Определение взаимозаменяемых товаров 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение взаимозаменяемых товаров



 

Данный этап является завершающим и ключевым при определении продуктовых границ товарного рынка.

Статья 4 Закона о защите конкуренции содержит определение взаимозаменяемых товаров.

В силу п. 3.8 Порядка анализа товарных рынков для выявления взаимозаменяемых товаров может использоваться один или несколько из следующих методов:

- "тест гипотетического монополиста";

- анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен;

- расчет показателя перекрестной эластичности спроса.

Основным методом определения продуктовых границ товарного рынка на практике является "тест гипотетического монополиста".

Этот тест позволяет выяснить, сможет ли небольшой, но существенный для покупателей долговременный рост цены товара (товара А) побудить покупателей приобретать взамен него другой товар (товар В).

Данный метод основан на проведении выборочных или сплошных опросов покупателей (п. 3.2 и 3.9 Порядка анализа товарных рынков). В рамках таких опросов покупателям задается вопрос о том, готовы ли они в случае, если в течение года цена на, например, кофе растворимый повысится на 5 - 10%, приобретать вместо кофе растворимого черный чай.

Если покупатели на данный вопрос ответят отрицательно, то есть в этом случае они все равно будут покупать кофе, то кофе и чай будут считаться разными товарами. В случае же положительного ответа кофе и чай будут признаны входящими в одну группу товаров.

Смысл этого теста двоякий. Во-первых, если покупатели в случае незначительного, но долговременного повышения цены на один товар готовы переключиться на другой, то это значит, что для покупателя не так и важны отличительные свойства товара, цена на который повысится незначительно.

Во-вторых, если покупатели готовы переключиться на другой товар, то это будет сдерживать продавцов (в нашем примере кофе) от даже незначительного повышения цен.

Поскольку в основе теста гипотетического монополиста ключевое значение имеет мнение потребителей, крайне важным является правильное формулирование вопросов и корректное проведение опроса. В процессе опросов потребителей необходимо соблюдать правила проведения социологических опросов, выработанные социологической наукой.

 

Анализ ценообразования и динамики цен, изменение объема

спроса при изменении цен

 

Этот метод основан на фактической информации об изменении спроса на рынке при изменении цен на тот или иной товар. Например, в период экономического кризиса 2008 - 2009 годов цены на многие товары выросли, и в результате потребители стали переключаться на другие товары. Наличие фактов таких переключений может свидетельствовать о взаимозаменяемости товаров. Схожесть этого метода с тестом гипотетического монополиста в том, что и в том, и в другом случае анализируется поведение покупателей в случае изменения цен на искомый товар. Отличие же в том, что в случае с тестом гипотетического монополиста анализируется возможная (но не случавшаяся в реальности) ситуация, тогда как рассматриваемый метод предполагает изучение фактически имевших место ситуаций на рынке.

 

Расчет показателя перекрестной эластичности спроса

 

В рамках данного метода определяется соотношение между изменением спроса на определенный товар и соответствующим изменением цены на этот товар. Например, при росте цены на товар на 20% спрос на этот товар падает на 25% и переключается на другой товар. В таком случае соотношение изменения спроса и цены (т.е. показатель перекрестной эластичности) будет составлять 1,25 (25%: 20%). В п. 3.10 Порядка анализа товарных рынков указано, что товары считаются взаимозаменяемыми на основании метода перекрестной эластичности спроса, если показатель перекрестной эластичности превышает 1. Применительно к примеру, приведенному выше, это означает, что при падении спроса лишь на 20% товар, на который переключился спрос, не будет считаться взаимозаменяемым согласно данному методу, так как показатель перекрестной эластичности будет составлять ровно 1.

Важно отметить, что в п. 3.7 Порядка анализа товарных рынков предусмотрен следующий универсальный тест для определения невзаимозаменяемых товаров: "товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10% от цены товара) и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом" (далее - тест 10%).

Применение " теста 10%" достаточно формально и основано на допущении, что постоянная 10-процентная разница в цене между двумя товарами рассматривается потребителями как достаточное препятствие для переключения их спроса с одного товара на другой. Однако, как указано в описании "теста 10%", это лишь допущение, которое может быть опровергнуто, если переключения спроса потребителей, несмотря на 10-процентную разницу в цене, в действительности происходили или происходят (возможности переключения спроса в данном случае недостаточно, должен быть подтвержден факт переключения спроса). Иными словами, "тест 10%" использует цену как единственный фактор, определяющий спрос, между тем на практике для потребителей определяющими могут быть и другие факторы, например качество товара, определенные свойства товара и т.д.

 

3. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка предполагает выявление территории, в пределах которой потребитель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Так, например, розничный потребитель, проживающий в Самаре, не имеет возможности приобретать хлебобулочные изделия на территории города Владивостока, поскольку, прежде всего, транспортные затраты слишком велики. В этом смысле розничные рынки хлебобулочных изделий Самары и Владивостока будут разными. В то же время оптовый покупатель (приобретающий товары для последующей перепродажи в процессе предпринимательской деятельности), находящийся в Самаре, имеет возможность приобретать подержанные автомобили японского производства как в Самаре, так и во Владивостоке. Поэтому рынок подержанных машин Самары и Владивостока будет признан единым рынком.

Чтобы обеспечить правильное определение географических границ рынка, законодательно предусмотрена определенная процедура, которой необходимо следовать.

Процедура определения географических границ состоит из трех этапов:

Предварительное определение географических границ товарного рынка.

Этот этап имеет целью определить:

- регион, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) регион, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- ценообразование на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

- границы территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы.

2. Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) (возможные ограничения перемещения товара с удаленных территорий к потребителю, расположенному в предварительно определенных географических границах).

На данном этапе определяются свойства самого товара, а также условия его реализации, которые объективно могут препятствовать или, напротив, содействовать приобретению этого товара за пределами предварительно определенной территории. Например, могут анализироваться сроки хранения товара в сопоставлении с объективно возможными сроками транспортировки данного товара. Также могут анализироваться возможности местных производителей произвести данный товар, а также возможную цену на товар местного производства. Близость границ и возможность импорта - также фактор, подлежащий учету.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.004 с.)