Кафедра конституционного и административного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра конституционного и административного права



Кафедра конституционного и административного права

Рабочая программа учебной дисциплины

Конституционное право

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(уровень бакалавриата)

Формы обучения: очная, заочная, очно-заочная

 

 

Москва – 2017

 


 

Составитель – канд. юрид. наук, доц. В.И. Ступаков

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право». Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) / сост. В.И. Ступаков – М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2017. – 87 с.

 

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) и рассмотрена на заседании кафедры конституционного и административного права 7 февраля 2017 г., протокол № 5.

 

Знать:

  • сущность основных положений, принципов и норм конституционного права;
  • основы научного понимания российского конституционного права, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.
  • основные понятия, предмет и систему дисциплины, науки;
  • конституцию и иное законодательство о формах государства (формах правления, формах государственного режима и формах территориально-политического устройства);
  • основные этапы развития конституционного строя;
  • понятие и структуру общественного строя;
  • понятие государства как конституционно-правового института;
  • понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина;
  • понятие и сущность политических партий;
  • понятие социально-экономического и социально-культурного общественного объединения;
  • понятие и сущность избирательной системы;
  • место парламента в системе органов исполнительной власти;
  • место и роль главы государства в государственном механизме;
  • место и роль правительства в системе органов государственной власти;
  • понятия основных принципов и характеристику местного самоуправления;
  •  принципы и формы взаимодействия верховной власти государства с другими государственными и негосударственными органами;
  • основы организации и деятельности судебной системы;
  • понятие правосудия и демократические принципы его осуществления;
  • основные закономерности функционирования конституционного строя;
  • историю становления и развития органов государственной власти;
  • общее содержание конституции;
  • основные факторы, влияющие на становление и развитие конституционного права;
  • конституционно-правовые категории, понятия, институты и методы конституционно-правового регулирования;

 

уметь:

· планировать свою деятельность по изучению курса;

· выделять основное и факультативное в изучаемой теме;

· самостоятельно работать по заданной теме, находить необходимую нормативную и теоретическую литературу;

· формировать проблемные вопросы, на основе изучения нормативного и теоретического материала находить пути их решения;

· высказывать свое мнение об изучаемых вопросах;

· решать задачи по темам курса;

· обобщать полученные знания;

· применять полученные знания в практической деятельности;

· собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных отечественных и зарубежных источниках;

· самостоятельно повышать свой образовательный уровень и профессиональную подготовку в послевузовский период деятельности, ориентироваться в обширном и быстро развивающемся конституционном законодательстве.

Владеть:

  • теоретическим и нормативным материалом по вопросам организации и функционирования конституционных органов;
  • навыками по практическому решению правовых ситуаций, возникающих при осуществлении конституционной деятельности.
  •  навыками сбора и обработки необходимых данных;
  • навыками анализа и интерпретации информации по конституционному праву, содержащейся в отечественных и зарубежных источниках;
  • юридической терминологией;
  • навыками работы с нормативными актами;
  • навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений;
  • принятия необходимых мер по защите прав человека и гражданина.
  • профессиональной аргументацией в выборе организационных механизмов, приводящих в действие программы преобразований организации.
  • методикой оценки направленности личности;
  • профессиональной аргументацией в выборе различных типов организационного поведения.

 

Раздел 3. Место дисциплины в структуре
образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы бакалавриата. Она преподается на первом году обучения и базируется на комплексе разносторонних знаний о функционировании государства, полученных студентами в процессе параллельного изучения теории государства и права, истории, отечественной истории государства и права, зарубежной истории государства и права. Это понимание роли государства в жизни общества, особенностей и закономерностей развития государства и его институтов, устройстве государства. Знания, полученные в результате освоения дисциплины «Конституционное право», углубляются и конкретизируются в ходе ознакомления с материалом параллельно читаемого курса «Теория государства и права» и в ходе изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран».

