Православная философия и богословие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Православная философия и богословие



Кураев А.В.

Православная философия и богословие

Ред. Golden-Ship.ru 2013

 

Оглавление


Предисловие
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
Тема 1. ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ
Тема 2. «Вера»
РАЗДЕЛ II. «БИБЛЕЙСКАЯ КОСМОГОНИЯ»
Тема 3. Творение мира
РАЗДЕЛ III. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Тема 4. Феномен человека
Тема 5. Парадоксы свободы
Тема 6. Грехопадение
Тема 7. СПАСЕНИЕ
РАЗДЕЛ IV. УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ (ТРИАДОЛОГИЯ)
Тема 8. Христос в евангелии
Тема 9. Троица
Тема 10. Христология
РАЗДЕЛ V. ЦЕРКОВЬ
Тема. 11. Природа церкви
РАЗДЕЛ VI АСКЕТИКА И ЭТИКА
Тема 12. Специфика христианской этики
Тема 13. Социальная этика православия
Тема 14. Конец истории


Предисловие

В отличие от Западной Европы, богословие в России не было встроено в систему университетского образования. У нас не было богословских факультетов — были Духовные Академии. Это не означает, что уровень их образовательной и научной работы был ниже, чем в Европе, но все же богословская мысль не стала частью естественных забот и вопрошаний светской интеллигенции, которая оставалась вопиюще невежественна в вопросах церковной жизни, истории, мысли.

Сегодня такая возможность в России есть. Но не из культурологической прихоти светскому гуманитарию стоит сегодня заниматься серьезным изучением богословия. Как Россия в целом, так и Церковь переживают сейчас острейший кризис самоидеятичности. Нам нужно понять — что мы такое. И понимание России, ее исторических судеб и возможностей немыслимо без серьезного понимания Православия. В частности, нужно понять, что Православие не тождественно своей истории. Слишком поспешные и поверхностные суждения мотуг трагачно сказаться и на судьбе человека, и на судьбе страны. И если уж речь зашла о способе работы в богословии, то стоит напомнить и свидетельство крупнейшего русского церковного историка В. Болотова: «Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения (=теологумен) держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным. Но с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими отцами Церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой, не покоряет меня доступной и моему разумению державной мощью своей аргументации».

В Церкви были и есть разные люди. Но действительно, (дело не в комплиментах) — это чудо, что у разных людей, разных народов, разных эпох и культур при следовании Евангельскому пути открывался в сердце один и тот же опыт. Понять то, в чем Отцы и Церковь, через них говорящая, согласны, понять — что лежит глубже культурной или человеческой ограниченности в их опыте, значит понять Православие. Слава Богу, этого общего немало. Да и Христос «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8). Поэтому и не погибла православная Церковь ни с гибелью Византии, ни с крушением прежней России.

Но, прежде чем вы приступите к знакомству с Отцами — поймите одно: только любви открывается то, что написано и создано любовью. Только любви открывается — подлинное, ненаносное. Легко открыть не то что книги средневековых богословов, но и само Евангелие и выцарапать оттуда «обличительные» кусочки. Серьезный же разговор о богословии начинается тогда, когда человек понимает: та Книга, которая лежит передо мной, мудрее меня. И если я что-то не могу понять в ней сейчас — значит еще не пришло время. Пока исполню то, что уже понял.

В общем, помните — входя в Церковь, снимают шапку, а не голову. Но и если будет работать одна голова, а сердце останется глухо — то Ваш церковный путь окажется коротким. Вам покажется стена там, где встретился лишь первый порожек. Православие — это «духовный вкус», такт, строй души. Дай Бог Вам почувствовать, полюбить и приобрести его.

Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата рекомендует книгу диакона Андрея Кураева "Православная философия и богословие", как учебное пособие, помогающее людям составить адекватное представление о мире православной богословской мысли

Одним из ведущих средств обеспечения образовательного процесса в условиях экстерного обучения является книга авторизованного изложения, которая принимает на себя в значительной степени обучающие функции преподавателя. Сущность авторизованоого метода обучения выражается в том, что в ходе работы над авторизованной книгой, которая включает в себя недостаточно полные сведения, студент самостоятельно восстанавливает их и реконструирует полностью этот курс, то есть становится «автором своего учебника».

