Определение закона и подзаконных нормативных актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение закона и подзаконных нормативных актов



Под механизмом функционирования государственной власти понимается вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государств а в их взаимозависимости.

Для характеристики названного механизма следует ответить по меньшей мере на три вопроса:

1) что приводит в действие государство;

2) что объединяет (связывает) один орган государства с другим;

3) что способствует или, напротив, тормозит реальное выполнение функций тем или другим органом государства.

В состав элементов механизма функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия (взаимодействия), объекты последнего и средства воздействия одной системы на другую, одного органа на другой. Серьезную нагрузку несут такие блоки, как принятие решения, доведение решения до адреса­тов, контроль за выполнением решений.

К механизму функционирования государства относится все то, что связано с внутригосударственным управлением и самоуправле­нием.

Праву в механизме функционирования государства обыкновен­но отводится первостепенная роль.

Социальное назанчение государства проявляется в его фукцниях, о которых принято говорить как об ос­ новных направлениях его деятельности, обусловленных задача­ ми государства и целями правового регулирования.

Необходимо отличать функции государства от функций отдель­ных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени, участвуют все эти органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управ­ления, отделы, секторы и т.п.) должны через свои непосредствен­ные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи ор­гана.

Исходя из задач государства, можно выделить следующие функ­ции государства на современном этапе:

Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

Для характеристики внешенй органиацзии государсвтенной власти в науке используется категория форма государства. Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Онавключает в себя три связан­ных между собой института: форму правления, форму государст­венного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и поря­док взаимодействия между собой и населением (разные виды рес­публик и монархий).

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управ­ления и самоуправления (унитарные государства, федерации, кон­федерации).

Государственный режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).

Если обратиться в качестве примера к России, то с некоторой долей условности можно утверждать:

1. Россия является республикой. Высшие органы власти избира­ются населением. Взаимодействие органов власти с населением и между собой осуществляется на основе законов. Соотношение выс­ших органов между собой позволяет говорить о смешанной форме правления между парламентской и президентской республиками.

2. Россия — федеративное государство, составными частями ко­торого являются республики, края, области и три города федераль­ного значения.

    3. Конституция устанавливает для России демократический политический режим.

 

Тема 2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ.

 

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле — право как нечто принад­лежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юриста­ми обыкновенно базируется на определении права как совокупнос­ти правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средст­ва) решения юридических дел.

Так или иначе, но само право и соответственно его понимание связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.

Для понимания процессов правообразования, а также для пони­мания того, откуда брать право в решении юридических дел, необ­ходимо обратиться к источникам права. Об источниках права гово­рят прежде всего как о факторах, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность госу­дарства, воля господствующего класса (всего народа) и в конечном счете — материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответст­венно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судеб­ные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права»: то, чем практика руководствуется в ре­шении юридических дел. В российском государстве это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относитель­но небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент российской правовой системой пока отвергается.

По существу речь идет о внешней форме права, означающей выражение вовне государственной воли.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена суще­ствующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закре­пить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демо­кратических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохожде­ния нормативных актов в законодательном органе.

Итак, под источником позитивного (исходящего от государст­ва) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Разновидностями источников позитивного права являются: пра­ вовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось истори­чески в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент — решение по кон­кретному делу, которому государство придает силу общеобязатель­ного в последующих спорах; договор — акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддерж­ку государства. В современных условиях наиболее распространен­ными источниками позитивного права являются закон и подзакон­ ный нормативный акт.

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Не органы, издающие акты, и даже не характер акта (управлен­ческий, толкования и т.д.) определяют его принадлежность к подза­конным актам. Главное свойство состоит в отражении иерархии нормативных актов, их соподчиненности по юридической силе. Верховенство закона и подзаконность иных актов нашли конститу­ционное закрепление.

Подзаконные акты являются незаменимым средством обеспе­чить исполнение законов. В механизме реализации законодатель­ных норм подзаконным актам наряду с процессуальными законами принадлежит основополагающее значение в качестве юридичес­кой основы всей правореализующей деятельности.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов, подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди подзаконных актов принадлежит указам президента, поста­новлениям правительства. Министры издают приказы и инструк­ции; местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.