 

Раздел 4. Структура и содержание дисциплины [1]

Таблица 4.1

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

На очной форме обучения

Виды учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего) 120
В том числе: лекции семинары   36 84
Самостоятельная работа (всего) 132
Вид промежуточной аттестации Экзамен
Общая трудоемкость, часы/зачетные единицы 252/7

Таблица 4.2

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

На заочной форме обучения

Виды учебной работы Всего часов
Аудиторные занятия (всего) 16
В том числе: лекции семинары   4 12
Самостоятельная работа (всего) 236
Вид промежуточной аттестации Экзамен
Общая трудоемкость, часы/зачетные единицы 252/7

 

Таблица 4.3

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Раздел 5. Образовательные технологии

В целях реализации компетентностного подхода в учебном процессе дисциплины «Конституционное право» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Обсуждение проблем, выносимых на семинарские занятия, происходит не столько в традиционной форме контроля текущих знаний, сколько в форме дискуссий, сориентированных на творческое осмысление студентами наиболее сложных вопросов в ходе обобщения ими современной практики мирового и российского конституционного права.

Таблица 5.1

Интерактивные образовательные технологии,
используемые на аудиторных практических занятиях

Наименование тем Используемые образовательные технологии
Тема 1. Конституционное право России – отрасль права и наука   Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Понятие конституционного права как отрасли права и науки. Источники конституционного права. Конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовые нормы.»
Тема 2. Конституция Российской Федерации. Тема 3. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации   Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Основные этапы развития конституционного права в России Советские Конституции России 1918, 1925, 1937, 1978 гг. Понятие, сущность и структура Конституции Российской Федерации 1993 г. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций рес­публик, уставов субъектов Российской Федерации. Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения в нее поправок и изменений. Конституционно-правовая ответственность как особый вид юридической ответственности. Субъекты конституционно-правовой ответственности.»
Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации    Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Понятие конституционного строя Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации и его принципы: – демократическое; правовое; федеративное; суверенное государство с республиканской формой правления; – политические основы (конституционно-правовой статус политических партий, массовых общественных организаций и общественных движений); – экономические основы; – социальное государство; – духовные основы, идеологическое многообразие; – светское государство»
Тема 5. Гражданство Российской Федерации   Практикум. Анализ конкретных ситуаций Деловая игра: Гражданство Российской Федерации. Понятие и общая характеристика гражданства. Принципы гражданства. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации. Органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов гражданства. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.
Тема 6. Конституционные права и свободы человека и гражданина Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Основы конституционно-правового статуса личности. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина: личные права и свободы; политические права и свободы; социально-экономические и культурные права и свободы. Конституционные обязанности человека и гражданина. Гарантии соблюдения прав и свобод. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.»
Тема 8. Федеративное устройство России   Практикум. Анализ конкретных ситуаций Деловая игра: «Понятие и принципы государственно-территориального устройства Российской Федерации. Конституционный статус Российской Федерации: – основные элементы конституционно-правового статуса РФ; – исключительные полномочия и предметы ведения РФ. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации: – основные элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ; – совместные полномочия и предметы ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ. Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в Российской Федерации.
Тема 9. Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации Тема 10. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации Практикум. Упражнения для развития практических навыков. Понятие избирательной системы и избирательного права Российской Федерации. Источники избирательного права. Основные принципы избирательного права и избирательной системы. Понятие избирательного процесса и его основные стадии. Особенности порядка организации и проведения выборов Президента Российской Федерации. Референдум в Российской Федерации: особенности организации и проведения. Гарантии избирательных прав граждан. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Принцип разделения властей и государственный аппарат. Понятие и признаки органа государственной власти. Система государственных органов, их структура, компетенция, порядок формирования.
Тема 13. Президент Российской Федерации     Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента, их юридическая сила. Государственные органы, способствующие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий. Порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Тема 14. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации   Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Федеральное собрание – парламент Российской Федерации. Внутренняя структура палат и организация их работы. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации. Порядок формирования и полномочия Государственной думы и условия ее роспуска. Законодательный процесс, его основные стадии. Статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.»
Тема 15. Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство Российской Федерации   Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Конституционный статус Правительства Российской Федерации. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации, их юридическая сила. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом и палатами Федерального Собрания Российской Федерации».
Тема 16. Судебная власть. Тема 17. Высшие органы судебной власти Российской Федерации   Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Понятие судебной системы и конституционные принципы правосудия. Конституционный суд Российской Федерации; порядок формирования, требования к кандидатам на должность судей Конституционного суда. Статус судьи Конституционного суда Российской Федерации. Организация деятельности Конституционного суда Российской Федерации. Компетенция Конституционного суда Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации: полномочия, структура. Высший арбитражный суд Российской Федерации; полномочия, структура. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации. Функции органов прокурорского надзора.
Тема 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Тема 20. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Виды органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации. Понятие местного самоуправления. Основы местного самоуправления: правовые, территориальные и фи­нансово-экономические, организационные. Гарантии и ответственность местного самоуправления.

