5) Автоматизация Эго;

6) Отождествление себя с агрессором;

7) Возврат к архаичным формам функционирования Супер-Эго;

8) Разрушительное изменение «Я-идеала».

При всем этом считается, что травма является своего рода триггерным механизмом, актуализирующим детские конфликты, которые предопределяют неспособность ответить на стресс в будущем.

При всем внимании к глубинным психическим процессам, психодинамическая модель не в состоянии объяснить всю симптоматику травматического реагирования на чрезвычайные ситуации. Наконец, как показывает практика, психоаналитическая терапия неэффективна, для лечения подобного рода расстройств.

Следующие аспекты преодоления ПТСР, такие как когнитивная переоценка и оценка травмирующего опыта, наши свое отражение в когнитивных психотерапевтических моделях. Создатели этого направления считают, что наилучшим преодолением последствий психической травмы, будет в наибольшей степени способствовать когнитивная оценка травмирующей ситуации. Нужно добиться чтобы в сознании жертвы, страдающей ПТСР, причина произошедшего приобрела внешний (экстернальный) характер. Этот принцип прекрасно иллюстрирует широко известное выражение «не я плохой, я просто совершил плохой поступок».

При подобного рода паттернах мышления, по мнению исследователей, сохраняется, закрепляется и повышается вера человека в реальность бытия, в рациональность окружающего мира, и что самое главное, возможность сохранения контроля над ситуацией. Ключевой целью при этом является восстановление представления о гармоничности и справедливости существующего мироустройства (реставрация таких понятий как вера в справедливость, доброту окружающих и др.), поскольку именно эти понятия в наибольшей степени искажены у жертв, страдающих ПТСР.

В контексте когнитивной модели все травматические события рассматриваются как потенциальные разрушители базовых представлений индивида о себе и мире. В этом смысле, реакция на стресс представляет собой неадаптивный ответ на обесценивание этих базовых убеждений. Подобного рода убеждения формируются на протяжении всей жизни человека, составляя его Я-концепцию, которая и разрушается вследствие воздействия травматического события. Подобное неадаптивное преодоление травмы включает в себя гнев, диссоциацию, генерализацию страха, постоянное возвращение и отыгрывание произошедшего события. Причина такой реакции лежит в негибкости когнитивных схем.

Когнитивная модель с наибольшей полнотой объясняет симптоматику, патогенез, причины и условия возникновения ПТСР, одновременно учитывая множество факторов, таких как генетический, когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Следующие модели, получившие название психосоциальные, особое внимание уделяют социальным факторам, в которых находится жертва психической травмы, в частности таким параметрам как социальные условия и социальная поддержка окружающих.

Под социальными условиями в данном случае понимают совокупность социальных реалий (явлений, качеств, отношений) необходимых для жизнедеятельности индивида в обществе, как в процессе труда, так и в рамках свободного времени. Неотъемлемой частью социальных условий является социальная поддержка со стороны близких и окружающих людей. Исследования показали, что сильная социальная поддержка во время кризиса, может помочь уменьшить последствия травматических расстройств.

Для успешного преодоления ПТСР-синдрома, были выделены главные социальные факторы влияющие на успешность адаптации жертв после получения психической травмы:

1) Отсутствие физических последствий травмы;

2) Сохранение социального статуса;

3) Устойчивое финансовое положение;

4) Наличие поддержки со стороны близких и общества.

При этом подчеркивается, что фактор поддержки со стороны близких и общества, в наибольшей степени влияет на преодоление последствий травмы.

В качестве основной теоретической концепции, до недавнего времени считалась двухфакторная теория возникновения ПТСР.

В основе двухфакторной модели ПТСР, лежат два основных положения: Павловский принцип условно-рефлекторной обусловленности и теория поведенческой, оперантной обусловленности развития синдрома.

 

                     
Двухфакторная теория ПТСР
 
Фактор условно-рефлекторной обусловленности ПТСР (по И. В. Павлову)
Фактор поведенческой, оперантной обусловленности развития ПТСР
 

 


Согласно учению И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах, условные рефлексы – это приспособительные реакции организма, представляют собой ответные реакции организма на раздражитель, их выработка происходит постепенно, при наличии определенных условий среды. Они зависят от условий формирования ассоциативной связи между раздражением и реакцией. Условные рефлексы индивидуальны, и являются результатом опыта каждого животного и человека, в то время как безусловные рефлексы универсальны, и характерны для всех животных данного вида или класса. Для формирования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей: безусловного раздражителя и нейтрального (индифферентного), который затем становится условным сигналом.

