Психологическая коммуникация. Регламент работы -Каковы критерии оценки качества работы педагога-психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая коммуникация. Регламент работы -Каковы критерии оценки качества работы педагога-психолога



Регламент работы

  • -Каковы критерии оценки качества работы педагога-психолога

Психопрофилактика

  • -Проект «Неделя физического и психического здоровья»
  • -Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»

Психологическая коммуникация

  • -Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
  • -Какие применять методы, чтобы психологически подготовить детей к сдаче норм ГТО

Консультирование

  • -Расскажите родителям, как уберечь ребенка от сексуальных домогательств

Психологическая диагностика

  • -Как выявить проблемы во взаимодействии сверстников

Таблица 1

Критерии оценки компетенций педагога-психолога в психолого-медико-социальных центрах

Компетенции Критерии Максимальный балл

Универсальные профессиональные компетенции

Работоспособность Имеет награды, грамоты, благодарственные письма за отчетный период (перечислите, какие) 5
Надежность Выполнил перспективный план работы, % 3
Организованность Не опаздывает на работу (%), заполняет журнал разъездов 3

Самоменеджмент

Своевременно ведет документацию (заполняет журнал педагога-психолога) 1
Имеет портфолио 1

Социально- профессиональная мобильность

Использует инновационные методы в профессиональной деятельности 1
Ведет электронные базы данных (журнал специалиста) 1
Работает с интернет-ресурсами (dogm.mos.ru, mcko.ru, gppc.ru, mioo.ru) 1
Предприимчивость Сколько внебюджетных денег специалист принес Центру (тысяч рублей) 5
Профессиональная ответственность Имеет документ, который подтверждает квалификацию в данном виде деятельности, профиле работы 1

Конкурентоспособность

Заменяем другими специалистами (какое количество специалистов в Центре работает по этим же проблемам) 3
Является членом в профессиональных сообществах 3
Владеет различными профессиональными техниками и методиками работы (подкрепляет документально) 1

Активность

Участвует: в ПМПК/ППк первичном приеме детей родительских клубах грантах конференциях в качестве слушателя конференциях в качестве докладчика супервизиях / проводит супервизии 1 1 1 1 1
Осуществляет междисциплинарное взаимодействие в работе 1

Навыки организации собственной познавательной деятельности

Посещает курсы повышения квалификации, часы/год 3
Проходит профессиональную переподготовку 5
Получает ученую степень 5
Участвует в профессиональных конкурсах 4
Инициативность Выполняет задания сверх перспективного плана работы. Количество выдвинутых инноваций, предложений с целью увеличить эффективность деятельности и пр. 3

Таблица 2

Также читайте

статью С.В. Чернова «Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта».

  • провести исследовательские социально-психологические и социально-экономические работы, которые выявят влияние данной системы оценки на психологический климат коллектива, их мотивацию, качество предоставляемых услуг.

1 Чеботарева С.В. Психологические условия развития профессиональной компетентности студентов специальности «Психология»: Дисс. … канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 2009. 244 с.>>Вернуться в текст

2 В настоящее время в Москве данные центры реорганизованы. Вместо них образован единый Городской психолого-педагогический центр ДОгМ.>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психопрофилактика

Проект «Неделя физического и психического здоровья»

Ольга Казанцева

Динара Назмутдинова
педагоги-психологи МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48» города Томска

Наталия Иксанова

Светлана Попова
инструкторы по физической культуре МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48» города Томска

Чтобы решать задачи, которые ставит ФГОС ДО: охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, — создайте условия для совместной деятельности воспитанников, родителей и педагогов, например, с помощью проекта «Неделя физического и психического здоровья». Предлагаем опыт педагогов томского детского сада — авторов данного проекта.

Воспитать ценностное отношение к собственному здоровью у детей, родителей и педагогов — цель проекта.

Задачи проекта:

  • закрепить представления о правилах здорового образа жизни
  • объединить детей, родителей и педагогов в стремлении вести здоровый образ жизни;
  • создать положительный эмоциональный настрой.

Участники: воспитанники младших, средних, старших и подготовительных групп; педагоги; родители.

Алгоритм предварительной работы

1) Создайте инициативную группу. Составьте план мероприятий и определите ответственных, которые будут отвечать за разработку и проведение мероприятий, подбор спортивного инвентаря (инструктор по физической культуре), музыкального сопровождения (музыкальный работник) и т. п.

