Тема 1. Введение в курс административного права. Предмет, метод, система административного права как отрасли права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в курс административного права. Предмет, метод, система административного права как отрасли права



Юридический институт

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

____________ В.Д. Потапов

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Административное право [1]

 

Специальность

40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

 

Специализация «Государственно-правовая»

 

 

Сыктывкар – 2019


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, целями (миссией) и задачами ОПОП ВО по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности.

Авторы: Черкасов К.В., д.ю.н., доцент;

Федорова И.В., ст. преподаватель

 

 

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол от «20» июня 2019 г. № 13.

 

 

Заведующий кафедрой                                                   __________ И.С. Чалых

 

Руководитель основной профессиональной  

образовательной программы                              _________

 


1. Цель и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины «Административное право» состоит в формировании у студентов целостного понимания назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умения ориентироваться в общей системе норм административного права при решении конкретных практических задач.

Задачи дисциплины:

- освоение методик поиска необходимой информации, формирования источниковой и библиографической базы, понятийного аппарата для обеспечения их юридически грамотного использования в изучаемой области общественных отношений;

- творческое осмысление материала, выработка на основе полученных знаний собственного личностного видения сущности правового регулирования происходящих в государстве управленческих процессов, что обуславливает возможность их понимания;

- удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятельном более глубоком изучении предмета административного права, выявление и попытка разрешения имеющихся проблем правового регулирования организации и деятельности исполнительной власти;

- изучение вопросов административно-правового регулирования с учетом современных условий и развивающихся на их фоне тенденций; анализ становления и развития соотношения сфер государственного и негосударственного управления; выявление проблем применения методов убеждения и принуждения, особенностей административно-правового статуса субъектов административного права и процесса; изучение взаимосвязи и разграничения таких понятий, как государственное регулирование и управление; выявление специфики административно-правовых отношений в различных сферах государственного управления.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО

Дисциплина «Административное право» относится к числу дисциплин базовой части ОПОП подготовки обучающихся по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. Общенаучной основой изучения дисциплины «Административное право» являются дисциплины «Философия», «Политология», «Социология» и др. Студенты должны уметь применять полученные в процессе их изучения знания, включая общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Знания по дисциплине «Профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки административно-правовых фактов, явлений и процессов с этической точки зрения. Кроме того, до начала занятий по административному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию. Теоретико-правовой основой изучения дисциплины «Административное право» служат дисциплины «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». «Входными» знаниями, необходимыми для овладения умениями и навыками практической деятельности в области административного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; механизм государства и система органов публичной власти; юридическая техника. Важное значение имеет знание законов логики и умение их применять в конкретных административно-правовых ситуациях. Результаты освоения дисциплины лежат в основе изучения таких дисциплин, как: «Административно-процессуальное право», «Финансовое право», «Таможенное право», «Государственная служба», «Налоговое право» и др., а также успешного прохождения производственной, в т.ч. преддипломной, практики.

 

3. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Содержание и шифр компетенции

