Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как форма духовного освоения действительности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все формы освоения действительности имеют отношение к процессу познания Лучшее начало познания – это практическая вовлечённость. Люди выделяют практические закономерности и из них рождаются законы. Из практики рождаются теории, с практики начинается наука. Хотя важно помнить, что теория тоже очень важна, но всё же познание лучше начинать не с теории, а с практики (Более подробная информация содержится в скинутом материале)
Как различать предмет и объект исследование · Предмет – объект реальности. Например, человеческий организм. И у каждой из наук будет свой предмет, фрагмент реальности, изучающей Эту науку · Объект – реальность, её фрагмент
Важно отметить, что предмет науки в целом совпадает с объектом
Что характеризует науку На самом деле, науку очень сложно отделить от ненауки. Но всё же эта задача не является возможной, ведь у науки есть несколько характеризующих её признаков:
Наука – это: · Знание систематизированное · Знание обоснование (т.е. у неё нет противоречий с уже имеющимися знаниями. При этом знания подтверждены на практике) · Знание интерсубъективное (может без искажений передаваться от человека к человеку, всё, что относится к автору знания, т.е. «субъективщина», максимально из него исключены) Для того, чтобы чётко зафиксировать, наука это или нет, нужно посмотреть на её проявление в нашей жизни. Кстати, ни одна нормальная наука не может отбрасывать факты и ищет объяснение вообще всему
Науку характеризует:
Стиль научной рациональности Это термин, порождённый наукой. Он обозначает логически обоснованные суждения без эмоций, превращённые в стиль. Он важен для современного человека, мы воспринимаем его как данность. И потому всем студентам важно овладеть им на достаточном уровне Мы не можем ни всегда быть эмоциональными, ни рациональными. Мы существа и первые и вторые. Потому стараться овладеть стилем научной рациональности, ведь в науке часто не находится места для эмоции, только для знаний.
Использование специфического языка Язык науки имеет следующие признаки: · Специфическая лексика · Особая стилистика · Определённость используемых понятий · Стремление к чёткости и однозначности утверждений · Стремление к строгой логичности в изложении материала Важно отметить, что при этом в науке всё равно используется художественная лексика, хоть и в очень малых количествах. Она стремится к чёткости и однозначности, но не на всех этапах и не во всех науках это стремление пока полностью реализовалось
Использование специальных методов Научный метод – совокупность регулятивных принципов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы направлять научный поиск по пути достижения объективной истины
Свойства используемых методов: · Ясность, общепонятность · Детерминированность или отс-е произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам · Направленность или способность давать кроме намеченных результатов ещё и другие побочные · Надёжность и способность с большой вероятность обеспечивать получение искомого результата · Экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени · Чем более разработан метод – чем больше он подходит к этим свойствам · Метод научен, правилен, когда он опирается на корректные законы мира - в его основе лежит правильная теория, корректный перевод теории в принципы, соответствие действий учёных методу
Методы научного исследования Эмпирические: Теоретические:
Эмпирические методы: Научное наблюдение характеризуется как изучением предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте Выполняется, когда нужно исключить влияние исследователя, изучить всё в естественной среде Недостатки наблюдения: · Влияние на результаты личных особенностей человека (включая учёного) · Для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований
Научный эксперимент Это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент может осуществляться на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов
Преимущества: · Воспроизводится по желанию субъекта · Возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях · Позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстав через вариацию условий · Расшиярет арсенал приборов и инструментов
Без теории нет эксперимента. Он – не самоцель и без теории не имеет смысла
Теоретические методы: Научная гипотеза Это форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью, в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно) Также это метод формирования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов и принципов
В научном познании используется для: А) объяснения существования фактов Б) Предсказания новых фактов Научной гипотезой делает её выдвижение в рамках науки
Гипотеза становится теорией, если она соответствует следующим требованиям: · Осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий · Непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний теории с опытом · Подтверждаемость – соответсвие теории фактам с заданной степенью точности · Экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась · Адаптивность – способность путём каких-либо модификаций объяснять новые факты · Потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают, в каких случаях теория расходится с опытом
Теория Это развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определённой области действительности
Выполнение функций Означает, что наука выполняет функции описания, объяснения, предсказания Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдение с помощью принятых в науке определённых систем обозначения Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными Предсказание – определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем
Итого. Наука: · Имеет предметом исследования – мир объективный и субъективный · Результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности · Использует специальные методы и приёмы деятельности · Функционирует как социальный институт · Формирует и использует научный язык · Выполняет функции описания, объяснения, предсказания
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.009 с.) |