Авторизованная книга, таким образом, отличается от обычных учебников и учебных пособий тем, что она не является пассивным источником информации, а наоборот, включает в себя активную дидактическую нагрузку, которая и создает оптимальные условия для творческого образования студента. Эта книга не только дает возможность студенту проникнуть в сущность авторизованного изложения как научной и учебной дисциплины, но и способствует соблюдению стройной логической последовательности в изучении учебного курса.

 


РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ


Тема 1. ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ

ПРОГРАММА

Предмет Богословия. Апофатическое и катафатическое Богословие. Антропологическая основа Богословия. Смысл Традиции. Традиция как передача антропологических изменений. Новизна Традиции. Роль Учителя в Традиции. Богочеловечество как сокровенное содержание христианской Традиции. Христос как объект и субъект религиозной Традиции. Служебность внешних форм Традиции. Богословие как поиск не наиболее подходящих, а наименее неподходящих слов и форм. Условие смены форм Традиции. Богатство догматики как выражение богатства духовного опыта. Смысл догмата не как выражения Истины, а как ее ограждения от попыток ложного перетолкования. Догмат и ересь. Синкретизм и экуменизм.

 

ПОЗИЦИИ

Догмат.

ВОПРОСЫ

Чем отличается апофатическое богословие от атеизма?

Чем отличается апофатическое богословие от агностицизма?

Что значит — «войти в Традицию»?

 


ВОПРОСЫ

Какой силой меняет себя человек в буддийской традиции, и какой в христианской?

Какое место из Евангелия говорит о необходимости второго рождения — рождения в Боге?

 


Позиция 3. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИИ

1. Служебность внешних форм Традиции. «Внешний строй Церкви и все ее порядки — богослужебные, освятительные и руководительные не суть главное, а служат только к выражению, воспитанию и ограждению внутреннего строя христиан», — св. Феофан Затворник. «Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа», — о. Александр Ельчанинов.

2. Конечная непознаваемость Высшей Реальности не есть отрицание необходимости усилий по достижению возможного для нас пс знания. То, что подлинное содержание духовной традиции находите по ту сторону всех форм, не означает, что налагается запрет на поиск форм и слов — наименее неподходящих. Чем больше человек ощущает глубину духа — тем больше уходит от внешних форм в безмолвие. Но после безмолвия, Духом Святым, написаны «Троица Рублева, псалмы Давида, Литургия Златоуста. «Не все в Боге познаваемо — но не все непознаваемо; не все познаваемое выразимо, н не все познаваемое невыразимо», — преп. Иоанн Дамаскин.

3. Условие смены форм Традиции: поиск полноты и адекватности выражения смысла, а не «понятности» посторонним. Назначение формы — побуждать людей к сотрудничеству с благодатью. На краях Традиции есть искушение формализмом и искушение модернизмом. «Слова Традиции, слова Никеи и Халкидона стали странными для современного человека, который не ориентирован на темы Откровений. Но именно по этой причине современное человечество и не может создать новых, более адекватных выражений для тем Откровения», — о. Димитрий Станилое

 

ВОПРОСЫ

Возможна ли речь о Боге или о человеке содержательная, но бесформенная?

Есть ли опасность, что форма подменит собою содержание? (Беседа прп. Серафима с Мтовиловым)

Какую ценность отстаивает консерватизм? (о. А. Ельчанинов. С. 92)

 


Позиция 4. ДОГМАТ

1. Парадокс христианства: религия любви и свободы как самая догматическая религия мира. Богатство догматики есть выражение богатства духовного опыта. «Догматика — бухгалтерия религиозного опыта», — о. Сергий Булгаков. Святые — «гении религиозности» (он же) и этим поясняется значение их опыта для человечества.

2. Смысл догмата не как выражения истины, а как её ограждение от попыток ложного перетолкования. Догмат и ересь.

3. Динамическая природа догмата: его назначение — не останавливать мысль, а освещать дорогу, по которой надлежит пройти человеку. «Разница между православием и ересью, между Истиной и заблуждением в конечном счете не разница истины и лжи, а разница пути — пути, который ведет в гавань, и пути, который обречен на крушение», — С. Л. Франк.

4. Цена Богословия. «Ошибка теолога стоит тысяч душ», — Г. Марсель. Соотношение мистической практики и богословской теории (значимость богословской ошибки для духовного созидания).

