Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здания и архитектурные комплексы
Нельзя не отметить достижений архитектуры рассматриваемого периода в области выработки новых типов зданий, отвечавших развитию промышленности, торговли, транспорта, росту городов и оттеснивших на задний план усадебные дома, дворцы и административные здания. Подробнее… Типичным порождением эпохи капитализма являются многоквартирные доходные дома больших городов. Подробнее… В связи с обеднением дворянства дома больших городских усадеб начинают превращаться в особняки, меньшие по размерам, не имеющие ни былой широты композиции, ни анфилад парадных залов, ни обширного парадного двора перед главным фасадом. Главное значение приобретают в них жилые помещения, и былая парадность уступает место комфорту. Дворцов и зданий административного назначения во второй половине XIX в. строилось немного, и дворцы начинали во многом походить на особняки. Для новых правительственных учреждений предпочитали в это время использовать старые дворцы, как это было с Государственной думой, для которой было использовано здание Таврического дворца. Несмотря на появление новых типов зданий и достижения строительной техники, развитие капитализма с середины XIX в. в России, как и на Западе, сопровождалось упадком художественной стороны архитектуры, что ярко сказалось в области градостроительства. Подробнее… Рост городов в России во второй половине XIX и начале XX вв., сопровождавшийся повышением уровня их благоустройства (дальнейшим развитием водопровода, канализации и городского транспорта, улучшением замощения улиц и их освещения и т. п.) был отмечен в то же время всё большим ухудшением их художественного облика. Главной причиной этого было безраздельное господство частновладельческих интересов в застройке города. Подробнее… Русская буржуазия второй половины XIX в. сооружая большое количество новых зданий, рассматривая их как источник дохода, не уделяла особого внимания их художественной выразительности. О ней не думали совсем, или пытались достичь её чисто украшательными средствами - вычурной и мелкой деталировкой, часто не имеющей органической связи с общей композицией здания. Это и толкало архитекторов на путь эклектики - механического соединения свойственных разным стилям архитектурных форм и композиционных принципов, не имеющих между собой внутренней связи.
Русские архитекторы второй половины XIX и начала XX вв. тешили своих заказчиков "богатством" форм усложненной ордерной архитектуры, в которой уже не было ничего от художественных принципов русской классической школы XVIII-начала XIX вв. Они, подобно своим западным современникам, пользовались формами итальянского ренессанса, выбирая из них наиболее богатые и сложные, усложняя их еще элементами барокко и т. п. Одновременно в русской архитектуре середины и второй половины XIX в. делались попытки возродить в новых постройках формы древнерусской архитектуры. Подробнее… Положительная сторона этого течения - стремление его создателей придать архитектуре народный характер. Однако непонимание архитекторами сущности древнерусской и русской народной архитектуры приводило к чисто механическому соединению новых принципов композиции зданий с чуждыми этим принципам деталями. Они обратили внимание лишь на обильную мелкую, деревянную резьбу на фасадах изб и подобием этой орнаментики, свойственной фасадам небольших деревянных зданий, украшали фасады своих построек, малых и больших, деревянных и каменных. То немногое положительное, что появилось в результате исканий отдельных архитекторов конца XIX в. (как, например, свободная, часто асимметричная композиция объемов здания и их фасадов или отдельные, отвечавшие новым строительным материалам формы), переродилось в модные приёмы и формы, применявшиеся и там, где это не вызывалось необходимостью. Во второй половине XIX в. наблюдаются примеры смешения с модерном древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в Москве и другие). Архитекторы, находившиеся в прямой зависимости от заказчиков и предшествующими десятилетиями приученные к роли украшателей, и в модерне видели, прежде всего, новые приемы декоративного убранства. Подробнее… Среди особняков этого времени типичен построенный арх. Ф. Шехтелем московский особняк Рябушинского на ул. Качалова с асимметрией объёмов и фасадов, с такой же кривизной арок входа, оконных переплётов и ограждений балконов и лестниц и с плоскостной трактовкой фасадов, облицованных глазурованным кирпичом, украшенных мозаикой и увенчанных плоским металлическим карнизом. В других постройках этого архитектора, как дом Московского купеческого общества в Москве, видно его стремление усилить рационалистическую сторону модерна, подчеркнуть на фасадах зданий их конструктивный каркас и сделать более сдержанной их детальную обработку.