 

Практикум

 

Темы докладов, эссе

1. Источники конституционного права Российской Федерации: их особенности в регулировании конституционно-правовых отношений.

2. Решения Конституционного суда РФ как источники конституционного права России: особенности решений Конституционного Суда РФ в системе источников конституционного права Российской Федерации.

3. Проблемы пересмотра и внесения дополнений и изменений в Конституцию РФ.

4. Понятие и основания конституционно-правовой ответственности.

5. Принцип разделения властей: отражение его в Конституции РФ и практика реализации.

6. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации.

7. Основы конституционного строя как объект безопасности государства.

8. Особенности конституционно-правового регулирования политических партий в Российской Федерации (тенденции развития конституционно-правового регулирования статуса политических партий в Российской Федерации).

9. Правовой статус религиозных объединений.

10. Конституционно-правовой статус Общественной палаты в Российской Федерации.

11. Государство и церковь: конституционно-правовые аспекты взаимоотношений.

12. Система международно-правовых средств защиты конституционных прав человека и гражданина.

13. Обзор правовых позиций Европейского суда по правам человека, содержащихся в решениях о защите конкретных конституционных прав и свобод человека.

14. Конституционно-правовое содержание принципа равноправия субъектов Российской Федерации: практика реализации принципа равноправия в современных условиях развития федеративных отношений в Российской Федерации.

15. Современный федерализм: тенденции и проблемы развития России как федеративного государства.

16. Развитие конституционно-правового регулирования избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации.

17. Возникновение и эволюция института президентства в Российской Федерации.

18. Полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению безопасности государства.

19. Федеральное Собрание Российской Федерации в системе разделения властей, сдержек и противовесов: состояния и тенденции развития.

20. Роль Федерального Собрания Российской Федерации в обеспечении безопасности государства.

21. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: положительные и отрицательные стороны.

22. Формы парламентской деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

23. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

24. Конституционное правосудие: состояние и перспективы развития в Российской Федерации.

25. Конституционно-правовые проблемы совершенствования судебной власти в Российской Федерации.

26. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

27. Современные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации.

 

6.2. Примерные задания для самостоятельной работы

Задание 1. Конституционное право России – отрасль права и наука

1. Понятие конституционного права как отрасли права и науки.

2. Конституционно-правовые отношения.

3. Конституционно-правовые нормы.

3. Источники конституционного права.

4. Наука конституционного права, учебная дисциплина конституционного права Российской Федерации.

Задание 2. Конституция – основной закон Российской Федерации
Конституционно-правовая ответственность
Основные этапы развития конституционного права в России

1. Советские Конституции России 1918, 1925, 1937, 1978 гг.

2. Понятие, сущность и структура Конституции Российской Федерации 1993 г.

3. Соотношение Конституции Российской Федерации и конституций рес­публик, уставов субъектов Российской Федерации.

4. Юридические свойства и функции Конституции Российской Федерации.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения в нее поправок и изменений.

6. Конституционно-правовая ответственность как особый вид юридической ответственности.

7. Субъекты конституционно-правовой ответственности.

Задание 3. Гражданство Российской Федерации

1. Понятие и общая характеристика гражданства.

2. Принципы гражданства.

3. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

4. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

5. Органы и должностные лица, ведающие делами гражданства. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов гражданства.

6. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

Задание 4. Федеративное устройство России

1. Понятие и принципы государственно-территориального устройства Российской Федерации.

2. Конституционный статус Российской Федерации:

– основные элементы конституционно-правового статуса РФ;

– исключительные полномочия и предметы ведения РФ.

3. Виды и правовой статус субъектов Российской Федерации:

– основные элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ;

– совместные полномочия и предметы ведения РФ и субъектов РФ.

4. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России.

5. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ.

6. Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в Российской Федерации.

Задание 5. Избирательная система и избирательное право
Российской Федерации. Государственные органы.

1. Понятие избирательной системы и избирательного права Российской Федерации.

2. Источники избирательного права.

3. Основные принципы избирательного права и избирательной системы.

4. Понятие избирательного процесса и его основные стадии.

5. Особенности порядка организации и проведения выборов Президента Российской Федерации.

6. Референдум в Российской Федерации: особенности организации и проведения.

7. Гарантии избирательных прав граждан.

8. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

9. Принцип разделения властей и государственный аппарат. Понятие и признаки органа государственной власти.

10. Система государственных органов, их структура, компетенция, порядок формирования.

Задание 6. Президент Российской Федерации

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

2. Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента, их юридическая сила. Государственные органы, способствующие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий.

3. Порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

 

Задание 7. Федеральное собрание Российской Федерации

1. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации.

2. Внутренняя структура палат и организация их работы.

3. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации.

4. Порядок формирования и полномочия Государственной думы и условия ее роспуска.

5. Законодательный процесс, его основные стадии.

6. Статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы.

Задание 8. Правительство Российской Федерации

1. Конституционный статус Правительства Российской Федерации.

2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации.

3. Полномочия Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации, их юридическая сила.

4. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации с Президентом и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Задание 9. Конституционные основы судебной власти
в Российской Федерации

1. Понятие судебной системы и конституционные принципы правосудия.

2. Конституционный суд Российской Федерации; порядок формирования, требования к кандидатам на должность судей Конституционного суда. Статус судьи Конституционного суда Российской Федерации.

3. Организация деятельности Конституционного суда Российской Федерации.

4. Компетенция Конституционного суда Российской Федерации.

5. Верховный суд Российской Федерации: полномочия, структура.

6. Высший арбитражный суд Российской Федерации; полномочия, структура.

7. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации. Функции органов прокурорского надзора.

 

Задание 10. Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации

1. Виды органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации.

5. Понятие местного самоуправления. Основы местного самоуправления: правовые, территориальные и фи­нансово-экономические, организационные.

6. Гарантии и ответственность местного самоуправления.

 

6.4. Примерные тестовые задания для контроля качества
усвоения материала

 

Выберите вариант/варианты правильного ответа:

 

1. В какой исторический период понятие «конституция» приоб­рело

современное значение и стало употребляться для обозначения основного закона или системы законов госу­дарства?

а) в период Древнего мира;

б) в период Средневековья;

в) в Новое время;

г) после Второй мировой войны.

 

2. Какой из перечисленных ниже источников права не является источником конституционного права, но служит источником науки конституционного права?

а) акты палат Федерального собрания Российской Федерации;

б) указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в) указы глав республик в составе Российской Федерации;

г) взгляды, мнения, суждения ученых-правоведов.

 

3. К какому времени относится появление в России правитель­ственного Конституционализма?

а) к началу XVIII века; 

б) к 60-м годам XVIII века;

в) к первой четверти XIX века;

г) к началу XX века.

 

4. Конституционный проект «Южного общества», разработан­ный

П. Пестелем, назывался:

а) «Русская правда»;

б) «Конституция»;

в) «Введение к уложению государственных законов»;

г) «Наказ».

 

5. По Конституции РСФСР 1918 года выборы были:

а) прямыми, равными, всеобщими, при тайном голосовании;

б) многоступенчатыми, равными, всеобщими при тайном голо­совании;

в) многоступенчатыми, равными, невсеобщими при открытом голосовании;

г) многоступенчатыми, неравными, невсеобщими при откры­том голосовании.

