Оценочные и методические материалы (методическое обеспечение программы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочные и методические материалы (методическое обеспечение программы)



Содержание

 

1. Новые требования к нормативно-правовой документации педагога дополнительного

  образования 3
2. Титульный лист 4
3. Пояснительная записка 5
4. Календарный учебный график 14
5. Учебный план 15
6. Содержание дополнительной общеобразовательной программы 16
7. Оценочные и методические материалы 17
8. Материально-техническое обеспечение программы 19
9. Кадровое обеспечение 20
10. Список литературы 20
11. Рабочая программа 21
  Приложение. Правила оформления списков литературы 23

 


 

 

2


1. Новые требования к нормативно-правовой документации педагога дополнительного образования.

 

Предлагаемые методические рекомендации составлены с учетом требований и рекомендаций современных нормативных документов в области образования в Российской Федерации для оказания помощи педагогам дополнительного образования ГБУ ДО ЦДЮТТИТ в правильном составлении дополнительных общеобразовательных программ.

 

Согласно Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из основных задач образования является повышение эффективности воспитательной деятельности. Одной из приоритетных задач государственной политики в области воспитания является формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности и снижение уровня антиобщественных проявлений, утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы.

 

В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».

 

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 года № 613-н утвержден профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, где прописаны трудовые функции педагога дополнительного образования.

 

В соответствии с профессиональным стандартом нормативно-правовыми  документами

педагога дополнительного образования являются:

 

· дополнительная общеобразовательная программа;

· рабочая программа;

 

· план воспитательной работы (входит в рабочую программу);

· индивидуальный план работы педагога.

 

Дополнительная общеобразовательная программа является нормативным документом,содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и диагностируемые образовательные результаты.

 

Согласно статьи 2, пункта 9 главы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в программу должны входить (кроме известных компонентов):

 

· учебный план;

· календарный учебный график,

· рабочая программа,

· оценочные и методические материалы.

Дополнительная общеобразовательная программа включает в себя следующие компоненты:

 

Титульный лист

Пояснительная записка

Календарный учебный график

4. Учебный план

Содержание изучаемого курса (программы)

Оценочные и методические материалы (методическое обеспечение программы)

Материально-техническое обеспечение программы

Кадровое обеспечение программы

Список литературы

10. Рабочая программа

 

 

3


Титульный лист

 

Пример оформления титульного листа:

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга


 

«РАЗРАБОТАНО»

 

Педагогическим советом


 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

 

директор ГБУ ДО Центр детско-юношеского

 

технического творчества и информационных

 

технологий

 

_______________Ковалев Д.С.

 


 

Приказ №


 

 

от


 

 

Года

 


«ПРИНЯТО»

 

Педагогическим советом ГБУ ДО Центр детско-


 

юношеского технического творчества и

информационных технологий

 

Протокол №1 от ________20__ года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«ТТТТТТТТТТТТТТТ»

 

 

Возраст обучающихся: Н - М лет

Срок реализации:____________

 

Автор-составитель:

Иванов Иван Иванович,

 

педагог дополнительного образования:

 

 

Санкт-Петербург

20__

 

4


3. Пояснительная записка

 

Пояснительная записка состоит из подразделов:

 

· перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа;

· направленность программы;

· новизна;

· актуальность;

· педагогическая целесообразность;

· цель программы;

 

· задачи программы (образовательные, развивающие, воспитательные)

· ожидаемые результаты;

· отличительные особенности программы;

· срок реализации программы;

· условия реализации программы;

· формы организации занятий.

 

Пример начала пояснительной записки ( рекомендуется вставить без изменений):

 

Дополнительная общеобразовательная программа «………» разработана согласно

 

требованиям следующих нормативных документов:

 

· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

 

· Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

 

· СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)

 

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

 

· Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

 

(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)

 

Данная программа имеет (техническую, социально-педагогическую, художественную, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую) направленность. (выбрать) Программа направлена на (выбрать)

 

· формирование и развитие творческих способностей обучающихся

 

· удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном (художественно-эстетическом, …..) развитии

 

· развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству, художественному творчеству, иностранным языкам, техническому моделированию……..)

 

 

5


Новизна программы (если присутствует!!!).

 

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

 

· новое решение проблем дополнительного образования;

 

· новые методики преподавания;

 

· новые педагогические технологии в проведении занятий;

 

· нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и

 

т.д.

 

Описание новизны программы возможно через обоснование изменения количества часов на изучение программы (разделов, тем); новых подходов к структурированию содержания программы (модульный подход, выделение индивидуальных образовательных маршрутов, уровней усвоения содержания для разных категорий обучающихся; дополнения содержания программы в сравнении с имеющимся; специфики использования педагогических технологий (например, проектной, исследовательской, кейс-технологии и пр.). Важно связать вносимые изменения или проектируемые характеристики с личностным заказом обучающихся и их родителей.

Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

 

Актуальность программы

 

При определении актуальности программы важно выделить нормативные правовые документы (государственные и ведомственные), регламентирующие образовательный процесс по разрабатываемой программе. Показать, каким образом данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования, в том числе регионального уровня, какое место занимает в системе образовательной деятельности учреждения.

 

Другим аспектом обоснования актуальности программы должен стать учет конкретногосоциального заказа потребителей услуг ДОД. Следует обратиться к анализу потребностей конкретной категории детей и родителей в реализации данной программы и сопроводить обоснование соответствия программы запросу потребителей данными проведенных исследований и опросов.

 

Первая часть формулировки актуальности (рекомендуется вставить без изменений):

 

Данная дополнительная общеобразовательная программа программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: (далее выбрать)

 

· созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

 

· удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

 

· формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

 

· обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

 

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.


 

6


Приемлемые примеры (другой аспект):

 

1.Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.

 

2. Актуальность программы определяется:

 

- потребностью общества в специалистах, владеющих профессиональными навыками и умением пользоваться различными электроприборами, электроинструментом, грамотным чтением электрических, электромонтажных и кабельных схем при соединении источников и потребителей электроэнергии;

 

- определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей;

 

- более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни.

 

Примеры формулировки развивающих и воспитательных задач согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (можно выбрать)

 

· формировать у детей высокий уровень духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

 

· формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности;

 

· познакомить с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;

 

· содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

 

· воспитывать в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

 

· формировать приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

 

· формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России;

 

· способствовать развитию культуры межнационального общения;

 

9


· воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

 

· способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

 

· формировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

 

· способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;

 

· развить у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

 

· формировать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способности к сознательному выбору добра;

 

· содействовать формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; эффективно использовать уникальное российское культурное наследие, в том числе литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое;

 

· воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

 

· содействовать повышению привлекательности науки, научно-технического творчества для подрастающего поколения;

 

· формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

 

· формировать в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развить культуру здорового питания;

 

· способствовать развитию культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

 

· воспитывать у детей уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям;

 

· формировать у детей умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

 

· развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

 

· содействовать профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;

 

· развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира;

 

· воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умений и

 

навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям,

 

приносящим                                                                  вред                                                                  экологии.


 

 

10


Ожидаемые результаты

 

Ожидаемые результаты должны быть соотнесены с формулировкой задач и прописываться так же для каждого года обучения.

 

В ожидаемых результатах необходимо сформулировать

 

· требования к знаниям и умениям, которые обучающийся должен приобрести в процессе занятий по программе, т.е. что он должен знать и уметь (см. образовательные задачи)

 

· компетенции, которые будут сформированы и развиты, метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся в процессе обучения по программе (см. развивающие задачи)

 

· личностные качества и результаты, сформированные и приобретаемые в процессе обучения по программе (см. воспитательные задачи)

 

Например: (согласно примеру задач выше)

 

К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:

 

· технологии приготовления различных блюд;

 

· основы рационального и здорового питания и способы обработки продуктов; лечебные свойства некоторых продуктов, организацию труда при приготовлении пищи

 

· правила этикета поведения за столом, приема гостей

 

· и т.д.

 

будут уметь:

 

· работать с инструментами и приборами при обработке различных продуктов

 

· и т.д.

 

У обучающихся будут развиты (сформированы):

 

· навыки (компетенции) в области кулинарии

 

· эстетическое восприятие и творческое воображение, творческая активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей

 

· навыки работы в группе, культура общения

 

· и.т.д.


Отличительные особенности

 

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программыуказываются, если конкретная программа чем-то отличается от уже существующих. Автору — составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.

 

Педагог, модифицирующий какую-либо аналогичную программу, может указать на внесенные им в нее изменения. Это может быть:

 

· дополненные темы, разделы;

 

· применяемые на занятиях новые формы и методы;

 

· самостоятельно разрабатываемые диагностические, дидактические материалы и т.п.

 

· изменение режима занятий, сроков реализации программы

 

· и т.д.

 

В этом случае необходимо обосновать вносимые изменения, объяснив их целесообразность.

 

Обязательно включить в отличительные особенности (вставить):

 

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

 

Срок реализации программы

 

Желательно дать обоснование продолжительности реализации программы в соответствии сцелями, задачами и возрастными и личностными особенностями детей, на которых она рассчитана.

 

Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

 

 

· возраст детей, участвующих в освоении данной дополнительной общеобразовательной программы;  

 

· условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на

 

основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.  

 

· условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.

 

12


Формы организации занятий

 

К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся:

 

групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные, дистанционное обучение и др.

 

В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: акция,аукцион,встреча,выставка,гостиная,диспут,защита проектов,игра,концерт,конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.


 

13


 

 

Календарный учебный график

 

Может быть представлен в табличной или текстовой форме. Составляется для каждого года обучения.

