Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы безопасности жизнедеятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение технического прогресса во все виды общественно-производственной деятельности сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, технических и других опасностей. Опасностью называют различные явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или иным его ценностям, а также представляющие угрозу для жизни человека. Есть и другие определения опасностей. Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Т.е. под опасностью понимается вероятность возникновения тех или иных событий и явлений, которые могут привести к чрезвычайному событию. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловливают стихийные явления, климатические условия, рельеф местности. Ежегодно стихихийные явления подвергают опасности жизнь около 25 млн. человек. В 1990г. от землетрясений погибло 52 тыс. человек, в 2004г. от цунами – около 300 тыс. человек. Антропогенные опасности – возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных продуктов и т.д.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательных воздействий на человека и окружающую среду. Под вредным фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Под травмирующим фактором понимают негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.
Для Республики Беларусь характерны следующие опасности: 1. Радиационная опасность, существующая из-за наличия вблизи границы республики АЭС (Игналинской – 7км, Чернобыльской – 10км, Смоленской – 70км, Ровенской – 140км). 2. Химическая опасность определяется предприятиями химической, нефтеперерабатывающей промышленности, а также химическими веществами, перевозимыми автомобильным и железнодорожным транспортом (от 400 до 1500 вагонов ежемесячно). Всего в республике около 500 химически опасных объектов, на которых хранится более 50 тыс. т сильнодействующих ядовитых веществ, в том числе 26 тыс. т аммиака, 5 тыс.т акрилонитрила. В Витебске предельно допустимая концентрация бензопирена и формальдегида в воздухе превышена в 4-5 раз. 3. Пожаро-взрывоопасность создается за счет более 90 складов и баз со взрывчатыми веществами, более 120 взрывоопасных и 150 пожароопасных объектов. Опасны в пожарном отношении более 8 млн га леса и около 2,5 млн га торфяников. 4. Биологическая опасность формируется за счет имеющихся в республике 500 очагов сибирской язвы, бешенства, туляремии, геморрагической лихорадки. 5. Гидродинамическая опасность определяется наличием дамб и плотин, общая протяженность которых составляет более 850 км. Особая опасность прорыва дамб существует в Брестской и Чернобыльской областях. 6. Экологическая опасность создается большим количеством промышленных предприятий, автотранспортом. В атмосферу выбрасывается более 1млн. тонн выбросов в год, со сточными водами удаляется более 1 млрд м3 вредных веществ. 7. Опасность стихийных бедствий создается наводнениями, лесными и торфяными пожарами, ураганами, градом, засухой и др.
Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные обьекты (обьекты защиты). К последним относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное желаемое состояние объектов защиты – безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых условий воздействия. Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Важным разделом безопасности является система личной и коллективной безопасноти человека в процессе его жизнедеятельности (и особенно в техносфере). Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению здоровья и жизни людей, снижению травматизма и заболеваемости. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере – путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы. Т.е. основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Безопасность жизнедеятельности представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Согласно «Концепции совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и граданской обороны на 2004-2007 годы», принятой указом Президента республики Беларусь 9.07.2004г., основными факторами, создающими угрозу безопасности населения и эффективному функционированию экономики являются: · -стихийные бедствия (наводнения, ураганы и др.); · -аварии, катастрофы, взрывы и иные ЧС на объектах экономики, транспортных коммуникаций и других объектах; · -функционирование потенциально опасных факторов (предприятия химической промышленности, нефтепроводы, газопроводы, захоронения радиоактивных и высокотоксичных отходов и др.); · -низкая технологическая надежность систем управления и обеспечения безопасности в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве и на транспорте; · -выбросы, сбросы и отходы промышленного производства, приводящие к химическому, радиоактивному, механическому, тепловому загрязнению компонентов природной среды; · -радиоактивное загрязнение территории республики вследствие аварии на ЧАЭС; · -наличие АЭС, захоронений радиоактивных и высокотоксичных отходов на сопредельных с Республикой Беларусь территориях; · -активизация международного терроризма; · -расширение военных союзов и нарушение международных договоров в сфере обеспечения международной безопасности. Целью основ безопасности жизнедеятельности как науки является формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих; приобретение знаний в прогнозировании опасных ситуаций в различных видах деятельности человека и определение способов защиты от них; приобретение привычек здорового образа жизни. К основным мероприятиям по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) относятся следующие: · -прогнозирование и оценка возможных последствий ЧС; · -разработка мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вероятности возникновения таких ситуаций, а также на уменьшение их последствий. Кроме того, очень важным является обучение населения действиям в ЧС и разработка эффективных способов его защиты. Безопасность человека и среды его обитания является важнейшей характеристикой качества жизни и состояния экономики.
