Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Театральный макет сцены↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После изучения темы студент должен знать: определение понятий театральный макет и подмакетник, этапы работы над макетом, значение выгородки. После изучения темы студент должен уметь: изготавливать подмакетник и макет спектакля или мероприятия, выстраивать выгородку на сценической площадке. Список литературы: 1. Базанов, В.В. Техника и технология сцены [текст]/В.В.Базанов – Л.: Искусство, 1976. – 215с. 2. Базанов, В.В. Театральная техника в образном решении спектакля [текст]/В.В.Базанов - М.: Искусство, 1970 – 259с. 3. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля [текст]/В.И.Березкин - М.: Знание, 1986. – 178с. 4. Шверубевич, В.В. Режиссер и оформление спектакля [текст]/В.В.Шверубович - М.: Искусство, 1955. – 192с. Информационный блок. Основные вопросы темы: 1. Определение понятия театральный макет. 2. Работа над эскизом, чертежом, макетом. 3. Значение выгородки. 1. Определение понятия театральный макет. Театральный макет ― это маленькая сцена с установленными на ней декорациями, точнее, это художественно выполненная модель будущего оформления спектакля, сделанная в уменьшенном размере, в определенном пропорциональном отношении к натуре, то есть в масштабе. Декорации для макета делают с тем же уменьшением, с каким сделан макет сцены. Объемное пространство сцены (даже небольшой клубной) дает художнику большие возможности для разнообразного решения оформления. Художник должен только суметь грамотно, целесообразно, изобретательно их использовать. Вначале оформление спектакля создается в набросках и эскизах на плоскости приемами рисунка и живописи (предусматривая оформление сцены в трехмерном измерении). Затем объемные детали декораций проверяются в пространстве. Проверять объемные детали декораций на сцене нецелесообразно (дорого и сложно, да и сценическая площадка почти всегда занята). Поэтому проверку объемных декораций в пространстве производят не на сцене, а в макетах. По выполненным в определенном масштабе декорациям в макете легко сделать декорации для сцены. Они всегда будут правильны по размерам, так как были соразмерны в макете. Макет дает возможность представить будущее оформление спектакля на сцене, понять, насколько оно удобно, помогает найти правильное размещение, характер, пропорции, форму и размеры частей оформления. На макете можно увидеть, как отдельные детали оформления будут сочетаться с фигурой актера,который должен двигаться по сцене. Макет необходим режиссеру и актерам для разработки построения мизансцен спектакля. На макете разрабатывается техническая организация спектакля с учетом взаимосвязи между декорациями картин, продумывается вся монтировка спектакля, использование оборудования данной сцены. С макета берутся все основные размеры деталей декораций для составления чертежей, необходимых при постройке оформления в натуре. Вопрос изготовления макета является одним из важнейших в процессе работы над оформлением спектакля. Ни один опытный театральный художник не приступит к выполнению декораций для сцены прямо с эскиза без предварительной работы над макетом. Изготовление оформления для сцены по эскизам без макета чаше всего ведет к большому количеству переделок готовых частей декораций, а иногда к созданию неудачного оформления. А каждая переделка хотя бы одной из частей готового оформления стоит дороже, чем работа, необходимая для изготовления макета. Выполнение оформления без макета иногда возможно в профессиональных театрах, но при наличии очень квалифицированных кадров. В народном театре или в театральном коллективе художественной самодеятельности особенно важно до постройки декораций ясно представить будущее оформление спектакля, внести в него необходимые поправки, получить исчерпывающий материал для мастерских, выполняющих детали оформления, заранее найти наиболее экономный путь изготовления и монтировки оформления. Все эти требования могут быть соблюдены только в том случае, если работа над оформлением спектакля ведется по макету. Не следует, однако, превращать макет в самоцель, в дорогую, ювелирно выполненную, но малополезную безделушку. Макет ― это проект, этап работы при постройке оформления для определенной сцены с ее характерными архитектурными особенностями, размерами, оборудованием. Макет должен строго соответствовать размерам сцены, давать точное и правдивое представление о будущем оформлении спектакля, быть ясным в построении и грамотно выполненным. 