 

6. Первая Конституция СССР была принята в:

а) 1922 году;

б) 1924 году;

в) 1925 году;

г) 1927 году.

 

7. Какая из перечисленных ниже конституций являлась октрои­рованной

конституцией:

а) Конституция Японии 1889 года;

б) Конституция Франции 1958 года;

в) Конституция РФ 1993 года;

г) Конституция США.

 

8. Какой субъект права не может инициировать процесс пере­смотра

Конституции РФ и внесения в нее поправок?

а) Президент РФ;

б) Совет Федерации;

в) Государственная дума РФ;

г) отдельный депутат Государственной думы.

 

9. Каким количеством голосов должны быть одобрены поправки к Конституции РФ в Совете Федерации?

а) простым большинством голосов от общего числа членов;

б) 2/3 от общего числа членов;

в) 3/4 от общего числа членов;

г) единогласно.

 

10. Укажите государственный орган, который имеет право офи­циально толковать Конституцию РФ.

а) Государственная дума РФ;

б) Совет Федерации;

в) Президент РФ;

г) Конституционный суд РФ.

 

11. Первая глава Конституции РФ 1993 года посвящена:

а) правам и свободам человека и гражданина;

б) федеративному устройству России;

в) основам конституционного строя;

г) конституционным основам судебной власти в РФ.

 

12. Какие главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием?

а) 1, 2 и 9;

б) 1, 2 и 7;

в) 2, 3 и 6;

г) 4, 7 и 9.

 

13. Из перечисленных ниже принципов конституционного строя выберите те, которые лежат в основе: а) организации государственной власти в РФ; б) взаимоотношений государства и личности в РФ; в) гражданского общества в РФ.

1) принцип идеологического плюрализма;

2) принцип разделения властей;

3) принцип народовластия;

4) принцип признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;

5) принцип многообразия и равноправия различных форм соб­ственности;

6) принцип федерализма;

7) принцип защиты и соблюдения прав человека в качестве обя­занности

государства;

8) принцип политического плюрализма;

9) принцип государственного суверенитета;

10) принцип светского характера российского государства;

 

14. Какая из характеристик российского государства не закреп­лена в статье 1 Конституции РФ?

а) федеративное;

б) общенародное;

в) правовое;

г) демократическое.

 

15. Референдум в Российской Федерации назначает:

а) Президент РФ;

б) Федеральное собрание РФ;

в) Государственная дума РФ;

г) Правительство РФ.

 

16. Какое из перечисленных ниже прав относится к группе поли­тических прав человека?

а) право на защиту от безработицы;

б) право направлять личные и коллективные обращения (пе­тиции) в органы

государственной власти;

в) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться сво­им имуществом;

г) право на свободу и личную неприкосновенность.

 

17. Из перечисленных ниже обязанностей выберите те, которые: а) распространяются на всех без исключения граждан РФ; б) закреплены за определенными категориями лиц.

1) обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить по­лучение детьми основного общего образования;

2) обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

3) обязанность заботиться о сохранении исторического и куль­турного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы;

4) обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

5) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бе­режно относиться к природным богатствам;

6) обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.

 

18. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается и ос­вобождается:

а) Президентом РФ;

б) Советом Федерации;

в) Государственной думой РФ;

г) Советом безопасности РФ.

 

19. Основным документом, подтверждающим гражданство после 18 лет, в РФ является:

а) свидетельство о рождении;

б) паспорт;

в) водительские права;

г) аттестат о среднем образовании.

 

20. Укажите, в каком случае ребенку может быть отказано в прие­ме в гражданство РФ.

а) родители ребенка на момент его рождения являлись гражда­нами российского государства;

б) родители ребенка на момент его рождения постоянно прожи­вали на территории российского государства, но были апат­ридами;

в) один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве

российского государства;

г) ни в одном из перечисленных выше случаев.

