Формы ролевых игр на младшей, средней и старшей ступенях обучения английскому языку в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы ролевых игр на младшей, средней и старшей ступенях обучения английскому языку в школе



В настоящее время ролевые игры пользуются большим спросом в методике преподавания английского языка в средних общеобразовательных школах. Следует помнить о множестве вариантов ролевых игр на уроках английского языка в школе. Необходимо правильно выбирать подходящие формы ролевых игр для младшего, среднего и старшего школьного возраста учеников.

Согласно Филатову В.М., школьники со второго по четвёртый класс очень раскованы, позитивны, активны, мечтательны, доброжелательны к людям и открыты ко всему новому, любят различные виды игр. Они хотят быть похожими на взрослых, которые их окружают в жизни, или на своих любимых сказочных персонажей, героев видеоигр, популярных актёров из фильмов или сериалов и на многих других. Мальчики и девочки могут легко могут перевоплотиться в Буратино, Мальвину, Мэри Поппинс, Красную Шапочку, Электроника и в других всеми любимых героев из фильмов и мультфильмов при помощи своей безграничной, бурной фантазии. Они также могут представить себя учителем, строителем, космонавтом, президентом, англичанином, французом, итальянцем и так далее. Ученики на уроке английского языка в процессе перевоплощения в кого-либо и дальнейшего диалога обмениваются необходимой информацией, своими мыслями, ощущениями, переживаниями, задают друг другу смысловые, интересующие их вопросы, отдают приказы или молят кого-то о помощи, раздают дельные советы, подбадривают или наоборот осуждают кого-то за плохие поступки. Ученики от восьми до одиннадцати или двенадцати лет показывают самую большую степень заинтересованности в ролевых играх на уроках английского языка в школах. Самые основные сферы общения в этом возрасте это школа, дом, магазин и дача. Дети младшего школьного возраста на уроках английского языка больше всего предпочитают ролевые игры с куклой или различными предметами. Пример ролевой игры ребёнка с предметами: мама девочки второклассницы пришла в гости к своей подруге, у которой тоже есть дочка пятиклассница. Старшая девочка стала показывать младшей свои детские игрушки. Эти незнакомые предметы девочки очень понравились, ей было интересно знакомиться с новыми игрушками, играть в них и запоминать, как они называются. Маленькая девочка выучила названия новых животных, а также новый вид одежды, в которую она наряжала куклы, кухонные приборы, когда играла в повара. Таким образом, она узнала для себя много полезной информации. В ролевых играх с предметами помимо этого также могут быть задействованы различные интересные детские книги, фото, картинки, мебель в комнате и так далее [49, c. 88].

По мнению Яцковской Г. В., ролевая игра с куклой также пользуется большим интересом среди учеников на уроке иностранного языка. Эта игра очень полезна для организации речевой деятельности школьников. Детям, а особенно девочкам очень нравится представлять себя куклой, учить и рассказывать свои реплики из диалога в качестве их любимой куколки.

В ролевых играх можно использовать различные виды кукол. Например: тростевые, пальчиковые, перчаточные куклы, марионетки и так далее. Они очень подвижны, красочны, выразительны, интересны, поэтому дети всегда очень внимательно наблюдают за ними в ходе игры. Кроме того, школьники очень любят наряжаться в кукольные костюмы, чтобы стать куклой-гигантом, например, Чиполино, крокодил Гена, мушкетёр, охотник, принц и принцесса и многое другое. Также в настоящее время пользуются огромной популярностью среди учеников в школах планшетные куклы. Учителя всё чаще начинают использовать их на уроках иностранного языка.

Разнообразные виды кукол выполняют различные функции. Например, каждой кукле-зверю присущ свой определённый характер в диалоге. Если ты попросишь о чём-то хитрую и изворотливую лисицу, то она, конечно же, ничего не сделает, так как она думает только о своей выгоде. Она будет стараться тебя перехитрить и обмануть, пообещав лишь на словах что-то для тебя сделать. Ёж же очень умный и добросовестный, он обязательно тебе поможет, выполнит твою просьбу, выразив при этом свою доброту и дружелюбие к тебе. Петух легкомысленно и весьма самоуверенно, хвастливо пообещает тебе звезду с неба достать, но, к сожалению, не всё, что он тебе скажет, он сможет на том же уровне сделать. Медведь также согласится тебе помочь и похвастается своей силой, но на деле он окажется глупым и медлительным неудачником, у которого редко что-либо получается, например, как в сказках «Маша и медведь», «Теремок», «Зимовье зверей», «Медведь и собака» и так далее.

С куклой, как знак ситуации школьник может организовать на уроке диалог-расспрос: What's your nickname?" Where do you live? What do you like to do? What's your favorite book? Во время этого расспроса ученик должен узнать как можно больше полезной информации о своём собеседнике.

Кукла-партнёр по диалогу. Например, складывается такая ситуация, что школьник, который любит и учится рисовать, интересуется и восхищается живописными работами известных художников, приглашает свою куклу в картинную галерею. Он показывает и говорит название каждой картины, рассказывает историю её создания и биографию автора. Далее кукла делится с учеником своими впечатлениями от увиденного и услышанного в картинной галереи и называет понравившиеся ей картины. 

