Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аттестация/технические моменты

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЛЕКЦИЯ #1.1
04.09.20

Брызгалина Елена Владимировна – наш лектор

 

Что такое естествознание

Мы в целом усвоили из школьной программы. Это либо все естественные науки, либо сочетание физики, химии и биологии.

Данный курс проходится на разных факультетах под разными названиями, но является обязательным для всех студентов, претендующих на социально-гуманитарное образование

Естествознание не сводится только к пользе для индивида и общества. Эта наука куда шире. И наша задача – расширить этот кругозор.

 

К сожалению, не все способны так же расширить свой кругозор, как мы. Вот, например, что в целом думают о науке в России

 

Как мы видим, не у всех россиян выработано адекватное отношение к науке. И потому выработать его самим – наша задача. При этом помимо просто адекватного отношения неплохо было бы выработать ещё и своё собственное

 

Дабы показать, к чему мы стремимся в рамках изучения естествознания и зачем это вообще надо, был проведён коротенький тест. Большинство студентов либо сделали его полностью верно, либо допустили всего одну ошибку. Но! Это студенты. В целом же этот тест смогли абсолютно правильно пройти… Только 9% россиян! Такая картина однозначно удручает. Да, она не совсем про нас, и это хорошо, но это означает, что такие, как мы должны из потенциальной интеллектуальной элиты стать реальной интеллектуальной элитой, чтобы поспособствовать просвещению остальных, ведь в 21-ом, информационном веке, где основным богатством является информация, нельзя спокойно смотреть на такую «нищету образования» в стране

 

Естествознание в наше время

Считается что наш век - это век гуманитарных знаний. И это дополнительный повод освоить науки вроде естествознания. Нужно шагать в ногу со временем

Естествознание является гражданской наукой. При этом то, о чём мы говорим, имеет прогматический смысл. Поэтому задача студента, сегодня изучающего это науку – научиться работать в междисциплинарном поле. Нам с этим повезло, ведь психологический факультет подобных проблем не испытывает. Однако всё равно следует помнить, что наша задача – увидеть не столько факты, сколько смысл, который стоит за наукой. Сегодня требуется из океана познанного выбрать то, что стратегически поможет для развития науки. И наша задача – всячески поспособствовать этому процессу

 

Наука сегодня – это не хобби для группы стереотипичных зажатых учёных. Наука сегодня – это то, что затрагивает всех. Что необходимо каждому. В том числе и нам. И обеспечить нас этим необходимым – и есть та цель, для которой нам читают этот курс

 

Содержание курса:

(Он также содержится в скинутых материалах)

Работа

Будет проводиться в течении одного семестра

Она заточена под то, чтобы мы вошли в естествознание на разных уровнях и изучили её концепции, точки зрения и взгляды на что-либо

Непосредственно работать мы будем в формате дифференцированного зачёта.

 

Для того, чтобы освоить курс успешно, нужно будет не только прослушать курс лекций и побывать на семинарах, но и ознакомиться с материалами курса, в т.ч. и с перечнем обязательных и необязательных источников

(Информация будет выслана на почту старосты, должна прийти ссылка на гугл диск с материалами курса)

После каждой темы предполагается тестирование в виде небольшого теста в начале лекции. Программу таких тестирований мы можем уже сейчас увидеть в материалах группы

Чтобы получить зачёт по курсу, нужно освоить лекционный материал (осн. материал будет на лекциях)

В целом для изучения не потребуется какой-либо гигантский учебник, имеет смысл найти наиболее похожий на тот, по которому читает лектор

Если во время освоения лекционного материала вы чувствуете, что вам трудно, как раз можно обратиться к учебнику и литературе

 

Что характеризует науку

На самом деле, науку очень сложно отделить от ненауки. Но всё же эта задача не является возможной, ведь у науки есть несколько характеризующих её признаков:

 

Наука – это:

· Знание систематизированное

· Знание обоснование (т.е. у неё нет противоречий с уже имеющимися знаниями. При этом знания подтверждены на практике)

· Знание интерсубъективное (может без искажений передаваться от человека к человеку, всё, что относится к автору знания, т.е. «субъективщина», максимально из него исключены)

Для того, чтобы чётко зафиксировать, наука это или нет, нужно посмотреть на её проявление в нашей жизни. Кстати, ни одна нормальная наука не может отбрасывать факты и ищет объяснение вообще всему

 

Науку характеризует:

 

Эмпирические методы:

Научное наблюдение

характеризуется как изучением предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте

Выполняется, когда нужно исключить влияние исследователя, изучить всё в естественной среде

