Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: Особенности восприятия и освоения пространственных и временных отношений детьми дошкольного возраста.

Поиск

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственного расположения предметов от себя и от объектов.

Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка на себе не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как от себя, так и от объектов. Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок, прежде всего, определяет данные стороны на себе, затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка на себе является исходной.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя, от другого объекта и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета (на других объектах).

Лекция: Особенности восприятия и освоения пространственных и временных отношений детьми дошкольного возраста.

Понятие о пространственных отношениях и пространственных ориентировках. Генезис пространственных восприятий и представлений у детей, этапы освоения. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие пространственных ориентировок у дошкольников. Развитие у дошкольников способности к пространственному моделированию.

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Возможности измерения времени детьми. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Использование моделей для овладения детьми умениями воспринимать последовательность, длительность, смену суток, времен года. Современные технологии освоения временных отношений дошкольниками.

 

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Т. Д. Рихтерман. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.

Основная литература

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учеб.-методич. пособие для дошк. образоват. учреждений и высш. учеб. пед. заведений / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2002.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400с.

3. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 48 с.

4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с - http://www.pedlib.ru/Books/5/0311/ - педагогическая библиотека

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 " Педагогика и психология (дошк.)" / ред. А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

Дополнительная литература

1. Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников / Луцковская С.Д. // Вопросы психологии. - 2000.- N4.- С. 19-28.

2. Обучение в игре: конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике и развитию речи для детей 3-4 лет / сост. И. Г. Божкова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 101 с.

3. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений / Позднякова В. // Дошкольное воспитание. - 1996. - N1.-С.21-27

4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

5. Яфальян А. Как стать Хозяином Времени [Текст] [Текст] / А. Яфальян, О. Дрень // Обруч. - 2006. - №6. - С. 17-19.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета.

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится: а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.; б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч».

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

Пространственные отношения определяются разными исследователями поразному. М. В. Всеволодова и О. Ю. Дементьева в самом общем виде определяют ПрО как «соположение в пространстве какого-либо предмета, действия (события), признака и некоторого пространственного ориентира — локума» [Всеволодова, Дементьева 1997: 31].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.48 (0.007 с.)