Создание эмоционально-интеллектуального фона на уроке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание эмоционально-интеллектуального фона на уроке



Существует множество педагогических и психологических приемов создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках.

Что можно сделать с точки зрения психологии:

· Ситуация успеха. Любой ребенок хочет, чтобы у него получалось то, что он делает. Необходимо с помощью дифференцированных заданий помочь ученику выбрать верную, успешную для него траекторию.

· Авансирование. Учителю необходимо показать ребенку, что он верит в его силу, достижения, способности. Учитель оглашает достоинства ребенка, которые он может проявить в будущем.

· Вытеснение. Учитель переключает внимание ребенка для отвлечения от неприятного состояния к положительным моментам.

· Концентрация на положительный настрой. Под руководством учителя, учащиеся сосредотачиваются на положительных, позитивных моментах школьной жизни.

· Подкрепление положительного настроя. Учитель целенаправленно использует приемы для удовлетворения учащихся выполненной работой. Приемы для этого воздействия: положительная оценка, возложение новых обязанностей, поощрение, предоставление новых прав и пр

· Релаксация. Упражнения для релаксации помогут не только отдохнуть и снять напряжение, но и вызовут приятные эмоции, что улучшит понимание дальнейшего материала на уроке;

· Шутка. Вовремя сказанная шутка активизирует детей, поможет им отвлечься, расслабит, вызовет эмпатию.

Проводя урок, необходимо учитывать психологические аспекты:

· соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (слова, вызывающие позитивные эмоции о проделанной работе, нацеливание, поощряющее интерес к выполняемым заданиям, волевые усилия к преодолению сложностей и т. д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (нотации, напоминание об отметке, замечания);

· психологическая атмосфера на занятиях (поддержание фона позитивного, доверительного общения, доброжелательность, деловой контакт);

· положительная эмоциональность в изложении материала (половину информации может донести только интонация).

Педагогические советы для создания позитивной атмосферы в школе:

· Включать задания, которые повышают эмоциональный настрой на учебную деятельность (если вы правильно выполнили все задание, то погладьте себя по голове, если допустили ошибку, то потрите ладони, для более активной работы; сделайте комплимент соседу по парте; пожелайте всем, кто находится вокруг Вас хорошего дня; улыбнитесь друг другу и пр.);

· Проводить энергичный орг. момент занятия. Начало занятия задает настроение и психологический настрой на весь урок. Детям необходимо понять с самого начала урока, что им учитель рад, их ждали, с ними хотят работать. Правильно составленный орг. момент формирует у ребят благоприятную рабочую атмосферу. В этом учителям окажет помощь утренняя зарядка, точечные массажи лица, метод «Ассоциации», педагогические приемы: противоречие информации, эффекты неожиданности, удивления.

· Рационально применять смену деятельности учащихся. Выполнение монотонной, однообразной работы навевает на детей скуку, негативно сказывается на настроении учащихся и снижает их работоспособность.

· Использовать упражнения для рефлексии. Они помогут не только в построении индивидуальной траектории обучения каждого ребенка, но и благополучно повлияют на эмоциональный настрой при оценивании собственной работы, придадут уверенности в своих силах.

· Оптимизировать на занятиях взаимодействие взрослого и ребенка. Такая оптимизация увеличит позитивные эмоции, ослабит не только физическое, но и психоэмоциональное состояние школьников, улучшит умственную и физическую деятельность в школьном режиме учащегося;

· Использовать приемы для переключения внимания. Эти приемы необходимо планировать целенаправленно, они помогают формировать эмоциональную регуляцию. Переключить внимание учащихся помогут задания на быстрое реагирование, игровые ситуации, задания со сменой деятельности, звуковые или жестовые сигналы, музыка, включение в работу предметов, наглядных пособий, физкультминутки, крылатые фразы, мудрые мысли, кричалки, юмористические или поучительные картинки и пр.

 

Режиссура урока.

Во-первых, для такого занятия должен быть характерен способ “открытой режиссуры”, где педагог, организуя процесс соигры посредством экстремальных ситуаций, открывает ученикам приемы, которыми он на них воздействует открыто.

Во-вторых, открытое режиссерско-педагогическое действие превращает учебное занятие в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале темы урока, а главным действующим лицом – “многоголовый режиссер” в лице педагога и учеников. Педагог, отталкиваясь от своего режиссерско-педагогического замысла, провоцирует аудиторию к столкновению с экстремальной ситуацией.