 

ВОПРОСЫ

Что есть формулировка догмата?

Как соотносятся ересь и Православие? (Честертон «Ортодоксия» и гл. 4. «Вечный человек»)

Сравните ответственность богослова и ответственность врача?

 


ВОПРОСЫ

Ваше отношение к идее синтеза религий. Будет ли это связано с обогащением или обеднением духовного мира человека?

Приведите наставления из православной духовной (святоотеческой) литературы, учащие отличать осуждение греха от осуждения человека, совершающего грех?

Покажите логическую противоречивость суждения «человек не может претендовать на знание истины?

 



Тема 2. «Вера»

ПРОГРАММА

Ключевое место веры в христианском духовном опыте. Манипуляция и диалог в отношениях субъекта и объекта познания. Понятие об откровении. Безличная «объективная» истина в науке и Личность, в качестве которой открывается Истина в духовном опыте христианства. Человек как онтологический инструмент познания. Необходимость перемены себя в совестной глубине своей жизни для прорыва к Предмету духовного познания. Вера как личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся знанию. Вопрос о доказательствах бытия Бога. Отношения веры и неверия, наличия духовного опыта и его отсутствия. Богопознание как Богопричастие. Богословское понимание веры как созерцания предмета веры. Сходство духовного и научного познания: открытие невидимых основ мироздания. Религиозная вера как основа научного познания.

 

ПОЗИЦИИ

Своеобразие веры.

Субьектность» веры.

Богословие веры.

Религиозные корни науки.

 

Рекомендуемая литература

Августин. Исповедь. — М., 1991.

Вениамин (Федченко), митроп. О вере, неверии и сомнении. Новоселов М. Забытый путь опытного Богопознания. —

Духовные основы общества. — М., 1992.

Франк С. Л. Религия и наука. — Брюссель, 1953. См. также: Журнал Московской Патриархии. — 1992, — № 2; и сборник «Малая Церковь. Настольная книга прихожанина».

Кураев А. Овере и знании без антиномий. ВФ 1992 № 7

Шестов Л. Преодоление самоочевидностей // Шестов Л. На весах Иова

 


Позиция 6. СВОЕОБРАЗИЕ ВЕРЫ

1. Ключевые категории религиозной жизни в нехристианском мире: «власть» — в магизме; «знание» — в ведаизме; «верность» — в исламе; «закон» — в иудаизме.

2. Манипуляция и диалог в отношениях субъекта и объекта познания. Понятие об откровении. «Отктровение есть всюду, где что-либо сущее само, своей собственной активностью, по своей инициативе, открывает себя другому через воздействие на него. — С.Л. Франк

3. Безличная «объективная» истина в науке и Личность, в качестве которой открывается Истина в духовном опыте христианства.

 

ВОПРОСЫ

Можно ли путем технических манипуляций и экспериментов постичь Бога?

Как Христос определяет в Евангелии Истину?

Различие понимания истины в науке и в богословии.

 


ВОПРОСЫ

Место человека в научном исследовании и в духовном познании и влияние внутреннего его состояния на результат поиска?

Почему излишни доказательства бытия Бога?

Обедняет ли человека и его жизнь наличие религиозного опыта?

 

Позиция 8. БОГОСЛОВИЕ ВЕРЫ

1. Богопознание как Богопричастие. «Говорить о Боге — великое дело, но гораздо лучше очищать себя для Бога», — св. Григорий Богослов. Связь Богопознания и аскетики: «Старайся убедить себя вистине бытия Божия не увеличением количества доказательств, умньшением количества страстей, — Б. Паскаль. «Чистота взирает на Бога вследствие неведения злобы на какого бы то ни было человека», — преп. Исаак Сирин

2. Богословское понимание веры как созерцания предмета веры

 

ВОПРОСЫ

Преп. Исаак Сирин о двух видах веры.

Обоснованно ли выражение «слепая вера» применительно к пути духовного познания?

Каковы те перемены внутри человека, которые необходимы ему для открытия духовного зрения?

 

ВОПРОСЫ

Что есть общего в религиозном и научном познании?

Ученые-творцы науки Нового времени сознавали свой труд как борьбу с Церковью или как служение истине христианства?

Нужна ли религиозная уверенность сегодняшним ученым?