2) Продумайте оформление помещений ДОО. Например, это могут быть картинки-мотиваторы или тематические стенгазеты:

  • «Здоровые привычки в нашей семье»;
  • «Самый счастливый день нашей семьи»;
  • «Что такое радость?»;
  • «Будь здоров без докторов!»;
  • «Что поможет “зарядиться”?»;
  • «Поделись улыбкою своей»;
  • «Наша семья радуется, когда…».

3) Продумайте содержание предварительной работы с детьми каждой группы — это может быть рассматривание рисунков и фотографий (например, по темам — «Гигиена», «Питание», «Строение тела»); знакомство с литературными произведениями, в которых отражены вопросы сохранения здоровья; тематические беседы и дидактические игры; разучивание стихов; изготовление эмблем для команд.

4) Ознакомьте педагогический коллектив с планом мероприятий (таблица). Оформите помещения ДОО.

5) Расскажите родителям о реализации проекта и пригласите их к участию в мероприятиях.

Скачать план мероприяти в рdf

План мероприятий Недели физического и психического здоровья

Мероприятие Целевая аудитория Цель Ответственный

Ежедневные мероприятия

Артикуляционная гимнастика «Здоровый язычок» Воспитанники всех групп Профилактика нарушений звукопроизношения Учителя-логопеды
Слушание песен к любимым сказкам, мультфильмам Воспитанники всех групп Создать положительную установку на режимные моменты Воспитатели
Зарядка позитивного мышления Воспитанники старших и подготовительных групп Создать положительный эмоциональный фон в группах. Укрепить уверенность в себе и своих силах, повысить самооценку Педагог-психолог, воспитатели
Беседы о здоровом образе жизни Воспитанники всех групп Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни Воспитатели
Акция «Панорама добрых дел» Воспитанники старших и подготовительных групп Развивать социальный и эмоциональный интеллект Воспитатели

Понедельник

Открытие Недели физического и психического здоровья Воспитанники всех групп Актуализировать вопросы профилактики заболеваний физического и психического здоровья Инструктор по физической культуре, педагог-психолог
Психологическая игра «Радуга настроений» Родители, дети, педагоги Изучить эмоциональное состояние взрослых и детей в детском саду Педагог-психолог
Психологическая акция «Забор психологической разгрузки» Родители, педагоги Выразить разные эмоции Педагог-психолог
Викторина «Мой любимый детский сад» Воспитанники старших групп Развить внимание, память, быстроту реакции. Сформировать положительный образ детского сада Педагог-психолог
Акция «Мудрая мысль на каждый день» (выбираем афоризм) Родители, педагоги Формировать положительные установки с опорой на философские суждения Педагог-психолог
Психологическая игра «Тайный друг» Педагоги Способствовать психологической разгрузке. Повысить позитивный эмоциональный тонус Педагог-психолог
Анкетирование «Подвижные игры моего детства» Родители воспитанников старших групп Вспомнить подвижные игры из детства, чтобы использовать их в спортивном развлечении для детей и родителей Педагог-психолог
Встреча в семейной гостиной «Успешный родитель». Тема: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Родители Скорректировать детско-родительские отношения с помощью сказкотерапии Педагог-психолог

Вторник

Спортивно-игровое развлечение «Будь здоров!» Воспитанники подготовительных групп Укрепить здоровье, развить потребность в разнообразных видах двигательной активности Инструктор по физической культуре
Коллективная работа «Наш детский сад» (оформление фрагмента) Дети и воспитатели всех групп Формировать положительную эмоциональную атмосферу в детском саду Воспитатели
Практикум «Такие разные дети» Младшие воспитатели Повысить психолого-педагогическую компетентность по вопросам взаимодействия с дошкольниками с учетом их индивидуальных психических особенностей Педагог-психолог
Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» Родители Формировать позитивное настроение Педагог-психолог
Оформление дверцы детской кабинки творческой страничкой Родители, воспитанники всех групп Формировать (поддерживать) у детей положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях Воспитатели
НОД по теме «Семья Божьих коровок» Родители и дети 2-й младшей группы Познакомить родителей с элементами игро- и арт-терапии Педагог-психолог, воспитатели