1.2. Структура, цель и задачи учебной дисциплины «Защита населения и хозяйственных обьектов вЧС» В последние десятилетия как во всем мире, так и в Республике Беларусь наметилась четкая тенденция роста числа ЧС: - возросло количество и масштабы некоторых стихийных бедствий в связи с ростом народонаселения Земли и изменением климата; - наблюдается рост количества и тяжести чрезвычайных ситуаций техногенного характера, прежде всего вследствие экономических кризисов; - сохраняется опасность известных и ранее неизвестных инфекционных заболеваний человека, животных, поражения растений болезнями и вредителями в связи с деятельностью человека; - наблюдаетс я устойчивое ухудшение здоровья населения за счёт экологических факторов, их отрицательное воздействие на развитие экономики и состояние природной среды; - сохраняются опасности чрезвычайных ситуаций социального характера, в том числе вооружённых конфликтов с применением современного оружия. Учитывая эти обстоятельства Совет Министров Республики Беларусь в 1993 году принял постановление №140 «Об организации подготовки студентов и учащихся учебных заведений по гражданской обороне». В соответствии с этим постановлением была разработана программа «Защита населения и обьектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях». В учебной программе «Защита населения и обьектов народного хозяйства в чрезвычайных условиях» учтены изменения в государственных структурах по защите населения, объектов хозяйствования и природной среды. Учитывая, что большинство чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека, подготовка выпускников ВУЗа, направлена, прежде всего, на его способность предупреждать и предотвращать чрезвычайные ситуации на своих участках работы, сочетать свои действия с действиями государственных структур по защите населения, объектов хозяйствания / ох / и природной среды. Вместе с тем, выпускник ВУЗа должен уметь прогнозировать, оценивать возможные последствия чрезвычайных ситуаций, защитить себя и близких, организовать подчинённые коллективы для ликвидации последствий ЧС, рационально использовать помощь государственных структур. В условиях неблагоприятной экологической и радиационной обстановки выпускник ВУЗа должен уметь выжить сам, помочь в этом своим близким, подчиненным коллективам, обеспечить устойчивое экономическое развитие и способствовать остановке экологического кризиса. Наиболее рациональным является комплексное решение задач защиты населения, хозяйственных объектов и природной среды, т.к. эти проблемы взаимосвязаны и взаимозависимы. Это касается специалистов всех профилей обучения. Защита населения и объектов хозяйствования (ОХ) - научно-практическая дисциплина, изучающая условия обстановки в чрезвычайных ситуациях (ЧС) для выбора оптимальных вариантов защиты населения, ОХ и природной среды. Цель преподавания дисциплины – дать студентам теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей и гражданского долга в условиях возможных ЧС. Задачи изучаемой дисциплины / основные задачи обучения /: - изучить основные ЧС, характерные для Республики Беларусь, их возможные последствия для населения, хозяйственных объектов и природной среды; - изучить методики прогнозирования, оценки и предупреждения ЧС для использования в практической работе; - научить студентов правилам поведения в ЧС; - изучить государственную систему защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей природной среды; - научить студентов основам организации спасательных и неотложных аварийно- восстановительных работ (СНАВР); - изучить основы устойчивости экономики, работы ОХ в ЧС и мероприятия по обеспечению экологической безопасности. В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: - прогнозировать, оценивать и предупреждать ЧС на своих участках работы; - принимать решения на ликвидацию ЧС и организовывать их выполнение; - правильно вести себя и действовать в ЧС по обеспечению своей безопасности, безопасности подчинённых коллективов, по защите объектов и обеспечению экологической безопасности; - работать с приборами химического, дозиметрического и экологического контроля, а также с другими приборами, которые используются в системе мониторинга; - выполнять свои профессиональные обязанности по обеспечению устойчивого экономического развития в условиях ЧС.