РАЗДЕЛ II. «БИБЛЕЙСКАЯ КОСМОГОНИЯ»


Тема 3. Творение мира

ПРОГРАММА

Необходимость рассказа о творении мира для обоснования библейского учения о необходимости спасения мира. Пророчество о прошлом. Значение библейской космогонии для религиозного и национального сознания Израиля. История космоса как часть истории Церкви. Альтернативы материалистического понимания мира и человека. Идеалистические альтернативы христианству (пантеизм, спиритуалистический нигилизм, отрицающий ценность материи). Отличие от языческих космогонии. Смыслы библейского «В начале». Антропоцентризм библейского повествования. Творческая сила материи.

 

Альтернатива материализма.

Первый стих.

ВОПРОСЫ

Отношение Ветхого Завета к Новому Завету?

Что означают слова: «Мир создан ради церкви»?

 


ВОПРОСЫ

Может ли материализм дать смысл человеческой жизни, личности?

Приведите оценки А. Ф. Лосевым материалистического пессимизма?

(Диалектика мифа)

Есть ли некий опыт подтверждающий правоту материализма, или это мироощущение рождается из-за отсутствия некоего важного опыта?

 


ВОПРОСЫ

Верно ли утверждение, что буддизм и христианство едины в своей глубинной сути и различны лишь в обрядах?

Современно ли христианство с идеалистическими системами типа гегелевской?

Отношение к ценности материи в христианстве и его отличие к ней языческих религий.(«Противоречивые понятия о Боге» и «Вторжение» Льюиса «Бог и сравнительное изучение религий» Честертона из книг — «Любовь, Страдание, Надежда» и «Вечный человек»)

 


ВОПРОСЫ

В чем разница между возникновением мира, как его описывает Платон, и Библия?

Сравните возникновение мира по Моисею и по Гесиоду.

В чем отличие библейского описания отношения Бога к миру от отношения «олимпийских богов» к нему? (Аверинцев — «Древнееврейская литература». Борхес — «Каббала»)

 

Позиция 14. ПЕРВЫЙ СТИХ

1. «В начале» — «когда» или «где»? «Все смыслы имел в виду Моисеи, которому Бог дал составить книги так, чтобы множество людей увидело в них истину в разном облике. Что касается меня, то я смело провозглашаю из глубины сердца: если бы я писал книгу высшей непреложности, я предпочел бы написать ее так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна я не вложил бы в них единой отчетливой мысли, исключающей все другие, ошибочность которых не могла бы меня смутить», — Августин. Важнейший смысл ясен из сопоставления с прологом Евангелие от Иоанна.

2. Первое мгновение бытия, его укорененность в Вечности, не-растворенность во временном потоке. «Как начало пути еще не есть путь, как начало дома еще не есть дом, так и начало времени — еще не есть время, ни даже малейшая часть времени. Действие творения мгновенно и не подлежит времени», — св. Василий Великий. Kai следствие — не «день первый», а «день единый», особое место это дня в судьбах мира, его связь с днем Воскресения и Последним Днем.

3. Первый этап творения. «Не Ты ли, Господи, "наставил мен прежде чем Ты придал форму и красоту этой бесформенной материи не было ничего: ни цвета, ни очертаний, ни тела, ни духа. И все-таки это не было полное «ничто»: было нечто бесформенное, лишенное вида… Бесформенная материя, созданная до всех дней», — Aвrycтин.

4. «Безвидность и пустота земли». Объяснение св. Василия и его антропоцентризм.

 

ВОПРОСЫ

Св. Василий Великий о воскресном дне. Как воскресенье связано с первым днем?

Почему преп. Макарий Египетский называет христиан «людьми другого века»?(16 беседа)

Приведите примеры антропоцентризма у Василия Великого. Логично ли антропоцентрическую систему считать антигуманной?

 


ВОПРОСЫ

Приведите мысль Вл. Соловьева об отношении эволюции к творческой силе Бога (Вл. Соловьев. Оправдание добра // Соч. — М., 1988. Т. 1. — С.274).

Сообщена ли Богом материи творческая сила?

