Характеристика подшкалы «Предметно-пространственная среда» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика подшкалы «Предметно-пространственная среда»



Год

В сентябре 2017 года было проведено исследование качества дошкольного образования в детских садах Тверской области. По результатам исследования в ГБОУ ДПО ТОИУУ разработаны следующие рекомендации.

Общая характеристика образовательной среды в ДОО

По результатам проведенного наблюдения необходимо отметить, что в целом в детских садах можно говорить о хорошей пространственной организации работы и четкой временной структуре, о том, что в ДОО выстроена система безопасности, выполняются санитарно-гигиенические нормы, детям прививаются гигиенические навыки, на хорошем уровне организовано питание детей.

Наполняемость предметно-пространственной среды имеет разный уровень, но, одновременно с этим можно сказать, что во всех ДОО этот уровень является достаточным для реализации программы дошкольного образования.

Во всех ДОО есть отдельное пространство для прогулок и развития крупной моторики, площадки имеют стационарное оборудование для развития разнообразных навыков детей.

Воспитатели дошкольных образовательных организаций успешно осуществляют проведение групповых занятий, обеспечивают общий присмотр за детьми и дисциплину. Педагоги стараются обращать внимание на развитие у детей мыслительных навыков, развивать речь, используя групповые беседы, разнообразные книги и иллюстрации.

На хорошем уровне находится и взаимодействие и сотрудничество персонала детского сада, работа воспитателей обычно сопровождается оценкой со стороны руководителей и методистов ДОО, обеспечивается необходимое повышение квалификации.

Воспитатели, как правило, доброжелательно взаимодействуют с детьми и их родителями, обмениваются с родителями необходимой информацией.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на некоторые аспекты организации работы в ДОО, которые можно использовать для развития образовательных организаций, а также дальнейшего повышения качества дошкольного образования. Наиболее значимыми из таких аспектов являются:

- обеспечение доступа к разнообразным видам детской деятельности, в том числе к свободной игре, а также доступа к предметно-пространственной среде по выбору ребенка в течение значительной части дня;

- обеспечение условий для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- предоставление ребенку возможности защиты личного пространства, как во время бодрствования, так и во время отдыха;

- индивидуализация дошкольного образования, прежде всего за счет обеспечения возможности ребенку играть и работать индивидуально или в малых группах по выбору и замыслу ребенка, а также за счет вовлечения самих детей в оформление пространства с использованием демонстрации индивидуализированных детских работ;

- улучшение условий для удовлетворения личных потребностей персонала детских садов.

Характеристика подшкалы «Взаимодействие»

По подшкале взаимодействие благополучными можно признать присмотр за деятельностью детей, в том числе за развитием крупной моторики (за исключением групп, где некоторые центры или уголки находятся в непросматриваемых спальнях).

Подавляющее число педагогов справляются с обеспечением дисциплины, не применяя наказаний или жестких методов контроля, последовательно реагируют на поведение детей, помогают детям избегать конфликтов и обеспечивать взаимодействие. Персонал реагирует на детей в теплой поддерживающей манере, демонстрирует уважение к детям, сочувствует и помогает. Воспитатели помогают детям освоить модели подобающего социального поведения.

Рекомендации по осуществлению мониторинга развития ребенка

ТОИУУ обращает внимание руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций на особенности осуществления мониторинга развития ребенка.

Хочется ещё раз напомнить, что в ДОО НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ мониторинг результатов освоения ребенком программы! Поскольку ФГОС ДО напрямую запрещает каким бы то ни было способом измерять достижение целевых ориентиров (результатов), в том числе с помощью диагностики (мониторинга), а также сравнивать реальные достижения детей с целевыми ориентирами.

Но, вместе с тем, ФГОС ДО допускает, что по решению дошкольной образовательной организации может осуществляться мониторинг развития ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, результаты мониторинга развития ребенка могут быть использования для решения ТОЛЬКО 2 задач, а именно:

- индивидуализации образования;

- оптимизации и коррекции работы педагога с группой детей.

