Правовые отношения — это особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенными взаимно кор респондирующими (связанными) правами и юридическими обя занностями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые отношения — это особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенными взаимно кор респондирующими (связанными) правами и юридическими обя занностями.



Правовые отношения — это своеобразная форма или даже мо­дель фактических общественных отношений. Отождествлять те и другие не следует. Например, супруги, состоящие в зарегистриро­ванном браке, могут не поддерживать между собой никаких факти­ческих отношений и жить в разных городах и странах, но правовые отношения от этого не рвутся. В юридической связи они продолжа­ют пребывать, что влечет за собой определенные последствия.

Правовые отношения призваны определять поведение опреде­ленных сторон и тем самым конкретизировать государственную волю, выраженную в правовых нормах. На основе норм права и в полном соответствии с ними посредством правоотношений вносит­ся элемент упорядоченности в реальные общественные отношения.

Правовые отношения в своей совокупности и в реальном вопло­щении составляют правовой порядок общества. Поэтому для надле­жащей правовой ориентации гражданину полезно иметь представ­ление не только о действующих в обществе правовых нормах, но и о тех отношениях, которые складываются на основе нормативных предписаний.

Каждое правоотношение может быть охарактеризовано по его составу:

субъекты правоотношений — граждане (физические лица), должностные лица, органы, учреждения, организации;

содержание правоотношений, которое составляют субъектив­ные права и юридические обязанности сторон (субъектов) право­отношений;

объекты правоотношений, т.е. фактические действия (поступ­ки) сторон, на которые направлено содержание правоотношений и с проведением которых правоотношение прекращается.

Так же как и нормы права, правоотношения подразделяются по отраслевому признаку: конституционно-правовые, администра­тивно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. Принадлежность правоотношения к тому или другому виду обу­словливает специфику его состава. В последующих главах учебника будут охарактеризованы основания возникновения, содержание, объекты правоотношений и их участники в той или другой отрасли права. Здесь же обратим внимание на три понятия, относящиеся к любым правоотношениям: правосубъектность, правоспособность и дееспособность.

Правосубъектность означает признаваемую государством чью-либо способность выступать в качестве носителя субъективных прав и юридических обязанностей и, следовательно, в качестве сто­роны правового отношения. Правосубъектность включает в себя правовой статус субъекта права, его правоспособность и дееспособ­ность.

Правовой статус — это вся совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права.

Правоспособность — способность субъекта быть носителем прав и обязанностей в конкретных правоотношениях.

Дееспособность — способность физического лица своими дей­ствиями приобретать и осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.

Применительно к организациям, а иногда и по отношению к гражданам (вступить в брак, избирать и быть избранными и т.п.) правоспособность и дееспособность неразделимы.

Для возникновения правовых отношений необходимо наличие действующих норм права. Но не только норм. Реальные правовые связи устанавливаются лишь по наступлении юридических фактов. Так, возникновение наследственных правоотношений следует за смертью наследодателя; семейные правоотношения складываются после совокупности действий, связанных с регистрацией брака; трудовые правоотношения — после принятия на работу и т.д.

Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быть и события, и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение (например, авторское право и соответствующие правоотношения возникают у поэта независимо оттого, думал ли он об этом, сочиняя очередное стихотворение). В особую группу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей.

Содержание правоотношения легче всего проследить на каком-то типичном жизненном примере. Возьмем договор купли-продажи квартиры. Каковы субъективные права и юридические обязаннос­ти продавца и покупателя после заключения договора (удостовере­ния его у нотариуса)? Права эти троякого рода. Продавец, во-пер­вых, приобретает возможность потребовать от покупателя переда­чи оговоренной в договоре суммы, т.е. претендовать на определен­ные действия со стороны обязанного лица. Во-вторых, он имеет возможность выбора варианта собственного поведения в этой части, например воздержаться от получения денег, не заявлять пре­тензий. В-третьих, он приобретает возможность требовать опреде­ленных действий со стороны гарантов договора, в частности, искать защиту в суде, если покупатель уклоняется от уплаты. В свою оче­редь покупатель может требовать освобождения проданной квар­тиры, но может и не въезжать в нее. Он также может обратиться в суд с иском о выселении бывшего собственника квартиры.