Недостатки наблюдения:

· Влияние на результаты личных особенностей человека (включая учёного)

· Для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований

 

Научный эксперимент

Это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент может осуществляться на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов

 

Преимущества:

· Воспроизводится по желанию субъекта

· Возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях

· Позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстав через вариацию условий

· Расшиярет арсенал приборов и инструментов

 

Без теории нет эксперимента. Он – не самоцель и без теории не имеет смысла

 

Теоретические методы:

Научная гипотеза

Это форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью, в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно)

Также это метод формирования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов и принципов

 

В научном познании используется для:

А) объяснения существования фактов

Б) Предсказания новых фактов

Научной гипотезой делает её выдвижение в рамках науки

 

Гипотеза становится теорией, если она соответствует следующим требованиям:

· Осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий

· Непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний теории с опытом

· Подтверждаемость – соответсвие теории фактам с заданной степенью точности

· Экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась

· Адаптивность – способность путём каких-либо модификаций объяснять новые факты

· Потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают, в каких случаях теория расходится с опытом

 

Теория

Это развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определённой области действительности

 

Выполнение функций

Означает, что наука выполняет функции описания, объяснения, предсказания

Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдение с помощью принятых в науке определённых систем обозначения

Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными

Предсказание – определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем

 

Итого. Наука:

· Имеет предметом исследования – мир объективный и субъективный

· Результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности

· Использует специальные методы и приёмы деятельности

· Функционирует как социальный институт

· Формирует и использует научный язык

· Выполняет функции описания, объяснения, предсказания

 

Когда возникает наука?

1 подход.
• вместе с возникновением человеческого сознания;
• во время отделения сознания от действия с предметом;
• с формированием раннеклассового общества, когда складывается письменность;
• со всплеском культуры античного греческого общества;
• с распространением письменности и организацией первых форм образования в средневековье; • когда созданы первые естественнонаучные теории.

2 подход.
• Развитие познания носит непрерывный характер. Между наукой и донаучным знанием чисто количественное различие.
• Наука порождается через деятельность героеводиночек.
• Существует резкое отличие научного и донаучного знания.
• История познания есть процесс зарождения и смены определенных целостных познавательных образований.

 

И то, что мы не можем определить, как однозначно возникла наука, создаёт сложность в её изучении. Ещё одна сложность – это наличие двух разных традиций изучения истории науки

 

Античность

Характеризуется появлением первых рациональных концепций об устройстве мира.

Все сведения о природе стараются объединить в рамках философии. Античное обращение к природе связано с построением натурфилософских концепций.

В античном естествознании мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность

В античности природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ»).

Основное содержание античных концепций - поиск первоначал. Природа - есть то, что имеет причину своего существования в себе (природа как субстанция).

Античные философы считали, что умосозерцание природы - наиболее адекватный путь к истине. Поэтому ими были разработаны специальные интеллектуальные процедуры: рефлексия и доказательство

Именно в античность Пифагор дал установку на развитие математики как средства познания устройства мира

В то же время возникла Элейская школа. Она считала, что результатом человеческого познания являются две различные картины мира-знания по мнению и знания по истине, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположны.

Мыслить бытие как многое можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований бытия – атомов

 

Замкнутая целостность пространства и времени – фактор, характерный для античности

В античность также возникла натурфилософия она характеризовалась недостаточностью научных знаний, но «докручивала» их с помощью философии

 

Средневековье

Характеризуется тем, что тогда ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало надо познавательно-рациональным

Человек меньше думал о науке и больше о том, как прожить. Для научной деятельности должна быть уверенность в завтрашнем дне.

Средневековый мир считал, что познание – дело небогоугодное. Потому заниматься познанием природы было крайне трудно.

Средневековый человек должен был познать добро и зло через веру

Люди считали, что можно опираться только на священные тексты

В средневековье слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета

С инакомыслием боролись

С новизной тоже обращались достаточно жёстко. Очень подозрительное отношение ко всему этому

В качестве характерной черты можно выделить символический характер мышления о природе. Познавательный акт был направлен не на выявление объективных свойств объектов, а на осмысление их символических значений

Тогда искали не истину, а «божественные смыслы»

И весь этот теологический пипец мы продолжим разбирать на следующем занятии

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЛЕКЦИЯ #1.1
04.09.20

Брызгалина Елена Владимировна – наш лектор

 

Что такое естествознание

Мы в целом усвоили из школьной программы. Это либо все естественные науки, либо сочетание физики, химии и биологии.

