Технология выполнения курсовой работы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология выполнения курсовой работы



1. Формулирование темы (по согласованию с научным руководителем).

Тема должна отражать исследуемую предметную область и быть связанной с предполагаемой темой магистерской диссертации, но не повторять ее дословно.

2. Разработка «Методологической» части исследования подразумевает: изучение и выявление проблем и основных терминов темы исследования, определение объекта и предмета, цели и задач исследования, обзор имеющихся по данной проблеме публикаций, выдвижение гипотезы.

При разработке программы можно использовать материалы теоретического и функционально-прикладного исследований с их конкретизацией, уточнением, переформулированием.

При составлении методологической части используются актуальные документные источники различных форм и видов, личный опыт магистранта, выполненные им курсовые в жанрах теоретического и функционально-прикладного исследований. Документные источники отражаются в библиографическом списке и цитируются с использованием различных способов заимствований (прямое цитирование, упоминание, изложение содержания, критический анализ).

Рекомендуемый объем методологической части 4-5 страниц.

Структура методологической части:

- Актуальность темы (понимается насущная потребность проведения данного исследования, т.е. понимание того, почему именно сейчас необходимо данное исследование.

- Степень изученности (краткий обзор литературы по теме исследования; обозначение аспектов исследования, нуждающихся в дополнительном изучении или требующих новых подходов к изучению).

- Используемая парадигма (в рамках какого теоретического подхода предлагается разработка и интерпретация данных проектируемого исследования (структурно-функциональная, интепретативная и др. парадигмы). Выбирается и обосновывается использование только одной парадигмы, ее конкретной концепции и автора.

- Проблема исследования. Любое научное исследование затевается с целью решения какой-либо научной проблемы. В простейшем понимании проблема – это недостаточная осведомленность о реальной ситуации. Формулируя проблему, исследователь констатирует, что он видит несоответствие между знанием потребностей и способами их удовлетворения. Проблема – результат осознания какого-то объективного противоречия. В качестве такого противоречия может выступать: 1) несоответствие между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, 2) противоположность различных точек зрения на изучаемое явление или процесс, 3) объяснение одного и того же научного факта, исходя из противоположных позиций, 4) диалектическое противоречие в самой природе изучаемого явления или процесса. Не следует путать проблему исследования с его темой. Тема всегда шире, чем проблема. В курсовой работе необходимо сформулировать проблему в виде одного или нескольких исследовательских вопросов или как противоречия.

- Объект исследования – это часть реальности, на которую направлен процесс познания, то, что содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию (читатели, фонды библиотеки).

- Предмет исследования – наиболее существенные свойства, аспекты и отношения объекта, характеризующие исследуемую проблему. Таким образом, предмет является частью объекта, т.е. по своему содержанию предмет уже, чем объект (репертуар чтения в библиотеках).

- Ключевые понятия. Уточнение и интерпретацияпонятий, которыми исследователь собирается пользоваться, он как бы сужает, конкретизирует поисковое поле, выбирает из всех возможных объяснений те, которые он сможет проверить и подтвердить или отвергнуть в ходе исследований.

- Цель исследования – ожидаемый результат работы, который позволит разрешить обозначенную проблему, то, ради чего проводится исследование.

- Задачи исследования – необходимое средство достижения цели исследования, они носят инструментальный, вспомогательный характер. Задачи эмпирического исследования раскрывают содержание предмета, согласуются с гипотезами.

- Гипотеза – главный методологический инструмент эмпирического исследования. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, о возможном решении поставленной научной проблемы. Гипотеза должна быть результатом теоретического анализа. Требования, которым должна отвечать гипотеза исследования: гипотеза должна соответствовать исходным теоретическим принципам исследования; гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы, то есть не «операционализированы»; гипотеза должна быть доступна проверке в процессе исследования, т.е. она должна быть сформулирована таким образом, чтобы быть доказанной (или не доказанной) при существующем уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования; гипотеза не должна содержать ценностных суждений; гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений. Логическая структура гипотезы чаще всего выражается в умозаключении типа: «если... то». Например, «если читательская аудитория состоит из студентов и школьников, то им нужнее информационные ресурсы», «если преобладают представители более старших групп, – для них в библиотеке важнее общая атмосфера и чтение «для души».

3. Разработка «методической» части, в которой дается описание планируемого исследования. Для планирования исследования: обозначаются цели, задачи методы и методики исследования. Описание и результаты пилотажного исследования.

Структура методической части (рекомендуемый объем 4-5 страниц):

- Обозначение цели и задач практического исследования.

- Описание и обоснование выборки исследования. Определение генеральной совокупности: на основе поставленной цели исследования определить и описать предполагаемые для исследования объекты. Выполнение данного пункта предполагает сбор максимального количества данных о генеральной совокупности: статистические данные и существующие описания объекта (по материалам опубликованных исследований, других имеющихся публикаций).

Отбор наиболее важных для достижения цели исследования групп: дать обоснование и описать отбираемые объекты исследования, а также указать факторы, контролирующие выборочную совокупность.

Определение объема выборочной совокупности: обоснование численности планируемой выборки по каждой из целевых групп.

Исследователь определяет выборку в зависимости от цели, задач исследования и сформулированной гипотезы. Выборка может быть сплошная и несплошная. Для библиотекарей удобнее использовать несплошную выборку. Логично делать выборку среди пользователей или партнеров, среди всех читателей, или читателей на массовых мероприятиях, или на абонементах, читателей-подростков, или дошкольников и т.д. При более массовых опросах выборки количество респондентов начинается от ста человек и больше.