1.3. Основные понятия и определения при ЧС Проблема безопасности человека на различных этапах исторического и биологического развития всегда оставалась актуальной. Каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, длительное, интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть экстремальными. Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но чаще всего это случается по его собственной вине – в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам и правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. Как в мирное, так и в военное время могут происходить события, которые носят чрезвычайный характер. Чрезвычайные события – это события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы и вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу, природную среду. Совокупность чрезвычайных событий и условий, сложившихся на данной территории, называют чрезвычайной ситуацией. Чрезвычайная ситуация отличается от экстремальной прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой возникла ЧС. Авария – это непосредственный выход из строя какого-либо механизма, вызывающий внезапную остановку работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных и энергетических объектах, транспорте и др. ОХ, что приводит к повреждению или уничтожению зданий, сооружений, материальных ценностей, оборудования, к поражению людей. Катастрофа – крупная авария на обьекте хозяйствования или на транспорте, повлекшая гибель людей, значительные разрушения или уничтожение материальных ценностей. Различают экологические, производственные, транспортные и техногенные катастрофы. Несчастный случай, травма – происшествие, при котором в результате внезапного воздействия произошло повреждение органов человека или нарушено их нормальное функционирование. В ряде случаев аварии сопровождаются пожарами, взрывами, утечкой и распространением РВ и СДЯВ. Причинами возникновения аварий могут быть: отказ оборудования вследствие несовершенства конструкции либо нарушения технологии его изготовления или монтажа; ошибочные действия персонала или преднамеренное нарушение правил эксплуатации оборудования. В условиях экономического кризиса возрастает вероятность аварий и катастроф на потенциально опасных объектах из-за изношенности оборудования, падения трудовой дисциплины и т.д. Вероятность возникновения ЧС социального характера обычно повышается в условиях длительного политического кризиса. Экологический кризис является крайне опасным для сохранения жизни на Земле.
1.4. Понятие о поражающих факторах ЧС. Чрезвычайные ситуации порождают разнообразные факторы, способные в момент возникновения ЧС или впоследствии оказать вредное или губительное воздействие на человека, животный и растительный мир, а также на объекты народного хозяйства. Как правило, в результате этого воздействия происходит гибель или опасные для здоровья поражения людей, заметно снижающие их работоспособность, полное разрушение или снижение производительных возможностей объектов народного хозяйства. Эти факторы принято называть поражающими. По механизму своего воздействия они могут являться первичными или вторичныими, а также носить комбинированный характер. Так, в результате воздействия взрывной волны (первичный поражающий фактор) разрушаются объекты, возникают пожары, которые будут являться вторичными поражающими факторами. В отдельных ЧС возможно одновременное возддействие нескольких поражающих факторов; в таких случаях поражение людей и повреждения хозяйственных объектов будут носить комбинированный характер. Основными поражающими факторыами ЧС являются следующие: Воздушная взрывная волна. Взрывная волна является одним из основных поражающих факторов ЧС. Она оказывает динамическое (механическое) воздействие. Возникает, например, при взрывах боеприпасов, при технологических взрывах (взрывы котлов, газопродуктопроводов, взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и др.), а также при воздействии сейсмических волн при землетрясениях. Взрывная волна – это область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. При этом возникает избыточное давление – разность между нормальным атмосферным давлением и максимальным давлением во фронте взрывной волны. Избыточное давление измеряется в паскалях (Па) или килограмм-силах на квадратный сантиметр (1 кгс/см2 = 100 кПа). Взрывная волна имеет две фазы – фазу сжатия и фазу разрежения. В зависимости от того, в какой среде она возникает и распространяется (в водухе, воде или грунте), ее называют воздушной, гидродинамической или сейсмовзрывной. Поражающее действие взрывной волны зависит от степени давления сжатой среды (избыточного давления), ее скорости, времени воздействия и положения человека или объекта по отношению к фактору ее распространения. Поражения людей вызываются как прямым действием взрывной волны, так и летящими обломками сооружений, осколками стекол, грунтом и т.