Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры для детей с признаками СДВГ

Поиск

Игры для детей с признаками СДВГ

           Упражнения на развитие навыков концентрации внимания и произвольности движений.

Найди отличие (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Гвалт (Е.В. Коротаева)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику – по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Три движения

Цель: развитие концентрации внимания.

Играть лучше группой. Водящий показывает движения: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуть перед собой на уровне груди; поднять руки вверх. Нужно попросить детей их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядок. Водящий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Дети должны показывать только те, которые соответствуют их номеру.

Фотограф

Вариант 1. Выбирают фотографа. Участники изображают групповую фотографию. Фотограф запоминает расположение и позы участников, после чего выходит за дверь. Дети меняют позы (не более четырех). Вернувшись, фотограф должен расставить всех по местам так, как было.

Вариант 2. Педагог просит несколько человек выйти за двери, а остальных детей - описать, во что был одет тот или иной ребёнок.

Считалочки-бормоталочки.

По просьбе воспитателя дети повторяют фра­зу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во вто­рой раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопро­вождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим об­разом:

Вариант 1

1. Идет - бычок - качается.

2. Идет - бычок - хлопок.

3. Идет - хлопок - хлопок.

4. Хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 2

1. Ехал - грека - через - реку.

2. Ехал - грека - через - хлопок.

3. Ехал - грека - хлопок - хлопок.

4. Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.

Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок. Вариант 3

1. Подарил - утенку - ежик - пару - ко­жаных - сапожек.

2. Подарил - утенку - ежик - пару - ко­жаных - хлопок.

3. Подарил - утенку - ежик - пару - хлопок - хлопок.

4. Подарил - утенку - ежик - хлопок - хлопок - хлопок.

5. Подарил - утенку - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

6. Подарил - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

7. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Что исчезло?

Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время педагог убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.

Нос — ухо — глаз.

Ведущий называет слово, а дети должны показать его.

При этом ведущий может «обманывать»: говорить «нос», а пока­зывать «ухо» и т.д.

Дети должны быть очень внимательными, чтобы показать слово верно.

Летает — не летает

В игре взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета.

Ребенок должен поднимать руки, если предмет летает, или опус­кает — если не летает.

Перед началом игры можно предупредить ребенка, что надо быть очень внимательным, т.к. вы можете его специально «обмануть».

Где чей домик?

Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.

Ребенок должен определить, где чей домик, не проводя каран­дашом по линиям.

Если задание для ребенка покажется сложным, разрешите ему сначала несколько раз выполнить задание, проводя карандашом по линиям, а затем попросите его справиться с заданием без «рисо­вания».

Найди героев передачи

На картинках с умело «спрятанными» в них изображениями героев детской передачи (Хрюша, Степашка, Филя) ребенку необ­ходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждого из «спрятанных» героев.

Выполнение задания предваряется такой инструкцией: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем спрятаны фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Кар- куши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

Найди отличия

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.

Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске или на листе какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничива­ется). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Смешанный лес

Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку и т.п.).

Выполнение задания предваряется такой инструкцией: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».

Съедобное - несъедобное

Дети сидят полукругом. Ведущий в центре с мячом. Ведущий произносит слова, обозначающие съедобные и несъедобные предметы и бросает мяч игрокам по очереди. Если предмет съедобный игрок должен поймать мяч, если несъедобный мяч не ловится.

Руки-ноги

Прыгать на месте, выполняя движения: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Повторять 5-6 раз.

Хамелеон

Педагог рассказывает, что хамелеон - это ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, где она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не обнаружили враги. Педагог спрашивает детей, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красно-кирпичной крыше, желтой соломе, черном камне, шахматной доске, спине жирафа? Дети должны отвечать быстро. Побеждает тот, кто быстрее ответит (допустит меньше ошибок).

Корректор

Для игры нужна старая книга, газета, журнал или буквы набранные на компьютере в произвольном порядке, где есть большие тексты. Педагог просит вычеркнуть в тексте какую-то одну букву. На выполнение задания дается 5-10 мин. После того, как дети выполнили задание, следует проверить текст и похвалить детей. Можно усложнить задание: попросить детей вычеркнуть не одну, а три буквы разными способами: подчеркнуть, обвести в кружок, зачеркнуть.

Ожившие игрушки

Педагог просит обучающихся представить, что они находятся в магазине игрушек. Игрушки оживают и начинают двигаться так, чтобы не разбудить сторожа. Задача - изобразить какую-нибудь игрушку. Игра проходит в абсолютной тишине. Педагог также должен угадать, кого изображают дети.

Ушки на макушке

Дети сидят на своих местах. Педагог договаривается с детьми, что сейчас он будет произносить разные слова, когда они услышат определенный звук (например, "с"), то должны встать с места. Если такого звука нет - оставаться на месте.