Таким образом, субъективное право — это всегда вид и мера возможного поведения его носителя: собственного поведения, претензии на поведение обязанных лиц, требования юридической за­щиты.

В зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомо­чий. Например, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняет­ся, и давать объяснения по предъявляемому ему обвинению; пред­ставлять доказательства, заявлять ходатайства, а также другие права, указанные в уголовно-процессуальном законе. Каждое из этих правомочий, предусмотренных законом, по существу в резуль­тате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомо­чию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвине­нию), либо к правомочию потребовать выполнения другой сторо­ной (органом дознания, прокурором, следователем, судом) соответ­ствующей обязанности, либо к праву обратиться к компетентным органам государства за защитой нарушенного права (например, право приносить жалобы на действия и решения лица, производя­щего дознание, следователя, прокурора и суда).

Юридическая обязанность — это вид и мера должного поведе­ния стороны правоотношения.

В отличие от субъективного права от исполнения юридической обязанности нельзя отказаться. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответствен­ности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъ­ективное право, юридическая обязанность является мерой поведе­ния субъекта правоотношения. Мера — это те границы осущест­вления обязанности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъек­тивное право другого участника правоотношения.

Принятие правовых норм само по себе означает лишь половину дела. Основная цель состоит в их проведении в жизнь, в переводе «бумажного права» в право действующее, реально осязаемое.

Перевод нормативных предписаний в жизнь, деятельность граждан, их объединений, должностных лиц и органов государст­ ва по выполнению адресованных им норм охватывается понятием реализации права. Ее можно рассматривать как процесс и как ко­нечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятия ею должны: получить разрешение; уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; полу­чить регистрационное удостоверение или приобрести патент.

Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты, и только в полном их объеме будут обозначать реализацию требований зако­на. Реализацией права достигается тот результат, к которому зако­нодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней (в нашем примере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) выходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь действия, кото­рых требует закон.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной сторон. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в сроки и в местах, предусмотренных нормами права, правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реали­зуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заин­тересован в реализации права, может осуществлять правовые пред­писания из сознания общественного долга или из страха неблаго­приятных последствий. Но главное в этом процессе — скрупулез­ное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-либо из обя­зательных условий будет нарушено.

По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четы­ре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение нрава.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы, и суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претворе­нием в жизнь обязывающих предписаний.

Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая и себе одновременно разные поведенческие акты.

История знает два основных средства понуждения воли людей и реализации государственных велений — обещание награды и угро­за физическим принуждением или лишением каких-то благ.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предпи­саний.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя при­нимать упрощенно. Нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного на­жима, собственно принудительные и даже репрессивные методы.

Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, а более широко — за пределами дейст­вия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации уполномочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализа­ции предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет воле их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются челове­ческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой воз­можно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обще­стве исполняет юридические обязанности по внутреннему убежде­нию, по чувству долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их наруше­ния. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм ши­роко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение партийные методы имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав долж­ностного преступления или проступка и наказывается в соответст­вии с санкцией закона.

Применение правовых норм

Правоприменение — это решение конкретного дела, жизненно­го случая, определенной правовой ситуации. Это «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам.

Правоприменение — это организующая деятельность. Дейст­вия правоприменяющего лица или органа ориентированы на то, чтобы направить развитие отношений между людьми (их формиро­ваниями) в русло закона. Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предо­ставленных им полномочий.

Правоприменение имеет место там, где адресаты правовых норм не могут реализовывать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества компетент­ных государственных органов. Нельзя получить пенсию, нельзя получить очередное воинское звание, нельзя отсидеть на гауптвах­те, нельзя реализовать свое право на отдых (получить очередной отпуск) и т.д. без разрешения компетентного органа, хотя бы к тому времени были в действительности налицо все условия, предусмотренные законом для возникновения прав и обязанностей. Другими словами, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность, правоприменительные акты.

Применение правовых норм — это властная организующая де ятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежа­ щих им прав и обязанностей, а также контроль за данным про­ цессом.

Определенная последовательность совершения комплексов действий в ходе правоприменения дает основание говорить о трех стадиях правоприменительной деятельности: 1) установление фак­тических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела.