2. Работа над эскизом, чертежом, макетом. Ознакомившись со сценой и ее оборудованием, следует составить план сцены, который необходим для разработки оформления в макете. Такой план включает основные архитектурные размеры сцены и размещение сценического оборудования. План составляется для каждой сцены и размножается типографским способом или светокопией или просто копией, снятой на кальку. Каждый из таких планов выполняется в определенном уменьшении по отношению к сцене, то есть в определенном масштабе. Масштабом называется соотношение между длиной отрезка прямой линии на чертеже или макете и длиной изображаемого отрезка в натуре. Если изображение выполнено в макете с уменьшением в десять раз против натуры, то, следовательно, художник взял масштаб 1:10. Наиболее удобным дли планировок масштабом можно считать 1:50, 1:25 или 1:20 натуральной величины, то есть при масштабе 1:50 1 м в натуре будет равняться 2 см в плане, при масштабе 1:25 1 м будет равняться 4 см, при масштабе 1: 20 1 м будет равняться 5 см. Удобно также пользоваться масштабной линейкой, деления которой показывают размеры уже в установленном масштабе. План сцены разбивается на сетку, размеры квадратов которой должны равняться 1 м в натуре. Такая сетка служит для удобства нанесения на план декораций, а также для облегчения их местонахождения на сцене. На заготовленный план сцены наносят примерное размещение декораций как жестких, так и мягких, то есть задников тюлей, падуг, кулис, панорамы и т. д. План сцены с нанесенными на него деталями оформления данной картины и будет сценической планировкой данной картины. На планировке впервые определяют размещение декораций в пространстве сцены, прорабатывают всю организацию спектакля от картины к картине. Кроме планировок каждой отдельной картины можно делать планировки на одном листе сразу нескольких картин, то есть планировку на целый акт, а если картин немного, то и на весь спектакль, нанося их или цветными линиями, или линиями, условно обозначенными для каждой картины (пунктир, пунктир с точкой и т. д.). Такая планировка позволяет проследить всю монтировку― организацию спектакля. Художнику становится ясно, какие декорации нужно убирать в антрактах, а какие части декораций смогут остаться и будут закрыты декорациями следующих картин. На планировке видно, как сочетаются объемные декорации с мягкими и подвесными, какие номера подъемов должны быть использованы и т. д. При работе с поворотным кругом хорошо на планировке вырезать отдельный поворотный круг, прикрепить ею в центре планировки на оси и, нанеся на круг план декорации, стоящих на нем, поворотом круга проверять их установку и сочетание с декорациями, находящимися на неподвижном планшете сцены. Если по ходу спектакля должны употребляться отдельные большие группы-блоки декораций, которые необходимо убирать с игровой площадки в боковые или задние карманы, то хорошо для проверки их размещения на сцене вырезать из бумаги специальные планы этих декораций и, двигая их по планировке, найти точно место, куда они должны убираться в картинах или антрактах, посмотреть, какую они занимают площадь, какие останутся проходы и т. д. Проработав на планировке всю организацию оформления спектакля, можно добиться качественной, быстрой и спокойной работы по установке декораций на сцене во время спектакля. На планировке проверяется возможность правильного использования механического оборудования сцены, и даже возможность освещения спектакля. Планировка ― важный этап в создании оформления спектакля и основной момент подготовки к изготовлению макета. При составлении планировки должна быть проверена видимость декораций со всех мест зрительного зала, как по горизонтали, так и по вертикали. Для проверки видимости декораций по горизонтали на планировке должны быть нанесены точки месторасположения крайних боковых зрителей (имеются в виду зрители первого ряда) с точным указанием их расстояния от порталов сцены вправо, влево и в глубину зрительного зала. Для проверки видимости по вертикали достаточно определить размер от красной линии сцены до среднего места первого ряда зрительного зала. Нужно знать также высоту уровня глаза над планшетом сцены. Можно нанести схему проверки видимости по вертикали прямо на типовую общую планировку другим цветом карандаша или тушью. Этот прием очень удобен, так как он не требует изготовления отдельного чертежа при проверке видимости по горизонтали и вертикали. Макет будущего оформления спектакля размещается на уменьшенной сцене, то есть на подмакетнике. Подмакетник ― это как бы сцена, сделанная в определенном уменьшении к ее натуральной величине, то есть в определенном масштабе. Масштабы театральных подмакетников в большинстве берутся в 1: 20 и 1: 25 натуральной величины. Желательно, чтобы и подмакетник и сценическая планировка выполнялись в одном масштабе. Если они делаются в разных масштабах, тогда лучше, чтобы они были в кратных отношениях. Например, увеличение макета против планировки следует брать в два раза. Подмакетник по размерам и пропорциям должен быть сделан правильным по отношению к сцене, на которую рассчитан, иметь свободный круговой доступ внутрь, удобное приспособление для установки н подвески частей макета, изображающих декорации. Для определенной сиены изготовляется один подмакетник. В нем делаются макеты различных постановок, идущих на данной сцене, в нем они и просматриваются (для выставочных макетов подмакетники делаются отдельно для каждой картины макета, но более упрощенные). Для постоянного пользования подмакетник целесообразно сделать основательным, не жалея на это некоторых усилий и расходов. С этой работой может справиться любая столярная