Понятие и основные виды конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные виды конкуренции.



 

Конкуренция – от латинского concuro – сбегаюсь, сталкиваюсь – борьба между субъектами хозяйствования экономической сферы за более выгодные условия производства и продажу товаров, услуг.

Термин «конкуренция» на современном этапе широко применяется не только в производственной или торговой сферах, но и в других сферах человеческой деятельности, кроме некоммерческих.

 Конкуренция как соревнование между субъектами хозяйствования является объектом постоянного внимания и самих фирм, и государственных органов, задача которых – создание условий для свободной конкуренции в интересах потребителей и всего общества.

Конкуренция - соперничество (борьба) производителей товаров и услуг за потребителя и более широкую долю на рынке при ограниченной возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.

Автор современной теории конкуренции М. Портер определяет пять сил конкуренции:

1) Конкуренция между фирмами отрасли;

2) Потенциальные конкуренты;

3) Товары – заменители;

4) Поставщики (способность торговаться);

5) Клиенты (способность торговаться).

Итак, конкурентную среду создают не только фирмы, которые уже действуют в отрасли.

 Изучение конкурентов предполагает анализ части (доли) рынка стратегии и тактики конкурентов, анализ эффективности маркетинговой деятельности.

Основная цель изучения конкурентов – распределение сфер влияния на рынке и ослабление конкурентной борьбы.

Классификация фирм-конкурентов:

1) по товарному принципу:

- фирмы, которые изготавливают и реализуют абсолютно аналогичный товар;

- фирмы, которые предлагают аналогичный товар, однако других марок, сортов,

модификаций;

- фирмы, которые изготавливают товары-заменители.

2) в зависимости от роли в конкурентной борьбе:

- рыночный лидер – фирма, которые изготавливают наибольшую часть рынка;

- рыночный претендент («челенджер»);

- рыночный последователь – фирма, которая наследует стратегию и тактику

рыночного лидера, охраняя свою часть рынка;

- фирмы-нишеры – которые действуют в рыночной нише, т.е. обслуживают

небольшие рыночные сегменты.

3) по типу выбранной стратегии:

- стратегия низких затрат;

- стратегия дифференциации;

- стратегия диверсификации.

Виды конкуренции:

Законная конкуренция

Недобросовестная конкуренция - направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и способное причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Принято разделять конкуренцию по ее методам:

- ценовую;

- неценовую.

Ценовая конкуренция – за счет снижения цены выделялся товар, привлекал к себе внимание и завоевывался рынок (доля).

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами (вновь образовавшимися), у которых нет возможностей в сфере неценовой конкуренции.

Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынок с новыми товарами.

Неценовая конкуренция:

- дизайн, качество товара;

- комплекс услуг;

- борьба за загрязнение среды (экологически чистые товары);

- реклама;

- маркетинговые методы управления товаров.

   Существуют и незаконные методы неценовой конкуренции:

- промышленный шпионаж;

- переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

-выпуск поддельных товаров («пиратство»).

Недобросовестная конкуренция - направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и способное причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.007 с.)