Выявление особенностей понимания фразеологизмов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление особенностей понимания фразеологизмов



Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

В три ручья    Как зеницу ока      Совать нос

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде. Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят? Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

В три ручья

Однажды Руслан потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Как зеницу ока

Жили-были мать со своим сыном Дамиром. Собрался однажды Дамир в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», – говорит Дамир, а сам думает: как это – «как зеницу ока»?

ü Почему мать так сказала Дамиру? Когда так говорят?

Совать нос

Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Денис стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Дениска, спать, не суй нос не в свои дела». Денис пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Высокий уровень. Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.

Средний уровень. Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.

Низкий уровень. Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.


Задание 5.

Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы

Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам

Воспитатель. Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам

Воспитатель. Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Например: как можно сказать о враче по-другому? (доктор), о собаке? (пес, щенок).

· радуется – веселится;

· плачет – ревет, рыдает;

· дети – ребята, девочки и мальчики, малыши;

· красивый – прекрасный.

Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям:

· искусный мастер – хороший;

· верный друг – настоящий;

· ветхая избушка – старая;

· трава стала желтая – пожелтела.

Результаты полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблицах 1. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.

Таблица №1.

Имя ребенка а б в г д е ж з и к
Анна П.                    
Игорь М.                    

 

Задание 6.

Изучение особенностей понимания многозначности слов Воспитатель. «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

· молния – в небе, на одежде;

· лист – на котором пишут, который растет;

· плывет – человек, спортсмен, кораблик, облако, лодка;

· тяжелый (-ая, -ое) – стол, человек, сердце;

· кран – строительный, водопроводный.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксируются в таблице №2. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.

Таблица №2.

 

Имя ребенка а б в г д е ж з и к
Анна П.                    
Игорь М.                    

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

- адекватность подобранных слов;

- количество подобранных слов.

Критерии оценки

2 балла – ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу – не менее 3-х.

1 балл – ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов – ребенок неадекватно подбирает слова. В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень: ребенок набирает 7-10 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 4-6 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-3 балла.

 

Задание 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.005 с.)