Фотографии на стенках в комнате Н. Быковой в Доме Ветеранов Сцены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фотографии на стенках в комнате Н. Быковой в Доме Ветеранов Сцены



Бабушка Надежды Николаевны

Надя с мамой

Сын Роман с женой

Людмила Борисовна Шендерова –

подруга с детства Надежды Николаевны Быковой

Надежда Николаевна Быкова… Вот уже более шестидесяти лет я с ней знакома и дружу.

Надя очень трепетно относится к слову, хорошо его чувствует. Такой я её знаю со времени нашего знакомства, с восьмого класса.

В 1950 году я пришла в 8-й класс 347 школы. Я сразу выделила эту девочку. Высокая, прямая, стройная, лишенная суеты. При этом также можно было сказать и о внутреннем её убеждении. И сейчас вижу её такой внутри.

Мы сразу сблизились на почве общих интересов.

Надя создала в школе театр. Никто из взрослых нам не помогал. Но главное – не мешали.

Постановщик, режиссер, костюмер, гример, исполнитель. Всё это она соединяла в себе.

Так как у нас была женская школа, поэтому чаще всего и мужские роли, ввиду их непопулярности у девчонок, исполняла Надя.

Помню и пьесы, которые мы играли. Пьеса Маргариты Алигер «Сказка о правде». Сцены из комедии «Горе от ума» Грибоедова. Я играла Софью, а Надя – Чацкого. Надя руководила постановкой. Помню, насколько это было хорошо и точно. Авторитет её был непререкаем. К спектаклю Надя откуда-то привезла и костюмы.

Исполнение роли Чацкого очень понравилось зрителям, часто на школьных концертах ее просили прочитать что-то из пьесы.

Большое внимание в подготовке спектаклей уделялось слову: «Не тарахти… Это стихи!.. Не надо так ахать по разным поводам…», - поправляла актеров Надя.

Надя поставила пьесу из жизни негритянского мальчика «Снежок» Валентины Любимовой. Снежок был так загримирован, просто настоящий негритенок.

Прошел у нас в школе и «Пушкинский праздник». Надя умела скомпоновать, выстроить программу. Если что-то было не понятно, она объясняла. Я читала «Графа Нулина». Мне вначале было не понятно, почему смеялся Лидин. Надя объяснила. Как и многие другие значения выражений и слов.

Мы много бегали по театрам. В те годы часто Горького ставили. Надя – очень интересный зритель. У нее прирожденный вкус и высокий уровень понимания произведения. Она задала этот зрительский уровень и нам.

В 1952 году мы закончили школу. Надя не рискнула идти в театральный институт. Мама у нее болела и не очень хотела, чтобы Надя туда поступала. Надя поступила в ЛГУ.

В 1953 году умерла мама. Увлеченность театром пересилила другие желания. Она пришла в театральный институт. Курс набирал Макарьев. Она пошла к нему. Он ей сказал, что стоит поступать в театральный. Легко прошла 3 тура конкурса и поступила в институт.

Её жизнь в творческом плане – прямая линия.

Закончила институт. Она была знакома с Корогодским. Он ей предложил распределиться в Калининградский областной драматический театр, где он работал главным режиссером. При этом сказал, что скоро ему будут давать Ленинградский ТЮЗ, и он её вызовет. Она обещала Корогодскому, и поэтому не показывалась в другие театры.

Так оно и получилось, Надя стала актрисой ТЮЗа, который возглавил Зиновий Яковлевич Корогодский.

Я побывала практически на всех её спектаклях в ТЮЗе. Хорошо запомнила «Глоток свободы» Окуджавы. Она проникновенно играла роль матери императора Николая 1. В роли императора – Г. Тараторкин.

Запомнился спектакль «Сотворившая чудо». Девочку, Эллен Келлер, играла Ольга Волкова, а её маму – Надежда Быкова. В эти годы Надя стала вести и педагогическую деятельность. По рекомендации Корогодского пошла на кафедру речи. В это время Ксения Владимировна Куракина набирала себе ассистентов. Сама Ксения Владимировна человек высочайшей культуры, в том числе и речевой. Это уже вымирающая культура. Ксения Владимировна просмотрела многих, но остановилась на Наде и на Алексеевой. Но в дальнейшем единственным ассистентом К.В. Куракиной осталась одна Надя.