п. Динамическое (механическое) воздействие на организм человека также может происходить вследствие обвалов, придавливания падающими деревьями, разрушенными конструкциями зданий, падения свысоты и т.д. Температурный фактор. Это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях. При резком повышении температуры возникают пожары, при снижении – замораживаются тепло- и водосети, останавливается работа отдельных предприятий и транспорта и т. д. Под действием высоких температур наступает перегревание (гипертермия) организма, термические повреждения, и, наоборот, при низких температурах происходит переохлаждение организма (гипотермия), вплоть до отморожений. Ионизирующее излучение. Возникновение этого поражающего фактора возможно при авариях на АЭС и других радиационно опасных объектах (РОО), при взрывах ядерных боеприпасов, нарушении технологических процессов на производстве и техники безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения и в ряде других случаев. При этом возможно облучение людей в момент возникновения ЧС и при заражении радиоактивными веществами окружающей среды. Человек способен подвергнуться воздействию ионизирующих излучений при нахождении непосредственно у источника излучения или на зараженной радиоактивными веществами (РВ) местности. В первом случае воздействие ионизирующих излучений будет носить характер внешнего облучения. При нахождении на местности, зараженной радиоактивнами веществами, кроме внешнего облучения, известную опасность представляют РВ, попадающие в организм с вдыхаемым воздухом, водой и пищей, а также через кожу. В основе радиационных поражений лежитвоздействие ионизирующего излучения на организм, которое по началу практически не ощущается. Степень водействия определяется величиной полученной человеком дозы. Радиационные поражения могут носить характер местных проявлений, острой или хронической лучевой болезни. При дозах облучения в 1 Гр и выше развивается лучевая болезнь различной степени тяжести. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). СДЯВ, широко применяемые в настоящее время в хозяйстве и обладающие высокой токсичностью, способны поражать население и заражать большие территории. Это может иметь место при авариях на производстве, транспорте, в сельском хозяйстве, в быту. Из СДЯВ широкое распространение получили хлор, аммиак, сероуглерод, сероводород, ядохимикаты и ряд других. В настоящее время в промышленном производстве используется 500 наименований химических веществ, способных оказать опасное воздействие на организм человека. Десятки тысяч тонн СДЯВ ежедневно перевозятся по железной дороге. Практически в каждом городе имеются станции по обеззараживанию воды, на которых постоянно находятся запасы жидкого хлора. Кроме того, в быту в настоящее время в качестве инсектицидов широко используются в форме аэрозолей такие препараты, как «Карбофос», «Дихлофос» и др. В них содержатся нейтротропные и другие вещества, которые в определенных условиях могут явиться поражающим фактором для человека. Таким образом, риск возникновения ЧС с распространением СДЯВ достаточно велик.
Бактериальные агенты. Заражение окружающей среды бактериальными агентами возможно при грубых нарушениях санитарно-гигиенических правил эксплуатации объектов водоснабжения и канализации, режима работы отдельных учреждений, нарушении технологии в работе предприятий пищевой промышленности и в ряде других случаев. Действие этого поражающего фактора основано на попадании в организм человека (животного) болезнетворных микробов и токсических продуктов их жизнедеятельности, которые способны вызвать тяжелые инфекционные заболевания. Поражающие действие их проявляется не сразу, а спустя инкубационный период, который чаще длится от 2 до 5 суток. Инфекционные заболевания являются контагиозными и способны передаваться здоровым людям непосредственно от зараженных через воздух, укусы кровососущих насекомых и т.д. К высококонтагиозным инфекциям относятся грипп, многие детские инфекции, а также большинство так называемых особо опасных инфекций (чума, холера и др.).