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определе­ния наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

 

Тема 3. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ЗАКОННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

Правонарушение

Использование принадлежащих гражданам прав — во многом дело самих граждан. Но если нарушаются запреты, если не испол­няются обязанности и тем самым нарушается правопорядок, неиз­бежно встает вопрос о наличии правонарушения.

Правонарушение — это противоправное, виновное, общест­ венно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Признаки правонарушения:

1. Правонарушение является действием или бездействием. Не является деянием событие. Оно не контролируется сознанием че­ловека либо не зависит от его деятельности (наводнение, эпидемия, эпизоотия и т.п.). Иногда событие начинается как действие, а затем оно выходит из-под контроля и перерастает в событие.

2. Противоправность — запрещенность деяния нормой права. Здесь возможны два варианта, которые предусматриваются норма­тивными актами: а) устанавливается запрет совершения определен­ного действия; б) закрепляется обязанность совершить определен­ное действие.

В первом случае противоправность действия возникает из-за нарушения запрещающей нормы, а во втором — из-за невыполне­ния юридической обязанности.

В цивилизованных странах правовая система учитывает значе­ние принципа: нет правонарушения, если оно не предусмотрено законом.

3. Виновность — важнейший признак правонарушения. Применительно к конкретному правонарушению предусматриваются умысел либо неосторожная форма вины.

Субъектами правонарушений являются физические лица, но ими могут быть государство в целом, его органы, общественные и коммерческие организации. Государство, нарушающее нормы международного права, права человека, является субъектом соответствующего правонарушения. Некоторые правонарушения могут быть совершены только государственными органами. Напри­мер, издание незаконных правовых актов. Существует ряд правонарушений, которые характерны только для коммерческих органи­заций (неуплата налога на прибыль предприятия и т.п.).

Некоторые нормы права могут быть нарушены только физи­ческим лицом, например, злоупотребление родительскими права­ми, нарушение правил дорожного движения и т.п. Физическое лицо должно быть вменяемым субъектом, достигшим возраста, с которого наступает ответственность за данный вид правонару­шения.

4. Правонарушением является такое деяние, за которое предус­мотрена юридическая ответственность.

5. Не является правонарушением деяние, которое содержит все вышеназванные признаки, но не причиняет социально значимый вред обществу.

Юридическая ответственность

Установление факта правонарушения логически влечет за собой постановку вопроса о юридической ответственности правонару­шителя. Если дело о правонарушении и привлечении виновных не возбуждается, это само по себе является правонарушением.

Юридическая ответственность — это предусмотренная сан­кцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организа­ционного характера.

Юридическая ответственность реализуется в рамках охрани­тельных правоотношений. Субъектами этих отношений являются нарушитель норм права и государство в лице его органов, уполно­моченных на применение санкций. Государство имеет право (одно­временно и обязанность) привлечь лицо, совершившее правонару­шение, к юридической ответственности, а нарушитель обязан под­вергнуться мерам государственного принуждения. С другой сторо­ны, лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право потребо­вать от государства, чтобы меры государственного принуждения применялись только при наличии состава правонарушения и в точ­ном соответствии с законом. Лицо, привлекаемое к ответственнос­ти, имеет право на защиту от незаконного привлечения к юридичес­кой ответственности. Эти отношения между субъектом, совершив­шим правонарушение, и государством возникают только при наличии юридического факта — правонарушения. Моментом возник­новения таких материально-правовых отношений (гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых) явля­ется факт совершения правонарушения.

 

Тема 4. КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН РФ. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ.

Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федера­ции, предметом охраны и защиты иных законов — источников кон­ституционного права.

В регулировании деятельности человека и гражданина в россий­ском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Россий­ской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей. Особая роль при этом принадлежит Конституции, положения которой о человеке, гражданине образуют ядро, основу всего правового ста­туса личности. В Конституции решаются наиболее принципиаль­ные, основополагающие вопросы, определяется суть отношения государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень этих прав и механизмы их защиты.

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положе ние человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).

При этом не следует забывать различий между объективным правом — совокупностью юридических норм, определяющих положение человека в государстве, и субъективным — теми конкретны­ми правами и свободами, которыми обладает каждый человек, находящийся на территории России.