Планируемые результаты обучения

знать уметь владеть
ОК-3 – способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах Основные политические, социальные и экономические процессы; базовые понятия общественных наук; объективные основы функционирования общества Использовать понятийный аппарат общественных наук для описания политических, социальных и экономических процессов Навыками установления причинно-следственных связей между политическими, социальными и экономическими процессами в обществе
ОК-8 – способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения Функции решения в методологии и организации процесса управления; типологию управленческих решений; констатацию проблем и задач; модели, методологию и организацию процесса разработки управленческого решения Определять причины возникновения проблем; определять адекватные методы обоснования решений по проблемам и задачам; определять рациональные формы коллегиальности в процессе принятия решений Приемами разработки альтернатив управленческих решений; инструментарием различных способов оценок вариантов решений (в условиях определённости, риска, неопределённости); способностью разрабатывать управленческие акты; приемами реализации решений
ОПК-2 – способность реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности Основные источники системы российского права, их соотношение по юридической силе; значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, профильного законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права; формы реализации права Соотносить нормы национального законодательства и международного права; правильно определять правовые акты, подлежащие применению в профильной сфере правового регулирования общественных отношений; использовать на практике все формы реализации права Навыками принятия правовых решений в соответствии с международными принципами и нормами, законодательством Российской Федерации и ее субъектов, иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету фокусной отрасли права; навыками реализации правовых в профессиональной деятельности
ПК-2 – способность юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства Понятие и сущность юридической квалификации противоправных действий, фактов, событий и обстоятельств, в т.ч. угрожающих национальной безопасности Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; проводить юридическую квалификацию фактов, событий и обстоятельств в контексте противоправных действий Способами и методами юридически правильной квалификации фактов, событий и обстоятельств; навыками правовой оценки фактов, событий и обстоятельств, имеющих юридическое значение
ПК-3 – способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации Иметь системное представление о понятии, содержании, значении, принципах законности; знать основные гарантии соблюдения принципа законности субъектами правоотношений; основные положения отраслевого законодательства, сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях российского права Руководствоваться принципом законности в процессе юридической деятельности Навыками осуществления профессиональной деятельности в соответствии с принципом законности
ПК-4 – способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности Понимать сущность, специфику и значение реализации права как разновидности правового воздействия; знать основные формы реализации права; понимать содержание, сущность и признаки правоприменения как формы реализации права; знать основные этапы правоприменения и их особенности; понимать значение правоприменительного акта; иметь четкое представление о правоотношении, его признаках, структуре и видах; о понятии и видах юридических фактов, фактических составах Определять необходимые в конкретной правовой ситуации формы реализации права в процессе юридической практики; понимать правоприменение как процесс и как конечный результат; квалифицированно анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, оперируя при этом общими правовыми понятиями и категориями Навыками реализации разных видов правовых норм; осуществления разных форм реализации права в ситуациях, воспроизводящих профессиональную деятельность

4. Объем и содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

4.1.Общая трудоемкость дисциплины: 8 зачетных единиц, 288 часов.

4.2. Содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Административное право» (программа курса)

 

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Общая часть

1. Тема 1. Введение в курс административного права. Предмет, метод, система административного права как отрасли права ОК-3,8; ОПК-2 1 1   13 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, доклад/презентация
2. Тема 2. Административно-правовые нормы и их источники ОК-3; ОПК-2; ПК-4 1 1   13 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, доклад/презентация, аналитические задания
3. Тема 3. Административно-правовые отношения ОК-3; ОПК-2; 1 1   13 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, доклад/презентация, ролевая игра
4. Тема 4. Граждане как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
5. Тема 5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
6. Тема 6. Государственная служба в Российской Федерации ОК-3,8; ОПК-2; ПК-3,4   1   13 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, аналитические задания
7. Тема 7. Органы местного самоуправления и их должностные лица как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, тесты, доклад/презентация
8. Тема 8. Организации как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
9. Тема 9. Административно-правовые формы и методы государственного управления ОК-8; ОПК-2; ПК-3 1 1   13 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
10. Тема 10. Законность в государственном управлении ОК-3,8; ОПК-2; ПК-2,3,4   1   13 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
      4 10   130 144 Контрольная работа, Зачет

Особенная часть

1. Тема 1. Административное правонарушение и административная ответственность ОК-8; ОПК-2; ПК-2,3,4 1 2   18 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация, проектирование правоприменительных документов
2. Тема 2. Основы административно-процессуальной деятельности ОПК-2; ПК-2, 3,4 1 2   18 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
3. Тема 3. Основы производства по делам об административных правонарушениях ОПК-2; ПК-2, 3,4   2   18 20 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, аналитические задания, деловая игра
4. Тема 4. Административно-правовая организация государственного управления (межотраслевое управление) ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4 1 2   18 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, презентация
5. Тема 5. Административно-правовое обеспечение государственного управления в сфере экономики и финансов ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4   2   18 20 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи
6. Тема 6. Административно-правовое обеспечение государственного управления в социально-культурной сфере ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4   2   18 20 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи
7. Тема 7. Административно-правовое обеспечение государственного управления в административно-политической сфере ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4 1 2   18 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
      4 14   126 144 Контрольная работа, Курсовая работа, Экзамен

ИТОГО

  8 24   256 288  

 

4.3.2. Тематический план дисциплины (заочная форма обучения, ускоренная)

Раздел (тема) дисциплины

Компетенции

Виды учебной работы

(включая самостоятельную

работу студентов) и ее

трудоемкость (в часах)