 

Слушай хлопки (М.И. Чистякова)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Кричалки – шепталки-молчалки (И.В. Шевцова)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона сделать сигналы – 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» – можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Слалом-гигант

Цель: развитие внимания и контроль двигательной активности.

Из стульев делают две параллельные «трассы слалома», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в двух направлениях спиной вперед. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

 

Гонка за лидером.

Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, то считается побежденным.

 

Запомни ритм.

Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2).

Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем - нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

Машинка.

По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные обозначения (два "квадрата", две "гармошки", один "квадрат").

 

Повтори за мной.

Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.

 

Шапка-невидимка.

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

 

 

Давайте поздороваемся.

По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Будь внимателен.

Дети свободно маршируют под музыку. В ходе игры ведущий дает команды, дети реализуют движение в соответствии с командой: «зайчики» прыжки с имитацией движений зайца; «лошадки» – удары ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом; «раки» дети пятятся, как раки; «птицы»– дети имитируют полет птицы; «аист» стоять на одной ноге; «лягушка» присесть и скакать вприсядку; «собачки» согнуть руки (собака служит) и лаять; «курочки» дети ходят, «ищут зерна», произносят «ко-ко-ко!»; «коровки» дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!».

Запрещенное движение.

       Вариант 1. Встать лицом к ведущему. Под музыку повторять движения, которые он показывает. Затем выбрать одно движение, которое запрещается выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто повторит, выходит из игры.

Вариант 2. Ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, нужно хлопнуть в ладоши.

Зашифрованное предложение

Сесть в круг, повторять за учителем короткие предложения для запоминания, например: "Дети играют во дворе". Зашифровать предложения, добавляя через каждый слог вставку "хве".

Четыре стихии.

По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Пожалуйста.

Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например «Король сказал», «Командир приказал».

"Да" и "Нет" не говори.

Цель: развивать произвольное внимание, тренирует беглость мышления

Вариант 1. Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)

 

Вариант2. Игра начинается со стиха:

«Что хотите, то берите,

Да и нет — не говорите,

Черного и белого не называйте,

О красном — не вспоминайте!

 Вы поедете на бал?.»

Говори!

Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

 

Послушай тишину.

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

Колпак мой треугольный.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если колпак не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (2 хлопка ладошкой по голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

Час тишины и час "можно".

Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.

Мяч в круге.

Цель: развивать умение распределять внимание.

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

Броуновское движение.

Цель: развивать умение распределять внимание.

Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.

 

Волейбол без мяча.

Цель: развивать умение распределять внимание.

Две команды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующих движений.

 

Чайничек с крышечкой.

Игроки, си­дя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:

 

Пар идет с дырочки, дырочка - в шишеч­ке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами.

Чайничек (вертикальные движения реб­рами ладоней).

Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком),

Шишечка - на крышечке (вертикаль­ные движения кулаками),

Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колеч­ки),

Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются. Гу-гу-гу!

Крышечка - на чайничке. И т.д.

Чужие колени.

Дети, сидя на стуль­ях, образуют тесный круг. Каждый участ­ник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим ус­ловием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям сосе­дей последовательно, не обгоняя друг дру­га. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих ко­ленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение тре­бует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, уча­стник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

Сантики-фантики-лимпопо.

Доб­роволец выходит за дверь. Его задача - угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого на­чинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участ­ники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фан­тики-лимпопо».

Примечание. Лучше, если дети будут по­вторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разга­данный» ведущий выходит за дверь.

Запаздывающие движения.

Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выпол­няет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спи­ной повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второ­го игрока. И т.д.

Когда первое движение ведущего дохо­дит до последнего играющего, ведущий меняется.

 

Мозаичные песни.

Цель: р азвивать наблюдательность и внимание.

Материал. Почтовые от­крытки с картинками в кон­вертах; ножницы; музыкаль­ные инструменты.

Открытки разре­заются на части, так чтобы их форма была не слишком сложной. Каждый ребенок по­лучает одну часть в конверте. По команде дети открывают конверты, пытаются как мож­но скорее определить, у кого часть той же открытки. Если дети правильно соберу т свою открытку, они поют песню и сопровождают ее игрой на му­зыкальных инструментах. Хо­рошо, если тема песни хотя бы косвенным образом связана с изображен нем на открытке.

Магазин зеркал.

Цель: развивать наблюдательность.

Дети делятся па две коман­ды: «зеркала» и «обезьянки». Обезьянки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожи­цы зеркала должны точно отразить их движения п выражения лиц. Затем дети- зеркала становятся в ряд, каждая обезьян­ка выбирает зеркало, подбегает к нему, кривляется, дурачится. Зеркало в точнос­ти копирует движения обезьянки. Взрос­лый следит за ходом игры и, если нужно, помогает детям.

Буратино.

