Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.



Гуманистическая направленность личности учителя.

Гуманистическая направленность личности учителя означает отношение к ребенку как к высшей ценности, признание его права на свободу и счастье, свободное развитие и проявление своих способностей. Свободно реализовать свои творческие возможности для себя и окружения человек может только при наличии веры в саму себя. Последняя укрепляется тогда, когда воспринимаются и оцениваются не только его положительные качества, а вся личность в целом, т.е. когда ее любят, уважают его достоинство, проявляют гуманность.

В то же время гуманизм не является абсолютизованим усепрощенням и покорностью относительно несовершенства человека. Педагог должен ставить перед воспитанником посильные и разумно сформулированные требования с целью его дальнейшего развития, то есть осуществлять педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

 

Мастерство учителя в организации учебно-познавательной деятельности учителя.

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Одним из важных показателей мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активации процесса обучения.

Задача учителя – найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания

и т. п., нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

Это целенаправленный процесс.

Максимальная эффективность – когда цель воспитания становиться близка и понятна воспитаннику. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен.

Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

 

Режиссура урока.

Во-первых, для такого занятия должен быть характерен способ “открытой режиссуры”, где педагог, организуя процесс соигры посредством экстремальных ситуаций, открывает ученикам приемы, которыми он на них воздействует открыто.

Во-вторых, открытое режиссерско-педагогическое действие превращает учебное занятие в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале темы урока, а главным действующим лицом – “многоголовый режиссер” в лице педагога и учеников. Педагог, отталкиваясь от своего режиссерско-педагогического замысла, провоцирует аудиторию к столкновению с экстремальной ситуацией.

В-третьих, урок-спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий от исходного до главного; педагогическое действие его должно развиваться импровизационно.

Необходимо подчеркнуть, что процесс соимпровизации может возникнуть целенаправленно и быть продуктивным только в творческом периоде реализации замысла. Однако от момента замысла урока до его реализации – “дистанция огромного размера”.

2.Режиссерский замысел урока-спектакля – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия. К параметрам режиссёрского замысла учебного занятия можно отнести следующие технологические операции:

а) логическая последовательность смысловых частей учебного материала;

б) выделение тематических частей для формирования композиции урока;      

в) сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;

г) событийный анализ урока как цепь ”экстремальных ситуаций”;

д) факты-раздражители для основных событий урока;

е) “оценочный ряд” в “экстремальных ситуациях”;

ж) предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;

з) сценарий “борьбы” за “предметы взаимодействия” (понятия, суждения, категории и т.д.);

и) образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);

 к) выразительные средства режиссуры;

л) предвидение реакции учащихся на запланированные события.

3.Событийная композиция урока служит учителю основой познавательного творчества, средством выражения своего отношения к содержанию учебного материала. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы выделить основные, по мысли и по силе эмоционального воздействия, отрезки (эпизоды) урока и выстроить их в режиссерскую композицию педагогических событий, исходя из режиссерско-педагогического замысла. Основные правила, приемы и средства композиции учебного занятия:

 -цельность урока (неделимость композиции, логика и последовательность); связь, взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции; передача через единичное общего (факты-раздражители); контраст и повтор; темпоритм урока; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; укрупнение отдельных элементов композиции за счет средств театральной технологии; подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.

4.Отобранная педагогом цепь смысловых кусков нуждается в фильтрации. Для этой цели необходимо выделить ведущие тематические куски (работая над анализом пьесы, режиссер выстраивает цепь эпизодов) таким образом, чтобы они явились основой для будущей режиссерской композиции. Именно они (тематические куски) окажутся причиной и следствием событий на уроке (Событие – сочиненная и выстроенная учителем на основе фактов-раздражителей “экстремальная ситуация” как процесс эмоционально-творческого взаимодействия в учебной аудитории с целью развития и совершенствования эмоциональных, интеллектуальных, творческих и нравственных возможностей и потребностей учащихся).

 5.Подобно режиссеру и учитель должен мыслить событийно, видеть начало темы урока, его середину и финал. В режиссерской композиции учебного занятия выделяем четыре события – исходное, основное, центральное и главное.

Всегда необходимо помнить о незыблемой театральной установке, суть ее сводится к тому, что если с актером или учеником ничего не произошло в результате оценки того или иного факта-раздражителя, то спектакль или урок прошли для них впустую. 

6. Чтобы выстроить урок по законам театра, необходимо сочинить драматургию, исходя из его темы. В уроке-спектакле, как и в театральном представлении, явно просвечивают три круга обстоятельств, на чем и концентрируется внимание и интерес аудитории.

Важно оживлять предлагаемые обстоятельства урока, исходя из социальных, нравственных и философских проблем современного мира, “прошлого опыта” и круга жизненных интересов педагога и аудитории. Средний круг предлагаемых обстоятельств в драматургии урока – это содержательная часть учебного материала (правила, законы и закономерности, понятия, категории, суть тех или иных явлений в философии, истории, литературе, науке и т.д., на основе чего и строится процесс познания. Эти обстоятельства и определяют деятельность на уроке. Малый круг – это те обстоятельства, которые определяют сиюминутное и конкретное действие в момент решения учебной задачи на материале урока, являются толчком к нему.

7.Увлеченность целью – единственный путь к живой, подлинной эмоциональности. Однако все это происходит только лишь при одном условии, если возникают неожиданности (“мешающие обстоятельства”) в ходе урока: провокационные факты-раздражители; непредвиденные ситуации в процессе борьбы; навязывание педагогической инициативы ученикам; предъявление аудитории новых проблем того же типа; напоминание о тех свойствах элементов, составляющих проблему, которые могут оказаться полезными и т.д., но в рамках темы исходного события и по линии сквозного режиссерско-педагогического действия, направленного к главному событию урока. Позитивная цель движет педагога и ученика в моменты их “наступлений” за предметы познания, препятствия задерживают их, что оказывает непосредственное позитивное влияние на темпо-ритм урока.

 

Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

1. Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на воспитание личности школьника, современно образованной, социально активной, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающейся мобильностью, динамизмом, чувством ответственности за судьбу страны. Цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях.

2. Объект педагогического труда – человек. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

а) Объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по-разному относиться к педагогическому воздействию, так как воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.

б) Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска.

в) Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

3. Субъект – тот, кто воздействует на воспитанника – педагог, родители, коллектив. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога.

4. Главные средства воспитания – различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

 

2. Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

Педагогическая деятельность– это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений.

Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

Критериями педагогического мастерства могут выступать:

– целесообразность педагогической деятельности (по направленности);

– продуктивность, определяемая по результату педагогической деятельности – уровню знаний, воспитанности школьников);

– оптимальность педагогической деятельности (в выборе средств), позволяющая добиться нужного результата с минимальными затратами времени, сил, средств;

– педагогическое творчество (по содержанию деятельности).

Важнейшим показателем педагогического мастерства должен быть высокий уровень образованности, воспитанности и самостоятельности школьников, их единство.

В структуре педагогического мастерства выделяют такие взаимосвязанные элементы:

а) Гуманистическая направленность личности учителя. Направленность личности учителя – это идеалы, интересы, ценностные ориентации, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям.

б) Профессиональные знания. Профессиональные знания – это фундамент становления педагогического мастерства. Содержание профессиональных знаний педагога составляют знания по преподаваемому предмету, методике его преподавания, знания в области возрастной, педагогической, общей психологии и педагогики.

в) Базовые педагогические способности. В психологии способностями называют такие психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способности к педагогической деятельности являются определяющей составной частью педагогического мастерства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.014 с.)