Общая характеристика учебного предмета. I . Пояснительная записка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика учебного предмета. I . Пояснительная записка



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной образовательной программы начального общего образования (Программа «Начальная школа XXI века». М. и.ц. «Вентана-Граф», 2013.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

-изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

-в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

-дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

-сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

-работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

-одновременная работа над языком произведения и речью детей;

-сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

-различение художественных и научно-популярных произведений;

-формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

-освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольст

О детях и для детей-19ч.

 Произведения И Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н.Носова, М. Зощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара.

Уж небо осенью дышало-6 ч.

 Произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, С. Есенина.

Праздник новогодний:17ч.

 Произведения Х.-К. Андерсена, С. Маршака, А. Гайдара, С. Михалкова.

Произведения о животных -13ч.

 Произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В Жуковского, М. Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Плещеева, Н.Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм.

Зарубежные сказки:21ч.

 Сказки народов мира, братьев Гримм, ДЖ. Харриса, Р. Киплинга.

Рассказы, стихи, сказки о семье-13ч.

 Семья и я: произведения фольклора, Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова, С. Баруздина.

Весна, весна красная-19ч

Произведения фольклора, произведения А. С. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э.Шима.

Волшебные сказки-7ч.

 (Там чудеса…): русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро»

Повторение -8 час

3класс (136 ч)

Стихи русских поэтов-5ч

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения фольклора-5ч.

(сказки, легенды, былины,сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки)народов мира.

Класс

Ученик научится:

различать, сравнивать звуки и буквы, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;,

 звук, слог, слово, предложение; характеризовать звуки русского языка;

 условия выбора и написания гласного звука после мягких и твердых согласных;

выделять предложение и слово из речевого потока;

 проводить звуковой анализ и строить модель звукового состава слов;

 плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;

осознавать смысл прочитанного;

Ученик научится:

осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

 правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик научится:

читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

придумывать истории с героями изученных произведений;

пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

 иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Ученик научится:

получать информацию о героях, произведении или книге;

работать с несложными таблицами, схемами, моделями; дополнять таблицы, схемы, модели;

сравнивать произведения по таблице.

 Ученик получит возможность научиться:

находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

находить в тексте информацию о героях произведений.

Класс

Ученик научится:

читать осознанно небольшие тексты вслух и про себя; восстанавливать текст по нарушенной последовательности иллюстраций; проговаривать скороговорки, потешки с разным темпом и разной интонацией;

 различать разные виды сказок; различать рассказ и сказку;

пересказывать по плану (части текста), полно, выборочно (небольшие тексты); озаглавливать разные части текста; рассказывать по иллюстрациям: восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий;

характеризовать героя (с использованием текста произведения);

соотносить произведение с его автором.

Класс

Ученик научится:

различать стихотворный и прозаический тексты;

определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

 подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

находить и читать диалоги и монологи героев.

Ученик научится:

понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения; инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

рассказывать сказки от лица героя;

рассказывать о героях произведения;

создавать истории с героями произведений.

Ученик может научиться:

самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом; находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках; сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

 4 класс

Ученик научится:

различать тексты произведений:

стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром; сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

использовать в речи литературоведческие понятия:

произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения; практически находить в тексте произведения средства выразительности — эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль; подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Ученик научится:

находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения; прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа ее структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять;

использовать моделирование для решения учебных задач;

использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;

пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возраст)', сравнивать информацию из разных источников.

VI.Список литературы.

1. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.)

2. Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч. Ч..2 / Ефросинина, Л.А – М.: Вентана – Граф, 2009. – 416 с. – (Оценка знаний).

3.  Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению: (1-4 классы: для младших школьников / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 144 с.

4.  Электронный ресурс «КНИГОЧЕЙ». Словарь-справочник по литературному чтению (1-4 классы).

5. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина– 2-е., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с. – (Начальная школа XXI века);

6. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина– 2-е., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с. – (Начальная школа XXI века);

7. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина– 2-е., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с. – (Начальная школа XXI века);

8. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина– 2-е., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с. – (Начальная школа XXI века);

9. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с. – (Начальная школа XXI века);

10. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина].- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2011. – 144 с.: ил.

11. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч./ [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина].- 6-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2011. – 176 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

12.  Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч./ [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина].- 4-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.: ил.

13. Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч./ [авт.-сост.: Л.А. Ефросинина].- 4-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.: ил.

 

14. Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 4 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений – М: Вентана-Граф, 2012. – 256 с.

15.  Л.А. Ефросинина Литературное чтение. Рабочие тетради - Москва: Вентана - Граф, 2014. УМК Н.Ф.Виноградовой

16. htt:/proshkolu.ru/

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной образовательной программы начального общего образования (Программа «Начальная школа XXI века». М. и.ц. «Вентана-Граф», 2013.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

-изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

-в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

-дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

-сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

-работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

-одновременная работа над языком произведения и речью детей;

-сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

-различение художественных и научно-популярных произведений;

-формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

-освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.036 с.)