Среда

Выставки фотографий, рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы» Воспитанники средних, старших, подготовительных групп Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе групп Воспитатели
Акция «Поделись добром!» Воспитанники старших и подготовительных групп Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим Воспитатели
Выставки детских рисунков «Мы со спортом дружим!», «Моя дружная семья» Воспитанники подготовительных групп Развить художественное творчество Педагог дополнительного образования
Психологическая гостиная «Наполни смыслом каждое мгновенье» Педагоги Познакомить с методами, которые позволяют убрать неприятные эмоции максимально быстро и с минимальными усилиями Педагог-психолог
Анкетирование «Воспитание здорового ребенка» Родители воспитанников всех групп Определить уровень физического развития дошкольников. Приобщить детей к здоровому образу жизни в ДОО и семье Педагог-психолог
Семейный спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья!» Родители, воспитанники подготовительных групп Укрепить связь «семья — детский сад» в вопросах формирования здорового образа жизни Инструктор по физической культуре

Четверг

Викторина «Я — всезнайка!» Воспитанники подготовительных групп Развить внимание, память, быстроту реакции. Закрепить представления о здоровом образе жизни Инструктор по физической культуре
Развивающее занятие «Дружба»1 Воспитанники старших групп Развить личностные качества Педагог-психолог
Спортивно-игровое развлечение «В здоровом теле — здоровый дух!»2 Педагоги Сплотить педколлектив и снять психофизическое напряжение Инструктор по физической культуре, педагог-психолог
Спортивное развлечение «Подвижные игры из детства родителей» (на основе родительских анкет «Подвижные игры моего детства») Родители воспитанников старших групп Возродить и популяризировать детские подвижные игры прошлых лет Инструктор по физической культуре

Пятница

Коллективная работа «Наш детский сад» (объединение всех фрагментов в единую композицию) Дети и воспитатели всех групп Формировать положительную эмоциональную атмосферу в ДОО Воспитатели
Круглый стол Педагоги Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе физического и психического здоровья Педагог-психолог
Тренинг-игра «Педагоги и родители»1 Родители воспитанников 2-х младших групп, педагоги Обсудить стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОО Педагог-психолог
Итоговая фотовыставка Педагоги Представить эффективные формы работы Недели физического и психического здоровья Инструктор по физической культуре, педагог-психолог
Закрытие Недели физического и психического здоровья Воспитанники всех групп Создать предпосылки к эмоциональному усвоению социального опыта Инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели

1 Сценарий см.: Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2017. № 8.>>Вернуться в текст

После реализации проекта:

Приложение 1

Развивающее занятие «Дружба»

Цель: развить личностные качества у воспитанников старшей группы.

Задачи:

Развивать:

Формировать:

Ход занятия

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Ритуал приветствия

Дети сидят в кругу на стульях.

Педагог-психолог: Здравствуйте, друзья! Когда мы встречаемся с друзьями, мы здороваемся. Как мы можем поздороваться обычным способом?.. Я вам предлагаю сегодня поздороваться необычным способом. Для этого мы встанем. Если я хлопаю один раз — здороваемся друг с другом локтями, два раза — здороваемся друг с другом спинками, три раза — встаем на место. Нужно успеть поздороваться со всеми друзьями в группе.

(После окончания упражнения дети садятся на свои места).

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Игра «Менялки»

Проводится по принципу игры «Меняются местами те, кто…».

Задания: меняются местами те, кто…

Беседа по сказке

Педагог-психолог: Замечательно! Я вижу, что все вы любите сказки, а зайка сегодня тоже хочет вам рассказать сказку про своего друга — ежика Витю. Предлагаю сесть на пол поудобнее и послушать.

Сказка про ежика Витю

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты? — говорила Вите лиса.

— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, — бурчал медведь.

— Ты и по деревьям не прыгаешь и не скачешь ловко, — говорила белка Вите.

— Ты такой неуклюжий, ни попрыгать с тобой, ни побегать, — пищал зайка.

— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя, — провыл ему прямо в ухо волк.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?», — плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», — подумал он. Но несмотря на страх, Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг! — сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Потом они вместе варили варенье и сушили грибы. Ежик быстро поправлялся, ведь он был не одинок: теперь у него был настоящий друг.

Настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Скачать сказку в pdf

Педагог-психолог: Спасибо зайке за такую интересную и поучительную сказку. Ребята, а вам понравилось, как закончилась сказка?.. Легко жить одному без друга или друзей?.. А у вас есть настоящие друзья в группе, которые всегда придут на помощь, выслушают и не обидят?.. Вот и у зайки есть такие друзья (покажите изображение неба с тремя звездами: Ежик, Лиса, Я). Он всегда носит с собой вот такую открытку с именами своих друзей. Хотите, чтобы у вас были такие открытки?.. Предлагаю сесть за столы и сделать их своими руками.

Аппликация «Я и мои друзья»

На столах для каждого ребенка заранее разложите: облако, желтые квадратики с контурами звезд, ножницы, клей, карандаши, салфетки.

Педагог-психолог: Возьмите в руки желтые квадратики и вырежьте по контуру звездочки. Каждый напишите на звездочке имя своего друга и приклейте ее на облако. Вы можете вырезать несколько звездочек по количеству своих друзей в группе.

Примечание. Пока дети делают аппликации, включите песни о дружбе и сделайте комментарий: «Это непросто вырезать звездочку, но и дружить совсем непросто. Нужно научиться думать о других, научиться уступать, делиться, защищать, заботиться друг о друге, вместе радоваться и веселиться, а может, вместе иногда и погрустить».

По окончании работы все облака наклейте на небо.

Педагог-психолог: Посмотрите, друзья, какое звездное небо у нас получилось, сколько на небе звезд. Мы с зайкой желаем, чтобы ваши друзья были всегда рядом, радовались вместе с вами.

Блицигра «Да и нет»

Дети сидят в круге на стульях. Предложите им отвечать «да» или «нет»: «Дружба начинается, если… улыбнешься кому-то (защищаешь кого-то, рвешь яблоки из чужого сада с кем-то, делишься игрушками с кем-то, подставишь подножку кому-то, помогаешь отремонтировать машинку, плюешься жвачкой, толкаешься, дерешься, говоришь вежливые слова)?»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Рефлексия

Педагог-психолог: Расскажите, какие впечатления вы унесете с собой, что интересного для вас было сегодня на занятии:

Приложение 2

Спортивно-игровое развлечение для педагогов «В здоровом теле — здоровый дух!»

Материалы и оборудование: заготовки со словами разных песен; гимнастические палки на каждого участника; листы бумаги, цветные карандаши, изображение домового на двух ватманах, одно из которых надо разрезать на несколько частей, заготовки для чайной церемонии на отдельных листочках «40 дел на осень».

Ход мероприятия

ЧАСТЬ I. СПОРТИВНАЯ

Предложите коллективу разделиться на две команды, придумать название, речевку и представить команду. Все задания выполняются в командах.

Игра «Гвалт»

Раздайте участникам слова песни, либо четверостишия. Задача — разделить слова между собой и одновременно по команде произнести каждый свое слово. Другая команда должна отгадать, что это за песня или четверостишие.

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Упражнение «Мой портрет»

Предложите участникам нарисовать свои портреты и подписать их. Затем попросите передавать работы по кругу. Тот, кто получил портрет, пишет на нем то качество личности, характера, которое он ценит в этом человеке. В завершение упражнения предложите участникам поделиться впечатлениями — какое качество им понравилось больше всего, какое удивило и т. д.

Упражнение «Домовой»

Прочитайте участникам историю о домовом.

Далее предложите им создать домового детского сада, для того чтобы он охранял свои владения от негативных чар.

Для этого участники делятся на несколько подгрупп, выбирают одну из частей разрезанного изображения домового и украшают ее с помощью различных материалов (пуговиц, цветной бумаги, шерстяных ниток
и т. д.).

Затем попросите все элементы приклеить на основу и придумать имя домовому.

ЧАСТЬ III. ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

На этом этапе устройте чаепитие и за чашкой полезного травяного чая предложите участникам отгадать загадки о здоровье и вытащить карточку из шутливого списка «40 дел на осень». Карточки сверните в трубочки, свяжите ленточками и сложите в круглую вазу.

Примеры загадок:
1) Я шагаю по квартире,
Приседаю: три-четыре.
И уверен твердо я —
С нею ждет успех меня.

2) Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно правильно дышать.
Здесь поможет нам сноровка,
Упражненье, тренировка.