В-третьих, урок-спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий от исходного до главного; педагогическое действие его должно развиваться импровизационно.

Необходимо подчеркнуть, что процесс соимпровизации может возникнуть целенаправленно и быть продуктивным только в творческом периоде реализации замысла. Однако от момента замысла урока до его реализации – “дистанция огромного размера”.

2.Режиссерский замысел урока-спектакля – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия. К параметрам режиссёрского замысла учебного занятия можно отнести следующие технологические операции:

а) логическая последовательность смысловых частей учебного материала;

б) выделение тематических частей для формирования композиции урока;      

в) сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;

г) событийный анализ урока как цепь ”экстремальных ситуаций”;

д) факты-раздражители для основных событий урока;

е) “оценочный ряд” в “экстремальных ситуациях”;

ж) предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;

з) сценарий “борьбы” за “предметы взаимодействия” (понятия, суждения, категории и т.д.);

и) образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);

 к) выразительные средства режиссуры;

л) предвидение реакции учащихся на запланированные события.

3.Событийная композиция урока служит учителю основой познавательного творчества, средством выражения своего отношения к содержанию учебного материала. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы выделить основные, по мысли и по силе эмоционального воздействия, отрезки (эпизоды) урока и выстроить их в режиссерскую композицию педагогических событий, исходя из режиссерско-педагогического замысла. Основные правила, приемы и средства композиции учебного занятия:

 -цельность урока (неделимость композиции, логика и последовательность); связь, взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции; передача через единичное общего (факты-раздражители); контраст и повтор; темпоритм урока; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; укрупнение отдельных элементов композиции за счет средств театральной технологии; подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.

4.Отобранная педагогом цепь смысловых кусков нуждается в фильтрации. Для этой цели необходимо выделить ведущие тематические куски (работая над анализом пьесы, режиссер выстраивает цепь эпизодов) таким образом, чтобы они явились основой для будущей режиссерской композиции. Именно они (тематические куски) окажутся причиной и следствием событий на уроке (Событие – сочиненная и выстроенная учителем на основе фактов-раздражителей “экстремальная ситуация” как процесс эмоционально-творческого взаимодействия в учебной аудитории с целью развития и совершенствования эмоциональных, интеллектуальных, творческих и нравственных возможностей и потребностей учащихся).

 5.Подобно режиссеру и учитель должен мыслить событийно, видеть начало темы урока, его середину и финал. В режиссерской композиции учебного занятия выделяем четыре события – исходное, основное, центральное и главное.

Всегда необходимо помнить о незыблемой театральной установке, суть ее сводится к тому, что если с актером или учеником ничего не произошло в результате оценки того или иного факта-раздражителя, то спектакль или урок прошли для них впустую. 

6. Чтобы выстроить урок по законам театра, необходимо сочинить драматургию, исходя из его темы. В уроке-спектакле, как и в театральном представлении, явно просвечивают три круга обстоятельств, на чем и концентрируется внимание и интерес аудитории.

Важно оживлять предлагаемые обстоятельства урока, исходя из социальных, нравственных и философских проблем современного мира, “прошлого опыта” и круга жизненных интересов педагога и аудитории. Средний круг предлагаемых обстоятельств в драматургии урока – это содержательная часть учебного материала (правила, законы и закономерности, понятия, категории, суть тех или иных явлений в философии, истории, литературе, науке и т.д., на основе чего и строится процесс познания. Эти обстоятельства и определяют деятельность на уроке. Малый круг – это те обстоятельства, которые определяют сиюминутное и конкретное действие в момент решения учебной задачи на материале урока, являются толчком к нему.

7.Увлеченность целью – единственный путь к живой, подлинной эмоциональности. Однако все это происходит только лишь при одном условии, если возникают неожиданности (“мешающие обстоятельства”) в ходе урока: провокационные факты-раздражители; непредвиденные ситуации в процессе борьбы; навязывание педагогической инициативы ученикам; предъявление аудитории новых проблем того же типа; напоминание о тех свойствах элементов, составляющих проблему, которые могут оказаться полезными и т.д., но в рамках темы исходного события и по линии сквозного режиссерско-педагогического действия, направленного к главному событию урока. Позитивная цель движет педагога и ученика в моменты их “наступлений” за предметы познания, препятствия задерживают их, что оказывает непосредственное позитивное влияние на темпо-ритм урока.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.011 с.)