Система права

Изучение основ права предполагает общее представление о сис­теме права, т.е. о строении права, о его структурных частях.

Система права — подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, семейное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (объема и сложности регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений, диспозитивный метод и проч.).

Отрасли права — большие совокупности правовых норм, кото­рые регулируют одинаковые по своему характеру общественные отношения.

Институт права — тоже совокупность норм, но уже в рамках отрасли права.

С давних времен существует деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, в которых хотя бы одной из сторон является государство. Отношения между граж­данами, и в частности, производственная и потребительская сферы, имущественные отношения требуют частноправового регулирования.

Действие правовых норм

Правовые нормы действуют: 1) во времени; 2) в пространстве; 3) по кругу лиц.

Действие во времени с вязано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридичес­кой силы.

Законы в России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных изданиях («Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации»).

Публикуются законы по истечении семи дней со дня их приня­тия. Это общее правило. Но в законе может быть указана дата, когда соответствующие нормы вступают в юридическую силу.

Постановления и распоряжения Правительства России вступа­ют в силу с момента их принятия, если в самом нормативном акте не указано иное. Акты Правительства, затрагивающие права и свободы человека, вступают в силу по истечении 7 дней после опубли­кования.

Некоторые акты вступают в силу с момента получения их адресатом. Акты местных органов власти и управления (самоуправ­ления), как правило, вступают в силу с момента оповещения на­селения.

Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней отно­сятся территория земли, внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над этой территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, ка­бины летательных аппаратов над территорией, не входящей в со­став другого государства.

Территориальные пределы действия нормативных актов прояв­ляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное за­конодательство применяется на территории конкретного государ­ства лишь постольку, поскольку законодательство само это допус­кает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за преде­лами его территории (действует в отношении граждан и организа­ций, находящихся на территории других государств).

В федеративных государствах территориальные пределы дейст­вия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отно­шениями. В качестве общего правила нормативные акты субъектов Федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления — на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и полити­ческих единиц, признаются в качестве таковых на территории дру­гих. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установ­ленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.

Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данно­го правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государст­венного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностран­ные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кру­гом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотноше­ниях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусмат­ривающие уголовную ответственность, распространяются на граж­дан независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или от­дельные их категории.

Одна из ближайших целей органа, издающего правовые нормы, состоит в наделении участников общественных отношений права­ми и обязанностями, установлении между ними определенных свя­зей. В результате издания нормативных актов часто возникают новые общественные отношения, но даже те, что существовали до принятия каких-то норм, поскольку стали предметом правового ре­гулирования, приобретают новое качество. Именно в этой плоскос­ти ставится вопрос о правовых отношениях.

Применение правовых норм

Правоприменение — это решение конкретного дела, жизненно­го случая, определенной правовой ситуации. Это «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам.

Правоприменение — это организующая деятельность. Дейст­вия правоприменяющего лица или органа ориентированы на то, чтобы направить развитие отношений между людьми (их формиро­ваниями) в русло закона. Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предо­ставленных им полномочий.

Правоприменение имеет место там, где адресаты правовых норм не могут реализовывать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества компетент­ных государственных органов. Нельзя получить пенсию, нельзя получить очередное воинское звание, нельзя отсидеть на гауптвах­те, нельзя реализовать свое право на отдых (получить очередной отпуск) и т.д. без разрешения компетентного органа, хотя бы к тому времени были в действительности налицо все условия, предусмотренные законом для возникновения прав и обязанностей. Другими словами, часть правовых норм реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность, правоприменительные акты.

Применение правовых норм — это властная организующая де ятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежа­ щих им прав и обязанностей, а также контроль за данным про­ цессом.

Определенная последовательность совершения комплексов действий в ходе правоприменения дает основание говорить о трех стадиях правоприменительной деятельности: 1) установление фак­тических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела.

Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определе­ния наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

 

Тема 3. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ЗАКОННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

Правонарушение

Использование принадлежащих гражданам прав — во многом дело самих граждан. Но если нарушаются запреты, если не испол­няются обязанности и тем самым нарушается правопорядок, неиз­бежно встает вопрос о наличии правонарушения.