Оценочные средства

Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа Всего

Общая часть

1. Тема 1. Введение в курс административного права. Предмет, метод, система административного права как отрасли права ОК-3,8; ОПК-2 1 1   13 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, доклад/презентация
2. Тема 2. Административно-правовые нормы и их источники ОК-3; ОПК-2; ПК-4 1     14 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, доклад/презентация, аналитические задания
3. Тема 3. Административно-правовые отношения ОК-3; ОПК-2; 1 1   13 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, доклад/презентация, ролевая игра
4. Тема 4. Граждане как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
5. Тема 5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
6. Тема 6. Государственная служба в Российской Федерации ОК-3,8; ОПК-2; ПК-3,4       14 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, аналитические задания
7. Тема 7. Органы местного самоуправления и их должностные лица как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, тесты, доклад/презентация
8. Тема 8. Организации как субъекты административного права ОК-3; ОПК-2; ПК-3   1   13 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
9. Тема 9. Административно-правовые формы и методы государственного управления ОК-8; ОПК-2; ПК-3 1 1   13 15 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
10. Тема 10. Законность в государственном управлении ОК-3,8; ОПК-2; ПК-2,3,4   1   13 14 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
      4 8   132 144 Контрольная работа, Зачет

Особенная часть

1. Тема 1. Административное правонарушение и административная ответственность ОК-8; ОПК-2; ПК-2,3,4 1 1   19 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация, проектирование правоприменительных документов
2. Тема 2. Основы административно-процессуальной деятельности ОПК-2; ПК-2, 3,4   1   19 20 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
3. Тема 3. Основы производства по делам об административных правонарушениях ОПК-2; ПК-2, 3,4   1   20 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, аналитические задания, деловая игра
4. Тема 4. Административно-правовая организация государственного управления (межотраслевое управление) ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4 1 1   19 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, презентация
5. Тема 5. Административно-правовое обеспечение государственного управления в сфере экономики и финансов ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4   1   19 20 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи
6. Тема 6. Административно-правовое обеспечение государственного управления в социально-культурной сфере ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4   1   19 20 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи
7. Тема 7. Административно-правовое обеспечение государственного управления в административно-политической сфере ОК-8; ОПК-2; ПК-3,4   2   19 21 устный опрос, схемы/таблицы, тесты, кейс-задачи, доклад/презентация
      2 8   134 144 Контрольная работа, Курсовая работа, Экзамен

ИТОГО

  8 24   256 288  

5. О ценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

В качестве оценочных средств в процессе текущего контроля используются: устный опрос (вопросы), групповая дискуссия по проблематике, работа в малых группах, тестирование, презентации, доклады по тематике дисциплины, ситуационные задачи (кейсы), деловая/ролевая игра, подготовка проектов правоприменительных документов, «круглый стол» и др.

В качестве оценочных средств в процессе промежуточного контроля (зачет, экзамен) используются устный опрос (вопросы), тестирование, а также субсидиарно-бонусная система, позволяющая учитывать посещаемость и активность обучающихся на практических и семинарских занятиях.

 

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1. Административное право России: учебник / ред. В.Я. Кикоть, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 759 с.; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru

2. Братановский, С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский, А.А. Мамедов. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 543 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

Дополнительная литература:

1. Административная ответственность: учебное пособие / Н.В. Румянцев, А.И. Стахов, С.Н. Бочаров и др.; ред. А.И. Стахов, Н.В. Румянцев. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 248 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

2. Административное судопроизводство: учебник / под ред. В.В. Яркова; Уральский государственный юридический университет. - Москва: Статут, 2016. - 560 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

3. Административный процесс: учебное пособие / В.В. Волкова, Е.В. Хахалева, И.Б. Кардашова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 175 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

4. Актуальные проблемы административного права и процесса: учебник / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.М. Кононов и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 495 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

5. Зеленцов, А.Б. Административная юстиция. Общая часть. Теория судебного административного права: учебное пособие / А.Б. Зеленцов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 399 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

6. Зеленцов, А.Б. Судебное административное право: учебник / А.Б. Зеленцов, О.А. Ястребов. - Москва: Статут, 2017. - 768 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

7. Козырев, М.С. Принятие и исполнение государственных решений / М.С. Козырев. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 318 с. – URL: http://biblioclub.ru/i

8. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / под ред. В.В. Ярковой; Уральский государственный юридический университет. - Москва: Статут, 2016. - 1295 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный): с практическими разъяcнениями официальных органов и постатейными материалами / авт. коммент. В.С. Чижевский; сост. В.С. Чижевский. - 17-е изд., перераб. и доп. - Москва: Книжный мир, 2014. - 1152 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

10. Костенников, М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: учебное пособие / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 127 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

11. Кострюк П.Е. Административное пресечение как мера административного принуждения. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 164 с. - То же: [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru

12. Пантелеев, В.Ю. Проблемы повышения эффективности применения административного законодательства в профилактике правонарушений: монография / В.Ю. Пантелеев. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 331 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru  

13. Патова Е.М. Государственная служба [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е. М. Патова, Л. А. Казакова. - Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. - 105 с. - URL: http://mp.syktsu.ru/megapro/Web

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методика изучения административного права традиционна и включает в себя проведение лекционных, практических и семинарских занятий, лекционно-практических занятий, а также самостоятельную работу студентов. Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для соответствующих форм обучения. При этом основной объем аудиторной работы приходится на семинарские и практические занятия.

