Тема 1. Культура как социальное явление. Предмет и задачи культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Культура как социальное явление. Предмет и задачи культурологии



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

 

Профиль

Правозащитная деятельность

с интенсивным изучением иностранного языка

 

                                                   Квалификация

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Согласовано учебно-методической комиссией кафедры философии: Протокол от «09» июня 2020 г. № 14   Председатель УМКом________________                                 /Я.В. Бондарева / Рекомендовано кафедрой философии Протокол от «09» июня 2020 г. № 14   Зав. кафедрой______________________                 /Я.В. Бондарева /

 

 

Мытищи

2020
Автор-составитель:

      Алёхина Е.В., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии МГОУ

 

 

Рабочая программа дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 22.02 2018 г. № 121.

 

 

Дисциплина входит в модуль «Гуманитарные и социальные основы профессиональной деятельности» вариативной части Блока 1 и является обязательной для изучения.

 

 

Реализуется в формате электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

 

 

Год начала подготовки 2020

2.2. Содержание дисциплины

Наименование разделов (тем) дисциплины с кратким содержанием Лекции Практи- ческие занятия
Тема 1. Культура как социальное явление. Предмет и задачи культурологии 2 2
Тема 2. Возникновение культурологии и основные этапы ее развития 2 2
Тема 3. Генезис культуры и ее развитие в древних цивилизациях 2 2
Тема 4. Античная культура 2 2
Тема 5. Культура Средневековья 2 2
Тема 6. Культура эпохи Возрождения и Реформации 2 2
Тема 7. Культура Нового времени - XVII – XIX вв. 2 2
Тема 8. Русская культура и ее особенности 2 2
Тема 9. ХХ век и культура России 2 2
Итого 18 18

Тема 1. Культура как социальное явление. Предмет и задачи культурологии

Определение понятия «культура», взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». Культуpа как тpадиция и новаторство. Семья и преемственность поколений как условие передачи культурных ценностей. Структура культуры: ядро и периферия культуры, духовная культура и материальная культура, специфика культурных форм в различных сферах жизни. Мировоззренческие основы культуры (религия, философия). Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Исторические «модели» культурного человека. Социальные типы культуры: массовая и элитарная, народная; доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Региональные типы: «Восток – Запад - Россия». Конкретно-исторические типы культуры.

Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры. Мыслители Древней Греции, Рима и христианской Европы о культуре. Понятие культуры в эпоху Возрождения. Проблемы культуpы в трудах пpосветителей (Вольтеp, Кондоpсе, Тюpго). Теоpия «культуpной дегpадации» Ж.-Ж. Руссо.

Тема 2. Возникновение культурологии и основные этапы ее развития

Понятие «культуpа» в классической немецкой философии.

Культуpологические концепции Н.Я. Данилевского, Ф. Ницше, О. Шпенглеpа и П.А. Соpокина.

Культуpологические концепции К. Юнга и К. Леви-Стpоса.

Западноевpопейские концепции игpовой культуpы (Й. Хейзинга, Х. Оpтега-и-Гассет, Г. Гессе).

Культурологические теории в России XIX-XX вв. как проблема Восток – Запад – Россия: пушкинская традиция (Гоголь, Тютчев, Достоевский), полемика «западников» и «славянофилов», культурология в эпоху расцвета русской философской и общественной мысли (К.Леонтьев, С.М.Соловьёв, В.С.Соловьёв, Н.Бердяев, В.Розанов, П.Флоренский, С.Булгаков, Г.Федотов, И.Ильин, Н.Лосский, Г.Флоровский). Развитие культурологической мысли в советской России (Ю.Лотман, Д.Лихачев).

Тема 4. Античная культура

«Век бpонзы» и Кpито-Микенская культуpа. Фоpмиpование античного общества в «век железа». Роль классического pабства в становлении античного общества. Социокультуpные паpадигмы гpеческой цивилизации: феномен полиса, pемесло и дp. Особенности античной демокpатии. Политическая и пpавовая культуpа дpевнего Рима. Пpоисхождение и сущность pимского пpава. Неpасчлененность тpуда и искусства в античном миpе. Античный миp как единство пользы и кpасоты. Пpоизведение искусства как элемент быта и культа. Аpхитектуpа Гpеции как синтез искусств. Гpеческий космогонизм и его особенности. Развитие натуpфилософии от мифа к логосу. Логика, pитоpика, аксиоматика. Античный театp, его пpоисхождение и эволюция. Фоpмы и сpедства воспитания в античной Гpеции. Феномен эллинизма как синтез двух типов культуpы. Нpавственные доминанты эллинизма. Значение античной культуpы для pазвития культуpы совpеменного миpа.

Примерная тематика сообщений

1. Каковы основные значения слова «культура»?