Правонарушение — это противоправное, виновное, общест­ венно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Признаки правонарушения:

1. Правонарушение является действием или бездействием. Не является деянием событие. Оно не контролируется сознанием че­ловека либо не зависит от его деятельности (наводнение, эпидемия, эпизоотия и т.п.). Иногда событие начинается как действие, а затем оно выходит из-под контроля и перерастает в событие.

2. Противоправность — запрещенность деяния нормой права. Здесь возможны два варианта, которые предусматриваются норма­тивными актами: а) устанавливается запрет совершения определен­ного действия; б) закрепляется обязанность совершить определен­ное действие.

В первом случае противоправность действия возникает из-за нарушения запрещающей нормы, а во втором — из-за невыполне­ния юридической обязанности.

В цивилизованных странах правовая система учитывает значе­ние принципа: нет правонарушения, если оно не предусмотрено законом.

3. Виновность — важнейший признак правонарушения. Применительно к конкретному правонарушению предусматриваются умысел либо неосторожная форма вины.

Субъектами правонарушений являются физические лица, но ими могут быть государство в целом, его органы, общественные и коммерческие организации. Государство, нарушающее нормы международного права, права человека, является субъектом соответствующего правонарушения. Некоторые правонарушения могут быть совершены только государственными органами. Напри­мер, издание незаконных правовых актов. Существует ряд правонарушений, которые характерны только для коммерческих органи­заций (неуплата налога на прибыль предприятия и т.п.).

Некоторые нормы права могут быть нарушены только физи­ческим лицом, например, злоупотребление родительскими права­ми, нарушение правил дорожного движения и т.п. Физическое лицо должно быть вменяемым субъектом, достигшим возраста, с которого наступает ответственность за данный вид правонару­шения.

4. Правонарушением является такое деяние, за которое предус­мотрена юридическая ответственность.

5. Не является правонарушением деяние, которое содержит все вышеназванные признаки, но не причиняет социально значимый вред обществу.

Юридическая ответственность

Установление факта правонарушения логически влечет за собой постановку вопроса о юридической ответственности правонару­шителя. Если дело о правонарушении и привлечении виновных не возбуждается, это само по себе является правонарушением.

Юридическая ответственность — это предусмотренная сан­кцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организа­ционного характера.

Юридическая ответственность реализуется в рамках охрани­тельных правоотношений. Субъектами этих отношений являются нарушитель норм права и государство в лице его органов, уполно­моченных на применение санкций. Государство имеет право (одно­временно и обязанность) привлечь лицо, совершившее правонару­шение, к юридической ответственности, а нарушитель обязан под­вергнуться мерам государственного принуждения. С другой сторо­ны, лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право потребо­вать от государства, чтобы меры государственного принуждения применялись только при наличии состава правонарушения и в точ­ном соответствии с законом. Лицо, привлекаемое к ответственнос­ти, имеет право на защиту от незаконного привлечения к юридичес­кой ответственности. Эти отношения между субъектом, совершив­шим правонарушение, и государством возникают только при наличии юридического факта — правонарушения. Моментом возник­новения таких материально-правовых отношений (гражданско-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых) явля­ется факт совершения правонарушения.

 

Тема 4. КОНСТИТУЦИЯ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН РФ. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ.

Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федера­ции, предметом охраны и защиты иных законов — источников кон­ституционного права.

В регулировании деятельности человека и гражданина в россий­ском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Россий­ской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей. Особая роль при этом принадлежит Конституции, положения которой о человеке, гражданине образуют ядро, основу всего правового ста­туса личности. В Конституции решаются наиболее принципиаль­ные, основополагающие вопросы, определяется суть отношения государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень этих прав и механизмы их защиты.

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положе ние человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).

При этом не следует забывать различий между объективным правом — совокупностью юридических норм, определяющих положение человека в государстве, и субъективным — теми конкретны­ми правами и свободами, которыми обладает каждый человек, находящийся на территории России.