Цель семинарских (практических) занятий – на основе получения знаний добиться понимания получаемого результата в прикладном аспекте, для возможности дальнейшего использования в практической деятельности юриста.

Задачи семинарских (практических) занятий – проработка вопросов курса административного права, закрепление и углубление знаний по конкретным темам, получение навыков профессионального и социального общения, привитие культуры диалога, предоставление студентам возможности самовыражения с необходимой по ситуации корректировкой их поведения, а также контроль уровня усвоения материала обучающимися.

При изучении дисциплины «Административное право» обучаемый должен освоить все темы, предусмотренные рабочей программой, подготовить посредством самостоятельной работы ответы на вопросы семинарского (практического) занятия, выполнить иные предусмотренные программой задания.

Изучение дисциплины необходимо начать с уяснения конституционных принципов организации и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации. Важно уметь раскрыть содержание основных принципов государственного управления, их отражение в законодательстве Российской Федерации. Следует понять специфику реализации этих принципов на современном этапе.

Понятия государственного управления и исполнительной власти являются основополагающими в курсе административного права, поэтому с них начинается его освоение, предмета и методов правового регулирования. Студенты должны четко уяснить и уметь отграничивать административно-правовые отношения от правовых отношений, складывающихся в иных сферах правоотношений – гражданско-правовой, трудовой и др.

Большое внимание отводится для уяснения статуса субъектов административного права и участников административно-правовых отношений. Отдельные семинарские занятия посвящены изучению особенной части административного права.

Для решения поставленных задач на занятиях используются элементы ролевых игр, имитация поведения субъектов управления и управляемых объектов в административно-правовых отношениях, анализ конкретных ситуаций, а также метод наблюдения студентов за дискуссией с последующей оценкой ее результатов с их стороны.

Постоянное и непрерывное совершенствование норм административного права и складывающихся в их пределах общественных отношений предопределяет необходимость усиления познавательной активности студентов, их нацеленность на самостоятельный поиск принятых и принимаемых нормативных правовых актов, включая изучение дополнительной информации по принятию федеральных законов (разработке законопроектов).

Этому способствует широкий выбор и доступность учебной, научной литературы и нормативных правовых актов. Подобный подход позволит студентам не просто расширять свои познания, но и глубже осваивать привлекательные с точки зрения будущей профессиональной ориентации направления в изучаемой дисциплине.

Для полноценной подготовки вопросов к семинарскому (практическому) занятию студенты должны уметь работать с первоисточниками – нормативными (правовыми) актами, профессионально и грамотно излагать полученные знания как в письменном виде, так и устно при ответах, докладах, дискуссиях на семинарах и при осуществлении других форм контроля знаний студентов. Рекомендуемые для изучения нормативные правовые акты должны использоваться в актуальной редакции.

Цель проведения аудиторных занятий по курсу «Административное право» – формирование теоретических знаний и практических навыков у студентов по выбранному направлению подготовки. По окончании курса студенты должны уметь: анализировать учебную литературу, нормативные правовые акты, научные публикации, материалы судебной практики в административно-правовой сфере. Студенты должны научиться профессионально вести дискуссию с аргументированным изложением своего мнения.

Самостоятельная работа студента может включать написание студентами различного рода опорных конспектов по научным работам российских ученых, подготовку докладов, рефератов по наиболее проблемным вопросам административного права, оценку и проблемный анализ действующих нормативных правовых актов, составление процессуальных документов, подбор дополнительного материала по теме, анализ и подбор решений проблемных административно-правовых ситуаций.

В процессе написания рефератов по предложенным темам студенты должны научиться самостоятельно осваивать вопросы, которые в силу ограниченности количества аудиторных часов курса не были разобраны на семинарских (практических) занятиях. Целям осуществления контроля и проверки качества усвоения предложенных вопросов студентами служат краткие доклады по написанным рефератам, во время которых студенты приобретают еще один полезный навык для своей будущей специальности – умение в кратком виде, но содержательно изложить свой вопрос.

