Результаты интеллектуальной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты интеллектуальной деятельности



 

§ 1. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием олимпийской символики

 

1.1. Особенности правовой охраны и использования

олимпийской символики

 

Вопросы правовой охраны олимпийской символики приобретают особую значимость и остроту, как правило, в тех странах, которые принимают очередные Олимпийские игры. Россия в этом отношении не является исключением, и в преддверии проведения XXII Олимпийских зимних игр в Сочи отечественное законодательство пополнилось новыми приобретениями, нацеленными на усиление особого порядка использования олимпийской символики и ее правовой охраны.

Начало возникновения специальной правовой охраны олимпийской символики в современном ее варианте было положено Найробским договором об охране олимпийского символа, заключенным в Найроби (Кения) 26 сентября 1981 года <121> (далее - Найробский договор). В отношении СССР указанный Договор вступил в силу с 17 апреля 1986 года. До заключения Найробского договора правовая охрана олимпийского символа осуществлялась на основании правил, содержащихся в законодательстве о товарных знаках. Первоначально олимпийский символ, представляющий собой пять переплетенных колец в одноцветном или многоцветном изображении, был зарегистрирован в качестве товарного знака в патентном ведомстве Швейцарии по месту нахождения штаб-квартиры Международного олимпийского комитета (далее - МОК). Впоследствии на основе национальной регистрации по правилам Мадридского соглашения о регистрации знаков от 14 апреля 1891 года <122> была осуществлена международная регистрация олимпийского символа. В результате регистрации действие правовой охраны распространилось на территории стран - участниц Мадридского соглашения, включая СССР, который присоединился к этому Соглашению с 1 июля 1976 года.

--------------------------------

<121> Официальная публикация ВОИС N 297.

<122> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978.

 

Необходимость установления специальной правовой охраны олимпийского символа была обусловлена тем обстоятельством, что объем правовой охраны, полученной в соответствии с законодательством о товарных знаках, не мог должным образом обеспечить защиту исключительного права обладателя зарегистрированного в качестве товарного знака олимпийского символа. Причиной тому стал статус МОК, который не занимался производством и продажей товаров, а являлся лишь издателем поступающих в свободную продажу публикаций, снабженных олимпийским символом. В этой связи правовая охрана олимпийскому символу как товарному знаку могла быть предоставлена только в отношении товаров, указанных в классе 16 Международной классификации товаров и услуг, т.е. в отношении брошюр, газет, периодических изданий. Индивидуализация товаров массового потребления посредством их маркировки олимпийским символом оказывалась вне зоны действия правовой охраны <123>.

--------------------------------

<123> Подробнее о причинах установления специальной правовой охраны для олимпийского символа см.: Папко В.В. Найробский договор об охране олимпийского символа // Вопросы изобретательства. 1987. N 4.

 

Основным содержанием Найробского договора выступает установление обязанности государств-участников отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) и запрещать путем принятия соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение последнего. Роль Устава МОК играет в настоящее время Олимпийская хартия, действующая в редакции от 07.07.2007 <124>, согласно которой олимпийский символ состоит из пяти олимпийских колец, используемых отдельно, в одно- или многоцветном исполнении. При этом кольца должны быть в обязательном порядке голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Они переплетаются слева направо. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое - внизу. Вся фигура - правильная трапеция с меньшим нижним основанием. Олимпийский символ представляет собой союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

--------------------------------

<124> http://infopravo.by.ru

 

Из обязанности государств - участников Найробского договора, касающейся регистрации знаков, содержащих олимпийский символ, сделаны изъятия, в соответствии с которыми указанная обязанность не распространяется на государство-участника в том, что касается:

- любого знака, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ, если такой знак был зарегистрирован в государстве до даты вступления в силу Договора в отношении этого государства или в течение любого периода, когда в этом государстве выполнение обязанности, касающейся регистрации, считается приостановленным. Это положение применяется также к знакам, регистрация которых действует в этом государстве в силу регистрации по договору, участником которого является данное государство;

- продолжения использования в коммерческих целях любого знака или другого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего его, в этом государстве любым лицом или предприятием, которое законным образом начало такое использование в данном государстве до даты вступления в силу Договора в отношении этого государства или в течение любого периода, когда в этом государстве выполнение обязанности, касающейся регистрации считается приостановленным.