По принципу условно-рефлекторной обусловленности ПТСР, основная роль в формировании синдрома отводится непосредственно травмирующему событию. Здесь оно выступает в качестве интенсивного безусловного стимула, соответственно вызывающего у человека безусловно-рефлекторную ответную реакцию. Таким образом, другие обстоятельства или события, по своему существу нейтральные, но связанные каким-либо образом с травматическим стимулом, могут послужить условно-рефлекторными раздражителями, и вызвать соответствующую эмоциональную реакцию.

Следующей составной частью двухфакторной теории ПТСР, является принцип оперантной обусловленности в развитии синдрома. В основе этого принципа лежит научающе-бихевиоральный подход к личности Б. Скиннера, который касается открытых действий людей исходя из их жизненного опыта.

Б. Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное, как ответ на уже знакомый стимул, и оперантное – определяемое результатом следующим за поведением. Суть оперантного научения в том, что организм оказывая действие на окружение, производит результат, который в случае позитивного исхода, будет стремиться повториться. Соответственно, если вслед за реакцией действия следует негативный результат, такое поведение стремится не повторятся.

Главная роль в теории оперантного научения отводится подкреплению – это ассоциация, образующаяся в том случае, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул. Таким образом, подкрепленное поведение стремится повторится, а неподкрепленное или наказуемое – не повторяться.

Исходя из концепции оперантной обусловленности посттравматического синдрома, если воздействие событий, имеющих сходство (явное или ассоциативное) с основным травмирующим стимулом, ведет к развитию эмоционального стресса, то человек будет стремится избегать такого рода воздействия.

Тем не менее, с помощью двухфакторной теории довольно трудно понять природу ряда свойственных только ПТСР симптомов, а в частности таких как: постоянное возвращение к переживаниям, связанных с травмирующим событием, навязчивые воспоминания, сны о случившемся, ночные кошмары, а также, так называемый «флэшбэк-эффект». Во всех этих случаях, оказалось совершенно невозможно установить, какие именно условные стимулы побуждают проявление этих симптомов, ввиду их слабой связи с событием, повлекшим за собой травму.

Для того чтобы объяснить подобного рода проявления ПТСР, Р. Питменом была разработана теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей. Согласно данной теории, в памяти человека имеется определенная специфическая информационная структура – «схема» или «сеть», обусловливающая развитие эмоциональных состояний. Она включает в себя три компонента:

1) Информацию о внешних событиях и условиях их проявлений;

2) Информацию о реакции на эти события, включает речевые компоненты, двигательные акты, соматические и другие реакции;

3) Информацию о смысловой оценке стимулов и актов реагирования, т.е. то, как человек воспринимал и осознавал событие.

При определенных условиях ассоциативная эмоциональная сеть начинает работать как единое целое, производя эмоциональный эффект. По Р. Питмену, в памяти также возможно формирование сходным образом построенных патологических ассоциативных структур, которые и лежат в основе посттравматического стрессового расстройства. Подтверждение этой гипотезы было получено с помощью эксперимента с ветеранами вьетнамской войны. Р. Питменом было установлено, что при воспроизведении в памяти травмирующего события, ведет к заметным различиям между здоровыми и страдающими ПТСР ветеранами вьетнамской войны. Соответственно у последних отмечалась интенсивная эмоциональная реакция в процессе воспроизведения в воображении ими эпизодов боевого опыта, в то время как у здоровых испытуемых такой реакции не наблюдалось.

 

         
 
Эмоциональный эффект

 

 


Благодаря теории ассоциативных эмоциональных сетей был описан механизм образования и развития «флэшбэк-феномена», но в то же время, такие симптомы ПТСР, как ночные кошмары и навязчивые воспоминания, все же с трудом поддавались объяснению в рамках данной теории. В связи с этим было высказано предположение, что патологические ассоциативные эмоциональные сети ПТСР-синдрома, могут обладать свойством самопроизвольной активации. Механизм данной активации предлагается искать в нейрональных структурах головного мозга, а также в биохимических процессах, протекающих на этом уровне. Несмотря на то, что на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, нейрофизиологические и биохимические исследования последних лет показали, что патогенетический механизм ПТСР-синдрома обусловлен нарушением функций эндокринной системы, вызванным запредельным стрессовым воздействием.

