Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аттестация/технические моменты↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ЛЕКЦИЯ #1.1 Брызгалина Елена Владимировна – наш лектор
Что такое естествознание Мы в целом усвоили из школьной программы. Это либо все естественные науки, либо сочетание физики, химии и биологии. Данный курс проходится на разных факультетах под разными названиями, но является обязательным для всех студентов, претендующих на социально-гуманитарное образование Естествознание не сводится только к пользе для индивида и общества. Эта наука куда шире. И наша задача – расширить этот кругозор.
К сожалению, не все способны так же расширить свой кругозор, как мы. Вот, например, что в целом думают о науке в России
Как мы видим, не у всех россиян выработано адекватное отношение к науке. И потому выработать его самим – наша задача. При этом помимо просто адекватного отношения неплохо было бы выработать ещё и своё собственное
Дабы показать, к чему мы стремимся в рамках изучения естествознания и зачем это вообще надо, был проведён коротенький тест. Большинство студентов либо сделали его полностью верно, либо допустили всего одну ошибку. Но! Это студенты. В целом же этот тест смогли абсолютно правильно пройти… Только 9% россиян! Такая картина однозначно удручает. Да, она не совсем про нас, и это хорошо, но это означает, что такие, как мы должны из потенциальной интеллектуальной элиты стать реальной интеллектуальной элитой, чтобы поспособствовать просвещению остальных, ведь в 21-ом, информационном веке, где основным богатством является информация, нельзя спокойно смотреть на такую «нищету образования» в стране
Естествознание в наше время Считается что наш век - это век гуманитарных знаний. И это дополнительный повод освоить науки вроде естествознания. Нужно шагать в ногу со временем Естествознание является гражданской наукой. При этом то, о чём мы говорим, имеет прогматический смысл. Поэтому задача студента, сегодня изучающего это науку – научиться работать в междисциплинарном поле. Нам с этим повезло, ведь психологический факультет подобных проблем не испытывает. Однако всё равно следует помнить, что наша задача – увидеть не столько факты, сколько смысл, который стоит за наукой. Сегодня требуется из океана познанного выбрать то, что стратегически поможет для развития науки. И наша задача – всячески поспособствовать этому процессу
Наука сегодня – это не хобби для группы стереотипичных зажатых учёных. Наука сегодня – это то, что затрагивает всех. Что необходимо каждому. В том числе и нам. И обеспечить нас этим необходимым – и есть та цель, для которой нам читают этот курс
Содержание курса: (Он также содержится в скинутых материалах) Работа Будет проводиться в течении одного семестра Она заточена под то, чтобы мы вошли в естествознание на разных уровнях и изучили её концепции, точки зрения и взгляды на что-либо Непосредственно работать мы будем в формате дифференцированного зачёта.
Для того, чтобы освоить курс успешно, нужно будет не только прослушать курс лекций и побывать на семинарах, но и ознакомиться с материалами курса, в т.ч. и с перечнем обязательных и необязательных источников (Информация будет выслана на почту старосты, должна прийти ссылка на гугл диск с материалами курса) После каждой темы предполагается тестирование в виде небольшого теста в начале лекции. Программу таких тестирований мы можем уже сейчас увидеть в материалах группы Чтобы получить зачёт по курсу, нужно освоить лекционный материал (осн. материал будет на лекциях) В целом для изучения не потребуется какой-либо гигантский учебник, имеет смысл найти наиболее похожий на тот, по которому читает лектор Если во время освоения лекционного материала вы чувствуете, что вам трудно, как раз можно обратиться к учебнику и литературе
Что характеризует науку На самом деле, науку очень сложно отделить от ненауки. Но всё же эта задача не является возможной, ведь у науки есть несколько характеризующих её признаков:
Наука – это: · Знание систематизированное · Знание обоснование (т.е. у неё нет противоречий с уже имеющимися знаниями. При этом знания подтверждены на практике) · Знание интерсубъективное (может без искажений передаваться от человека к человеку, всё, что относится к автору знания, т.е. «субъективщина», максимально из него исключены) Для того, чтобы чётко зафиксировать, наука это или нет, нужно посмотреть на её проявление в нашей жизни. Кстати, ни одна нормальная наука не может отбрасывать факты и ищет объяснение вообще всему
Науку характеризует:
Эмпирические методы: Научное наблюдение характеризуется как изучением предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте Выполняется, когда нужно исключить влияние исследователя, изучить всё в естественной среде Недостатки наблюдения: · Влияние на результаты личных особенностей человека (включая учёного) · Для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований
Научный эксперимент Это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент может осуществляться на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов
Преимущества: · Воспроизводится по желанию субъекта · Возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях · Позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстав через вариацию условий · Расшиярет арсенал приборов и инструментов
Без теории нет эксперимента. Он – не самоцель и без теории не имеет смысла
Теоретические методы: Научная гипотеза Это форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью, в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно) Также это метод формирования объяснительных предположений, ведущий к установлению законов и принципов
В научном познании используется для: А) объяснения существования фактов Б) Предсказания новых фактов Научной гипотезой делает её выдвижение в рамках науки
Гипотеза становится теорией, если она соответствует следующим требованиям: · Осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий · Непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний теории с опытом · Подтверждаемость – соответсвие теории фактам с заданной степенью точности · Экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась · Адаптивность – способность путём каких-либо модификаций объяснять новые факты · Потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают, в каких случаях теория расходится с опытом
Теория Это развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определённой области действительности
Выполнение функций Означает, что наука выполняет функции описания, объяснения, предсказания Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдение с помощью принятых в науке определённых систем обозначения Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными Предсказание – определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем
Итого. Наука: · Имеет предметом исследования – мир объективный и субъективный · Результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности · Использует специальные методы и приёмы деятельности · Функционирует как социальный институт · Формирует и использует научный язык · Выполняет функции описания, объяснения, предсказания
Когда возникает наука? 1 подход. 2 подход.
И то, что мы не можем определить, как однозначно возникла наука, создаёт сложность в её изучении. Ещё одна сложность – это наличие двух разных традиций изучения истории науки
Античность Характеризуется появлением первых рациональных концепций об устройстве мира. Все сведения о природе стараются объединить в рамках философии. Античное обращение к природе связано с построением натурфилософских концепций. В античном естествознании мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность В античности природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ»). Основное содержание античных концепций - поиск первоначал. Природа - есть то, что имеет причину своего существования в себе (природа как субстанция). Античные философы считали, что умосозерцание природы - наиболее адекватный путь к истине. Поэтому ими были разработаны специальные интеллектуальные процедуры: рефлексия и доказательство Именно в античность Пифагор дал установку на развитие математики как средства познания устройства мира В то же время возникла Элейская школа. Она считала, что результатом человеческого познания являются две различные картины мира-знания по мнению и знания по истине, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположны. Мыслить бытие как многое можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований бытия – атомов
Замкнутая целостность пространства и времени – фактор, характерный для античности В античность также возникла натурфилософия она характеризовалась недостаточностью научных знаний, но «докручивала» их с помощью философии
Средневековье Характеризуется тем, что тогда ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало надо познавательно-рациональным Человек меньше думал о науке и больше о том, как прожить. Для научной деятельности должна быть уверенность в завтрашнем дне. Средневековый мир считал, что познание – дело небогоугодное. Потому заниматься познанием природы было крайне трудно. Средневековый человек должен был познать добро и зло через веру Люди считали, что можно опираться только на священные тексты В средневековье слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета С инакомыслием боролись С новизной тоже обращались достаточно жёстко. Очень подозрительное отношение ко всему этому В качестве характерной черты можно выделить символический характер мышления о природе. Познавательный акт был направлен не на выявление объективных свойств объектов, а на осмысление их символических значений Тогда искали не истину, а «божественные смыслы» И весь этот теологический пипец мы продолжим разбирать на следующем занятии ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ЛЕКЦИЯ #1.1 Брызгалина Елена Владимировна – наш лектор
Что такое естествознание Мы в целом усвоили из школьной программы. Это либо все естественные науки, либо сочетание физики, химии и биологии. Данный курс проходится на разных факультетах под разными названиями, но является обязательным для всех студентов, претендующих на социально-гуманитарное образование Естествознание не сводится только к пользе для индивида и общества. Эта наука куда шире. И наша задача – расширить этот кругозор.