На территории Российской Федерации находятся физические лица, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранного государства, лица, не имеющие ни российского, ни иностранного гражданства. Конституция учитывает особенности каждой из этих категорий физических лиц. Однако она исходит из того, что эти различия не являются главными, государство должно обеспечить достойные условия, уважительное отношение к любому человеку как личности, гарантировать защиту его жизни, здоровья, чести и достоинства.

Реализуя этот подход, Конституция России закрепляет совокупность прав человека, определенный в нормах международной; права и общепризнанный мировым сообществом минимум социальных благ и свобод, необходимых для обеспечения достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Идея незыблемых прав человека является центральным положением Конституции России. Конституция закрепляет ряд общих черт, присущих правам человека.

Во-первых, Конституция указывает на международно-правовой источник и общепризнанный характер прав человека. Они закреплены в ряде международно-правовых документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах 1966 г.) и выступают в качестве своеобразного эталона для всех государств, входящих в Орга­низацию Объединенных Наций.

Важно подчеркнуть, что общепризнанные нормы о правах человека не только являются основой для закрепления соответствующих прав в Конституции, но и впервые в отечественной конституционной практике признаются в качестве составной части ее правовой системы, т.е. обладают возможностью непосредственно ре­гулировать общественные отношения на территории России. При этом ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора.

Во-вторых, Конституция России исходит из того, что права человека признаются и гарантируются государством. Это означает, что государство не «дарует» эти права своим гражданам, другим лицам, находящимся на его территории, не «наделяет» их ими. Государство не является источником этих прав и не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Права человека существуют до и вне государственного признания и складываются в результате развития об­щества, совершенствования его экономической и социальной орга­низации.

В-третьих, Конституция России указывает на естественный и неотчуждаемый характер прав и свобод человека. Права человека принадлежат каждому человеку с момента рождения и непосредствен­но вытекают из достоинства человеческой личности. Неотчуждае­мость их означает, что они принадлежат каждому человеку на всем периоде его жизни и не могут быть отменены государством по свое­му усмотрению. Эти права являются основным критерием оценки деятельности государства, своеобразным барьером, переступать который оно не может, не разрушив конституционный строй.

И наконец, в-четвертых, права и свободы человека по Конститу­ции РФ являются непосредственно действующими. Они определя­ют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отсутствие в ряде случаев законов, конкретизирующих процедуры осуществления этих прав, не может рассматриваться как основание для отказа в их реализации со стороны государственных органов и должностных лиц.

Конституция России содержит обширный, полностью отвечаю­щий международным стандартам, перечень прав человека. Их реа­лизация невозможна без активного участия российского государ­ства. В зависимости от масштаба участия государства в их осущест­влении можно выделить две категории прав человека.

Первая группа характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства. Сюда могут быть отнесены право чело века на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Кон­ституции), право на невмешательство в частную жизнь лица (ст. 24Конституции) и др.

Вторая группа прав человека характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответствующих прав и свобод. К их числу могут быть отнесены право на труд (ст.37 Конституции), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, I инвалидности, потери кормильца (ст. 39 Конституции), право на жилище (ст. 40 Конституции) и др.

Не все права человека вписываются в эту классификацию. Так, комплексным является основное право человека, закрепленное в Конституции, — право на жизнь. Оно предполагает как элемент невмешательства государства, так и активные действия, направлен­ные на создание достойных человека условий существования (под­держка малоимущих и пособия по безработице, строительство жилья для государственного фонда и др.).

В Конституции Российской Федерации закреплены не только права человека, но и основные права гражданина России. Если права человека, как уже отмечалось, принадлежат всем лицам, на­ходящимся на территории России (в соответствующих конституционных нормах используется термин «каждый»), то права гражданина принадлежат лишь лицам, обладающим гражданством Российской Федерации.

В науке и законодательной практике под гражданством понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются консти туционные права, свободы и обязанности.

В историческом развитии гражданство пришло на смену фео­дальному институту подданства, при котором человек рассматривался лишь как объект государственной власти. Гражданство, основанное на принципе юридического равенства всех лиц, им обладающих, перед законом и судом, давало возможность рассматривать личность как партнера государства в правовых отношениях, участ­ника процесса осуществления государственной власти.