Приведите основные черты православно-богословского понимания творения.(В.Н.Лосский)

 



РАЗДЕЛ III. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА


Тема 4. Феномен человека

ПРОГРАММА

Возникновение человека. «Тройческий совет» о создании человека. Разница замысла Бога о человеке и реального создания Богом человека. Образ и подобие Бога в человеке. Дар трансцендирования. Динамичность природы человека. Основные категории христианской антропологии: «природа», «индивидуальность», «личность». Непознаваемость человеческой тайны. Микрокосмос и макрокосмос. Отношение к телесности в христианстве и его отличия от отношения к ней в языческих религиях. Обожение как назначение человека.

 

ПОЗИЦИИ

Возникновение человека.

Личность человека.

Тайна человека.

Тело и душа.

ВОПРОСЫ

Охарактеризуйте разницу между образом и подобием Бога в человеке.

Зачем человеку дан творческий дар?

Есть ли разница между индусским выражением «Ты есть То» и христианским пониманием человека как образа Бога? Корректно ли — в традиции христианской мысли — говорить о душе как «о частичке Божества?

 


ВОПРОСЫ

С. Л. Франк о трансцендировании.(Реальность и человек)

Любовь как открытость и как жертва.

Приведите места из «Исповеди» Августина, говорящие о динамизме отношений Бога и человека.

 


ВОПРОСЫ

Какие категории для обозначения уникальности человека знала античность и что они значили? (Дерзание духа. А.Ф.Лосев)

Назовите сами, в богословских работах и святоотеческих трудах на какую тему следует искать наиболее разработанное понимание личности?

Сохранился ли дохристианский смысл слова «ипостась» в православном богословии? Если да — то чем смысл этого слова дополняет современное русское пониманиея «личности» и западное «персоны»?

 


Позиция 19. ТАЙНА ЧЕЛОВЕКА

1. «Наша духовная природа, существующая по образу Творца, ускользает от постижения, и в этом имеет полное сходство с тем, что лежит выше нас, в непостижимости себя самой обнаруживая отпечаток природы неприступной», — св. Григорий Палама. «Бог во свете живет неприступном», но и человек в глубине самого себя открывает "свет неприступный». В этом состоит последний и высший мистический момент его богоподобия. Бог трансцендентен — и сам я трансцендентен; Бог сокровенен — и я сокровенен; существует сокрытый Бог и сокрытый человек. Существует негативная теология, указующая на последнюю тайну Божества; должна существовать и негативная антропология, указующая на тайну самого человека», — Б. Вышеславцев. «Душу кто может увидеть или овладеть ею? Какая она? Среди видимых вещей ее нет. Сам человек себя не знает, пока Господь ему не откроет. «Бездну и сердце исследует» (Сир. 48, 18; 1,3) и псалмопевец по том же говорит: «бездна бездну призывает (Пс. 41, 8), — преп. Макарий

2. В человеке мы имеем тварный образ трансцендентности. «Господи, если бы я только увидел себя — я бы увидел Тебя», — Августин.

3. Микрокосмос и макрокосмос — соотношение человека с миром. «С богатством одной души не идут даже в сравнение вся слава и красота неба и земли и прочее их украшение и разнообразие», — преп. Макарий Египетский. «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однорордными между собой», — Василий Великий.

 

ВОПРОСЫ

Знаете ли вы философа, который в познании «Я» и Бога видел предел способностям рассудка, ту вещь, которая всегда будет в «себе», и никогда нераскроется для нас?

Есть ли выводы этического характера из утверждения бездонности человеческой души? Что значит в этой связи принцип «неосуждения»? Прочитайте поучение 6-е аввы Дорофея.

Есть ли пределы у самопознания?

 


Позиция 20. ТЕЛО И ДУША

1. Отношение к телесности в христианстве отлично от отношения к ней в языческих религиях: материя создана Богом, и Творцом дано человеку тело. Поэтому не телесность является источником греха, а неверно направленная воля, то есть в конце концов душевная сфера. «В христианском откровении этическое противопоставление между душой и телом отсутствует», — о. И. Мейендорф. Душа, как писал Тертуллиан, не может предстать перед небесным Женихом нагою: «Она имеет свою одежду свое украшение и своего раба — плоть. Плоть есть истинная невеста. И никто так не близок к тебе, как она. Ее ты должен любить больше всего после Бога. Начни же любить плоть, когда она имеет Творцом своим столь превосходного художника». Ср: «Рванув с души рубаху тела, я приближаюсь голышом к последней степени соитья с миром», — суфист (мусульманский мистик) Дж. Руми. «Можешь ли ты себе представить, что Бог вложил в какой-либо презренный сосуд тень души своей, дыхание своего духа, и чтобы Он осудил его на изгнание в поносное место?» — преп. Макарий Египетский.