Найробский договор содержит, кроме того, правило, освобождающее государство-участника от обязанности наложения запрета на использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информирования публики об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.

Олимпийский символ, специальная охрана которому предоставлена правилами Найробского договора, является лишь одним из элементов олимпийской символики в широком ее значении. Другими элементами указанной символики выступают олимпийский флаг, олимпийский девиз, олимпийская эмблема, олимпийский гимн. Их описание осуществлено в Олимпийской хартии.

Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище без окаймления. В его центре расположен олимпийский символ в пяти цветах.

Олимпийский девиз "Gitius, Altius, Fortius" выражает послание, которое МОК адресует всем, кто принадлежит к Олимпийскому движению, призывая их к совершенству - сообразуясь с олимпийским духом.

Олимпийской эмблемой является сложная композиция, утвержденная МОК, в которой олимпийские кольца связаны с другими отличительными элементами. При этом дизайн любой олимпийской эмблемы должен перед каким бы то ни было использованием представляться на утверждение Исполкома МОК.

Олимпийским является гимн, утвержденный МОК на 55-й сессии в 1958 году в Токио. Ноты (партитура) гимна хранятся в штаб-квартире МОК.

Все права на олимпийский символ, флаг, девиз и гимн принадлежат исключительно МОК. Более того, нормой, закрепленной п. 2 Правила 7 Олимпийской хартии, установлено, в частности, что олимпийский символ, флаг, девиз, обозначения (включая слова "Олимпийские игры" и "игры Олимпиады"), знаки, эмблемы, огонь и факел (включая их технические решения) являются олимпийской собственностью и все права на каждый из них в отдельности и на все элементы олимпийской собственности принадлежат исключительно МОК, включая, но не ограничиваясь, использование для получения дохода в коммерческих и рекламных целях.

Следует подчеркнуть, что понятие олимпийской собственности, введенное в юридический обиход Олимпийской хартией, является новым и требующим специального исследования, которое не входит в замысел настоящего учебного пособия. Отметим лишь следующее. Понятие олимпийской собственности в высшей степени условно, так же как условно понятие интеллектуальной собственности, являющейся собирательным образом агрегированной совокупности прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Однако олимпийскую собственность не следует отождествлять ни с интеллектуальной собственностью, ни тем более с собственностью на телесные объекты.

Олимпийская собственность как экономическая категория, означающая отношение управомоченного субъекта к принадлежащей ему олимпийской символике как к своей, имеет юридическое закрепление, оформленное системой международных правил, образующих специальный институт права на олимпийскую символику. В объективном смысле право на олимпийскую символику обладает рядом специфических признаков, позволяющих отграничить его как от вещного права собственности, так и от права интеллектуальной собственности. Эти признаки проявляются в особенностях субъекта права на олимпийскую символику, объектах права и содержании права.

Субъектом права на олимпийскую символику является МОК - международная неправительственная организация, созданная не для целей извлечения прибыли на неограниченный срок в организационной форме ассоциации, признанной Швейцарским Федеральным Советом. МОК выступает в роли персонифицированной организации, наделенной юридически обеспеченными монопольными возможностями в отношении олимпийской символики.

Объектами права на олимпийскую символику являются олимпийские символ, флаг, девиз, гимн, огонь, факел и некоторые словосочетания. Указанные объекты не относятся к категории телесных объектов, т.е. к вещам, но могут быть воплощены в них. Равным образом их нельзя напрямую отождествлять и с объектами интеллектуальной собственности по правовому режиму, хотя часть из них по своей сущности тяготеет к объектам авторского права (гимн, девиз), другая часть к средствам индивидуализации (символ, флаг), а огонь и факел можно представить как результаты художественно-конструкторских решений.