мастерская. Делать подмакетник лучше разборным, чтобы он не занимал места во время длительных перерывов в работе. Имея эскиз и примерную планировку декораций, можно начинать изготовление чернового макета, который является как бы общей выгородкой будущих декораций. Создание чернового макета ― очень важный этап работы. Здесь впервые с плоскостного эскиза и планировки декорации переносятся в подмакетник, заменяющий сцену. Все детали становятся трехмерными, объемными. Художник должен стремиться к тому, чтобы оформление, перенесенное в макет, не проигрывало по сравнению с эскизом, а продолжало развивать найденный в эскизе зрительный образ спектакля. В черновом макете, пользуясь планировкой, находят места основных деталей декораций в пространстве сцены, прикраивают общие массы предметов, находят пропорции и размеры, форму и характер вещей. Объемными в таком макете делаются только основные предметы. Мелкие детали, где это, возможно, оставляют рисованными на плоскости, учитывая их как будущий объем. В черновом макете определяется размер зеркала для данной декорации, решается характер падуг, кулис, уточняется, какие детали декораций будут выполнены объемными, полуобъемными, барельефом, что разместится на тюле и заднике. Работа над черновым макетом должна вестись из легко поддающихся быстрой обработке материалов. Лучше всего применять тонкий картон и плотную бумагу спокойных, неярких цветов, для склейки ― столярный клей, для каркасов ― тонкие рейки сечением 10X10 мм и тоньше. Для прорисовывания деталей в макете, а иногда и для выявления светотени хорошо пользоваться углем простым или прессованным, соусом, очень мягкими карандашами или тушью, разводя ее водой до разной густоты. Для выполнения работ в черновом макете нужно иметь небольшое количество инструментов. Для изготовления станков сложной формы, камней, бугров и т. д., то есть того, что трудно сделать из картона, хорошо применять пластилин или просто лепную глину. Основная цель при изготовлении чернового макета ― это получение выкроек и шаблонов всех деталей декораций с выясненным характером и размерами для изготовления их в чистовом макете. Приступая к изготовлению чернового макета с эскиза, художник, прежде всего, сталкивается с вопросом перенесения размеров и пропорций декораций с плоскости эскиза в пространство макета. Часто макет делает не автор эскиза. Но если даже макет выполняет тот, кто делал эскиз, то и для него самое трудное при изготовлении макета ―это сохранение найденных в эскизе пропорциональных отношений вещей, их характера и т. д. Механически переносить размеры с эскиза в макет, как правило, нельзя потому, что часто эскизы не выполняются строго в масштабе макета, да и кроме того, эскиз всегда делается в перспективе. Следовательно, размеры декораций, кроме размеров переднего плана, не будут теми, которые путем простого обмера можно переносить в макет. Поэтому важно, чтобы макетчик умел на глаз правильно сохранить пропорции, характер деталей, соотношение размеров эскиза в сделанных выгородках в макете. После утверждения черного макета можно приступать к изготовлению чистого макета. Чистовой макет является проектом оформления спектакля, по которому выполняется чертеж, строятся жесткие декорации, шьются мягкие детали оформления, пишутся задники и т.д. По чистовому макету ведется разработка монтировки спектакля, подготавливается световое оформление. Чистовой, качественно сделанный макет предохранит от ошибок и переделок при исполнении деталей декораций в натуре, а стоимость переделок не может идти ни в какое сравнение с затратой времени на изготовление макета. 3. Значение выгородки. На основании макета делаются чертежи. Но прежде чем окончательно их утвердить и сдать в декоративно-объемный цех для выполнения по ним оформления, необходимо на сцене еще раз промерить все части оформления, переведенные из масштабов макета в масштаб сцены. Когда промер сделан и машинист дал распоряжение поставить метки, необходимо посмотреть на сцене выгородку, сделанную из различных декораций из других пьес или из станков, конструкция, дверей, брусков, щитов, лестниц, чтобы получилось то самое сценическое пространство по вертикальному и по горизонтальному сечению, которое скомпоновано художником-декоратором в макете. Затем необходимо расставить то, что предполагается иметь на сцене: если это комната — стулья, столы, диваны и пр.; если это экстерьер — ступени крыльца или камни, пни, забор, ворота и пр. Когда все это расставлено, необходимо посмотреть, как это выглядит из зрительного зала, учитывая, видны ли нужные для режиссера игровые точки с разных концов зрительного зала, удобно ли двигаться, или находиться в неподвижном состоянии исполнителям на сцене, удобны ли выхода. Желательно на эту репетицию пригласить и исполнителей, если пьеса уже репетируется в мизансценах, хотя еще и не на сцене, а в репетиционном помещении. Все замечания и наблюдения, которые будут сделаны, дадут серьезный материал для дальнейшей работы над спектаклем. Занимаясь выгородкой, особенно важно учесть замечания, которые сделает машинист, по выполнению макета и