 

21. Какие из перечисленных ниже лиц могут приобрести граждан­ство в порядке регистрации?

а) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях го­сударств, входивших в состав бывшего СССР;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие родственников по прямой восходящей линии, состоявших в российском гражданстве по рождению;

в) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восхо­дящей линии является гражданином РФ;

г) все перечисленные выше категории.

 

22. В какой из перечисленных ниже ситуаций не допускается выход из гражданства?

а) в случае, если гражданин был принят в гражданство РФ в порядке регистрации;

б) в случае, если только один из родителей ребенка имеет гражданство другой страны;

в) в случае получения гражданином повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу;

г) в случае, если на попечении гражданина находится недее­способное лицо.

 

23. Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в те­чение:

а) 3 лет после приема;

б) 5 лет после приема;

в) 7 лет после приема;

г) 10 лет после приема.

 

24. Какое из перечисленных ниже суждений является верным?

а) ни один гражданин РФ не может быть лишен своего граж­данства;

б) любой гражданин РФ может быть лишен своего гражданст­ва;

в) любой гражданин РФ может быть лишен своего граждан­ства в случае

совершения им преступления, направленного на свержение существующего

государственного строя;

г) любой гражданин РФ может быть лишен гражданства только по приговору суда.

 

25. Каков срок полномочий (легислатуры) Совета Федерации?

а) 2 года;

б) 4 года;

в) б лет;

г) не имеет определенного срока полномочий.

 

26. Укажите число членов Совета Федерации.

а) 83;

б)166;

в) 225;

г) 450.

 

27. В каком из перечисленных ниже случаев Конституция РФ не предусматривает совместного заседания Совета Федера­ции и Государственной думы?

а) в случае заслушивания посланий Президента РФ;

б) в случае заслушивания посланий Конституционного суда РФ;

в) в случае постановки председателем Правительства РФ во­проса о доверии Правительству;

г) в случае выступления руководителей иностранного госу­дарства.

 

28. Из перечисленных ниже полномочий выберите те, которые относятся: а) к компетенции Государственной думы; б) к компетенции Совета Федерации.

1) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

2) утверждает изменение границ между субъектами РФ;

3) назначает на должность и освобождает от должности пред­седателя Центрального банка РФ;

4) выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности;

5) отрешает Президента РФ от должности;

6) назначает выборы Президента РФ;

7) назначает на должность и освобождает от должности упол­номоченного по правам человека;

8) объявляет амнистию;

9) утверждает указы Президента РФ о введении военного по­ложения и о введении чрезвычайного положения;

10) дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ.

 

29. Основными структурными подразделениями Совета Федера­ции являются:

а) комитеты;

б) комиссии;

в) фракции;

г) верный ответ отсутствует.

 

30. Минимальное число депутатов Государственной думы, необ­ходимое для регистрации их в качестве депутатской группы, составляет:

а) 10 человек;

б) 15 человек;

в) 25 человек;

г) 35 человек.

 

31. Кто из перечисленных ниже лиц входит в Совет Государст­венной думы с правом решающего голоса?

а) заместители председателя Государственной думы РФ;

б) руководители депутатских объединений;

в) председатели комитетов Государственной думы;

г) все перечисленные выше лица имеют решающий голос.

 

32. В каком из перечисленных ниже случаев Государственная дума не может

быть распущена?

а) после троекратного отклонения представленных ей Прези­дентом РФ кандидатур председателя Правительства РФ;

б) если председатель Правительства РФ поставил перед Госу­дарственной думой вопрос о доверии Правительству РФ и она отказала Правительству РФ в доверии;

в) если она в течение трех месяцев повторно выразила недове­рие Правительству РФ;

г) если она выразила недоверие Правительству РФ в течение года после своего избрания.

 

33. Какой из перечисленных ниже органов не обладает правом законодательной инициативы?

а) Президент РФ;

б) Правительство РФ;

в) Прокуратура РФ;

г) законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

 

34. Выберите правильную последовательность основных стадий

законодательного процесса в РФ.

1) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государ­ственной думой;

2) подписани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.253 с.)