Содержание права на олимпийскую символику составляют принадлежащие МОК правомочия по использованию олимпийской символики, в том числе в рекламных и коммерческих целях. Указанные правомочия обладают известной двойственностью, заключающейся в наличии т.н. позитивной и негативной сторон, которые проявляются в возможности использования олимпийской символики МОК по своему усмотрению, а также в возможности наложения запрета или выдачи разрешения на такое использование третьим лицам. При этом в отличие от большинства прав на объекты интеллектуальной собственности правомочия по использованию олимпийской символики, принадлежащие МОК, имеют экстерриториальный характер и, разумеется, не совпадают содержательно ни с классической триадой владения, пользования и распоряжения, ни с правомочиями по использованию охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к таковым средств индивидуализации.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <125> (далее - Закон об организации зимних Олимпийских игр) устанавливается особый порядок использования олимпийской символики. При этом под олимпийской символикой по смыслу ч. 1 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийский символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр, а также олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

--------------------------------

<125> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

 

1.2. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием наименований "Олимпийский", "Олимпиада",

"Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic

Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014"

 

Согласно правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 7 Закона об организации зимних Олимпийских игр, использование олимпийской символики, а равно паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с МОК или уполномоченными им организациями. Такой уполномоченной организацией с 1 января 2009 года является автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи", выступающая в роли единственной организации, представляющей интерес МОК на территории России.

В соответствии с нормой, содержащейся в ч. 1 ст. 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр, признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий предусмотренных антимонопольным законодательством РФ:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

- введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.

Таким образом, законодатель дополнил действующий перечень форм (актов) недобросовестной конкуренции, содержащийся в гл. 2.1 Закона о защите конкуренции, новыми (нетрадиционными) их разновидностями, которые в известной мере перекликаются с действующими (традиционными), но в содержательном плане существенно отличаются от последних.

Так, действия, касающиеся продажи, обмена или иного введения в оборот товара, сопровождающиеся незаконным использованием олимпийской символики, внешне схожи с действиями по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности (ст. 14.5 Закона о защите конкуренции). Однако незаконное использование олимпийской символики, которая формально не считается результатом интеллектуальной деятельности, нельзя рассматривать в качестве контрафакции (contrafactio - лат. подделка), а следовательно, применять правило о контрафактных материальных носителях, закрепленное в п. 4 ст. 1252 ГК РФ. Для оценки действий в качестве контрафактных по смыслу российского законодательства об интеллектуальной собственности требуются негативные последствия, выразившиеся в нарушении исключительных прав на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, воплощенные или примененные в материальном носителе.

Формулируя правило п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр, содержащее фразу "...если при этом незаконно использовалась олимпийская символика", законодатель, как представляется, неоправданно расширяет смысловое значение конструируемого им акта недобросовестной конкуренции, под действие которого могут подпасть, например, такие действия, как продажа товаров в торговом центре добросовестными предпринимателями, на входе которого незаконно размещен владельцем указанного центра олимпийский девиз. На наш взгляд, более корректной была бы норма, предусматривающая в качестве акта недобросовестной конкуренции продажу, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием в нем, т.е. в товаре олимпийской символики.

Введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя, спонсора (иностранной или российской организации, заключившей договор о спонсорстве с Оргкомитетом "Сочи 2014", МОК или Международным паралимпийским комитетом) к Олимпийским играм, представляет собой действие, направленное на формирование у участников рынка представлений, не соответствующих действительности. В этом отношении указанное правило, раскрывающее одну из форм недобросовестной конкуренции, фактически совпадает с правилом, содержащимся ст. 14.2 Закона о защите конкуренции. Однако в последнем случае представления, не соответствующие действительности, должны иметь место в отношении качества и потребительских свойств товара, места производства товара, условий, на которых товар предлагается к продаже, а не в отношении причастности производителя товара, рекламодателя, спонсора к конкретному мероприятию, именуемому Олимпийскими играми.

Формулировка, предложенная законодателем, включает ряд оценочных понятий. Это понятия "введение в заблуждение" и "ложное представление о причастности".