2. Уникальность человеческого положения в мире, связанная с его телесностью: «Мы одни из всех тварей, кроме умной и логосной сущности, имеем еще и чувственную. Чувственное же, соединенное с Логосом, создает многообразие наук и искусств и постижений, создает умение возделывать (культивировать) поля, строить дома и вообще создавать из несуществующего (хотя и не из полного ничто — ибо это может только Бог). И все это дано людям. Ничего подобного и никогда не бывает у ангелов. Конечно, мыслительная и разумная природа ангелов также обладает духом. Однако этот дух не является при том животворным, ибо он не получил от Бога созданное из земли тело, с которым он соединился бы так, чтобы обрести по отношению к нему и животворящую и хранительную силу. Мыслительная и разумная природа души одна лишь и создана Богом в большей степени по образу Божию, чем бестелесные ангелы; и это оставалось бы неизменным, даже если бы она не признала собственного достоинства и вела себя недостойно Творца, создавшего ее по своему образу. Мы, хотя и утратили бытие по подобию Божию, не лишились образа бытия по образу Божию. Благодаря душе и соединенное с ней тело обретает бессмертие, подлежа обетованному воскресению и приобщаясь к вечной славе», — св. Григорий Палама. Итак, Бог — Творец творцов, подлинным же образом Творца в мире является лишь человек… «Не ангельское дело творить… Ангельское дело предстоять, а не творить», — св. Иоанн Златоуст.

 

ВОПРОСЫ

Отличие христианского отношения к телу от материалистического.

Отличие христианского отношения к телу от язычески-аскетического.

«Тело — хороший слуга, но плохой Господин» — поясните эту мысль св. Григория Богослова.

 


Позиция 21. ВОПРОСЫ

«Человек — это творение, получившее повеление стать Богом», — св. Василий Великий. Вся сложность человеческого бытия — различие в нем образа и подобия, личности и природы, души и тела вызвана именно необычностью стоящей перед ним задачи: он должен стать тем, чем не является, он должен суметь стать таким, каким не может создать его даже Бог (ибо лишь в свободе может осуществиться Богопричастие). Душа должна уметь владеть телом, чтобы вместе обращаться к Духу, в этом пути личность овладевает всеми возможностями своей природы, и человек возрастает от образа к подобию. Такова динамическая антропология Православия: суть человека таится не в том, что он есть, а в том, чем он призван быть. Человек есть то, чем он станет завтра в результате решений, которые он примет сегодня. В конце концов дело человека в мире — стать выше самого себя и мира: оставаясь по своей природе человеком, по благодати, по причастию — стать Богом, стать Единым с ним нс переставая быть самим собой.

Приведите места из Нового Завета, говорящие о призванности человека к соединению с Богом.

Обожение — это раскрытие внутренних скрытых потенций и энергий человека или дар Свыше?

Приведите наиболее значимые мысли об обожении из книги С. С. Хоружего «Диптих безмолвия».

 


Тема 5. Парадоксы свободы

Религиозные и материалистические альтернативы христианскому пониманию свободы человека. Различие Промысла и Рока. Нравственное доказательсво бытия Бога у Канта. Свобода человека: от мира, от самого себя, от своего прошлого, от Бога. Свобода воли человека и свобода выбора. Свобода как верность себе. Богословские опасности в истолковании свободы. Соотношение божественного предведения и человеческой свободы.

 

ПОЗИЦИИ

Материализм.

Различие промысла и рока.

Свобода от Бога.

Свобода перед Богом.

Промысл.

ВОПРОСЫ

Какая Позиция вам кажется более верной в споре Лютера и Эразма Роттердамского?

Что значила Позиция Лютера для возникновения капитализма? Источник:

Считаете ли вы необходимым протестантизм лютеровского типа для России?