На территории Российской Федерации находятся физические лица, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранного государства, лица, не имеющие ни российского, ни иностранного гражданства. Конституция учитывает особенности каждой из этих категорий физических лиц. Однако она исходит из того, что эти различия не являются главными, государство должно обеспечить достойные условия, уважительное отношение к любому человеку как личности, гарантировать защиту его жизни, здоровья, чести и достоинства.

Реализуя этот подход, Конституция России закрепляет совокупность прав человека, определенный в нормах международной; права и общепризнанный мировым сообществом минимум социальных благ и свобод, необходимых для обеспечения достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Идея незыблемых прав человека является центральным положением Конституции России. Конституция закрепляет ряд общих черт, присущих правам человека.

Во-первых, Конституция указывает на международно-правовой источник и общепризнанный характер прав человека. Они закреплены в ряде международно-правовых документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах 1966 г.) и выступают в качестве своеобразного эталона для всех государств, входящих в Орга­низацию Объединенных Наций.

Важно подчеркнуть, что общепризнанные нормы о правах человека не только являются основой для закрепления соответствующих прав в Конституции, но и впервые в отечественной конституционной практике признаются в качестве составной части ее правовой системы, т.е. обладают возможностью непосредственно ре­гулировать общественные отношения на территории России. При этом ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора.

Во-вторых, Конституция России исходит из того, что права человека признаются и гарантируются государством. Это означает, что государство не «дарует» эти права своим гражданам, другим лицам, находящимся на его территории, не «наделяет» их ими. Государство не является источником этих прав и не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Права человека существуют до и вне государственного признания и складываются в результате развития об­щества, совершенствования его экономической и социальной орга­низации.

В-третьих, Конституция России указывает на естественный и неотчуждаемый характер прав и свобод человека. Права человека принадлежат каждому человеку с момента рождения и непосредствен­но вытекают из достоинства человеческой личности. Неотчуждае­мость их означает, что они принадлежат каждому человеку на всем периоде его жизни и не могут быть отменены государством по свое­му усмотрению. Эти права являются основным критерием оценки деятельности государства, своеобразным барьером, переступать который оно не может, не разрушив конституционный строй.

И наконец, в-четвертых, права и свободы человека по Конститу­ции РФ являются непосредственно действующими. Они определя­ют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отсутствие в ряде случаев законов, конкретизирующих процедуры осуществления этих прав, не может рассматриваться как основание для отказа в их реализации со стороны государственных органов и должностных лиц.

Конституция России содержит обширный, полностью отвечаю­щий международным стандартам, перечень прав человека. Их реа­лизация невозможна без активного участия российского государ­ства. В зависимости от масштаба участия государства в их осущест­влении можно выделить две категории прав человека.

Первая группа характеризуется тем, что государство признает за человеком, личностью сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний, вмешательства государства. Сюда могут быть отнесены право чело века на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Кон­ституции), право на невмешательство в частную жизнь лица (ст. 24Конституции) и др.

Вторая группа прав человека характеризуется активной ролью государства в их реализации, дает возможность индивиду требовать от государственных органов и должностных лиц положительной деятельности по обеспечению соответствующих прав и свобод. К их числу могут быть отнесены право на труд (ст.37 Конституции), право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, I инвалидности, потери кормильца (ст. 39 Конституции), право на жилище (ст. 40 Конституции) и др.

Не все права человека вписываются в эту классификацию. Так, комплексным является основное право человека, закрепленное в Конституции, — право на жизнь. Оно предполагает как элемент невмешательства государства, так и активные действия, направлен­ные на создание достойных человека условий существования (под­держка малоимущих и пособия по безработице, строительство жилья для государственного фонда и др.).

В Конституции Российской Федерации закреплены не только права человека, но и основные права гражданина России. Если права человека, как уже отмечалось, принадлежат всем лицам, на­ходящимся на территории России (в соответствующих конституционных нормах используется термин «каждый»), то права гражданина принадлежат лишь лицам, обладающим гражданством Российской Федерации.

В науке и законодательной практике под гражданством понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются консти туционные права, свободы и обязанности.