Первое из них в достаточной степени изучено и объяснено применительно к институту недобросовестной конкуренции.

Что касается второго понятия, то оно, в отличие от науки уголовного права, детально разработавшей категорию причастности к преступлению, практически не исследовано с опорой на цивилистические представления об этой категории и не освоено практикой правоприменения антимонопольного законодательства. Факт причастности товаропроизводителя, рекламодателя или спонсора к Олимпийским играм сам по себе ничего не значит. Существенное значение в данном случае имеет фактор представления о причастности, которое может быть истинным или ложным. Самой же причастности для целей квалификации данного правонарушения как акта недобросовестной конкуренции не должно быть. Непричастность к Олимпийским играм может быть подтверждена, например, отсутствием договоров спонсорства, партнерства или лицензионных договоров, заключенных с Оргкомитетом "Сочи 2014" или с МОК.

 

§ 2. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием иной, чем олимпийская,

спортивной символики

 

2.1. Особенности использования символики чемпионата мира

по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA

2017 года, символики UEFA Евро 2020

 

Особенности использования символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, символики UEFA Евро 2020 установлены нормами Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о футбольной символике).

Согласно п. 19 ст. 2 указанного Закона символикой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года являются:

- флаг FIFA, логотип, гимн, девиз FIFA;

- официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA - "FIFA", "FIFA 2017", "FIFA 2018", "Россия 2017", "Россия 2018", а также "Кубок мира", "Чемпионат мира", "Coupe du Monde", "Mundial", "Copa do Mundo", "Copa del Mundo", "WM" или "Weltmeisterschaft", "Кубок Конфедераций", "ConfedCup", "Coupedes Confederations", "Copa Confederaciones", "Copa das Confederacoes", "Konfederationen-Pokal", образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом "футбол" или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями;

- зарегистрированные в качестве товарных знаков логотипы и эмблемы мероприятий с использованием словосочетаний "Футбол ради надежды" и "Зеленый гол" или без использования таких словосочетаний, иные охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA;

- талисманы спортивных соревнований, эмблемы, плакаты, опознавательная символика, наименования мероприятий, предметы дизайна и девизы мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами;

- произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, объекты смежных прав, содержащие указанные в настоящем пункте обозначения и объекты и предназначенные для индивидуализации мероприятий;

- иные обозначения и объекты, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами.

К символике UEFA Евро 2020 в соответствии с п. 44 ст. 2 Закона о футбольной символике отнесены:

- официальные наименования UEFA, а также перевод таких наименований на русский язык или иностранный язык;

- официальные наименования UEFA Евро 2020 (чемпионат Европы по футболу UEFA 2020, Кубок Европы по футболу UEFA 2020, UEFA Евро 2020), перевод указанных официальных наименований на иностранный язык, сокращения, производные от указанных официальных наименований (например, "ЧЕ-2020");

- наименование государства или города, принимающих матчи UEFA Евро 2020, употребляемое с годом его проведения (например, "Россия-2020", "Санкт-Петербург-2020");

- официальный логотип, талисман, наименование талисмана, слоган и иные обозначения, которые созданы UEFA в связи с проведением UEFA Евро 2020 и в отношении которых UEFA обладает исключительными правами.

По смыслу ст. 19 Закона о футбольной символике ее использование, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро 2020 использование символики UEFA Евро 2020 и обозначений, сходных до степени смешения с символикой UEFA Евро 2020, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц, использующих символику UEFA Евро 2020 и обозначения, сходные с ней до степени смешения, либо производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг к UEFA, мероприятиям UEFA Евро 2020, Российскому футбольному союзу, локальной организационной структуре или об одобрении какой-либо деятельности со стороны UEFA, Российского футбольного союза, локальной организационной структуры, допускается только при условии наличия соглашения с UEFA, оформленного в письменной форме и подлежащего в установленных федеральными законами случаях государственной регистрации. Использование символики UEFA Евро 2020, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую UEFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого тождественно символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года или сходно с ней до степени смешения, по требованию FIFA обязано прекратить использование этого фирменного наименования.