При этом доклад представляет собой анализ с изложением точки зрения студента по рассматриваемому вопросу, реферат – более подробное исследование, с проблемным анализом, приведением различных позиций, доклад – еще более глубокой проработкой материала, обязательным изложением собственного видения проблемы. Текст – не более 4-5 страниц; доклад рассчитывается на 8-10 минут выступления.

При изучении дисциплины «Административное право» используются также следующие виды самостоятельной работы студентов: проработка вопросов, предложенных для обсуждения, тесты, анализ нормативных правовых актов, решение ситуационных задач, составление процессуальных документов, подготовка к тематическим дискуссиям, «круглым столам», студенческим конференциям.

Одним из эффективных способов освоения курса конституционного права является самостоятельное решение ситуационных юридических задач с последующим аудиторным обсуждением полученных результатов. Обязательным условием решения задач является их развернутая аргументация. При наличии в условии задачи нескольких вариантов ответа следует проанализировать каждый из них (привести аргументы в его поддержку или опровержение). При решении ситуационных задач следует определить сферу общественных отношений, которую затрагивает условие задачи; подобрать источник административного права, в предмет регулирования которого входит рассматриваемая сфера общественных отношений. В процессе формулирования итогового решения задачи следует привести аргументы в его поддержку – в форме ссылок на конкретные нормы (статьи) законодательных и (или) подзаконных актов. При этом необходимо знать содержание указанных норм и уметь оперировать соответствующими положениями. Решение задачи оценивается совокупно – по критериям логичности построения аргументации и правильности применения нормы права (их совокупности). В зависимости от характера и условий задачи решение может предполагать один или несколько верных ответов.

Занятия по некоторым наиболее сложным или проблемным темам могут проводиться с использованием методики «круглого стола». Этот вид занятий предполагает особые требования к самоподготовке студента. Эта методика включает в себя различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения конституционно-правовых проблем. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний. Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого и профессионального мышления, мотивировать познавательную деятельность, развить навыки свободного владения юридическим языком, точного оперирования научными формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Круглые столы в рамках изучения дисциплины в основном проводятся в форме проблемных и тематических семинаров. Накануне проблемного семинара студенты получают задание самостоятельно подобрать материал по наиболее сложным актуальным административно-правовым вопросам, вынесенным в плане практического занятия на «круглый стол». Студенты также сами могут отобрать и сформулировать проблемы по теме занятия, предварительно согласовав это с преподавателем. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем, различных способов их разрешения. Тематические семинары готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара выделяются существенные стороны темы или предлагается это сделать студентам. Студенты подбирают материал по этим вопросам, готовятся к дискуссиям по ним, отслеживают практические аспекты этих вопросов. Для подготовки к таким видам занятий кроме рекомендованных источников, необходимо использовать и самостоятельно собранный материал, выявлять теоретические и практические проблемы по выбранной тематике, рассматривать различные точки зрения на проблему, способы их разрешения. Особое внимание стоит уделять обоснованию своей позиции, готовиться аргументированно защищать ее. В рамках работы «круглого стола» определяются докладчики по вопросам (могут быть сформированы «рабочие группы»), все остальные участники выступают в роли оппонентов, которые должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса (но не по поводу мнений других участников). В конце занятия подводятся итоги обсуждения.

Общие рекомендации по освоению дисциплины «Административное право»

Подготовка к лекции студентами заключается в следующем:

- повторить материал предыдущей лекции, прочитав его повторно;

- ознакомиться с темой предстоящей лекции (в рабочей программе учебной дисциплины);

- ознакомиться с учебными материалами по фокусной теме в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины или с электронными ресурсами;

- записать возможные вопросы, которые можно будет задать лектору.

Подготовка к семинарским (практическим) занятиям:

- внимательно прочитать материал лекций относящихся и к данному занятию, ознакомиться с учебными материалами, включая электронные, в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины;

- подготовить развернутые ответы на вопросы, предложенные в рабочей программе дисциплины для обсуждения;

- выполнить задания, если они предусмотрены в письменной форме;

- понять, что осталось неясными, и постараться получить ответ заранее;

- готовиться к семинарским/практическим занятиям можно как индивидуально, так и в составе малой группы;

- рабочую программу учебной дисциплины необходимо использовать в качестве основного ориентира в организации обучения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.091 с.)