В историческом развитии гражданство пришло на смену фео­дальному институту подданства, при котором человек рассматривался лишь как объект государственной власти. Гражданство, основанное на принципе юридического равенства всех лиц, им обладающих, перед законом и судом, давало возможность рассматривать личность как партнера государства в правовых отношениях, участ­ника процесса осуществления государственной власти.

Гражданство в конституционном праве — это не только правовая связь человека и государства, но и правовой институт — сово­купность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретения, восстановления и утраты российского гражданства. Основу этого института составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. 6, 61, 62, 63, 71 Конституции). Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содержатся в их конституциях, а также в принятых некоторыми из них республиканских законах о гражданстве.

Российское гражданство построено на определенных принци­пах, закрепленных в Конституции. В Российской Федерации уста­новлено единое гражданство, что означает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность федерального гражданства и гражданства республик. Утрата федерального гражданства одновременно вле­чет за собой и утрату гражданства любой республики. Лица, обла­дающие российским гражданством, пользуются равными правами на всей территории России.

В Российской Федерации гражданство является равным незави­симо от оснований его приобретения. Например, одинаковым объ­емом прав обладают лица как ставшие гражданами России в силу рождения, так и приобретшие гражданство путем натурализации (приема) в российское гражданство.

Конституция России исходит из того, что право на гражданство — одно из естественных и неотъемлемых прав человека. Впе­рвые в отечественной конституционной практике закреплена норма, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Практика лишения
гражданства была довольно распространена в советский период
истории нашего государства.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 61 Конституции).

Конституция России содержит принципиальную возможность гражданина России иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закон о гражданстве Российской Федерации детально регулиру­ет вопросы приобретения, прекращения гражданства, особенности изменения гражданства детей, устанавливает компетенцию гocyдарственных органов, решающих соответствующие вопросы.

Основными способами приобретения гражданства РФ являются: приобретение по рождению; в порядке регистрации; в результате приема; в результате восстановления в гражданстве.

При решении вопросов приобретения гражданства РФ по рож­дению законодательство исходит из приоритета «права крови»: когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве России, является ее гражданином независимо от места рождения. Наряду с этим закон учитывает и тер­риториальный принцип: при различном гражданстве родителей (один — гражданин РФ, а другой — иностранец) вопрос о граж­данстве ребенка решается по соглашению родителей, а при отсут­ствии такового ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории РФ (иначе он стал бы лицом без гражданства).

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принад­лежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоян­ное проживание на территории РФ (для иностранцев и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно перед обра­щением с ходатайством; для беженцев сроки сокращаются вдвое).

Ходатайство о приеме вгражданство РФ отклоняется для лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоят в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание за действия, преследуемые по законам России.

Помимо общего порядка приема в гражданство РФ Законом предусмотрен упрощенный способ приобретения гражданства путем регистрации, которое распространяется на лиц, имеющих родственные или иные связи с гражданами России. Путем реги­страции (без оформления специального ходатайства о приеме) могут приобрести гражданство РФ: лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (мать, отец) является гражданином РФ; лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которые приобрели иное гражданство по рождению; дети бывших граждан России, ро­дившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, и неко­торые другие категории лиц.

Важнейшими основаниями прекращения гражданства РФ лица является выход из российского гражданства по его ходатайству или путем регистрации, если у лица, заявившего о выходе, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство; вследствие отмены решения о приеме в гражданство (при представлении заведомо ложных сведений и фальшивых документов, на основе которых состоялось решение о приеме в гражданство).

Согласно закону дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

В отличие от иностранцев и лиц без гражданства граждане Рос­сии имеют ряд дополнительных прав и обязанностей. В основном они охватывают сферу политической жизни общества, определяе­мой условиями участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Только граждане России являются облада­телями таких конституционных прав и свобод, как свобода собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме, иметь равный доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия, направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного самоуправле­ния и др. (ст. 31—33 Конституции РФ).

Гражданин Российской Федерации является субъектом не толь­ко дополнительных конституционных прав, но и некоторых консти­туционных обязанностей. Так, только гражданин России имеет обязанность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу, в то время как обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Таким образом, права и свободы гражданина Российской Феде­рации охватывают все права человека и также группу политичес­ких прав, принадлежащих только гражданам России.

Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (лич­ ные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.06 с.)