Не допускаются производство, продажа, распространение, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации товаров, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, использование этих товаров иными способами в целях извлечения прибыли или других материальных благ без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA.

Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, использующие символику UEFA Евро 2020 в связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро 2020, по требованию UEFA должны немедленно прекратить использование такой символики.

 

2.2. Недобросовестная конкуренция, связанная

с использованием символики чемпионата мира по футболу

FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г.,

символики UEFA Евро 2020

 

Согласно ст. 20 Закона о футбольной символике, посвященной обеспечению добросовестной конкуренции в связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро 2020, недобросовестной конкуренцией признаются две группы действий.

Первая из таких групп касается спортивных мероприятий, проводимых под эгидой FIFA. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о футбольной символике признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;

- подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;

- использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

- использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

Вторая группа действий касается осуществления мероприятий UEFA Евро 2020. По смыслу ч. 1.1 ст. 20 Закона о футбольной символике, которая содержательно перекликается с ч. 1 указанной статьи, при осуществлении мероприятий UEFA Евро 2020 признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика UEFA Евро 2020 и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой UEFA Евро 2020, либо измененная символика UEFA Евро 2020;

- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление об UEFA и (или) мероприятиях UEFA Евро 2020 посредством использования символики UEFA Евро 2020 и иным образом (без разрешения UEFA);

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к UEFA или мероприятиям UEFA Евро 2020 в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации UEFA, Российским футбольным союзом и (или) локальной организационной структурой товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с UEFA или мероприятиями UEFA Евро 2020;

- подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях UEFA Евро 2020, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения UEFA;

- использование без официального письменного разрешения UEFA мероприятий UEFA Евро 2020 для организации или осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020;

- использование входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020 либо документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия UEFA Евро 2020, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения UEFA.

При этом не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, действия Оргкомитета "Россия-2018", дочерних организаций FIFA, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, контрагентов FIFA, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с FIFA, при условии, что на такие действия получено письменное согласие FIFA или уполномоченного лица FIFA.

Действия лиц и организаций, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с UEFA, также не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ.

 

Практика правоприменения

 

Приведем пример из практики применения судами правил об охране олимпийской и иной символики посредством использования материалов, содержащихся в судебных актах.

 

Постановление Суда по интеллектуальным правам

от 25 февраля 2015 г. по делу N А27-3978/2014

 

Общество с ограниченной ответственностью "Олимп-Плаза" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 10.12.2013 по делу N 114/А-14-2013 о признании общества "Олимпик-Плаза" нарушившим ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции и предписания от 10.12.2013 о прекращении незаконного использования олимпийской символики, вынесенного в рамках указанного дела и по результатам принятого решения, а также о признании незаконным и отмене Постановления от 27.02.2014 N 16/09-АДМ-2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.33 КоАП.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2014, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, общество "Олимп-Плаза" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа передал кассационную жалобу по подсудности в Суд по интеллектуальным правам.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов судов первой инстанции и апелляционной инстанции установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях общества "Олимп-Плаза" не содержится признаков недобросовестной конкуренции, следовательно, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП. Он считает, что факт распространения информации не свидетельствует о том, что у простого обывателя складывается представление о принадлежности общества "Олимп-Плаза" к Олимпийским и Паралимпийским играм, следовательно, не может быть расценен как нарушение. Кроме того, указывает на то, что в его действиях отсутствует вина в том понимании, которое ей придают нормы ст. 2.1 КоАП, и в том толковании, которое дает п. 16.1 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

УФАС по Кемеровской области направило отзыв и дополнение к отзыву, в которых указало, что доводы жалобы не содержат правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

В судебном заседании Суда по интеллектуальным правам представитель УФАС по Кемеровской области указал на несогласие с доводами кассационной жалобы, просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке ст. 286, 287 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в судебных актах фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.066 с.)