Для ответа на вопросы 2 и 3 ознакомьтесь с книгой Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализм» (в кн. М. Вебер. Избранные произвения М., 1990)

 


Позиция 23. МАТЕРИАЛИЗМ

1. При обсуждении тематики свободы материализм оказывается не в силах объяснить ни происхождение, ни предназначение человеческой свободы. Ведь это прежде всего вопрос о смысле человеческого бытия. «Если человек свободен — то для чего и почему. А если зависим — то имеет ли смысл то, от чего человек зависит, или нет? Если я зависим только от материального мертвого мира — в этой моей зависимости я значим для мира или нет? И если не значим — значит я живу в бесчеловечном мире. Смысл бытия, для которого признано несущественным мое место в бытии, никогда не может меня осмыслить, да это и не смысл бытия», — М. Бахтин. Я уйду — а вселенная все равно будет полной и самодостаточной, как новехонькое яйцо…

2. «Единственное и исключительно оригинальное творчество новоевропейского материализма заключается именно в мифе о вселенском мертвом Левиафане. Ведь это же подлинное чудо — появление вещей из материи. Вселенское дохлое чудище… Вы живете холодным блудом оцепеневшего мирового пространства и изувечиваете себя в построенной вами самими черной тюрьме нигилистического естествознания. Заботится ли солнце о земле? Ни из чего нс видно: оно «притягивает прямо пропорционально массе и обратно пропорционально квадратам расстояний», — А. Ф. Лосев. В таком мире нет места для категорий личности и жизни. Всюду — лишь «что» и нет никакого «Кто». В любом мировоззрении, которое не говорит о Боге, подарившем человеку свободу — свобода оказывается всего лишь переодетой («осознанной») необходимостью, и антирелигиозная мысль должна в конце концов прийти к отрицанию того, что Ленин назвал «вздорной побасенкой о свободе воли». Такое уже было в истории человечества — так мыслила мир античность, но именно потому все величие античной культуры, нс умевшей выговорить слово «личность», должно было уступить рыбакам из Галилеи, наученным это делать.

 

ВОПРОСЫ

Приведите примеры понимания свободы в марксистской литературе.

Есть ли разница в словах «свобода есть познанная необходимость», если эту формулу употребляют и Спиноза, и Энгельс? Один ли и тот же смысл вкладывают в слово «необходимость» богослов и натурфилософ? То же ли самое «долг» и «закон природы»?

Если мир целостен и самозамкнут — есть ли в нем место для человеческой свободы?

 

ВОПРОСЫ

Что нового открылось в христианском видении Бога такого, что позволило отбросить идею рока?

Заменяет ли Промысл самодеятельность и активность человека?

Приведите примеры постижения Промысла из стихов М. Волошина.

 


ВОПРОСЫ

Если Вам ход рассуждений Канта показался неубедительным — покажите, почему?

Может ли свобода возникнуть естественным образом в ходе мировой эволюции?

Приведите наиболее значимые мысли о свободе человека из книги Н. О. Лосского.

 


ВОПРОСЫ

Свободен ли Бог, если Он не может делать зла? Свободен ди человек, если при полной демократии своих страстей он не может воззреть на небо?

Приведите конспект изложения о. Георгием Флоровским учения преп. Максима Исповедника о человеческой воле.(Восточные отцы V–VIII веков)

Не противоречит ли монашеский обет послушания призыву апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос»?(Илларион Троицкий «Единство идеала Христова»)

 

