Вопрос 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности



Вопрос 15. Коррекционно-развивающая деятельность в государственных образовательных учреждениях

Вопрос 1. Профессионально-педагогическая деятельность в современных социокультурных условиях

За последнее десятилетие в России произошли серьезные изменения, которые затронули и систему образования. В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования является главным стратегическим направлением образовательной политики России. Вместе с тем, очевидно, что ни одна реформа в образовании невозможна без учителя, без искреннего принятия им идеологии и стратегии преобразований и активной деятельности по их воплощению в жизнь. Таким образом, наша жизнь и профессиональная деятельность ставит перед учителем все новые и новые задачи. В современных условиях кардинально меняется содержание труда педагога. Оно определяется, прежде всего, требованиями нового качества образования, когда результатом образования является компетентность ученика в различных сферах жизнедеятельности. Такой результат достижим, если учитель современной школы проектирует способы достижения целей образования для конкретных учащихся и вместе с ними, а значит, умеет работать в команде с коллегами, расширяет пределы школьной образовательной среды. Целью педагогической деятельности является развитие, социализация, самоактуализация ребенка.

Виды педагогической деятельности:

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Структура педагогической деятельности:

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Гуманистически ориентированный учитель обладает безусловным позитивным отношением к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности, способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного развития.

 

Вопрос 2. Современное понимание педагогической науки

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки под­растающего поколения к жизни и деятельности. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Функции педагогической науки:

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях:

1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов на описательном уровне.

2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов.

3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса.

Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:

1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок.

2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;

3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.

Категории педагогики:

Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого к более качественному состоянию, от низшего к высшему.

Структура педагогической науки:

· общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

· возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, — изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

· коррекционная педагогика — сурдопедагогика (глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (детей с нарушениями речи);

· частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

· история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

· отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная)

Науки делятся также на практические и теоретические, общие и специальные. Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке. Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания, разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств. Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками

Педагогика как социогуманитарная наука призвана дать и дает ориентиры воспитания и образования «человеческого» в человеке, ибо мир одушевляется и одухотворяется человеком, как носителем Разума и Слова на земле.

Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.Методология: учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания; выявляет законы функционирования и изменения знания;

    

Вопрос 3. Компетентностный подход в современном российском образовании

  Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

  Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Этапы становления компетентностного подхода в образовании:

- Первый этап (1960–1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории “компетенция”, созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.

- Второй этап (1970–1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении.

- Третий этап исследования компетентности 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 1) ключевые компетенции; 2) общепредметные компетенции; 3) предметные компетенции. Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. Общепредметные компетенции относятся к определенному циклу предметов, а предметные компетенции связаны с определенным предметом. Все группы компетенций взаимосвязаны.

Формируются компетентности, если:

1. Обучение носит деятельностный характер.

2. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

3. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.

4. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников.

5. Усиление практической направленности школьного образования.

6. Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.

Особенности ключевых компетенций: многофункциональность, междисциплинарность, многомерность.

- ключевые компетентности многофункциональны; компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни; ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях;

- ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны; они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.;

- ключевые компетентности многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), "ноу-хау", а также здравый смысл.

 

Вопрос 4. Требования к подготовке современного педагога

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Стандарт должен: Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога. Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога. Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (УУД) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста.

    Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Профессиональные задачи педагога.

1-я группа задач - видеть ученика в процессе обучения Отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников Создавать мотивацию к учению.      

2-я группа задач - строить процесс обучения, направленный на достижение учащимися целей образования      . Выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников.

3-я группа задач - устанавливать взаимодействие с другими субъектами процесса обучения.           

4-я группа задач – создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности использовать информационные ресурсы (масс-медиа, Интернет и др.); ресурсы и потенциал системы дополнительного образования 

5-я группа задач – проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Вопрос 5. Государственно-общественная система управления образованием

 Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений

Органы управления образованием:

- Министерство образования;

- отраслевые министерства и ведомства, имеющие учебно-воспитательные учреждения;

- местные органы власти и управления, их соответствующие структурные подразделения.

Министерство образования является центральным органом государственного управления образованием. Центральный орган государственного управления образованием совместно с министерствами и ведомствами, имеющими учебно-воспитательные учреждения, принимает участие в разработке и претворении в жизнь государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров, определении перспектив и направлений развития государственной системы образования. Местные органы власти и управления осуществляют государственную политику в области образования.

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, - научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.

Понятно, что качество образования может быть достигнуто только при хорошей организации образовательного процесса и определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой – обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами, то есть успешным функционированием всей системы ОУ. К проблемам в этой сфере, наверное, можно с полным правом отнести и быстро устаревающую материально-техническую базу вузов, и невысокую заработную плату преподавателей, и отсутствие современных учебников, и прочее.