Также вы можете получить нужную вам информацию о кукле через третьих лиц. Сюжет одной из ролевых игр таков: кукла девочки серьёзно заболела, но школьница не знает, как её вылечить. Она обращается к своей однокласснице за дельным советом, так как та в свою очередь имела похожую ситуацию в прошлом [58, c. 85].

Учителю английского языка следует всегда помнить, что речевой диалог школьников не должен слишком затягиваться по времени, так как ученики начинают постепенно уставать и продуктивность ролевой игры уменьшается. Ученикам младшего школьного возраста следует вести диалог на английском языке в течение пять минут, ученикам среднего школьного возраста с пятого по восьмой класс в течение десяти минут, а в старшем школьном возрасте с девятого по одиннадцатый класс от пятнадцати до восемнадцати минут максимум.

Согласно Конышевой А. В., ученики среднего школьного возраста перестают быть детьми, они становятся подростками, которые хотят как можно быстрее повзрослеть. Они очень активны, полны энергией, но зато быстро устают, перетруждаются. Они могут быть слишком обеспокоены чем-то, восприимчивы к разным ситуациям, уязвимы, но зато сильны духом и бесстрашны. Подростки любят межличностное общение во время учебного процесса. Ролевые игры в их возрасте постепенно усложняются, и прибавляются новые вариации и разновидности игр. Самыми популярными у подростков считаются ролевые игры бытового характера. Например, беседа подростков в школе на уроке или на перемене, в столовой, дома, на улице, в супермаркете, в кинотеатре, в зоопарке, в цирке, в библиотеке, в картинной галерее и так далее.

У школьников со второго по восьмой класс на уроках иностранного языка проводятся ролевые игры обиходного содержания, во время данных игр у учеников формируются нормы речевого поведения и этикета и воспитание культурного общения.

Ученики с низким уровень владения английского языка пользуются на уроке репродуктивным способом речевого общения. То есть они просто заучивают наизусть свои фразы в диалоге - образце при подготовке к ролевым играм, а потом воспроизводят все реплики слово в слово на уроке. Школьники, которые имеют средний уровень владения английским языком, могут дополнять диалог новыми фразами, а также сокращать его или поменять какие-либо реплики местами, чтобы лучше передать смысл в диалоге, а далее всё это учат наизусть. Школьники, обладающие высоким показателем владения иностранным языком, в общении во время ролевых игр на уроке очень раскованы, активны, инициативны. Они не заучивают свои реплики целиком слово в слово, а пытаются пересказать по памяти, о чём они прочитали из диалога-образца, а также они добавляют свои собственные фразы, описывают свои эмоции по поводу происходящего, делятся своим мнением, доказывают свою точку зрения и так далее.

Постоянное использование ролевых игр на уроках иностранного языка поднимает у школьников настроение, мотивирует детей и увеличивает их уровень знания английского языка.

При переходе детей из подросткового возраста к старшему школьному возрасту углубляются познания ребят об окружающем мире и опережают их собственный жизненный опыт. В таком случае ролевые игры подготавливают школьников к их будущим социальным статусам и ролям. Именно такой функцией обладают имитационные ролевые игры. Они создают имитируемую реальность, где общение организовывается по конкретным правилам при помощи игровых заданий. В конце игры подводятся итоги в зависимости от правильности и неправильности выполненных заданий, объявляются победители, выполнившие всё наилучшим образом. 

Имитационные ролевые игры способны не только подготовить школьников к речевому общению, но и увеличить, усилить познавательную деятельность учащихся. Например, для школьников в седьмых, восьмых, девятых классах в игровой форме учитель может организовать знакомство с героями литературных произведений, интересными фактами из биографий великих русских и зарубежных писателей, ученых, искусствоведов, философов, расширять знания об истории и культуре страны изучаемого языка, об окружающем мире и о всех самых важных проблемах современности [27, с. 73].

Ученики девятых классов в процессе имитационной ролевой игры знакомятся, например, с интересными важными фактами из жизни знаменитого учёного Стивена Хокинга и его научными работами и открытиями. Ученикам необходимо выучить несколько научных фактов и найти дополнительные материалы об этой личности, а также продумать форму и содержание своих реплик, подготовить презентацию или выбрать интересные анимационные картинки, фото. На уроке английского языка общение и обсуждение жизненно важных проблем происходит за счёт игрового сюжета и распределённых между ребятами ролями.

Данные ролевые игры также используются для формирования у учеников социально-политических навыков и нравственных умений. С этой целью проводятся игры мировоззренческого характера. Например, можно имитировать беседу между русскими школьниками и их зарубежными ровесниками. Также проводятся дискуссии, в течении которых ученики высказывают своё отношение по разным направлениям в кино, литературе, живописи, архитектуре и так далее. Участие в таких беседах и дискуссиях гарантирует живое, активное, интересное, непринуждённое общение, обмен мыслями, самостоятельное, артистическое и творческое обсуждение проблем и самоопределение личности.