Позиция 27. СВОБОДА ОТ БОГА

Человеку нужна и независимость от высшего: идеального мира, чтобы не быть лишь местом проявления идеальных сущностей. (В современной философии для Хайдеггера человек — лишь место, где бытие свершает себя — но не человека; для французского структуралиста М. Фуко человек — это «место, где язык проговаривает себя»; для психоанализа человек — это место, где реализуют себя «архетипы». Для Гегеля человек и его история — это опять же лишь место проявления Абсолютного духа.) Если Высший мир безличностен — то он не замечает человека, но лишь пользуется им. Если же там — Личность, то она Своей свободой кладет предел Своему вмешательству в мир, ограждает человека от растворения в Себе. Антиномия свободы. Полное подчинение должному есть недолжное, неподчинение должному есть нечто недолжное. Ценности требуют безусловного господства в жизни носителя ценностей, и вместе с тем они же требуют, чтобы это их господство не было безусловным. Ценности притязают на полную детерминацию той самой личности, которая имеет ценность лишь как не детерминированная ими вполне. В религиозной формулировке это противоречие можно выразить так: Бог хочет, чтобы человек был Его рабом — Бог не хочет, чтобы человек был Его рабом. Две суверенные инстанции сталкиваются здесь: суверенитет ценностей, суверенитет принципа — с одной стороны, и суверенитет я, суверенитет свободной личности — с другой. В конце концов антиномия снимается тем, что положительная свобода содержит в себе два начала: автономию лица и автономию принципа, между которыми отношение восполнения. «И это потому, что ценности не могут сами по себе ничего определять, они выражают лишь идеальный принцип, и требуется реальная воля, которая захочет взять их осуществление. С другой стороны, реальная воля, свобода выбора, произвол — не может ничего идеально обусловить и определить, не может сделать зло добром и наоборот. Свободная воля, чтобы выбирать, решать, ориентироваться, должна иметь перед собой порядок ценностей, который ей дан, и в котором она ничего изменить не может. [Она лишь открывает, а не изобретает ценности, которые уже есть в мире. Человек может избрать путь, но не создать сам путь.] Без созерцания идеальных реалий воля будет слепой и бессмысленной, следовательно, несвободной. Бессмыслен и идеал, если его некому реализовывать», — Б. П. Вышеславцев.

 

ВОПРОСЫ

Законы духовной жизни человек создает сам или обретает уже имеющимися в мире?

Из «Дэдахе» («Поучения 12 апостолов) приведите место о выборе человеком своего пути. Найдите аналогичные места в Библии.

Есть ли связь между идеей творения мира «из ничего» и принципом свободы человека от Бога? в антологии «Ранние Отцы Церкви». Брюссель, 1982

 

ВОПРОСЫ

У каких русских религиозных философов Вы встречали аналогичные мысли?

Есть ли нравственная и богословская необходимость в «доказательствах бытия Божия»?

 


Позиция 29. ПРОМЫСЛ

1. Как и всякий догмат, убежденность христианина в том, что в мире есть промысл Бога о человеке, вытекает из опыта: не всегда и не у всех, но в моменты высшего напряжения их духовного зрения рождается понимание того, что я — не забыт, как бы тяжко мне ни было в жизни.

2. Только книгу собственной судьбы человек вправе дерзать читать. Если к своей болезни я отнесусь как к действию Бога в моей жизни, как Его руку, протянутую мне, чтобы помочь мне выбраться из моих грехов и антидуховных обстоятельств — это будет огромный шаг в моем духовном становлении. Но если я зайду к заболевшему соседу и стану ему пояснять, что болезнь ему послана Богом в наказание за его грехи — это будет нестерпимая фальшь. В Библии оправдание Иона и осуждение его «б. м: "гл:-иных друзей>> свидетельствует об этом.

3. Когда человек открывает Промысл — ничего необычного не происходит. Жизнь этого человека течет дальше, как и всякая человеческая жизнь, она состоит из тех же дел и событий, из горя и радости, труда и счастья — и все же все становится иным. Возникает иная уверенность, иная надежда. За всем, что происходит со мной, я вижу теперь не пустое и безличное «Оно», а — «Ты». Меняется мир смыслов, среди которых живет человек. Меняется — по благодати. Не вне меня происходит переворот, а внутри, меняется мир смыслов, в которых я живу («феноменологическая революция»).

4. «Вся вера со всей своей смелостью стоит за идеей Промысла. Мир становится живым. Согласно Промыслу мир, со всеми его естественными явлениями и закономерностями, не замкнут в себе, не подчинен силе над ним стоящей, и служит намерению более высокому, чем он сам», — Р. Гвардини. Это — свобода' Бога вопреки всем законам вселенной всю ее повернуть на благо человеку.

5. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить. Взгляните на птиц небесных… Ищите же прежде Царства Божия и правды его и это все приложится вам», — Мф. 6, 25. Заключительный стих — условие того, что промысл вообще будет действовать в нашей жизни. Это не закон тяготения, это конвенциональная реальность. Если человек это условие выполнит — он меняется сам, и в его мире нечто смещается. Условие принятия и постижения Промысла: готовность принять и понять, что воля Божия желает нам не того, что мы желаем себе.

 

ВОПРОСЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.161 с.)