режиссерской композиции спектакля. Предположим, художник великолепно изобразил на эскизе небольшую площадку на первом плане, заросшую старыми тенистыми деревьями, которая в пяти метрах от рампы обрывается как бы на десятки метров1, и внизу этого обрыва т чет река, которая извивается широкой блистающей ленто? до самого горизонта, а на другом берегу этой реки видны по ля, деревни, а дальше темная полоса леса. Эскиз замечательный. Освещение, перспектива, пропорции деревьев, вещей и едва видных на горизонте изб сделаны мастерски. И в макет это удалось художнику выполнить очень хорошо. Когда это в выгородке переносят на сцену, машинист указывает, почему все то, что так великолепно было сделано на эскизе и в макете, на сцене не получится. Во-первых, и это самое главное, соотношения масштабов, которого художник достиг в эскизе, на сцене достигнуть невозможно, потому что на сцене определяет все человек. Если человека задавит в десять раз более высокое и огромное по своей массивности дерево, то актер пропадет. Если через пять метров, указанных художником, будет спущен люк, дающий ощущение провала за обрывом, то он может быть спущен не глубже первого трюма. Но из ярусов великолепно видно небольшое расстояние и ширина и глубина открытого люка, а глубина сцены такова, что завеса или панорама, на которых будет написана даль на той стороне реки и блистающая лента реки, уходящая до самого горизонта, покажутся очень близкими. И все то, что так чудесно получалось на эскизе и макете, на сцене окажется театрально грубым. Тогда художник станет предлагать спустить на тот план, где находится открытый люк, несколько тюлей. Но при спуске этих тюлей, через которые, допустим, и получится для зрителя ощущение дали и обрыва, изменится характер оформления, и реальная сочно-живописная картина, которая так отвечала смыслу произведения, приобретет совсем другой вид. Вот тут-то и начнется очень нужная изобретательская и консультационная работа машиниста, когда он поможет добиться того, чтобы оформление другими средствами, но дало бы то же самое ощущение, которого добивались художник и режиссер. Или машинист скажет, что нужно пользоваться комбинированным методом, живописным приемом и лепниной; или, посоветовавшись с осветителем, будет искать каких-либо приемов, чтобы добиться иллюзии панорамы. Он будет советовать иначе повернуть декорацию, взять ее в другом ракурсе, укажет, как расположить станки, как, повышая их от рампы к глубине сцены или скашивая, получить то, чего хотят художник и режиссер; как приладить, например, строенный павильон и лестницу, идущую от него вниз, так, чтобы ими загородить имеющиеся изъяны в конструкции самого планшета, и т. д. Режиссер в репетиционный период прекрасно видит исполнителей на сцене, понимает, трудно или легко играется определенная сцена, чрезвычайно важно, расположенная по смыслу оформления на левой или на правой стороне. И вот, не меняя в существе выгородки, он так устанавливает окончательное соотношение боков или задней части сценического пространства, на котором развивается действие, что необходимые ему планировочные места попадают именно туда, где удобнее всего развивать нужное исполнителям действие, и там же совершенно естественно располагается и необходимая по мизансцене мебель. Для того, чтобы на спектакле и даже во время генеральных репетиций не произошло смещения этих игровых точек, чтобы исполнители не почувствовали себя неудобно и не смазали текста, нужен глаз режиссера во время тех монтировочных репетиций, когда происходит окончательная подгонка частей оформления. Методические указания для самоподготовки. Изучив материалы информационного блока: 1. Дайте определение понятию «Театральный макет». 2. Назовите основные этапы работы по изготовлению макета. 3. Объясните в чем разница между планом сцены и сценической планировкой. 4. Придумайте эскиз будущего театрального макета.
Дополнительная литература: 1. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь./Перм. гос. ин-т искусств и культуры. - Пермь: УПЦ "ДИККС",1999.-113с. 2. Френкель М. А. Современная сценография.— К.: Мыстецтво, 1980.— 132 с. 3. Понсов А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций: Учебное пособие. – М.: Искусство, 2005. – 500с. 4. Поляков М.Я. О театре: Поэтика, семиотика, теория драмы. – М: Международное агентство «А.Д.&Т.», 2001. – 384 с. 5. Березкин В.И. Художник в театре сегодня. – М.: 1980 – 128 с. 6. Грачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968. – 288 с. 7. Пави П. Словарь театра. – М., 1991 – 504 с. 8. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала XX в. М.: Искусство, 1971 – 411 с. 9. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Кн. 1: О профессии режиссера. Сост. Ю. С. Рыбаков; предисловие К. Рудницкого. — Л.: Искусство, 1980г. — 303 с. 5 л. ил. 10. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. Ч. 1. – М.: 1973 – 112 с. 11. Сценический портал http://stage.variety.ru 12. Энциклопедия кругосвет http://www.krugosvet.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 4168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.013 с.) |