Данный курс проходится на разных факультетах под разными названиями, но является обязательным для всех студентов, претендующих на социально-гуманитарное образование

Естествознание не сводится только к пользе для индивида и общества. Эта наука куда шире. И наша задача – расширить этот кругозор.

 

К сожалению, не все способны так же расширить свой кругозор, как мы. Вот, например, что в целом думают о науке в России

 

Как мы видим, не у всех россиян выработано адекватное отношение к науке. И потому выработать его самим – наша задача. При этом помимо просто адекватного отношения неплохо было бы выработать ещё и своё собственное

 

Дабы показать, к чему мы стремимся в рамках изучения естествознания и зачем это вообще надо, был проведён коротенький тест. Большинство студентов либо сделали его полностью верно, либо допустили всего одну ошибку. Но! Это студенты. В целом же этот тест смогли абсолютно правильно пройти… Только 9% россиян! Такая картина однозначно удручает. Да, она не совсем про нас, и это хорошо, но это означает, что такие, как мы должны из потенциальной интеллектуальной элиты стать реальной интеллектуальной элитой, чтобы поспособствовать просвещению остальных, ведь в 21-ом, информационном веке, где основным богатством является информация, нельзя спокойно смотреть на такую «нищету образования» в стране

 

Естествознание в наше время

Считается что наш век - это век гуманитарных знаний. И это дополнительный повод освоить науки вроде естествознания. Нужно шагать в ногу со временем

Естествознание является гражданской наукой. При этом то, о чём мы говорим, имеет прогматический смысл. Поэтому задача студента, сегодня изучающего это науку – научиться работать в междисциплинарном поле. Нам с этим повезло, ведь психологический факультет подобных проблем не испытывает. Однако всё равно следует помнить, что наша задача – увидеть не столько факты, сколько смысл, который стоит за наукой. Сегодня требуется из океана познанного выбрать то, что стратегически поможет для развития науки. И наша задача – всячески поспособствовать этому процессу

 

Наука сегодня – это не хобби для группы стереотипичных зажатых учёных. Наука сегодня – это то, что затрагивает всех. Что необходимо каждому. В том числе и нам. И обеспечить нас этим необходимым – и есть та цель, для которой нам читают этот курс

 

Содержание курса:

(Он также содержится в скинутых материалах)

Работа

Будет проводиться в течении одного семестра

Она заточена под то, чтобы мы вошли в естествознание на разных уровнях и изучили её концепции, точки зрения и взгляды на что-либо

Непосредственно работать мы будем в формате дифференцированного зачёта.

 

Для того, чтобы освоить курс успешно, нужно будет не только прослушать курс лекций и побывать на семинарах, но и ознакомиться с материалами курса, в т.ч. и с перечнем обязательных и необязательных источников

(Информация будет выслана на почту старосты, должна прийти ссылка на гугл диск с материалами курса)

После каждой темы предполагается тестирование в виде небольшого теста в начале лекции. Программу таких тестирований мы можем уже сейчас увидеть в материалах группы

Чтобы получить зачёт по курсу, нужно освоить лекционный материал (осн. материал будет на лекциях)

В целом для изучения не потребуется какой-либо гигантский учебник, имеет смысл найти наиболее похожий на тот, по которому читает лектор

Если во время освоения лекционного материала вы чувствуете, что вам трудно, как раз можно обратиться к учебнику и литературе

 

Аттестация/технические моменты

Результаты тестирования фиксируются, каждые 10 дней на гугл диске будут выкладываться результаты

Зачёт будет проставлен по результатам тестирование, будут установлены границы зачёта и оценок

Сроки данных мероприятий устанавливаются учебной частью факультета

Предупреждение: если пропустили тест – ждёте конца семестра и смотрите, что нужно сделать для зачёта

В программе есть список источников, включая базы

Если происходит сбой зума – пытаемся войти в конференцию ещё раз, если всё равно нет – ждём на адреса почт (видимо, почт старост) информацию

В конце лекций будет специальное время под вопросы

Рефератов не будет, формат только лекционный, общаться будем в формате лекций

Автомат – по рез. Работы в семестре. Будет некий результат при хорошей успеваемости

У кого-то по итогам будет зачёт, у кого-то незачёт. Они будут сдавать зачёт в той форме, которую организуем

Очень важно, чтобы мы руководствовались собственным опытом. Будут сложности, но мы должны со всем справиться

 

 

ЛЕКЦИЯ #1.2
04.09.20
+
ЛЕКЦИЯ #2
11.09.20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.014 с.)