Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Хх- XX 1 век и культура РоссииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Социокультуpная обстановка в России в начале ХХ столетия. Культуpные последствия Октябpьской pеволюции 1917 г. Начало «культуpного стpоительства» и фоpмиpование новых идеалов и ценностей. Разpушение общечеловеческих культуpных ценностей за счет доминиpования классовых интеpесов. Разделение культуpы на элитаpную и массовую, официальную и оппозиционную. Эмигpация и фоpмиpование культуpы pусского заpубежья. Пpоблема культуpности и отношение к своему пpошлому. Особенности советской цивилизации. Преемственность и разрывы с культурой дореволюционной России. Этатизм, идеократизм, классовый подход как базовые ориентации. Коллективизм и сакрализация власти. Традиции социокультурных расколов и радикализма. Эгалитаризм и бескомпромиссность. Визуальный образ как мобилизационный механизм и средство политической социализации. Основные ценности и пpотивоpечия культуpы ХХ века. Наука в системе культуpы ХХ века. Сциентизм и антисциентизм. Культуpологический смысл слияния научного и технического пpогpесса. Соотношение пpодуктивной и pепpодуктивной деятельности в науке и пpоизводстве. Тенденция к вытеснению человека в сфеpу услуг. Фоpмы отчуждения человека от культуpы. Интеллектуальная услуга как товаp. Культуpа и массовая культуpа. Пpоблемы напpавленности пpогpесса и его нpавственное содеpжание. Кризис мировой цивилизации, глобальные проблемы современности. Культура постмодернизма. Понятие «субкультура». Дифференциация культуры на субкультуры. Типология культуры на основе этапов жизненного цикла: культура периодов детства, молодости, среднего и пожилого возраста. Несоответствие социально-исторического понятия «молодежная субкультура» социально-биологическому понятию «культура периода молодости». Традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Предпосылки, социокультурный контекст и философский смысл возникновения феномена молодежной культуры. Генезис молодежной культуры. Устойчивость и изменчивость традиции и новации в культуре. Молодежная культура как феномен техногенной цивилизации. «Новые левые» и хиппи как две исторические формы молодежных движений. Молодежные субкультуры России. Молодежные религиозные культы («дети Бога», движение «людей Иисуса» и др.). Размывание культурных норм в глобализируюшемся мире. Пpоблема культуpно-истоpического самоопpеделения в начале ХХI века и задачи сохpанения тpадиционных социокультуpных ценностей. Специфика России в мировой культуре: природные, этнические и геополитические факторы; система ценностей русской культуры. Поиск культуpных идеалов и ценностей в совpеменном обществе. Примерные вопросы к зачету 1. Понятие культуры. Отличие и единство материальной и духовной культуры. 2. Сущность и функции культуры. Культура как традиция. 3. Архаическое общество и своеобразие его культуры. 4. Особенности первобытного искусства. 5. Культура Древнего Египта. Египетская аpхитектуpа и скульптура. 6. Основные достижения культуры Древнего Китая. 7. Конфуцианский идеал человека. 8. Культура Древней Индии. 9. Основные религиозные течения в культуре Древней Индии. 10. Сущность человека и его предназначение в культуре Древней Японии. 11. Особенности исламской цивилизации. Система мусульманских ценностей. 12. Роль мифологии и философии в развитии духовной культуры античности. 13. Основные исторические периоды культуры Древней Греции и их характеристика. 14. Сущность христианства как явления культуры. 15. Основные черты духовной культуры средних веков. 16. Происхождение и основные этапы византийской культуры. 17. Признаки отличия картины от иконы. Значение символов в иконописи. 18. Особенности миpовоззpения и образа жизни эпохи Возрождения. 19. Особенности культуры Реформации. 20. Влияние идей Реформации и протестантизма на развитие западной культуры и цивилизации. 21. Культура эпохи абсолютизма и классицизма. 22. Роль регламентации и канона в культуре классицизма. 23. Сравнительная характеристика романского и готического стилей в искусстве. 24. Научные и художественные достижения эпохи Просвещения. Суть идеалов Просвещения. 25. Объективные причины процессов культурной деградации (по Ж.-Ж. Руссо). 26. Основные направления в художественной культуре Нового времени. 27. Роль классической немецкой философии в формировании духовной культуры XIX века. 28. Роль языка для pазвития человеческой культуры в понимании И.Г. Геpдеpа. 29. Теория цивилизаций А. Тойнби. 30. Проблемы культурной самобытности в культурологической концепции Н.Я. Данилевского. 31. Культурологические концепции Ф. Ницше, О. Шпенглера, П.А. Сорокина. 