Информационная модель ПТСР разработанная М. Горовицем, является попыткой синтеза психоаналитической, психофизиологической и когнитивной моделей. Согласно М. Горовицу, стресс – это большое количество внешней и внутренней информации, основная часть которой не может быть согласована с когнитивными схемами, что приводит к информационной перегрузке. Далее, необработанная информация переносится из сознания в бессознательное, где продолжает находится в активной форме. По принципу избегания боли, индивид стремится сохранить информацию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к завершению, травматическая информация, будучи частью процесса обработки полученного знания, иногда может снова становиться сознательной. Если подобные «вторжения» упрощают переработку информации, то защитные действия предоставляют постепенную ассимиляцию травматического опыта. Однако эти процессы иногда могут протекать неадекватно. Например, защитные действия могут препятствовать обработке информации, а «вторжения» травматической информации подавлять человека. Подобные колебания между отвержением – оцепенением и «вторжениями» продолжаются до момента, пока информация не будет полностью переработана. При окончании информационной обработки, опыт оказывается интегрирован в когнитивные схемы, и травма больше не хранится в активном состоянии. Вместе с психологическим фактором, в эту динамику включен также и биологический фактор. Феномен реагирования подобным образом – это нормальная реакция на травматическую информацию. Ненормальны лишь предельно интенсивные реакции, являющиеся показателем неадаптивной реакции, блокирующие обработку информации, и как следствие, мешающие встраиванию ее в когнитивные схемы индивида.

Следует также отметить, что данная модель ПТСР, недостаточно дифференцирована, что в свою очередь не позволяет учитывать индивидуальные различия при исследовании посттравматического реагирования.

К комплексным моделям механизма зарождения и развития ПТСР относятся теоретические разработки, учитывающие как биологические, так и психические аспекты развития синдрома. Наиболее соответствует этой парадигме нейропсихологическая гипотеза Л. Кольба. В ходе проведения ряда психофизиологических и биохимических исследований у ветеранов вьетнамской войны, было выявлено, что в результате чрезвычайного по интенсивности и продолжительности стимулирующего воздействия, происходят заметные изменения в нейронах коры головного мозга, происходит блокировка синаптической передачи и даже гибель нейронов. Главным образом при этом страдают зоны мозга, выполняющие функцию контроля над агрессивностью и циклом сна.

Все вышеперечисленные подходы, в равной степени объясняющие развитие и функционирование ПТСР, вполне совместимы и успешно дополняют друг друга. Однако теория научения и когнитивный подход, являясь сугубо психологическими концепциями, не могут дать объяснения симптомам сверхвозбуждения и другим психофизиологическим изменениям при ПТСР, в то время как биологический подход, вполне способен восполнить этот пробел.

Попытку дать ответ на вопрос, почему лишь у части людей, перенесших травму, возникают симптомы посттравматического стресса, предлагает э тиологическая мультифакторная концепция, разрабатываемая А. Мэркером и соавторами. Создатели этой концепции, надеются с ее помощью объяснить, почему одни в результате переживания травматического стресса начинают страдать ПТСР, а другие – нет. В рамках данной концепции, были обозначены три группы факторов, сочетание которых приводит к образованию посттравматического синдрома:

1) Факторы, непосредственно связанные с травматической ситуацией (тяжесть травмы, неконтролируемость ситуации, неожиданность);

2) Защитные факторы: способность к осмыслению произошедшего, наличие социальной поддержки, а также механизмы совладания (например, было выявлено, что люди, пережившие травматический опыт, и имеющие возможность говорить об этом, отличаются лучшим самочувствием и реже обращаются к врачам какого бы то ни было профиля);

3) Факторы риска. На возникновение и развитие синдрома могут оказывать такие факторы как: возраст на момент травматизации, полученный ранее отрицательный опыт в схожей ситуации, имеющиеся психические расстройства, низкий интеллектуальный, материальный и социоэкономический уровень.