Использование мониторинга развития ребенка при решении других задач, в том числе управленческих, ФГОС ДО не предусматривает. Другими словами, результаты мониторинга должен и может использовать только педагог.

Необходимо отметить, что мониторинг развития ребенка ни по одному нормативному документу не является обязательным. Решения о его осуществлении должна принимать сама дошкольная организация.

Существует ряд признаков, по которым можно отличить мониторинг детских результатов (использование которого является нарушением Федерального законодательства) и мониторинг развития ребенка.

Во-первых, они различаются по содержанию. Мониторинг освоения программы ДО содержит «знаниевые» компоненты. Мониторинг развития основан на наблюдении за деятельностью ребенка.

Во-вторых, есть различия организации самого мониторинга. Так, традиционно в ДОО мониторинг проводится в начале и конце учебного года, что является признаком того, что используется именно запрещенный мониторинг освоения детьми Программы, поскольку привязка сроков осуществляется к началу и концу освоения программы (к учебному году). Мониторинг развития ребенка не привязывается к началу и концу учебного года, а связан с самой существенной характеристикой развития ребенка, а именно, с возрастом ребенка. Так, мониторинг развития ребенка по нормативам 4-летнего возраста осуществляется в группе постепенно, по мере исполнения детям 4 лет. Для оценки динамики развития эти данные потом можно сравнивать с данными прошлого года (которые были получены при фиксации показателей мониторинга в 3 года).

В-третьих, существует косвенный признак, по которому можно определить соответствие конкретного мониторинга требованиям законодательства. Мониторинг, который можно проводить без нарушения ФГОС ДО не может быть «привязан» к конкретной программе. Так, не может иметь место «Мониторинг к программе «Радуга»» или подобный.

В ГБОУ ДПО ТОИУУ разработан вариант мониторинга развития ребенка (автор Некрасова А.А.), который может быть использован в практике работы ДОО.


Федеральные рекомендации

Помимо этого, ТОИУУ обращает внимание руководителей и педагогов ДОО на федеральные проекты, облегчающие ориентацию руководителей и педагогических коллективов в вопросах реализации ФГОС ДО.

Так, Федеральный институт развития образования (ФИРО) реализует следующие федеральные проекты: «Внедрение примерной образовательной программы дошкольного образования в 85 субъектах Российской Федерации» и «Разработка алгоритма и программы создания, функционирования и сопровождения в субъектах Российской Федерации служб (центров) психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет».

В рамках данных проектов разработаны методические рекомендации по реализации Примерной программы. Методические рекомендации размещены на общедоступном сайте http://www.firo.ru в специализированном разделе «Основная образовательная программа дошкольного образования».

По заказу Министерства образования и науки РФ совместно с ФИРО разработаны и размещены на сайте www.firo.ru интерактивные мультимедийные ресурсы и необходимое программное обеспечение для руководителей и педагогических работников системы дошкольного образования, позволяющих использовать алгоритм примерной образовательной программы дошкольного образования для разработки основной образовательной программы дошкольной организации. Мультимедийные ресурсы содержат 18 видеороликов, в которых разъясняются основные способы реализации Примерной программы в рамках ФГОС ДО.

За 2016-2017 гг. разработаны и размещены на сайте ФГАУ «ФИРО» 15 типовых (модельных) нормативных актов образовательных организаций, реализующие программы дошкольного образования, направленные на приведение нормативно-правовой базы образовательных организаций в соответствие с действующим законодательством в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ и позволяющих создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

 

Год

В сентябре 2017 года было проведено исследование качества дошкольного образования в детских садах Тверской области. По результатам исследования в ГБОУ ДПО ТОИУУ разработаны следующие рекомендации.