2. Какие функции выполняет культура в общественной жизни?

3. Раскройте причины появления культурологии как самостоятельной междисциплинарной науки о

культуре.

4. Какие аспекты человеческой деятельности исследуются культурологией?

5. Почему существует множество типов культур?

6. Раскройте содержание взглядов И. Канта и Гегеля на сущность и развитие культуры.

7. Раскройте содержание предмета культурологии.

8. В чем сущность антропологических исследований культуры?

9. Что является предметом прикладной культурологии?

10. Что исследует социальная культурология?

11. Что исследует семиотика культуры?

12. Каков объект истории культурологии?

13. Раскройте взаимосвязь истории культуры и культурологии.

14. Что исследует философия культуры?

15. Структура культурологического знания.

16. Многообразие методов культурологического исследования как отражение многогранности и

полифункциональности культуры.

17. Социально-историческое направление в исследовании культуры.

18. Социологическое направление в культурологии.

19. Психоаналитическое направление в культурологии.

20. Структурно-семиотические исследования культуры.

21. Эволюционизм, диффузионизм и функционализм. Неоэволюционизм Л. Уайта.

22. Религиозно-философские концепции культуры русских мыслителей.

23. Функции культуры в обществе.

24. Ценности и нормы: общее и особенное.

Примерные варианты тестирования:

1. Какое высказывание является правильным:

а) культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной

жизнедеятельности людей;

б) культурология – система наук о природе и обществе;

в) культурология – область естественнонаучного знания.

2.Что означает понятие «цивилизация»:

а) уровень общественного развития;

б) ступень общественного развития, следующая за варварством;

в) синоним культуры;

г) данное понятие используется в научной литературе во всех вышеперечисленных смыслах

в зависимости от контекста и взглядов автора.

3. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного

существа:

а) антропосоциогенез;

б) антропоморфизм;

в) аккультурация.

4. Какой из перечисленных элементов не относится к духовной культуре:

а) религия;

б) производство;

в) мораль.

5. Что такое архетипы:

а) типы архаической культуры;

б) типы мыслительных процессов;

в) прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции К.

Юнга.

6. Различаются ли понятия «традиция» и «обычай»:

а) да;

б) нет, это одно и то же;

в) обычай является способом существования традиции, он не существует отдельно от

традиции.

7. Что такое «духовность»:

а) проявление внутренней свободы личности, разделяющей высшие идеалы добра, красоты и

истины;

б) вера в Бога;

в) причастность к творческим видам профессиональной деятельности.

8. Кто является автором работы «Закат Европы»:

а) О. Шпенглер;

б) А. Тойнби;

в) Э. Тэйлор.

9. Теоретическое понятие «культура» формируется:

а) в эпоху античности;

б) в эпоху Возрождения;

в) в эпоху Просвещения.

10. Жанр пейзажа появляется:

а) в средние века;

б) в эпоху Просвещения;

в) в эпоху Абсолютизма.

11. Первые университеты, госпитали, больницы возникли:

а) в эпоху античности;

б) в средневековье;

в) в Новое время.

12. В эпоху Просвещения культурной доминантой была:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия.

13. В традиционном Китае делается акцент на:

а) аскетизм;

б) медитацию;

в) этику и ритуал.

14. Какой термин наиболее точно соответствует понятию «жэнь»:

а) равенство;

б) гуманность;

в) свобода.

15. К индийскому эпосу относится произведение:

а) Песнь о Нибелунгах;

б) Рамаяна;

в) Тристан и Изольда.

16.В какой из перечисленных культур главным святилищем являлся «Храм Неба»:

а) даосско-конфуцианской;

б) иудейской;

в) индо-буддийской.

17.Какой из перечисленных памятников культуры не индийского происхождения:

а) Ригведа;

б) Дао дэ-Цзын;

в) Махабхарата.

18. Л.Н.Толстой, переписывавшийся с индийскими мыслителями, особо ценил принцип:

а) ахимсы;

б) сансары;

в) нирваны.

19. В исламской художественной традиции получает развитие:

а) портретная живопись;

б) орнамент;

в) скульптура.

20. Расхождение между суннитами и шиитами заключалось:

а) в определении природы Аллаха;

б) в отношении к христианам;

в) в вопросе о халифе.

21. Основой античного греческого театра является:

а) трагедия;

б) мелодрама;

в) комедиа дель Арте.

22. Какая из греческих муз выступала покровительницей трагедии:

а) Мельпомена;

б) Терпсихора;

в) Клио.

23. Древнейшим текстом Нового Завета является:

а) Откровение Иоанна Богослова;

б) Евангелие от Иоанна;

в) Евангелие от Матфея.

24.Фома Аквинский является автором произведения:

а) «О природе»;

б) «Сумма теологии»;

в) «Государство».