Согласно Ливингстоуну К., у учеников девятых, десятых, одиннадцатых классов, принимая во внимание их становление профессиональных интересов, учителя организовывают имитационные деловые ролевые игры. В них участвуют будущие преподаватели, писатели, художники, машинисты, врачи, спортсмены, повара и так далее. Одна из самых распространённых форм такой игры – это домашнее задание с текстом, в котором содержится профессиональная информация на английском языке. Ученики дома читают текст и выполняют игровые задания на основе прочитанного. Деловая игра имитирует различные ситуации, которые могут возникнуть у школьников в их будущей профессиональной деятельности. В большинстве случаев данная игра решает сразу же несколько задач, например, врач не только ведёт консультативный приём больного, но и морально, психологически поддерживает, настраивает на позитивную волну, обеспечивает душевное спокойствие пациента. На протяжении интервью или развёрнутой беседы в классе между учениками из России, Англии и Америки каждый ученик старается не только как можно лучше, обширнее, интереснее рассказать о себе, но и задать вопросы своему собеседнику, чтобы узнать больше о быте, культуре, традициях, погоде, отдыхе, профессиональной занятости в странах изучаемого языка.

Таким образом, для каждой имитационной деловой ролевой игры преподавателю необходимо выбрать форму, поставить цели, задачи для учеников, разработать сюжет, составить реплики, провести и подвести итоги игры. Деловые игры отвечают возрастным особенностям учеников старших классов. Школьники имеют возможность не только больше практиковаться в английском языке и участвовать в интересном живом общении, но и всесторонне развиваться. Данная игра является средством хорошего воспитания и профессиональной ориентации учеников [28, с. 169].

Конышева А. В. утверждает, что для школьников младшей, средней и высшей ступени обучения на уроках английского языка очень часто организовываются ролевые игры обиходного характера. Они проводятся с целью формирования и использования норм речевого этикета, воспитания хороших манер и культуры поведения у учеников разного школьного возраста. Дети учатся правильно приветствовать и прощаться со своими сверстниками и взрослыми, приносить извинения, выражать восторг и отвечать на благодарность, спросить совета или просить о помощи товарища, уметь сглаживать ситуацию и обходить конфликты стороной со своим партнёром по общению и так далее [25, с. 192].

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что ролевые игры эффективно используются на уроках английского языка у учащихся разного школьного возраста, но необходимо выбрать правильную форму выражения, которая бы соответствовала определённому возрастному этапу школьников. Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для старших классов проводятся имитационная ролевая игра познавательного и мировоззренческого содержания и имитационная деловая ролевая игра. Применяя данный приём на практике, мы можем эффективнее, продуктивнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи на уроках английского языка.

 

Выводы по второй главе

 

Теоретический анализ ролевых игр и их применения на разных этапах обучения английскому языку в школе показал, что ролевая игра – это действенное педагогическое средство, приводящее благодаря своей практической основе к реальному росту формирования навыков диалогической речи на иностранном языке. Ролевая игра – это одномоментное соединение трёх составляющих: игра, общение, учёба. По мнению школьников, ролевая игра - это творческий процесс, в котором они выступают, как актёры. Роль каждого ученика репетируется на уроках и дома по нескольку раз, что способствует лучшему усвоению языкового материала и к более свободному ведению диалогов на английском языке. Ролевая игра не только увлекает учеников и приносит им радость, с помощью неё школьники становятся более раскрепощёнными, чувствуют себя равными, не зависимо от их уровня знаний. А ведение игры при этом на иностранном языке несёт в себе большой познавательный потенциал. По мнению преподавателя, ролевая игра – это отличный способ формирования навыков диалогической речи у школьников. Ею можно управлять, она как трансформер, то есть процесс игры можно повернуть в ту сторону, которая нужна учителю на данный момент в зависимости от темы, цели и задачей урока. Виды обучающих направлений ролевой игры безграничны, этим она и привлекает школьных преподавателей.

Ролевые игры эффективно используются на уроках английского языка у учащихся разного школьного возраста, но необходимо выбрать правильную форму выражения, которая бы соответствовала определённому возрастному этапу школьников. Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для старших классов проводятся имитационная ролевая игра познавательного и мировоззренческого содержания и имитационная деловая ролевая игра.

Таким образом, ролевая игра является важным и эффективным приёмом воссоздания воображаемых, фантастических или реальных ситуаций диалогического общения на уроках английского языка. Они активизируют речемыслительную деятельность школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения, формируют внутреннюю мотивацию к естественному, инициативному ведению диалога на английском языке. Ролевая игра эффективно формирует диалогическую англоязычную речь школьников и показывает им, что организация и проведение игры в коллективе – это интересно, весело, легко, если этот коллектив дружный и сплочённый. И особенно приятно, когда учитель становится частью этого коллектива, а ученики могут видеть в нём своего друга и наставника, который в любой момент может прийти им на помощь и поддержать.

 

 

ГЛАВА 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ                                                      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.013 с.)