Хотя, как говорит Надя, она не оправдала надежд Ксении Владимировны, не стала чистым педагогом, сконцентрировавшим внимание только на педагогической деятельности.

В 1974 году Надежда Николаевна сделала такую попытку, уйдя из ТЮЗа преподавателем на кафедру сценической речи Театрального института. Возглавлял её в то время профессор А.Н. Куницин. Александр Николаевич был фигурой крупного масштаба. Но чистая педагогическая работа не устраивала Надю, и она ушла в Ленконцерт. Здесь было много чтецкий работ, целый ряд программ были в дуэте с Андрианом Филипповым. Много работ сделала с актерами в качестве режиссера. Режиссуру она очень любила. Но не все понимали это и ценили. Помню в конце 90-х годов её постановку «Фортуны» Цветаевой. Моноспектакль Наташи Кудрявцевой. Режиссером этого спектакля была Надежда Николаевна. Много найдено было интересных задумок, талантливо поставлено. Спектакль был показан в Доме Актера, ажиотаж. Спектакль закончился. Актер есть, а режиссера нет. Хотя и на самом спектакле, и после, я понимала, что это победа Н.Н. Быковой.

Надежда Николаевна – это большой человек. Она жила и живет только театром. С другой стороны, в разговоре о театре, вы не услышите никаких сплетен. Всё только о театре.

Надя принципиальный и справедливый человек. Она не будет кривить душой, ради какой-либо выгоды. Это не всем нравится.

Требовательно она относилась и к сыну. Рома тоже окончил театральный институт. Он интересен, талантлив. Иван Иванович Краско очень хорошо о нем отзывался. Надежде Николаевне говорили спасибо за Рому. Но он в театре не захотел работать. Снимается в кино.

Рома уже в детстве проявлял свою одаренность. Он очень хорошо рисовал. Я его детские рисунки показывала известному художнику, преподавателю Средней художественной школы при Академии Художеств И.И. Андрееву, я в ней преподавала литературу. Иван Иванович сказал, что мальчик очень талантлив и посоветовал привести его в художественную школу, когда он перейдет в 4-й класс, именно с этого класса и принимают учеников в художественную школу. Но жили они в Купчино, и ездить на Васильевский остров не было возможности.

Надя – потрясающий друг. Если нужно, она сразу бросается на помощь. Когда я тяжело заболела, и меня увезли в больницу, а у меня на руках была больная мама, Надя сразу же стала за ней ухаживать. Я долго болела, и она всё это время ухаживала за моей мамой.

Нелегко складывалась жизнь у Нади. Не получала помощи, много работала. У неё очень плохо с глазами, почти ничего не видит. С проблемой зрения столкнулась уже в Ленконцерте. Но работала, пользовалась библиотекой для слабовидящих. Когда стала плохо видеть, я ей читала, а она крупно записывала текст.

Вся жизнь в преодолении трудностей.

Она - трудоголик, всегда жила небогато, но деньги никогда не были самоцелью её жизни. Она всегда откликалась на мои просьбы выступить перед ребятами. Многие свои программы им показывала.

У Нади немягкий, несладкий характер. Она принципиальный человек с очень нежной душой. Те, кто это понимает, очень её ценят и любят.

 

 

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. Страницы истории. 1779-2009.

 Издательство «Береста». 2009 год.

 

 

Списки выпускников Академии

1958 год. Актерский факультет.

Класс доцента В.С. Андрушкевича

Ст. препод. С.С. Клитин

Быкова Н.Н.

Спектакли:

«20 лет спустя» М. Светлова

«Женитьба» Н. Гоголя

«Каменный властелин» Л. Украинки

 

Списки педагогов Академии

 

Преподаватели сценической речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.007 с.)