В России господство модерна было недолговременным. Для заказчиков он был только занесенной извне модой, а архитекторы, сочувствие которых он привлек сначала своей новизной и свободой от академических канонов, скоро разочаровались в нём и всё чаще противопоставляли его искусственности и изломанности красоту архитектуры прошлого. Неоклассицизм был сугубо русским явлением, в западной архитектуре он не имел места. Лидерами неоклассицизма были И. Фомин, В. Щуко, А. Таманян, И. Жолтовский. Подробнее… С неоклассицизмом смыкается творчество А. Щусева. Принципиальная позиция у него была та же, что у неоклассицистов,- он обратился к национальному наследию периода его наивысшего подъёма, но в данном случае не к классицизму, а к древнерусскому зодчеству XI - XVII веков. А. Щусевым были построены Марфо-Мариинская обитель и Казанский вокзал в Москве. Подробнее… Построить в XX в. церковь наподобие древней было нетрудно, так как назначение здания оставалось прежним; но очень трудно было приёмы композиции, свойственные сравнительно небольшим церквам или палатам, применить для огромных современных жилых, промышленных и общественных зданий. Заимствованные из прошлого композиционные ещё труднее было применять в доходных многоквартирных домах с большим количеством окон, балконами, эркерами и витринами магазинов, с одинаковыми помещениями, где нет ни главного входа, ни большого главного помещения, которые могли бы служить естественными композиционными центрами здания. Большинство таких домов - самых типичных произведений архитектуры эпохи капитализма - заполняло участки с предельной плотностью, оставляя лишь узкие дворы-колодцы, еле освещающие выходящие в них помещения, и имело архитектурную обработку только на фасадах, выходящих на улицы. Дворовые фасады получали архитектурную обработку лишь в домах с более дорогими квартирами, выходящими на широкие, хорошо освещенные дворы. Поэтому русские архитекторы XX столетия охотнее прибегали к формам итальянского Возрождения XV - XVI вв. или русской классической архитектуры XVIII - XIX вв., которые было легче применить в подобных случаях. Подробнее… Архитектурой русской классической школы конца XVIII в. вдохновлялся и А. Таманян, строя доходный дом для кн. Щербатова в Москве (ул. Чайковского). Подробнее… Творчество представителей неоклассицизма дало во многих случаях высокохудожественные произведения. И всё же неоклассицизм являл собой разновидность ретроспективизма. хотя и в его высшей, облагороженной форме. Совершенно очевидно, что какими бы ни были попытки возродить художественную культуру прошлого, они не могли изменить общей направленности современной архитектуры. В архитектуре русской провинции второй половины XIX - начала XX вв. стерлись последние следы существовавших когда-то местных архитектурных особенностей. Провинциальные архитекторы этого времени получали свое архитектурное образование главным образом в Петербурге и Москве. Стиранию граней между провинциальной и столичной архитектурой способствовали и распространение в провинции столичных архитектурных изданий и то, что некоторые значительные постройки осуществлялись на местах по проектам столичных архитекторов. Поэтому к русской провинциальной архитектуре второй половины XIX - начала XX вв. относится все сказанное и о столичной архитектуре, с той лишь разницей, что отрицательные стороны последней часто сказывались в провинциальных постройках в большей степени, чем в столичных.
Больший интерес представляют крестьянские постройки второй половины XIX в. Подробнее… В России эпохи капитализма, как и раньше, было немало талантливых архитекторов, проявлявших глубокий интерес к своему делу. Этот интерес сказался и в возникновении в это время русских архитектурных обществ и архитектурной периодической печати, и в организации архитектурных конкурсов, и в проводившихся время от времени съездах русских зодчих, на которых обсуждались и вопросы текущей практики, и историко-архитектурные проблемы, и принципиальные вопросы, касавшиеся путей развития русской архитектуры того времени. Но архитектура создается не одними архитекторами, но и всем обслуживаемым ими обществом, а русское дворянство и буржуазия второй половины XIX - начала XX вв., на средства которых возводились наиболее значительные постройки того времени, не ставили и не могли поставить перед архитектурой задач, способных поднять её на должную высоту. В таких условиях даже наиболее одаренные и знающие архитекторы, как Щусев, Фомин, Жолтовский, Щуко, Таманян, при гораздо большей, чем у их непосредственных предшественников, силе и образности архитектурного языка могли создавать отдельные удачные произведения, но не были в силах направить развитие русской архитектуры по правильному пути.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.) |