К сожалению, не все способны так же расширить свой кругозор, как мы. Вот, например, что в целом думают о науке в России
Как мы видим, не у всех россиян выработано адекватное отношение к науке. И потому выработать его самим – наша задача. При этом помимо просто адекватного отношения неплохо было бы выработать ещё и своё собственное
Дабы показать, к чему мы стремимся в рамках изучения естествознания и зачем это вообще надо, был проведён коротенький тест. Большинство студентов либо сделали его полностью верно, либо допустили всего одну ошибку. Но! Это студенты. В целом же этот тест смогли абсолютно правильно пройти… Только 9% россиян! Такая картина однозначно удручает. Да, она не совсем про нас, и это хорошо, но это означает, что такие, как мы должны из потенциальной интеллектуальной элиты стать реальной интеллектуальной элитой, чтобы поспособствовать просвещению остальных, ведь в 21-ом, информационном веке, где основным богатством является информация, нельзя спокойно смотреть на такую «нищету образования» в стране
Естествознание в наше время Считается что наш век - это век гуманитарных знаний. И это дополнительный повод освоить науки вроде естествознания. Нужно шагать в ногу со временем Естествознание является гражданской наукой. При этом то, о чём мы говорим, имеет прогматический смысл. Поэтому задача студента, сегодня изучающего это науку – научиться работать в междисциплинарном поле. Нам с этим повезло, ведь психологический факультет подобных проблем не испытывает. Однако всё равно следует помнить, что наша задача – увидеть не столько факты, сколько смысл, который стоит за наукой. Сегодня требуется из океана познанного выбрать то, что стратегически поможет для развития науки. И наша задача – всячески поспособствовать этому процессу
Наука сегодня – это не хобби для группы стереотипичных зажатых учёных. Наука сегодня – это то, что затрагивает всех. Что необходимо каждому. В том числе и нам. И обеспечить нас этим необходимым – и есть та цель, для которой нам читают этот курс
Содержание курса: (Он также содержится в скинутых материалах) Работа Будет проводиться в течении одного семестра Она заточена под то, чтобы мы вошли в естествознание на разных уровнях и изучили её концепции, точки зрения и взгляды на что-либо Непосредственно работать мы будем в формате дифференцированного зачёта.
Для того, чтобы освоить курс успешно, нужно будет не только прослушать курс лекций и побывать на семинарах, но и ознакомиться с материалами курса, в т.ч. и с перечнем обязательных и необязательных источников (Информация будет выслана на почту старосты, должна прийти ссылка на гугл диск с материалами курса) После каждой темы предполагается тестирование в виде небольшого теста в начале лекции. Программу таких тестирований мы можем уже сейчас увидеть в материалах группы Чтобы получить зачёт по курсу, нужно освоить лекционный материал (осн. материал будет на лекциях) В целом для изучения не потребуется какой-либо гигантский учебник, имеет смысл найти наиболее похожий на тот, по которому читает лектор Если во время освоения лекционного материала вы чувствуете, что вам трудно, как раз можно обратиться к учебнику и литературе
Аттестация/технические моменты Результаты тестирования фиксируются, каждые 10 дней на гугл диске будут выкладываться результаты Зачёт будет проставлен по результатам тестирование, будут установлены границы зачёта и оценок Сроки данных мероприятий устанавливаются учебной частью факультета Предупреждение: если пропустили тест – ждёте конца семестра и смотрите, что нужно сделать для зачёта В программе есть список источников, включая базы Если происходит сбой зума – пытаемся войти в конференцию ещё раз, если всё равно нет – ждём на адреса почт (видимо, почт старост) информацию В конце лекций будет специальное время под вопросы Рефератов не будет, формат только лекционный, общаться будем в формате лекций Автомат – по рез. Работы в семестре. Будет некий результат при хорошей успеваемости У кого-то по итогам будет зачёт, у кого-то незачёт. Они будут сдавать зачёт в той форме, которую организуем Очень важно, чтобы мы руководствовались собственным опытом. Будут сложности, но мы должны со всем справиться
ЛЕКЦИЯ #1.2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.014 с.) |