В соответствии с этой мультифакторной концепцией, психотерапия должна работать на подкрепление защитных факторов, поскольку именно это ведет к переосмыслению произошедших событий и укреплению совладающих механизмов. Для того чтобы пациент вновь мог обрести контроль над эмоциональными реакциями, переосмыслить и найти место для травматического события в своей жизни и личной истории, необходимо освободиться от последующих воспоминаний о прошлом, и интерпретации последующих эмоциональных переживаний как напоминаний о травме. Это является ключевым моментом в психотерапии ПТСР, т.е. включение того неприемлемого, ужасного и непостижимого, что с ним случилось, в его образ Я.

 

Методы диагностики ПТСР

На данный момент для диагностики ПТСР разработан и широко применяется большой комплекс клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом является структурированное клиническое диагностическое интервью – SCID (Structured Clinical Interview for DSM), и клиническая диагностическая шкала CAPS (Clinical-administered PTSD Scale). В SCID входят ряд диагностических модулей (блоков вопросов), предоставляющих диагностику психических расстройств по критериям DSM-IV. В каждом модуле даются четкие инструкции, позволяющие специалисту по мере необходимости переходить от одного блока вопросов к другому.

К другим часто применяемым в мировой практике методикам диагностики ПТСР относятся: шкала оценки тяжести воздействия травматического события IOES - R (Impact of Event Scale-Revised); опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL -90- R (Symptom Check List-90-Revised); Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций; шкала ПТСР из MMPI; опросник Бека для оценки депрессии; шкала оценки тяжести боевого опыта Т. Кина.

Важно учитывать специфику психодиагностики ПТСР: главным этапом при ее проведении является наличие самого факта переживания человеком травматического события в анамнезе. Другими словами, на этом этапе актуализируется индивидуальный травматический опыт со свойственным ему постстрессовой симптоматикой. Процесс обследования травматизированных людей требует от специалиста-психолога выходить за рамки непосредственно своей компетенции, в данном случае на передний план выходит умение оказывать первую психотерапевтическую помощь.

Лечение ПТСР

На данный момент среди специалистов-психотерапевтов нет устоявшейся точки зрения на результаты лечения посттравматического стрессового расстройства. Одни исследователи считают, что ПТСР – излечимое расстройство, другие – что его симптомы так и не удастся до конца полностью устранить. Процесс лечения расстройства – длительный и может продолжаться несколько лет. Можно выделить психофармакологический, психотерапевтический и реабилитационный аспекты лечения.

Психофармакологическая терапия определяется особенностями клинической картины и ведущими в данный момент психопатологическими симптомами. Психофармакологическая терапия обеспечивает устранение наиболее острых симптомов, облегчая проведение психотерапии и последующей реабилитации. Реабилитация предполагает наличие в первую очередь поддержки со стороны близких людей, восстановление прежнего социального статуса (если он был потерян в результате травмирующего события), прочность социоэкономического уровня.

Психотерапевтические методы лечения ПТСР направлены на создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективную переоценку травматического опыта и восстановление ощущения ценности собственной личности. Главной задачей в психотерапии ПТСР является интеграция того неприемлемого, чуждого, ужасного опыта, в его представление о себе, в свой образ Я. Также психотерапия должна обращаться к двум важнейшим аспектам посттравматического расстройства – снижению тревоги и восстановлению чувства личностной целостности, контроля над происходящим.

Наиболее часто применяемыми методами психотерапии ПТСР являются групповая психотерапия, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, психодинамическая психотерапия.

Групповая психотерапия ПТСР – наиболее часто и широко используемый вид терапии для пациентов, переживших травматическое событие. Существует два отличных друг от друга вида групповой терапии:

1) Использование групп открытого типа, направленных на решение образовательных задач, а также с работой над структурированием травматических воспоминаний (работа «там и тогда»);

2) Группы с заданной структурой, направленные на выполнение конкретной задачи, на выработку навыков совладания с травмой (работа «здесь и сейчас»).

В любом случае, независимо от формата группы, групповая психотерапия направлена на достижение определенных терапевтических целей: снижение чувства изоляции, обеспечение социальной поддержки, обучение методам совладания, преодоления чувства неполноценности, уменьшение чувства вины и стыда, развития доверия и др.