Цель: развитие навыков двигательного контроля.

И. п.: стоя. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге.

Пчелка

Цель: развитие навыков двигательного контроля.

И. п.: стоя. Все участники "превращаются" в пчелок, которые "летают" и громко жужжат. По сигналу "Ночь" - пчелки садятся и замирают. "День" - снова летают и громко жужжат.

Передай мяч

Цель: снятие двигательного напряжения.

И. п.: стоя. Один участник встает перед всеми и бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч ребенок бросает его другому. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках у каждого ребенка.

Все наоборот.

Цель: снятие двигательного и эмоционального напряжения.

И. п.: стоя. Дети выбирают водящего (произносят считалочку). Водящий демонстрирует разные движения, остальные должны выполнять их наоборот.

Послушай тишину

Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Костер.

Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды учителя:

  • "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;
  • "руки замерзли" - протянуть руки к костру;
  • "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;
  • "искры полетели" - похлопать в ладоши;
  • "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.

Клубочек.

Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Волшебный ковер.

(Целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день в специально отведенное время.) Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нем вместе с ребенком и читают ему книжку, которую ребенок выбирает сам. Упражнение занимает от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Ребенок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы», но это занятие лучше не ограничивать во времени – его продолжительность должна определяться составлением картинки. Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием и всегда должны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока задача не будет решена.

 

Выполни задание.

Принеси стул

Игроки выполняют следующее задание – перенести с места на место стул:

• Как будто это мешок с золотом

• Наполненный до краев чан с водой

• Игрок идет по минному полю.

Живой прибор.

Эта игра выявляет талант к пародированию. Суть – как можно точнее изобразить бытовые приборы

• Утюг

• Будильник

• Телефон

Остальные должны угадать.

Верёвочные узлы.

В Англии эту игру называют «Кошкина кроватка», на Гавайских островах –«сеточка», на Целебесе – «лесенка-лесенка» В нее играют дети эскимосов и индейцев, австралийцев и японцев, шведов, французов и арабов. Впрочем, у каждого народа свои варианты игры. Приведу один из вариантов некогда популярной на Руси игры. Эта игра с веревочкой. Устроятся девочки где-нибудь на скамейке, а потом снимают друг у друга с рук затейливые узоры, которые образуют веревочные переплетения. Вариантов игры много. Ребят с СДВГ надо учить этой полезной игре, тренирующей наблюдательность и координацию движений.

 

Царевна Несмеяна.

Один из участ­ников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ре­бенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигры­вает тот, кто дольше других сумел продер­жаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Ца­ревны Несмеяны.

 

«Волшебные пузырьки»

 Цель. развивать произвольность и са­моконтроль.

И.п. сидя. Детям предлагают расслабить мышцы живота, делать вдох, надувая в животе шарик, напри­мер, красною цвета («держать дыхание).сделать выдох, втянув живот как можно сильнее, пауза. И все сначала в той же после­довательности. При вдохе губы вытягивают­ся трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

«Тело слушает команды»

Цель: Развивать кинестетические уме­ния («кинестетический» - телесный; ребенок-кинестетик, как правило, равнодушен к описаниям или картинкам. Чтобы полу­чить информацию о предмете, ему нужно пощупать его, понюхать, словом, ощутить предмет. Как правило, такие дети обладают исключительным контролем над своим те­лом, хорошей координацией, ловкостью, гибкостью, тягой к спорту, отличными предпосылками к ручному труду, высокой физической активностью. Оптимизировать тонус мышц.

Материал. Пластилин, твердые пласт­массовые игрушки: колокольчики, рыбки, дельфины.

И.п. - лежа, в левой руке - пластилин, в правой твердая иг­рушка. Наше тело умеет слу­шать команды: сейчас оно как пластилин, мягкое, послушное, пластичное! Оно умеет слушать звуки и под эти звуки напрягать мышцы: звонкий колокольчик «рыбки», напряжение. Глухой колокольчик «дель­фины», расслабление.

«Красный, желтый, синий»

Цель: развивать двигательный, зри­тельный и слуховой контроль.

Материал. Символы предметы трех цветов: красный (металлические), синий (предметы, способные издавать шурша­щий звук), желтый (пластмассовые).

Участники выполня­ют следующие действия.

При показе красного символа и опреде­ленного звукового раздражителя (металли­ческие предметы в закрытой коробке) дети бегают, прыгают, кричат. При показе желтого символа и соответствующего звукового раздражителя (пластмассовые предметы) произносят свое имя шепотом. При показе синего символа и звукового раздражителя (шуршащие предметы) замирают на месте.

«Прыжки по кочкам»

Цель: ослаблять негативные эмоции; развивать концентрацию внимания, двига­тельный контроль.

Материал. Карточки с обозначениями «М» и «Н».