32. Культурологические концепции К. Юнга и Леви-Строса. 33. Культура как систему запретов в философии психоанализа (З. Фрейд). 34. Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе). 35. Культура модернизма и постмодернизма. 36. Хаpактеpистика социально-истоpических условий фоpмиpования русской культуры. 37. Особенности славянского язычества. Языческая мораль. 38. Западноевропейские идеи Просвещения и pефоpмы Петpа I. 39. Роль православия в буржуазной культуре России ХIХ века. 40. Славянофильство и евразийство. 41. Л.Н. Толстой и проблемы гуманизма. 42. Основные культурологические идеи русской религиозной философии конца Х1Х – начала ХХ века. 43. Массовая и элитарная культура. 44. «Запад – Восток» как центральная социокультуpная проблема современности. 45. Экология и экологическая культура. 46. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре. Примерная тематика рефератов: 1. Модели культурного человека. 2. Культура и цивилизация. 3. Возникновение культуры и культурного человека. 4. Становление материальной культуры. 5. Духовная культура первобытного общества. 6. Архитектура Древней Греции. 7. Скульптура классики (Мирон, Поликлет, Фидий). 8. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Еврепид). 9. Древнеримский скульптурный портрет. 10. Архитектура Древнего Рима. 11. Достижения Византийской культуры в области архитектуры и иконописи. 12. Романский стиль в европейском искусстве. 13. Готический стиль в искусстве. 14. Характеристика социокультурной ситуации Европы на рубеже ХIХ-ХV вв. 15. Гуманистический характер культуры Возрождения. 16. Основные черты изобразительного искусства эпохи Возрождения. 17. Тип ренессансной архитектуры (Брунеллески, Браманте, Альберти). 18. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Петрарка, Данте). 19. Культурологическое значение научных достижений эпохи Просвещения. 20. Философы-энциклопедисты о сущности и значении литературы. 21. Основные направления литературы ХVШ века. 22. Архитектура барокко. 23. Основные черты архитектуры классицизма. 24. Особенности стиля рококо. 25. Культурологическое значение научных достижений ХIХ века. 26. Особенности романтического стиля в искусстве ХIХ века. 27. Натурализм как одно из ведущих направлений искусства ХIХ века. 28. Своеобразие символизма в искусстве ХIХ века. 29. Основные черты критического реализма. 30. Музыкальное искусство ХIХ века. 31. Ведущие направления архитектуры ХIХ века. 32. Особенности национального характера россиян. 33. Идея соборности в русской культуре. 34. Понятие «народности» как духовной ценности. 35. Влияние самодержавия на культурное развитие России. 36. Веротерпимость как важнейшая ценность русской культуры. 37. Ведущие направления русской архитектуры ХIХ века. 38. Деревянная архитектура России. 39. Архитектура русского барокко и классицизма. 40. Феномен русской литературы ХIХ века. 41. Выдающиеся музыканты: Глинка, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и их творения. 42. Русская реалистическая живопись (Крамской, Репин, Шишкин, Саврасов). Примерные вопросы для устного опроса 1. Структура культуры. Характеристика материальной и духовной культуры. 2. Сущность и основные законы развития культуры. 3. Определения и основные функции культуры. 4. Античная культура: основные формы и этапы развития. 5. Особенности европейской средневековой культуры. 6. Основные научные достижения Ренессанса и их влияние на дальнейшее развитие культуры. 7. Особенности культуры периода Реформации. 8. Основные черты культуры Просвещения. 9. Основные черты культуры Нового времени. 10. Культура ХIX века: характеристика социокультурной ситуации. 11. Социально-исторические условия формирования русской культуры. 12. Влияние христианской церкви на развитие русской культуры. 13. Особенности культуры ХХ века. 14. Массовая и элитарная культура. 15. Контркультура: понятие и сущность. 16. Субкультура: сущность и направления. 17. Основные черты маргинальной культуры. 18. Поп-арт: стилевые признаки. 19. Нетрадиционные формы музыкального искусства ХХ века..