Аэрогидродинамический фактор. Как правило, этот поражающий фактор возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнения, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни, штормы, шквалы и т.п. В отдельных случаях (разрушение плотин, аварии на гидроэлектростанциях) этот фактор может иметь техногенное происхождение. В основе его возникновения лежат силы природы, пока еще не поддающиеся управлению человеком, хотя уже имеются технические возможности для их прогнозирования. Характерным является наличие вторичных поражающих факторов, а также комбиинированное их воздействие. Так, при наводнениях возможно затопление больших территорий, сельскохозяйственных угодий, смыв зданий, сооружений, мостов, а также аврии на предприятиях. Следствием бурь и ураганов, кроме разрушений, могут быть пожары, аварии с заражением местности СДЯВ, БС и др.
Психоэмоциональное воздействие. На людей, находящихся в экстремальной ситуации, наряду с другими действуют психотравмирующие факторы, что может проявляться снижением работоспособности, нарушением психической деятельности, а в отдельных случаях приводит к серьезным психическим расстройствам. Необходимо подчеркнуть, что психогенное воздействие в экстремальных условиях связывается не только с прямой угрозой жизни, но и может быть опосредованным, т.е. связанным с ожиданием реализации. Оценивая воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в ЧС, на психическую деятельность человека, следует различать непатологические психоэмоцинальные реакции и патологические состояния – психогении (реактивные состояния). Для первых характерны психологическая мотивация реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При этом обычно сохраняются работоспособность, адекватное восприятие окружающего и критический анализ своего поведения. Типичными для человека, оказавшегося в такой ситуации, являются чувство страха, тревоги, подавленности, беспокойства, стремления выяснить истинные размеры возникшей опасности. Такое состояние оценивается как состояние психической напряженности, стресса. Но могут возникать и психопатологические расстройства, являющиеся болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с людьми и целенаправленных действий. В ряде случаев при этом отмечаютсярасстройства сознания, возникают психические расстройства.
Общая характеристика ЧС Для возникновения и развития ЧС необходимы определенные условия, а именно: существование источника опасных и вредных факторов. К таким источникам относятся: - предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химических, биологических и радиоактивных веществ и материалов; - гидротехнические сооружения; - транспортные средства; - продуктопроводы; - места захоронения отходов токсических и радиоактивных веществ; - здания и сооружения, построенные с нарушением норм и правил проектирования и строительства и др. Сюда же можно отнести и некоторые природные факторы: - вулканическую деятельность; - скопление снега и льда; - длительное выпадение или отсутствие осадков и др. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между человеческой деятельностью и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. Бурное развитие науки и техники резко изменяет привычный ритм работы современного человека и предъявляет к нему все более серьезные требования. Повышенные нервно-эмоциональные нагрузки также могут создать экстрсмальные состояния. Научно-технический прогресс создал разрыв между развитием техники и готовностью человека к ее обеспечению. Ошибки человека по отношению к природе не раз приводили к развитию ЧС в различных регионах земного шара. В век научно-технической революции экологические кризисы уже не могут носить локальный характер. Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может привести к глобальной катастрофе. В основе причин возникающих ЧС в 70-80% случаев лежат непродуманные действия, безответственность, халатность, низкий уровень профессиональной подготовки. В мировой практике общепринята следующая хронологическая последовательность фаз ЧС: угроза, предупреждение, воздействие, оценка обстановки, проведение аварийно-спасательных работ, оказание медицинской помощи, восстановление функционирования народного хозяйства. Существует также географическое разделение территории, подвергшейся воздействию ЧС. Выделяют 3 зоны: зону удара, зону «фильтрации» и зону оказания общественной помощи. Последствия ЧС, как правило, бывают тяжёлыми и трагическими. Они могут проявляться в поражении и гибели людей, а также дестабилизации социальной системы. В результате ЧС возникают разрушения, затопления, бактериальное заражение и др. Масштабы последствий, вызываемых ЧС (количество пострадавших и погибших, экономический ущерб), являются следствием взаимодействия многих явлений и причин. Это магнитуда землетрясений, величина подъёма уровня воды в водоёмах, скорость ветра в урагане, циклоне, удельные величины смертельных для человека доз продуктов химической и ядерной промышленности и др. Это как-бы внутренние условия ЧС. Имеют значение и внешние по отношению к таким ситуациям условия – планировка и характер застройки объектов, характер рельефа местности, метеоусловия, плотность населения и уровень его подготовки к действиям в ЧС. Лекция № 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.012 с.) |