 

Вставить без изменений:

 

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)

 

Пример текстовой формы:

 

Начало занятий первого года обучения – 10 сентября.

 

Начало занятий второго и последующих годов обучения – 1 сентября.

 

Окончание занятий первого года обучения – 31 мая.

 

Окончание занятий второго и последующих годов обучения – 31 мая Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель.

Количество учебных дней: 1 – ый год обучения – 36 дней, 2 – ой год обучения – 72 дня.

 

Объем учебных часов: 1 – ый год обучения – 72 часа,, 2 – ой год обучения – 144 часа.

 

Режим работы: 1 – ый год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа, 2 – ой год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Пример табличной формы:

 

Начало учебного года – 2 сентября

 

Окончание учебного года – 31 мая

 

Год обучения Всего учебных Количество Объем Режим работы
    недель   учебных дней учебных  
          часов  
             
1 первый   36 72 144 2 раза в неделю
            по 2 часа
             
             
             

 


 

 

14


5. Учебный план

 

 

Учебный план

 

Название раздела,

Количество часов

  Формы
п/п темы       аттестации/контроля
    Всего Теория Практика  
           

Первый год обучения

 

Второй год обучения

 

 

Учебный план не надо превращать в поурочное планирование.

 

В учебный план не включаются:    

· часы на проведение родительских собраний;  

 

 

 

· «резерв» (как это встречается в школьных учебных программах).  

 

 

 
   

Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. В системе дополнительного образования принята следующая формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на 4 недели (месячная норма) и умножается на 9 месяцев (годовая норма).

 

Пример расчета годового количества часов

Количество часов в неделю Количество часов в год
   
1 36
   
2 72
   
3 108
   
4 144
   
6 216
   
8 288
   
9 324
   
10 360
   
12 (для комплексных программ) 432
   

 

 

15


6. Содержание программы

 

Теория

 

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение орнамента. Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.

 

Практика

 

Выполнить роспись в технике холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с

учетом         линейности        и         замкнутости         контура         цветовых         участков.

 

 

16


7. Оценочные и методические материалы

 

Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты. тесты и т.д.), разработанные критерии оценки.

 

Желательно приложить к программе имеющийся диагностический материал.

 

Возможно использовать обобщенную таблицу

 

Например:

 

Оценочные материалы

 

 

Тема (раздел)

Диагностический материал

Форма фиксации результатов

   

Вводное занятие

Входящий

тест (проверка Таблица №№ (результаты
         

умений, знаний)

  освоения

дополнительной

                 

общеобразовательной

                  программы)    
1  

Тема №№

  Тест,

карточки,

анкета- Таблица №№ (результаты
         

викторина и т.п. (название).

освоения

дополнительной

         

Приложение 1

 

общеобразовательной

                  программы)    
                       
                       

или

                   
   

 

 

 

 

 

Диагностический

Цель контроля

 

Форма фиксации результатов

   

материал

               
   

Тест, карточка, анкета

Входящий

тест (проверка Таблица №№ (результаты
    и т.п. (название)

умений, знаний..)

  освоения

дополнительной

   

Приложение 1

       

общеобразовательной

                  программы)    
   

Тест, карточка, анкета

Промежуточный

контроль Таблица №№ (результаты
    и т.п. (название)

(проверка знаний (каких?),

освоения

дополнительной

   

Приложение 2

умений (каких?)

 

общеобразовательной

                  программы)    
                       

 

 

Разрабатывая диагностические материалы следует учесть, что в процессе прохождения программы педагог проводит входящий, текущий, промежуточный контроль. Итоговый контроль проводится в конце последнего года обучения.

 

 

17


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)

 

Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.

 

Вариант №1

 

· обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

 

· рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

 

· дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

 

Вариант № 2

 

Описание:

 

· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);  

 

· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;  

 

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы может быть представлено в виде таблицы:

 

Раздел или тема Формы Приемы и методы Дидакти- Техническое
п/п программы занятий организации ческий оснащение
      образовательного материал занятия
      процесса (в рамках    
      занятия)    
           
           

 

Напомним, что к дидактическим материалам относятся:

 

· наглядные пособия,  

 

· таблицы, схемы, плакаты,  

 

· картины, фотографии,  

 

· дидактические карточки,  

 

· видеозаписи, презентации

 

· аудиозаписи, фонотека  

 

· электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

 

· другие материалы, необходимые для проведения занятий.  

 

 

 

При перечислении методов и педагогических приемов и технологий педагогу необходимо дать краткий комментарий, описание своих действий при использовании данных методов и педагогических приемов и технологий.

 

 

18


Например:

 

Основными видами деятельности являются:

 

· информационно-рецептивная;

 

Информационно-рецептивная деятельность обучающихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.

 

· репродуктивная;

 

Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики обучающихся.

 

· творческая.

 

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу обучающихся.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.33 с.)