Гражданство в конституционном праве — это не только правовая связь человека и государства, но и правовой институт — сово­купность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретения, восстановления и утраты российского гражданства. Основу этого института составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. 6, 61, 62, 63, 71 Конституции). Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содержатся в их конституциях, а также в принятых некоторыми из них республиканских законах о гражданстве.

Российское гражданство построено на определенных принци­пах, закрепленных в Конституции. В Российской Федерации уста­новлено единое гражданство, что означает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность федерального гражданства и гражданства республик. Утрата федерального гражданства одновременно вле­чет за собой и утрату гражданства любой республики. Лица, обла­дающие российским гражданством, пользуются равными правами на всей территории России.

В Российской Федерации гражданство является равным незави­симо от оснований его приобретения. Например, одинаковым объ­емом прав обладают лица как ставшие гражданами России в силу рождения, так и приобретшие гражданство путем натурализации (приема) в российское гражданство.

Конституция России исходит из того, что право на гражданство — одно из естественных и неотъемлемых прав человека. Впе­рвые в отечественной конституционной практике закреплена норма, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Практика лишения
гражданства была довольно распространена в советский период
истории нашего государства.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 61 Конституции).

Конституция России содержит принципиальную возможность гражданина России иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закон о гражданстве Российской Федерации детально регулиру­ет вопросы приобретения, прекращения гражданства, особенности изменения гражданства детей, устанавливает компетенцию гocyдарственных органов, решающих соответствующие вопросы.

Основными способами приобретения гражданства РФ являются: приобретение по рождению; в порядке регистрации; в результате приема; в результате восстановления в гражданстве.

При решении вопросов приобретения гражданства РФ по рож­дению законодательство исходит из приоритета «права крови»: когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве России, является ее гражданином независимо от места рождения. Наряду с этим закон учитывает и тер­риториальный принцип: при различном гражданстве родителей (один — гражданин РФ, а другой — иностранец) вопрос о граж­данстве ребенка решается по соглашению родителей, а при отсут­ствии такового ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории РФ (иначе он стал бы лицом без гражданства).

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принад­лежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоян­ное проживание на территории РФ (для иностранцев и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно перед обра­щением с ходатайством; для беженцев сроки сокращаются вдвое).

Ходатайство о приеме вгражданство РФ отклоняется для лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоят в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание за действия, преследуемые по законам России.

Помимо общего порядка приема в гражданство РФ Законом предусмотрен упрощенный способ приобретения гражданства путем регистрации, которое распространяется на лиц, имеющих родственные или иные связи с гражданами России. Путем реги­страции (без оформления специального ходатайства о приеме) могут приобрести гражданство РФ: лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (мать, отец) является гражданином РФ; лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которые приобрели иное гражданство по рождению; дети бывших граждан России, ро­дившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, и неко­торые другие категории лиц.

Важнейшими основаниями прекращения гражданства РФ лица является выход из российского гражданства по его ходатайству или путем регистрации, если у лица, заявившего о выходе, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство; вследствие отмены решения о приеме в гражданство (при представлении заведомо ложных сведений и фальшивых документов, на основе которых состоялось решение о приеме в гражданство).

Согласно закону дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

В отличие от иностранцев и лиц без гражданства граждане Рос­сии имеют ряд дополнительных прав и обязанностей. В основном они охватывают сферу политической жизни общества, определяе­мой условиями участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Только граждане России являются облада­телями таких конституционных прав и свобод, как свобода собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме, иметь равный доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия, направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного самоуправле­ния и др. (ст. 31—33 Конституции РФ).

Гражданин Российской Федерации является субъектом не толь­ко дополнительных конституционных прав, но и некоторых консти­туционных обязанностей. Так, только гражданин России имеет обязанность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу, в то время как обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Таким образом, права и свободы гражданина Российской Феде­рации охватывают все права человека и также группу политичес­ких прав, принадлежащих только гражданам России.

Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (лич­ ные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, теле­фонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользо­вание родным языком, свободный выбор языка общения, воспи­тания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжало­вание в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифи­цированной юридической помощи; право на признание своей не­виновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пере­смотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягче­ние наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц.

Гражданские (личные) конституционные свобод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.081 с.)