Особенности организации занятий по арт-терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации занятий по арт-терапии



В структуре арт-терапевтического занятия логично выделить две основные части.

Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Проведение сессии арт-терапии, правила и действия (на примере рисования)

Прежде чем начать арт-терапевтическую сессию с ребёнком, необходимо определиться с целями: зачем ему нужна арт-терапия сейчас, а также собрать о ребёнке как можно больше информации (от родителей, учителей, социальных работников).

Следующим этапом должен быть разговор с ребёнком. Краткий рассказ о том, что такое арт-терапия (при этом само слово можно не употреблять), объяснение, что занятие арт-терапии это не урок рисования, а возможность выразить себя, узнать о себе что-то новое. Здесь важно получить согласие ребёнка на посещение занятий, так как терапевтический эффект возможен лишь при соблюдении принципа добровольности.

После того, как ребёнок дал согласие, с ним оговаривается формальная сторона: время, место, периодичность и количество занятий. Специалисты придерживаются мнения, что наиболее эффективны занятия регулярные и постоянные. Например, занятия проводятся один час, один раз в неделю, в один и тот же день, приблизительно в одно и тоже время, в одном и том же месте и ведёт их один и тот же человек.

Трудно прогнозировать, сколько времени нужно для того, чтобы достичь терапевтического эффекта, но желательно, чтобы количество занятий тоже оговаривалось с ребёнком вначале так, чтобы он знал, когда будет последнее. В крайнем случае, сессию можно будет продолжить после небольшого перерыва. В большинстве случаев арт-терапевтический курс состоит из 18 сессий. Столь чёткая регламентация занятий нужна для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и мог заранее планировать то, что он будет делать на следующем занятии.

Когда ребёнок приходит на первое занятие, его встречает терапевт и проговаривает ему и три простых правила поведения во время занятия:

- не вредить себе.

- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей (в случае, если арт-терапия групповая).

- не портить комнату и материалы.

Эти правила можно вспоминать в начале каждого занятия.

Прежде чем дать задание, нужно провести настройку. Обычно достаточно взять ребенка за руку, помолчать, ощутить собственное сердцебиение, сосредоточиться на дыхании. Здесь возможны разные варианты, терапевт может творчески подойти к этому. Можно рассказать какую-нибудь историю, рассказ (небольшой), стихотворение.

После настройки даётся основное задание: терапевт говорит ребенку о том, что у него есть час для того, чтобы изобразить всё, что он хочет, и тем самым выразить себя. Обычно ребёнок сам выбирает, что он будет рисовать и какие материалы использовать, но в зависимости от ситуации (например, ребёнок долго не может придумать, что ему делать) или от целей, это может быть определённое задание.

Кроме этого нужно уверить ребенка в том, что если он не хочет показывать никому свой рисунок, то его никто не увидит, сам же он может в любой момент к рисунку обратиться и сделать с ним всё, что захочет. Свободные темы следует предлагать как можно чаще, а специальные упражнения и задания - только в том случае, если терапевт чувствует сильную необходимость в этом, а не потому, что это ему нравится.

Если ребенок затрудняется в выборе того, что нарисовать, то можно попросить его сначала подобрать материалы, которые ему нравятся, посмотреть на лист и подумать; не нужно давить на него, иногда требуется время, иногда ребенку необходимо поговорить о том, что его волнует, только после этого он сможет начать рисовать. Если ребенок спрашивает, можно ли ему нарисовать то или иное, то его нужно в этом подержать. Рекомендуется уделить время на изготовление папок для хранения собственных рисунков на первых сессиях.

После окончания сессии снова проводится настройка с ребёнком, терапевт прощается и напоминает о следующем занятии. Если следующее занятие будет последним, необходимо сказать ребёнку об этом.

Терапевту необходимо сделать выводы о проведённой сессии или заполнить все листы наблюдения. Рисунки вместе с отчётами сохраняются, подписываются и датируются. Дети могут всегда возвращаться к своим старым рисункам и изменять их.

В середине арт-терапевтических сессий рекомендуется встретиться с родителями и учителями и снова собрать информацию об изменениях в поведении ребёнка за последнее время. На этом этапе принимается решение – продолжать или закончить занятия. После итогового занятия нужно рассказать родителям и учителям о результатах проведённой арт-терапии и дать рекомендации.

Роль арт-терапевта

Во время проведения сессии арт-терапевт должен вести себя так, чтобы создать атмосферу принятия и безопасности, необходимую для свободного выражения ребёнком содержания своего внутреннего мира как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения.

Вместе с этим, терапевт структурирует и организует деятельность ребёнка путём формирования определённой системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной деятельности, регулирования количества и качества используемых ребёнком материалов и обучения способам работы с ними.

Еще одна важная задача для арт-терапевта - это установление с ребёнком эмоционального контакта, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, то есть для диалога с ребёнком, осуществляемого как напрямую – с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, – так и опосредованно изобразительными средствами.

На протяжении всей сессии терапевт оказывает эмоциональную поддержку ребёнку, помощь в выражении своих чувств и мыслей, осознании связи содержания своей работы с особенностями его личности и проблемами.