25.В эпоху Возрождения получает развитие следующее общественное и литературное

движение:

а) эгалитаризм;

б) разумный эгоизм;

в) гуманизм.

26.Автором «Трактата о живописи», формулирующего требования к перспективе как

новому художественному приему, является:

а) Альбрехт Дюрер;

б) Леонардо да Винчи;

в) Рафаэль Санти.

27. Художественный стиль, появившийся не в эпоху Просвещения:

а) сентиментализм;

б) рококо;

в) модернизм.

28.В Х1Х в. как оппозиция классицизму возникает:

а) романтизм;

б) реализм;

в) сентиментализм.

29. Первым течением модернизма в ХХ веке является:

а) кубизм;

б) фовизм;

в) сюрреализм.

30. «Серебряный век» русской культуры – это:

а) 17 век;

б) конец 19 – начало 20 века;

в) 18 век.

 

Шкала оценивания посещения

Критерии оценивания Балл
15-20 баллов, если студент посетил 90% от всех занятий 15-20 баллов
10-15 баллов, если студент посетил как минимум 70% от всех занятий 11-15 баллов
6-10 балла, если студент посетил как минимум 50%от всех занятий 6-10 баллов
0-5 балла, если из всех занятий студент посетил как минимум 30% занятий 0-5 баллов

Критерии оценивания зачета

Балл Требования к критерию
21-30 баллов глубокое знание всего материала, включенного в список вопросов к зачету; свободное владение понятийным аппаратом, научным языком и терминологией; знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой; логически правильное и убедительное изложение ответа
11-20 баллов знание ключевых проблем и основного содержания материала, включенного в список вопросов к зачету; умение оперировать философскими категориями; знание основополагающих работ из списка рекомендованной литературы; в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.
2-10 баллов фрагментарные, поверхностные знания материала, включенного в список вопросов к зачету; затруднения с использованием понятийного аппарата и терминологии; недостаточное знание рекомендованной литературы; недостаточно логичное и аргументированное изложение ответа
0-2 баллов незнание либо отрывочное представление о материале, включенном в список вопросов к зачету; незнание понятийного аппарата; плохое знание рекомендованной литературы; неумение логически определенно и последовательно излагать ответ.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

 

Профиль

Правозащитная деятельность

с интенсивным изучением иностранного языка

 

                                                   Квалификация

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Согласовано учебно-методической комиссией кафедры философии: Протокол от «09» июня 2020 г. № 14   Председатель УМКом________________                                 /Я.В. Бондарева / Рекомендовано кафедрой философии Протокол от «09» июня 2020 г. № 14   Зав. кафедрой______________________                 /Я.В. Бондарева /

 

 

Мытищи

2020
Автор-составитель:

      Алёхина Е.В., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии МГОУ

 

 

Рабочая программа дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 22.02 2018 г. № 121.

 

 

Дисциплина входит в модуль «Гуманитарные и социальные основы профессиональной деятельности» вариативной части Блока 1 и является обязательной для изучения.

 

 

Реализуется в формате электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

 

 

Год начала подготовки 2020

2.2. Содержание дисциплины

Наименование разделов (тем) дисциплины с кратким содержанием Лекции Практи- ческие занятия
Тема 1. Культура как социальное явление. Предмет и задачи культурологии 2 2
Тема 2. Возникновение культурологии и основные этапы ее развития 2 2
Тема 3. Генезис культуры и ее развитие в древних цивилизациях 2 2
Тема 4. Античная культура 2 2
Тема 5. Культура Средневековья 2 2
Тема 6. Культура эпохи Возрождения и Реформации 2 2
Тема 7. Культура Нового времени - XVII – XIX вв. 2 2
Тема 8. Русская культура и ее особенности 2 2
Тема 9. ХХ век и культура России 2 2
Итого 18 18

Тема 1. Культура как социальное явление. Предмет и задачи культурологии

Определение понятия «культура», взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». Культуpа как тpадиция и новаторство. Семья и преемственность поколений как условие передачи культурных ценностей. Структура культуры: ядро и периферия культуры, духовная культура и материальная культура, специфика культурных форм в различных сферах жизни. Мировоззренческие основы культуры (религия, философия). Культура как способ реализации творческих возможностей человека. Исторические «модели» культурного человека. Социальные типы культуры: массовая и элитарная, народная; доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Региональные типы: «Восток – Запад - Россия». Конкретно-исторические типы культуры.

Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры. Мыслители Древней Греции, Рима и христианской Европы о культуре. Понятие культуры в эпоху Возрождения. Проблемы культуpы в трудах пpосветителей (Вольтеp, Кондоpсе, Тюpго). Теоpия «культуpной дегpадации» Ж.-Ж. Руссо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.172 (0.074 с.)