Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: Особенности восприятия и освоения пространственных и временных отношений детьми дошкольного возраста.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственного расположения предметов от себя и от объектов. Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка на себе не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как от себя, так и от объектов. Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок, прежде всего, определяет данные стороны на себе, затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка на себе является исходной. Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя, от другого объекта и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета (на других объектах). Лекция: Особенности восприятия и освоения пространственных и временных отношений детьми дошкольного возраста. Понятие о пространственных отношениях и пространственных ориентировках. Генезис пространственных восприятий и представлений у детей, этапы освоения. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие пространственных ориентировок у дошкольников. Развитие у дошкольников способности к пространственному моделированию. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Возможности измерения времени детьми. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Использование моделей для овладения детьми умениями воспринимать последовательность, длительность, смену суток, времен года. Современные технологии освоения временных отношений дошкольниками.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Т. Д. Рихтерман. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с. Основная литература 1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учеб.-методич. пособие для дошк. образоват. учреждений и высш. учеб. пед. заведений / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2002. 2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400с. 3. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 48 с. 4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с - http://www.pedlib.ru/Books/5/0311/ - педагогическая библиотека 5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 " Педагогика и психология (дошк.)" / ред. А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с. Дополнительная литература 1. Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников / Луцковская С.Д. // Вопросы психологии. - 2000.- N4.- С. 19-28. 2. Обучение в игре: конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике и развитию речи для детей 3-4 лет / сост. И. Г. Божкова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 101 с. 3. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений / Позднякова В. // Дошкольное воспитание. - 1996. - N1.-С.21-27 4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с. 5. Яфальян А. Как стать Хозяином Времени [Текст] [Текст] / А. Яфальян, О. Дрень // Обруч. - 2006. - №6. - С. 17-19. Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.). Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится: а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.; б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч». При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели. Пространственные отношения определяются разными исследователями поразному. М. В. Всеволодова и О. Ю. Дементьева в самом общем виде определяют ПрО как «соположение в пространстве какого-либо предмета, действия (события), признака и некоторого пространственного ориентира — локума» [Всеволодова, Дементьева 1997: 31].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.48 (0.007 с.) |