Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личности через изучение мотивов поведения
(по П.М. Якобсону) [7]. Цель: определение нравственных установок личности, ее направленности. Оборудование: 12 вопросов-ситуаций, характеризующих нравственные ценности, мотивы личности. Инструкция испытуемому: «Прочтите 12 вопросов. Если Вы согласны находиться в описываемой ситуации, ставьте «+», не согласны – «-», не знаете, как поступить, ставьте – «0». 1. Человек имеет интересующую его работу, но мало счастлив в личной жизни. 2. Он достиг материального благополучия, но духовная жизнь его малосодержательна. 3. Он сумел сделать хорошую карьеру, но шел к ней, не стесняясь в средствах. 4. Он счастлив в личной жизни, но выполняемая работа постоянно вызывает чувство неудовлетворенности. 5. Он имеет отчетливую цель в жизни, идет к ней без колебаний, но у него цель узкая. 6. Он очень искренен и правдив, но этим причиняет себе серьезный вред в отношениях с людьми. 7. Он живет интересной духовной жизнью, но мало приспособлен к практической жизни и испытывает известные материальные затруднения. 8. Он достиг того, что у него сформировался твердый характер, однако он человек, мало расположенный к другим людям. 9. Он очень увлечен своей деятельностью, но в этой связи не считается с другими людьми. 10. Он может быть очень содержателен в своей дружбе, но он не постоянен в ней. 11. Он добился хорошего положения, материального благополучия, но люди его не уважают. 12. Он занят скромной и незаметной работой, но люди его уважают и любят. Обработка: Подсчитать количество «+» под номерами: 1, 6, 7, 12. Положительные ответы на эти вопросы-ситуации и отрицательные – на остальные вопросы-ситуации свидетельствуют о гармоническом характере нравственных ценностей, связанных с общественной направленностью личности. Подсчитать количество «+» под номерами: 2-5, 8-11. Положительные ответы на эти вопросы-ситуации (или на большинство из них) свидетельствуют о противоречивом характере нравственных ценностей. Подсчитайте количество отрицательных ответов под номерами: 1, 6, 7, 12. Отрицательные ответы на эти вопросы-ситуации и положительные – на остальные вопросы-ситуации свидетельствуют об эгоистическом характере нравственных ценностей. Кроме того, можно подсчитать в %, какие нравственные установки в группе, классе наиболее, наименее популярны.
Проективные методы Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях З. Фрейда о механизме проекции [6], а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности.[7] Стимулы приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда - характерное для проективных методов отсутствие оценки ответов - реакций как "правильных" или "ошибочных" ограничений в их выборе [2]. Проективные методы возникли в условиях клиники (ТАТ был создан сотрудниками психологической клиники под руководством Г. Мюррея), но в дальнейшем стали интенсивно использоваться в экспериментальной психологии [8] [2]. Критики проективных методов (ПМ) указывают на то, что они недостаточно стандартизованы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследователя, а не обследуемого. Неоднократно отмечалось пренебрежение нормативными данными. Особо подчеркивалась неподатливость проективных методов традиционным способам определения надежности и валидности (в имеющейся литературе приведено немало противоречивых результатов). Критическое отношение к данным, полученным в результате применения проективных методик, необходимо (как, впрочем, и к данным любого психодиагностического обследования). В то же время надо учитывать то, что желание оценить в параметрах валидности и надежности все проявления личности, обнаруживаемые проективными методами, вряд ли вообще может быть удовлетворено. Для многих из этих методик характерен глобальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. А. Анастази (1982) права в том, что вопрос о ценности ПМ более уместно ставить при их рассмотрении как качественных клинических процедур, а не при количественной оценке их показателей, как это осуществляется в психометрических тестах [2].
В психодиагностической работе необходимо соотнесение "проективного материала" с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам, взятым безотносительно обследуемого, а тем более исходящим из психоаналитического истолкования показателей ПМ, ведет не только к дискредитации методик, но, прежде, всего к ложным диагностическим результатам [2]. Проективные методики, используемые для исследования мотивации:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.005 с.) |