Когнитивно-бихевиоральная (поведенческая) психотерапия ПТСР – одна из форм психотерапии, где главная роль отводится конфронтации пациента с травматическими образами, воспоминаниями, в целях постепенного ослабления симптоматики ПТСР. Свою эффективность данная модель психотерапии показала в работе с преодолением избегающего поведения, а также снижении интенсивности «флэшбэков» и симптомов сверхвозбуждения. Наиболее известными вариантами поведенческой терапии являются:

1) Техника «вскрывающих интервенций» EBI (Exposure-Based Interventions).

Данная техника основана на положении, что ПТСР действует страх не только соответствующий травме стимулов, но и воспоминаний о травме. Следовательно, обращение пациента к вызывающим страх воспоминаниям должно приносить терапевтический эффект, то есть метод заключается в том, чтобы помочь пациенту заново пережить травматическое воспоминание и интегрировать их. Эффективность данного вида психотерапии, была доказана в работе с ветеранами войн, жертвами изнасилования и детьми, находящимися в зоне боевых действий.

2) Техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний посредством движений глаз EMDR (Eye Movement Desensitization and Reproctssing).

Данная техника была создана Ф. Шапиро в 1987 году, и в настоящее время вызывает наибольшее число споров. Считается, что метод в основном пригоден для лечения случаев единичной травматизации, например, травма полученная в результате ДТП, хотя имеется опыт применения на больных агорафобией, депрессией.

EMDR – вариант техники вскрывающих интервенций, дополненной движениями глаз пациента. Терапия состоит из следующих процедур: представление травматической сцены, переживание чувства тревоги, когнитивное изменение структуры травмы и направляемых терапевтом саккадических движений пальцем. Состояние пациента оценивается по субъективной десятибалльной шкале дистресса SUD (Subjective Units of Distress scale).

Несмотря на многочисленные заявления об успешных случаях лечения ПТСР методом EMDR, эти результаты считаются довольно субъективными, поскольку после проведения ряда экспериментальных исследований, было показано, что само по себе движение глаз вообще не имеет никакого значения. Наконец, было показано, что среди ветеранов вьетнамской войны, прошедших терапию EMDR, по истечении нескольких лет наблюдалось усиление симптоматики ПТСР, и общее ухудшение их психопатологической картины, по сравнению с аналогичной выборкой ветеранов, не подвергшихся данной терапии.

Заключение

 

Проведенный теоретический анализ научной литературы, как зарубежных авторов, так и отечественные показал, что нет общего взгляда на определение такого понятия как посттравматическое стрессовое расстройство.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) определяется как непсихотическая отсроченная реакция организма на травматический стресс или событие, способное вызвать психические нарушения. При этом надо понимать что травматический стресс есть результат нетипичного взаимодействия человека и окружающей среды. ПТСР – это целый комплекс реакций человека на травму, т.е. переживание, потрясение, вызывающие у большинства людей чувства страха, ужаса, беспомощности. В основном, это ситуации, когда человек сам непосредственно пережил угрозу собственной жизни, а также явился свидетелем смерти или ранения другого человека. Таже отмечается, что симптомы ПТСР могут проявится как сразу после нахождения в травматической ситуации, так и спустя много лет.

На сегодняшний день существует несколько теоретических моделей, объясняющих механизмы возникновения и развития ПТСР. Среди них можно выделить такие основные направления как психодинамическое, психосоциальное, психобиологическое и когнитивное.  В настоящее время можно также выделить три основных тенденции объяснения формирования ПТСР: научающе-бихевиоральная, подход с точки зрения изменения когнитивных схем и дисфункциональных когниций, а также биологический подход.

Важную роль в протекании ПТСР играет когнитивная регуляция эмоций, т.е. стратегий, предназначенных для борьбы со стрессом, а именно с дистрессом. В современной научной литературе, чаще всего присутствуют девять способов когнитивной регуляции эмоций предложенные Н. Гарнефски и В. Крайг: самообвинение, обвинение, принятие, перефокусировка на планирование, положительная перефокусировка, позитивный пересмотр, сосредоточение, помещение в перспективу, катастрофизация.

Целью данного исследования являлось изучение психологических факторов развития посттравматического стрессового расстройства. В результате проведенного теоретического анализа научной литературы были полностью решены поставленные задачи.

Результаты исследования углубляют научные знания о проблеме ПТСР и связанных с ним копинг-стратегий, поскольку они обусловлены потребностями современного общества, а также выс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.066 с.)