3) Никогда не заболею,
Если тело разогрею,
И холодная вода
Мне, ребята, не страшна.

4) Зимой в воде холодной
Купаться не боюсь,
Я только здоровее, ребята,
Становлюсь.

5) Настежь форточку открою,
Чистый воздух нужен мне.
Летом нужен и зимою,
Взрослым всем и детворе.

6) Чтобы сил тебе хватало
Бегать, прыгать и играть,
В самый полдень на кроватку
Нужно лечь и отдыхать.

7) Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками.

8) В новой стене
В круглом окне
Днем стекло пробито
На ночь вставлено.

9) Солнца жаркие лучи
Летом очень горячи.
Чтоб здоровым, крепким быть,
Нужно с солнышком дружить,
В лучах его купаться,
Бегать, прыгать, закаляться.

Ответы: 1) Зарядка. 2) Дыхательная гимнастика. 3) Обтирание. 4) Закаливание. 5) Проветривание.
6) Тихий час. 7) Рюкзак. 8) Прорубь. 9) Солнечные ванны.

Примерное содержание карточек «40 дел на осень»

1. Провести утро в кофейне с книжкой, у окошка, в идеале — в дождь.

2. Дойти до школы, в которой учился, постоять в сторонке во время линейки и вспомнить детство.

3. Поваляться в листьях.

4. Торжественно убрать летние вещи в уютную коробку, достать зимние и с помпой водрузить на вешалку. Вещи, которые не были надеты этим летом ни разу, отдать даром.

5. Съездить на выходных на берег реки с палаткой, выйти на рассвете в туман, озябнуть и согреться горячим чаем.

6. Разобрать летние фотографии. Распечатать лучшие, повесить на стену и любоваться.

7. Побродить по городу в резиновых сапогах и с огромным зонтом во время дождя.

8. Составить плей-лист осени. (Подборка видео и аудиоконтента — песен, инструментальных композиций, телепередач. — Прим. ред.)

9. Посадить в горшочек розмарин и шалфей, чтобы напоминали о лете.

10. Закопать клад, пока земля не застыла. Запомнить место (например, нарисовать карту), а весной добыть его.

11. Набрать много-много желудей и орехов «на потом», чтобы, когда будет холодно и печально, вынести их в лес (парк) и дать сойкам задание рассадить все это богатство по тайным местам. Через двадцать-тридцать лет вырастет настоящий бор.

12. Сшить лоскутное одеяло мышкам.

13. Купить чай с корицей и гвоздикой, заварить его в термосе и устроить осеннее чаепитие в лесу.

14. Купить на ярмарке гречишного и белого меда.

15. Полюбоваться гроздьями калины и собрать букет вереска.

16. Проверить, вырос ли белый гриб под моим заветным деревом в лесу.

17. Набрать для зимнего творчества шишек, желудей, листьев, каштанов, мха, веточек и палочек.

18. Сфотографировать осеннюю спящую карусель с лошадками.

19. Навестить в парке платан, гледичию, лиственницу, тамарикс и лжетсугу. Собрать для гербария их семена и плоды.

20. Написать сказку.

Скачать содержание карточек в pdf

Вернуться в текст

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Доступен дополнительный сервис «Памятки» для педагогов и родителей.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психопрофилактика

Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога»

Оксана Гатина
педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24 “Улыбка”», город Чайковский, Пермский край

В конце учебного года педагоги пожаловались на усталость? Чувствуете эмоциональное напряжение в педагогическом коллективе? Предложите воспитателям пройти практикум психологической разгрузки. Он не отнимет много времени на подготовку.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность его профессиональной деятельности, повышают конфликтность во взаимоотношениях с родителями и коллегами, способствуют возникновению и закреплению негативных черт характера, которые разрушают психическое здоровье и провоцируют психосоматические заболевания.

К концу учебного года утомление, физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое состояние на положительное?

Проведите практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога», который содержит элементы тренинга. Вы поможете воспитателям справиться с усталостью и научите их приемам саморегуляции.

Приложение

Конспект практикума с элементами тренинга «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»

Цели:

Задачи:

Количество человек в группе: 10–16 (желательно четное число участников).

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Музыкальное сопровождение: шум моря, спокойная и веселая музыка.