- Обоснование выбора методов исследования (традиционные и формализованные; общие и специальные). Выбор методов сбора эмпирических данных должен опираться на характер поставленных задач, для решения которых и подбираются адекватные им методы. Если используемый метод хорошо известен, опубликован в открытой печати, то можно ограничиться только его указанием, точного названия и ссылкой на источник. Большую доказательность результатам придает применение в исследовании нескольких взаимодополняющих методов исследования.

- Описание результатов апробирования методов исследования (если оно, например, проводилось в рамках функционально-прикладного исследования).

4. Создание «аналитической» части, в которой последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный сбор, систематизация, обработка и анализ, описание и интерпретация данных, делаются выводы.

Рекомендуемый объем аналитической части составляет 7-10 страниц.

Структура аналитической части:

1) Описание результатов исследования:

- Описание базы исследования.

- Предоставление информации о календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, на каких базах и этапы проведения исследования. В данном подразделе подробно описываются сроки, место, этапы и процедуры исследования. Один из способов построения этого подраздела заключается в пошаговом описании того, что происходило в исследовании.

- Сбор, систематизация, обработка эмпирических данных (оптимальные пути и приемы сбора и обработки информации).

- Подробное описание результатов исследования с промежуточными выводами, вытекающие из интерпретации данных. Результаты – представляют собой описание события или явления и должны быть логическим следствием применения определенных методических процедур и способов обработки. Основная цель этого раздела – введение и обоснование всех сведений, необходимых для выработки определенного отношения к гипотезе исследования. При изложении результатов исследования целесообразно соотносить результаты с существующими концепциями и теориями, авторскими комментариями и промежуточными выводами.

При анализе обработанных данных должны быть сделаны практические выводы и рекомендации.

2) Выводы по исследованию и предложения для предполагаемого заказчика. Этот подраздел представляет собой заключительный этап научного познания, оформления нового знания/факта, функционирующего в виде принципов, правил, практических рекомендаций и формирование определенного отношения к гипотезе исследования (в какой мере оправдалась или была отвергнута гипотеза, выдвинутая в методологической части исследования). Он содержит наибольшую степень обобщения знания/факта в соответствии с целью исследования и определением его значения в контексте уже проведенных и будущих исследований. В этом разделе должно быть достигнуто согласование полученного знания со знанием уже принятым научным сообществом, доказана новизна полученного знания/факта и актуальность исследования, сформулированы общие выводы, установлены перспективы дальнейшего изучения/исследования/разработки проблемы.

Выводы должны быть дополнены конкретными практическими рекомендациями и методиками по изменению изучаемого объекта. Данные рекомендации, предложения, правила должны быть адресными, т.е. должны предназначаться конкретным специалистам, учреждениям библиотечно-информационной сферы.

В рекомендательной части работы целесообразно вносить и обосновывать предложения организационного, управленческого, психолого-педагогического характера, предложения по совершенствованию проектной, управленческой и технологической деятельности библиотеки.

Кроме того, здесь же, может быть подчеркнуто научное и практическое значение полученных результатов. К научной новизне можно отнести все то, что в данном исследовании делается впервые (обнаружение новых научных фактов и явлений, применение существующей методологии к новому объекту, разработка нового способа исследования и т.д.). К практической значимости можно отнести конкретную пользу для какой-либо практической деятельности, которую принесли результаты данного исследования.

5. Написание введения.

Во введении необходимо охарактеризовать значимость данного жанра курсовой работы, значимость эмпирического исследования для научно-исследовательской работы в целом. Объем введения – не менее 0,5 страницы.

6. Написание заключения.

Заключение кратко обобщает содержание выполненной научно-исследовательской работы. При его написании целесообразно: сжато описать основные этапы работы (описание проблемы исследования, методов эмпирического познания и пр.) и результаты (научный факт, который может подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования), полученные в ходе их выполнения; указать возможные сферы практического применения полученных результатов; подчеркнуть перспективность проведенного исследования для магистерской диссертации. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т.д., которые до этого не рассматривались в курсовой работе. Объем заключения – не менее одной страницы.

7. Составление библиографического списка (в едином алфавитном ряду отражаются документы по теме исследования; библиографическое описание составляется по действующим государственным стандартам: ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления; ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления).

8. Составление и оформление приложений (факультативный элемент курсовой работы) включают материалы, дополняющие текст курсовой работы (таблицы, иллюстрации и др.) Приложения нужно соответствующим образом оформить: каждый материал должен иметь заглавие. Приложения необходимо пронумеровать, ссылки в тексте следует сделать к этим номерам: [Прил. 1].

Первичный, фактографический и графический, материал может быть размещен не только в приложениях, но и в основной части текста курсовой работы (например, выбранные из текстов схемы, таблицы).

9. Составление и оформление алфавитно-предметного указателя (отражает весь текст курсовой работы, кроме библиографического списка и составляется по общим правилам предметизации текста).

10. Редактирование и оформление курсовой работы.

Структура курсовой работы

Обложка [Прил. 1]

Титульный лист и оборот титульного листа [Прил. 2]

Оглавление (страница 3, начинается нумерация страниц) [Прил. 3]

Список сокращений (факультативный элемент курсовой работы)

Введение

Основная часть, разделена на три части, выводы в конце каждой части:

1. Методологическая часть

2. Методическая часть

3. Аналитическая часть

Заключение

Библиографический список

Приложения (факультативный элемент курсовой работы)

Алфавитно-предметный указатель [см. Прил. 5 к разделу «Курсовая работа в жанре теоретического исследования»]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.003 с.)