Оценочная шкала ориентировочной анкеты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочная шкала ориентировочной анкеты



пол

мужчины

женщины

направленность уровень на себя на взаимодействие на задачу на себя на взаимодействие на задачу
очень высокий высокий средний низкий очень низкий > 37 29-36 21-28 14-20 < 13 > 40 32-39 24-31 14-23 < 13 > 49 40-48 32-39 24-31 < 23 >35 28-34 20-27 11-19 < 10 > 43 34-42 26-33 18-25 < 17 > 48 38-47 30-37 21-29 < 20

Направленность на себя (личная направленность) характеризует человека, решающего в деятельности, прежде всего, вопросы персонального престижа, занятость самим собой и, напротив, ослабление внимания к другим людям, которые для него лишь зрители, свидетели его затруднений, побед. Учеба или работа являются для такого человека способом к самоутверждению, эти лица чаще остальных пытаются оказать давление на группу, навязывают свое мнение, отвергая разумные требования членов группы, говорят больше, чем слушают, в обмене мнениями склонны к поспешным выводам относительно других. Часто одеваются «сверх моды на вершок», очень болезненно переносят критику в свой адрес. Перечисленные недостатки, тем не менее, не мешают таким людям добиваться довольно серьезных успехов в целом ряде видов деятельности: в индивидуальных видах спортивных единоборств, в творчестве. Такие люди некоторое время бывают полезны в руководстве некомпетентными группами (пока не развеется ореол непогрешимости), а также в группах с высококомпетентным коллективным стилем руководства, если они принимают, положительно относятся к такому руководству.

Направленность на взаимные действия. Преобладание мотивов взаимодействия с другими людьми с позиций моральных норм является одним из положительных моментов в оценке человека в обществе. Действительно, поступки этого человека отличаются стремлением сохранять с людьми хорошие дружеские отношения, постоянно общаться, быть включенным в коллективную деятельность, постоянно увеличивать число новых друзей и знакомых (не порывыая со старыми). Также для такого человека отличает стремление понять другого человека, своеобразным настроем на других, а не на себя. Однако, то положительное, что было перечислено, ведет к некоторым сопутствующим качествам, которые мало способствуют порой продуктивности в работе, а нередко и мешают успеху совместной деятельности. Эти люди редко берут на себя ответственность за последствия действий группы, хотя, как правило, согласны с ней не только внешне, но и внутренне. Но гораздо чаще, они попросту уступают ее давлению или «ополчаются» против непопулярных ее членов. Их активный «пыл» пропадает вместе с утратой поддержки со стороны группы. В совместном «думании» они стараются уловить «ветер идей», но редко бывают авторами оригинального направления. Стремясь к пониманию мыслей и чувств другого человека, они чаще всего так и не достигают этой цели и в связи с этим мало способствуют внедрению чужих идей, а иногда и способны сбить с толку при попытке партнера высказать свою мысль бесконечными уточнениями и замечаниями.

Направленность на задачу (на успех дела, деловая направленность). Для лиц с подобным вектором направленности сама деятельность является наибольшей потребностью. Именно деятельность (а не просто делание), с ее полезным для общества продуктом, с явными критериями успеха и неуспеха. Для человека, направленного на задачу, почти всегда необходим коллектив, именно в коллективе он проявляет свои способности, будь то интеллектуальная деятельность или деятельность физическая. Обычно лица с направленностью на задачу обладают способностью выражать свои мысли и стремления в доступной для других форме, особенно они полезны в период совместной деятельности, связанной с планированием, постановкой задач. Сотрудничающие с ними отмечают хорошую контактность, умение слушать, готовность взять ответственность за успех дела даже в ситуации сомнительного успеха. Было бы ошибочным считать такую направленность личности «непогрешимой». Они редко интересуются моральной стороной дела, во всяком случае, меньше, чем лица с направленностью на взаимные действия, почти всегда отказываются от выжидательной тактики, для них безделье – худшее наказание. Наконец, чаще всего они противники проверенных способов действия и весьма болезненно реагируют на неожиданные препятствия по ходу исполнения задуманного.

Дополнительные указания. При интерпретации полученных данных почти всегда приходится иметь дело с сочетанием всех трех типов направленности личности, искать приемлемый вариант, как для каждого человека, так и для группы в целом.  

Углубленный вариант применения методики. Путем дополнительной обработки анкет могут быть получены данные о характеристике группы в целом (типичный профиль группы), отдельных группировок внутри классного коллектива. Типичный профиль группы, получаемый в результате вычисления средних данных, способствует определению стиля взаимоотношений в коллективе, может оказаться полезным в комплектовании отдельных групп для решения конкретных задач. Чаще всего подбор лиц с одинаковой направленностью повышает эффективность работы, а включение в эти группы лиц с направленностью на взаимодействие смягчает психологический климат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.003 с.)