Ход практикума

I. Приветствие

Объявите педагогам тему практикума, объясните особенности предстоящей формы работы, совместно с участниками примите правила работы. Во время обсуждения правил дайте возможность высказаться всем желающим, выслушайте все предложения и замечания. Если кого-то из участников группы правила не устраивают, он должен принять решение — признать их и следовать им во время работы группы или не начинать занятие совсем. Выработанные правила запишите на большом листе бумаги и вывесите.

Упражнение «Солнышко»

Участники рисуют на бумаге солнышко с лучиками, затем солнышки прикрепляют на спины. Задача — написать на лучиках положительное об авторе. Важно, чтобы каждый участник оставил свое послание на каждом солнышке. В конце упражнения педагоги снимают свои рисунки и изучают то, что им написали.

Рисунок «Хорошее настроение», аппликация «Подарок себе»

Участники делятся на команды. Каждой команде дайте задание — нарисовать рисунок или сделать аппликацию. После завершения работы каждая команда представляет результат творчества.

Упражнение «Зоопарк»

Участники садятся по кругу.

Инструкция педагога-психолога: Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, кто какое животное назовет… Теперь запомним ритм, с которым мы будем выполнять упражнение — два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям. Ритм буду задавать я. Тот, кого я назову, должен хлопнуть два раза в ладоши и назвать выбранное им животное, затем хлопнуть два раза по коленям и назвать животное того участника, которому он передает ход. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будьте очень внимательны, так как те, кто ошибется, получит дополнительное задание: вместо того чтобы назвать свое животное, он, хлопая в ладоши, должен будет издать характерный для данного животного звук. Остальные участники с этого момента, обращаясь к нему, воспроизводят этот звук.

В процессе выполнения упражнения постепенно увеличивайте темп.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.

Упражнение «Покачивание»

Разбейте участников на пары. Первый участник обхватывает второго сзади за плечи, второй максимально расслабляется, закрывает глаза. Первый покачивает его под спокойную музыку. Затем участники меняются ролями.

Упражнение «Дождь»

Предложите участникам встать в круг и повторить за вами движения:

Далее все движения повторить в обратном порядке.

Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут «разговорить» педагогов и выяснить их актуальные потребности и трудности.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, которые изображают людей, их взаимодействие, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные образы — наглядные метафоры ценностей, страхов, желаний человека. Они ассоциативно связаны с его внутренним опытом. Некоторые колоды содержат слова или изображения и отдельно карты со словами к ним.

Метафорические ассоциативные карты широко применяются в консультировании, коррекционной, профилактической, профориентационной работе, в арт-терапии с детьми и взрослыми, в групповой и индивидуальной форме. Вы можете использовать их еще и как дополнительный метод при психологической диагностике, сочетая с любыми тестами в зависимости от проблемы.

Цели тренинга:

Количество человек: 8–10.

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Материалы: набор метафорических ассоциативных карт «Дерево как образ человека» Г. Кац,
Е. Мухаматулиной (включает 80 карт с изображениями и 32 карты со словами); набор позитивных карт-картинок (можно составить из разных колод); листы А4, цветные карандаши, краски; набор камешков марблс.

Музыкальное сопровождение: звуки леса.

Комментарий. Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характерах, жизненном цикле, среде и условиях обитания. Даже во внешности есть сходства: ствол — это тело, ветви — руки, корни — ноги, крона — волосы, кора — кожа.

В культуре различных народов можно обнаружить схожие и взаимодополняющие архетипические образы Древа. Античные мифы сохранили память о похищении Гераклом золотых яблок из сада Гесперид. В русских сказках добыча молодильных яблочек — распространенный сюжет. Саги рассказывают, что северный бог Один с целью постичь руны принес себя самого в жертву, девять суток провисев на стволе Мирового древа — ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьем. Согласно библейскому мифу история человечества началась с того, что Ева отведала яблоко с Древа познания Добра и Зла. Обратим внимание, что все приведенные сюжеты — описание обрядов перехода, целью которых было обретение новой идентичности.

Образ дерева люди часто используют для того, чтобы метафорически донести до других особенности своего состояния.

Данная метафора — огромное поле для размышления о человеке вообще и о себе в частности: каким я вижу себя, как оцениваю, как чувствую себя в данный момент, какими силами располагаю.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.113 с.)