Важной завершающей частью процесса является интерпретация или вербальная оценка ребёнком своего рисунка. После того как ребёнок сказал, что он закончил работу, ведущий терапевт просит его рассказать о рисунке (формы могут разные: просто рассказ о своих чувствах, описание, придумывание истории на тему рисунка, танец, стихотворение и т.д.). Сам арт-терапевт должен избегать прямой интерпретации рисунков ребенка, так как это может блокировать у ребенка желание и способность самостоятельно доходить до осознания их содержания. Задача арт-терапевта - сфокусировать мысль ребёнка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков, - для того, чтобы способствовать развитию психологического мышления ребенка.

В большинстве случаев во время обсуждения рисунков используются так называемые открытые утверждения, дающие возможность ребенку завершить их как ему хочется. Как правило, задаваемые терапевтом вопросы, направлены на то, чтобы дать ребенку возможность рассказать о рисунке так, как он считает нужным: прокомментировать различные части рисунка, изображенные на нем предметы и персонажей, привести свои ассоциации с цветом, а также рассказать, как работа связана с его жизненной ситуацией.

 Основной приём, которым пользуется терапевт в работе с ребёнком и его рисунками, – «отзеркаливание». Например: «У этого человека нет ног, этот мальчик плачет, в рисунке - много крови». Такие высказывания могут побудить ребёнка рассказать более подробно о рисунке. Терапевт «отзеркаливает» те вещи и элементы рисунка, которые, по его мнению, являются важными и вызывают интерес у самого терапевта.

Рекомендуется в процессе обсуждения обращать внимание на особенности интонации, положение тела, выражение лица и ритм дыхания ребёнка с тем, чтобы при наличии у него сильного эмоционального напряжение переключить его внимание на другую тему. Также следует обращать внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства в рисунке, просить ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

Большое значение может иметь обсуждение серии работ, созданных за определенное время.

Арт-терапевт не должен:

- оценивать рисунок (ни отрицательно, ни положительно) и поведение ребёнка. Когда ребёнок понимает, что его оценивают, он - сознательно или нет - стремится соответствовать ожиданиям арт-терапевта, чтобы быть оценённым в лучшую сторону, таким образом нарушается естественное течение процесса.

- торопить ребёнка, задавать ему прямые вопросы с целью выяснить причины того или иного изображения, пока ребёнок к этому не готов. Преждевременные попытки побудить ребёнка к исследованию своего травматичного опыта могут восприниматься им как стремление арт-терапевта дистанцироваться от него и вызвать ощущение тревоги и покинутости.

Во время сессий и в промежутках между ними арт-терапевт ведёт работу по совершенствованию своих профессиональных качеств. Он постоянно должен анализировать свои чувства, возникающие в ходе общения с ребёнком или вызванные его работами.

Помимо этого, терапевту необходимо самому выполнять различные арт – терапевтические упражнения, завести папку для своих рисунков; перед проведением какого-либо упражнения или задания терапевту необходимо выполнить его самому. Можно использовать и придумывать свои собственные упражнения; полезно для развития архетипического и мифического воображения читать мифы, традиционные и современные сказки, Необходимо также регулярно набирать новую информацию, встречаться с коллегами, найти консультанта, который мог бы помочь, ответить на возникающие вопросы терапевта. Используйте различные источники информации по арт-терапии: сайты, книжки, журналы, газеты, конференции и семинары.

Роль наблюдателя

Присутствие наблюдателя на арт-терапевтических сессиях не обязательно – терапевт сам может записывать свои наблюдения, делать выводы после занятия. Однако присутствие наблюдателя даёт терапевтическому процессу ряд преимуществ, поэтому в Китеже он чаще всего присутствует на занятиях. Наблюдатель, являясь участником арт-терапевтического процесса, в то же время сохраняет дистанцию по отношению к происходящему. Он имеет возможность сосредоточить своё внимание на том, насколько арт-терапевт и ребёнок вовлечены в творческий процесс и какое влияние они оказывают друг на друга.

После того как ребенок начал рисовать, наблюдатель начинает вести отчет, он записывает в хронологическом порядке все действия ребёнка (время, материалы, слова, движения, настроение, значительные изменения, способ рисования, последовательность рождения изображения, комментарии и истории ребёнка по ходу рисования). Наблюдатель никак не вмешивается в ход сессии и старается не привлекать к себе внимания. В случае присутствия наблюдателя, ребёнку нужно сказать, что в комнате будет находиться другой человек, который будет помогать ведущему терапевту и заниматься своими делами.

В конце занятия наблюдатель вместе с терапевтом делают выводы, отмечают важные моменты, делятся друг с другом впечатлениями от занятия. По итогам всей сессии так же пишутся выводы и рекомендации.

В ходе сессии наблюдатель отвечает для себя на следующие вопросы:

- как ребёнок рисует

- что ребёнок рисует

- почему ребёнок рисует это

- как рисунок или изделие влияют на состояние их автора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.023 с.)