Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оборудование комнаты арт-терапии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для проведения арт – терапевтических сессий необходимо иметь одно специально оборудованное место. Комната должна быть опрятна, все материалы должны содержаться в чистоте. Желательно комнату разделить на две части: «влажную» и «сухую», во влажной необходимо иметь раковину; в этой части ребёнок может работать с пачкающимися материалами (глина, гуашь, акварель). Если планируется рисовать на полу, то пол должен быть покрыт линолеумом или другим моющимся материалом. Если в комнате находится ковёр, можно его покрыть большим куском полиэтилена. Альтернативой рисованию на полу может быть рисование на большом столе или нескольких сдвинутых партах. Арт – материалы необходимо рассортировать, колющие и опасные предметы (ножи, ножницы и иголки) должны содержаться отдельно. Материалы должны быть разнообразны и доступны для ребёнка. Помимо ватманов, листов А-4, рекомендуется использовать обои, чёрную бумагу (она пользуется популярностью у детей, так как создаёт ощущение заполненности рисунка, впечатление, что здесь «уже что-то нарисовано», - это важно для неуверенных в себе детей). Рекомендуется иметь следующие материалы: краски (масло, гуашь, акварель, темперу), цветные и простые карандаши, разнообразные фломастеры, пастель, краски для стекла, кисточки разной величины и губки (для раскрашивания больших объёмов), стаканчики для воды, глину, пластилин, природные материалы, нитки, иголки, бисер, пуговицы, брошки, куски ткани и меха, наклейки, журналы, фотографии, открытки и пр. После каждого занятия в комнате должна проводиться уборка, мытьё и сортирование материалов. Желательно, чтобы в комнате не проводились никакие другие занятия и чтобы материалы не использовались для других нужд. Использованные или недостающие материалы нужно приобретать своевременно. Чем разнообразнее будет содержание комнаты, тем больше возможности и свободы в проявлении себя будет иметь ребёнок.
Различия между уроком и арт-терапевтическим занятием 1. Не совпадают приоритетные цели. Главное на уроках рисования — научить школьника основам изобразительной деятельности. Присутствует нормативная отметка знаний, умений для данного возрастного периода. На арт-терапевтических занятиях основные цели — психотерапевтическая и коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Отметки за работу не ставятся. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво — некрасиво, похоже — непохоже, правильно — неправильно.
Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. 2. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задаются и строго контролируются учителем. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, форму, композиционное, цветовое и тональное решение, изобразительные материалы по своему желанию в соответствии с выбранной темой, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии. Важно не интерпретировать рисунки детей и не оценивать их поступки, предоставлять право на молчание и право выбора. 3. Отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия. Психолог (педагог) на арт-терапевтических занятиях — равноправный партнер, «фасилитатор», по К. Роджерсу (от англ. — облегчать, продвигать). Арт-терапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку гуманно ориентированных моделей поведения. Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, особенно при авторитарном стиле взаимодействия. 4. Основные частные принципы арт-терапевтического взаимодействия созвучны гуманистической теории конгруэнтной коммуникации (Д. Джайнотт и другие): • Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я». • Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка. • Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми. • Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию. • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества. Правила для специалиста по арт-терапии (Л.Лебедева): 1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. 2. Участник арт-терапевтического занятия (ребенок, подросток, взрослый): · может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; · вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога); · имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам. 3. Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида. 4. Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе. Самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ. «Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (по теории И. Ялома). Арт-терапевтические техники в работе с детьми: Рисование Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии. Рисовать может каждый. Важно настроиться не на результат, а на сам процесс создания рисунка и позволить рукам творить, экспериментировать, наносить на чистый лист бумаги линии, штрихи, образы. Рисовать можно на белой и цветной бумаге, карандашами и акварелью, мелками и пастелью. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.006 с.) |