Общая характеристика образовательной среды в ДОО

По результатам проведенного наблюдения необходимо отметить, что в целом в детских садах можно говорить о хорошей пространственной организации работы и четкой временной структуре, о том, что в ДОО выстроена система безопасности, выполняются санитарно-гигиенические нормы, детям прививаются гигиенические навыки, на хорошем уровне организовано питание детей.

Наполняемость предметно-пространственной среды имеет разный уровень, но, одновременно с этим можно сказать, что во всех ДОО этот уровень является достаточным для реализации программы дошкольного образования.

Во всех ДОО есть отдельное пространство для прогулок и развития крупной моторики, площадки имеют стационарное оборудование для развития разнообразных навыков детей.

Воспитатели дошкольных образовательных организаций успешно осуществляют проведение групповых занятий, обеспечивают общий присмотр за детьми и дисциплину. Педагоги стараются обращать внимание на развитие у детей мыслительных навыков, развивать речь, используя групповые беседы, разнообразные книги и иллюстрации.

На хорошем уровне находится и взаимодействие и сотрудничество персонала детского сада, работа воспитателей обычно сопровождается оценкой со стороны руководителей и методистов ДОО, обеспечивается необходимое повышение квалификации.

Воспитатели, как правило, доброжелательно взаимодействуют с детьми и их родителями, обмениваются с родителями необходимой информацией.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на некоторые аспекты организации работы в ДОО, которые можно использовать для развития образовательных организаций, а также дальнейшего повышения качества дошкольного образования. Наиболее значимыми из таких аспектов являются:

- обеспечение доступа к разнообразным видам детской деятельности, в том числе к свободной игре, а также доступа к предметно-пространственной среде по выбору ребенка в течение значительной части дня;

- обеспечение условий для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- предоставление ребенку возможности защиты личного пространства, как во время бодрствования, так и во время отдыха;

- индивидуализация дошкольного образования, прежде всего за счет обеспечения возможности ребенку играть и работать индивидуально или в малых группах по выбору и замыслу ребенка, а также за счет вовлечения самих детей в оформление пространства с использованием демонстрации индивидуализированных детских работ;

- улучшение условий для удовлетворения личных потребностей персонала детских садов.

Характеристика подшкалы «Предметно-пространственная среда»

Практически во всех детских садах для реализации программы дошкольного образования достаточно внутренних помещений, а также есть безопасное пространство для прогулок детей, развития крупной моторики, которое обеспечено оборудованием. В групповых помещениях выделено пять и более центров интересов, в некоторых ДОО используется пространство спальни. Практически везде есть мебель и предметы, обеспечивающие детям ощущения уюта и комфорта (мягкие диванчики, ковры, мягкие игрушки). Во многих группах есть места для уединения ребенка.

Стоит отметить, что оценки некоторых параметров могли бы быть выше, если соблюдались бы следующие условия:

- центры для тихих и подвижных, активных игр размещены были бы так, чтобы не мешать друг другу;

- все помещения, используемые детьми, визуально просматривались (в том числе помещения спальни);

 - игровые пространства располагались бы, с одной стороны, недалеко от мест хранения игрушек, с другой – не на проходе;

- места для отдыха и комфорта/уединения не находились бы в прямом соседстве с центрами активной деятельности, например, ролевых игр или театрализованной деятельности.

Наиболее неблагополучным оказался показатель, касающийся связанного с детьми оформления пространства, поскольку большинство демонстрируемых материалов в группе не имеет непосредственного отношения к текущей деятельности детей. Очень мало в оформлении пространства используется материалов, сделанных руками детей. Демонстрируемые детские работы не отличаются индивидуальностью, сделаны по образцу, выставлены существенно выше уровня глаз детей. Причина такой ситуации кроется в выборе воспитателями преимущественно фронтальных форм работы, планировании не образовательных и воспитательных задач, позволивших бы педагогу при сохранении задачи давать детям выбор материалов и видов активности, а конкретных занятий, предполагающих предсказуемый результат в виде детской «поделки» по образцу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.013 с.)