Дети прыгают, стараясь со­блюдать запреты. Ведущий переворачива­ет карточки: «М» «кочка», по которую можно прыгнуть, и «Н» - прыгать нельзя.

 

Поймай мяч!

Цель: развивать ловкость, двигатель­ную память, контроль.

1-йвариант.

Надо высоко-высоко подбросить мяч.

 Кто с лету поймает,

Тот теперь бросает.

Не сумел никто поймать –

Снова первому бросать!

Кто чаще мяч бросает,

Тот всех побеждает!

2-й вариант

Стоя в круге, ребенок, бросив мяч через веревочку, должен быстро пробежать впе­ред и поймать его.

Догонялки-считалки

Цель: развивать двигательную память, упражнять в умении контролировать своё поведение.

Участники хором произносят считалку, поочередно указывая на участ­ников.

Мы - веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Никого не обижать.

Ну, попробуй нас догнать!

Тот, на которого указывают при послед­нем слове «догнать», становится ведущим и догоняет остальных.

 

Пчелки

Цель: Развивать произвольность, осо­знанность поведения и умение выполнять правила.

Материал. Маски пчелок.

Участники делятся на «пче­лок» и «игроков». Пчелки размещаются за одной чертой, игроки за другой. Игроки идут, высоко поднимая колени и пригова­ривая:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал.

На этом слове они останавливаются вблизи от пчелок.

Игроки. Глянь, из дупла высокой елки

            Вылетают злые пчелки!

Пчелки. Ж-ж-ж! хотим кусать!

Игроки. Быстроногих не догнать!

           Нам не страшен этот рой.

           Убежим скорей домой!

На последнее слово игроки убегают за первую черту. За ни­ми гонятся пчелки. Каждая хо­чет «ужалить», т.е. коснуться кого-нибудь рукой.

Космонавты.

Цель: развивать внимание.

Материал. Пять обручей «ракетодро­мы», круги - «места в ракете», ленты раз­ных цветов - «маршруты».

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на планеты.

На какую захотим.

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места пет!

На последнее слово дети разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее за­пять места на любой из пяти ракет - нари­сованного контурного изображения. Внут­ри контура обозначено два-пять кружков (мест), а сбоку от него маршрут (крас­ный, зеленый, синий круги или другие ге­ометрические фигуры).

Для всех желающих участников игры мест в ракетах не хватает. Опоздавшие ко­смонавты собираются к центру круга, а за­нявшие места громко трижды объявляют свои маршруты, показывая этим, что они совершают прогулку по космосу.

Затем участники собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повто­рении «полета» три раза снова замять мес­та в ракете и совершить эти три полета.

Тренировка усидчивости

Скамья запасных.

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

Восковая скульптура.

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

 

Живая картина.

 Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

 

Автомобиль.

Дети выступают в роли деталей автомобиля ("колеса", "дверцы", "багажника", "капота" и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.

Море волнуется. (Замри – отомри).

Дети по сигналу ведущего движутся с определёнными словами. Например: Море волнуется – раз.

                Море волнуется – два.

                Море волнуется – три.

 Морская фигура – змри.

 

Сила честности.

Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола столько раз, сколько сможет, но "честно", т. е. не сгибаясь, полностью касаясь грудью пола и подымаясь на вытянутые руки. Как только "честный" отжим не получается, игрока сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой набравшая 100 "честных" отжиманий. То же можно предложить с качанием пресса.

 

Подскажи молча.

Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется или наказывается вся команда.

Продолжи ритм.

Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.

 

Скалолазы.

Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

 

Личный подвиг.

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание - подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.

 

Черепаха

У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепа­шек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сиг­нал, по которому все участники останавли­ваются. Побеждает тот, кто оказался по­следним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

Менялки

Сесть в круг, выбрать водящего (при помощи любой считалки), который встает и выносит свой стул за круг. Стульев становится на один меньше, чем играющих. Водящий говорит: "Меняются местами те ребята, у кого светлые волосы" и т. д. Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. Водящий старается занять свободное место.

Неожиданные картинки.

Сесть в круг, приготовить восковые мелки и подписанные листы белого картона. По команде педагога рисовать какую-нибудь картинку, по следующей команде передать ее соседу справа. Продолжать дорисовывать незаконченную картинку соседа. Игра продолжается до тех пор, пока рисунки не сделают полный круг.

На одну букву.

Сесть в круг. Один из участников произносит про себя алфавит, остальные дети говорят "стоп", на какой букве он остановился, на такую букву остальные придумывают слова. Выигрывает тот, кто последний назовет слово на заданную букву.

Путаница.

Встать в круг, взяться за руки. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, дети "запутываются" в кругу. Задача водящего: распутать "путаницу"

Тачка.

Разбиться на пары. Один из партнеров принимает "упор лежа", другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

Компас.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.017 с.)