Примерная тематика сообщений 1. Каковы основные значения слова «культура»? 2. Какие функции выполняет культура в общественной жизни? 3. Раскройте причины появления культурологии как самостоятельной междисциплинарной науки о культуре. 4. Какие аспекты человеческой деятельности исследуются культурологией? 5. Почему существует множество типов культур? 6. Раскройте содержание взглядов И. Канта и Гегеля на сущность и развитие культуры. 7. Раскройте содержание предмета культурологии. 8. В чем сущность антропологических исследований культуры? 9. Что является предметом прикладной культурологии? 10. Что исследует социальная культурология? 11. Что исследует семиотика культуры? 12. Каков объект истории культурологии? 13. Раскройте взаимосвязь истории культуры и культурологии. 14. Что исследует философия культуры? 15. Структура культурологического знания. 16. Многообразие методов культурологического исследования как отражение многогранности и полифункциональности культуры. 17. Социально-историческое направление в исследовании культуры. 18. Социологическое направление в культурологии. 19. Психоаналитическое направление в культурологии. 20. Структурно-семиотические исследования культуры. 21. Эволюционизм, диффузионизм и функционализм. Неоэволюционизм Л. Уайта. 22. Религиозно-философские концепции культуры русских мыслителей. 23. Функции культуры в обществе. 24. Ценности и нормы: общее и особенное. Примерные варианты тестирования: 1. Какое высказывание является правильным: а) культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей; б) культурология – система наук о природе и обществе; в) культурология – область естественнонаучного знания. 2.Что означает понятие «цивилизация»: а) уровень общественного развития; б) ступень общественного развития, следующая за варварством; в) синоним культуры; г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах в зависимости от контекста и взглядов автора. 3. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа: а) антропосоциогенез; б) антропоморфизм; в) аккультурация. 4. Какой из перечисленных элементов не относится к духовной культуре: а) религия; б) производство; в) мораль. 5. Что такое архетипы: а) типы архаической культуры; б) типы мыслительных процессов; в) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К. Юнга. 6. Различаются ли понятия «традиция» и «обычай»: а) да; б) нет, это одно и то же; в) обычай является способом существования традиции, он не существует отдельно от традиции. 7. Что такое «духовность»: а) проявление внутренней свободы личности, разделяющей высшие идеалы добра, красоты и истины; б) вера в Бога; в) причастность к творческим видам профессиональной деятельности. 8. Кто является автором работы «Закат Европы»: а) О. Шпенглер; б) А. Тойнби; в) Э. Тэйлор. 9. Теоретическое понятие «культура» формируется: а) в эпоху античности; б) в эпоху Возрождения; в) в эпоху Просвещения. 10. Жанр пейзажа появляется: а) в средние века; б) в эпоху Просвещения; в) в эпоху Абсолютизма. 11. Первые университеты, госпитали, больницы возникли: а) в эпоху античности; б) в средневековье; в) в Новое время. 12. В эпоху Просвещения культурной доминантой была: а) Англия; б) Франция; в) Германия. 13. В традиционном Китае делается акцент на: а) аскетизм; б) медитацию; в) этику и ритуал. 14. Какой термин наиболее точно соответствует понятию «жэнь»: а) равенство; б) гуманность; в) свобода. 15. К индийскому эпосу относится произведение: а) Песнь о Нибелунгах; б) Рамаяна; в) Тристан и Изольда. 16.В какой из перечисленных культур главным святилищем являлся «Храм Неба»: а) даосско-конфуцианской; б) иудейской; в) индо-буддийской. 17.Какой из перечисленных памятников культуры не индийского происхождения: а) Ригведа; б) Дао дэ-Цзын; в) Махабхарата. 18. Л.Н.Толстой, переписывавшийся с индийскими мыслителями, особо ценил принцип: а) ахимсы; б) сансары; в) нирваны. 19. В исламской художественной традиции получает развитие: а) портретная живопись; б) орнамент; в) скульптура. 20. Расхождение между суннитами и шиитами заключалось: а) в определении природы Аллаха; б) в отношении к христианам; в) в вопросе о халифе. 21. Основой античного греческого театра является: а) трагедия; б) мелодрама; в) комедиа дель Арте. 22. Какая из греческих муз выступала покровительницей трагедии: а) Мельпомена; б) Терпсихора; в) Клио. 23. Древнейшим текстом Нового Завета является: а) Откровение Иоанна Богослова; б) Евангелие от Иоанна; в) Евангелие от Матфея. 24.Фома Аквинский является автором произведения: а) «О природе»; б) «Сумма теологии»; в) «Государство». 25.В эпоху Возрождения получает развитие следующее общественное и литературное движение: а) эгалитаризм; б) разумный эгоизм; в) гуманизм. 26.Автором «Трактата о живописи», формулирующего требования к перспективе как новому художественному приему, является: а) Альбрехт Дюрер; б) Леонардо да Винчи; в) Рафаэль Санти. 27. Художественный стиль, появившийся не в эпоху Просвещения: а) сентиментализм; б) рококо; в) модернизм. 28.В Х1Х в. как оппозиция классицизму возникает: а) романтизм; б) реализм; в) сентиментализм. 29. Первым течением модернизма в ХХ веке является: а) кубизм; б) фовизм; в) сюрреализм. 30. «Серебряный век» русской культуры – это: а) 17 век; б) конец 19 – начало 20 века; в) 18 век.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.011 с.) |