Игровая технология как средство развития пространственных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровая технология как средство развития пространственных отношений.



Т. А. Мусейибова в своих исследованиях выделяла, что основная задача игр, направленных на развитие пространственных представлений – совершенствование чувствен­ного опыта пространственного различения и на этой основе созда­ние базы для отражения пространства в понятийно-логической фор­ме. Система работы по развитию у дошкольни­ков пространственных представлений включает:

1)    ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного
тела». Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.

2) освоение и применение словесной системы отсчета по ос­новным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево. В процессе своей активности, в связи с получением целого ряда ощущений, ребенок начинает различать направление. Сложнее дети усваивают направление направо, налево. Этому должно способствовать знание правой и левой руки. Когда это знание достаточно сформировано, дети понимают, что налево – значит направление к левой руке, направо – к правой. Данные пространственные представления формируются в подвижных играх, музыкальных занятиях, пальчиковых играх. 

3) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте. Ребенок познает пространство главным образом, путем движения. В развитии данных представлений принимают участие слух, мускульно-тактильные ощущения, зрение. Ребенок слышит позади себя голос и оборачивается; он видит впереди себя предметы и тянется к ним, он видит высоко подвешенный предмет, поднимает руки. У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меня шкаф»), по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»). 

4) определение собственного положения в пространстве («точ­ки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете. изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окружающих предметов (например, «я стою за стулом», «около стула» и т. п.).

5) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются. Развитие данной категории представлений осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности, воспитатель заостряет свое внимание на размещении рисунка на листе бумаги, расположении предметов на расстоянии друг от друга. Также большое значение играют графические диктанты [18, 136]. 

 

Работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Это выражается (по данным Т. А. Мусейибовой):

 а) в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;

 б) в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;

 в) в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;

 г) в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;

 д) в изменении способов ориентировки в пространственном расположении предметов (от практического примеривания или соотнесения объектов с исходной точкой отсчета к зрительной оценке их расположения на расстоянии);

 е) в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики;

 ж) в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношениях;

 з) в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.006 с.)