Критерии качества деятельности образовательных учреждений:

  • открытости и доступности информации об организациях: полнота и актуальность информации, доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг и сведений о ходе рассмотрения обращений граждан;
  •  комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность: материально-техническое и информационное обеспечение организаций, наличие условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, индивидуальной работы с ними, организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, наличие возможностей для развития творческих способностей и интересов обучающихся, для оказания им психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • доброжелательности, вежливости, компетентности работников.
  •  удовлетворенности качеством образовательной деятельности организаций: материально-техническим обеспечением организации, качеством предоставляемых образовательных услуг, готовность рекомендовать организацию родственникам и знакомым.

 

Вопрос 6. Правовое положение участников образовательного процесса

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Система юридических гарантий осуществления образовательным учреждением своих прав и обязанностей включает такие правовые средства, как контроль и надзор, осуществляемые уполномоченными на то органами и лицами, а также различные меры правового принуждения, среди которые особое место занимают меры юридической ответственности, применяемые к образовательному учреждению, нарушившему нормы образовательного или иного законодательства.

В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как:

- конституционно-правовой статус,

- гражданско-правовой статус,

- финансово-экономический статус,

- административно-правовой статус,

- образовательно-правовой статус.

Полномочия образовательного учреждения, установленные ст. 32 Закона РФ «Об образовании», можно разделить на несколько групп в зависимости от того, в какой сфере они осуществляются:

- полномочия в области финансового и материального обеспечения образовательного процесса.

- полномочия в области кадрового обеспечения образовательного процесса.

- полномочия по организационно-методическому обеспечению образовательного процесса.

- полномочия по формированию контингента обучающихся и реализации их прав в области образования.

Обязанности учащихся:

– соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы;

– выполнять обоснованные и законные требования работников образовательного учреждения;

– поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы;

– добросовестно учиться;

– уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

– иметь все необходимое для работы на уроках;

– приходить на занятия не менее чем за 5 минут до начала урока;

– соблюдать тишину во время урока;

– приходить на занятия в одежде, отвечающей требованиям, прописанным в Уставе образовательного учреждения;

иметь сменную обувь.

Права учащихся:

– на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

– на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения;

– на выбор образовательного учреждения (в т.ч. перевестись в другое образовательное учреждение (с согласия родителей)в любое время, даже посреди учебного года);

– на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы;

– на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

– на защиту и уважение достоинства и неприкосновенности личности;

– на свободное участие во всех классных и школьных мероприятиях;

– на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

– на объективную оценку своих знаний и умений;

– на охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.

Международные и российские нормативные акты:

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;

Федеральный закон ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. №273-фз «об образовании в российской федерации»

 Фз ОТ 24 ИЮЛЯ 1998 ГОДА № 124-фз «об основных гарантиях прав ребенка в рф»

 Фз ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 ГОДА % 181-фз «о социальной защите инвалидов в рф»

Вопрос 7. Сущность и структура педагогического процесса

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Закономерности педагогического процесса.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Следствие действия закономерности: более высокие общие достижения будет иметь тот ученик, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности, возможностями общества, условиями протекания процесса.

Принципы педагогического процесса.

1. Принцип природосообразности. Правила существования принципа  природосообразности:

– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся.

2. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

3. Принцип целостности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

4. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самообучения, самовоспитания.

5. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

6. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся - направлен на организацию компонентов педагогического процесса.

7. Принцип профессиональной целесообразности - обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса.

8. Принцип политехнизма. Направлен на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства.

Главными этапами реализации педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников. Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный).

Вопрос 8. Гуманистическая направленность личностно-ориентированного подхода в образовании

Личностно-ориентированный поход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель. Таким образом, личностно-ориентированное обучение - это обучение на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо средне и слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход.

Субъект - та сторона, которая осуществляет воздействие. Личность ребенка не является пассивным объектом педагогического влияния, а выступает в качестве активного субъекта процесса воспитания. Формирование и развитие зависит от того, в какую деятельность он включается и какую активность при том проявляет. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Субъектную позицию педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений. Одним из центральных субъектов в формировании образовательной политики школы выступают родители. Собственно родители являются реальными заказчиками образования. Непосредственно их отношение к школе и процессам, в ней происходящим, является важнейшим критерием благополучия ее работы и, соответственно, успешности или неуспешности реформирования. Именно они могут активно влиять на формирование образовательной политики учебного заведения и инновационные процессы.

 

Вопрос 9. Основные авторские педагогические системы прошлого

Решающий вклад в становление педагогики как науки внёс Ян Амос Коменский (1592-1670). Он критически осмыслил и систематизировал педагогическое наследие прошлого и, дополнив его собственными убеждениями, впервые в истории сумел дать стройное научное обоснование сущности, принципам и методам обучения, наиболее полно изложив всё это в своём главном труде «Великая дидактика». Я.А. Коменский считал дидактику «душой и сердцем» педагогики, и потому в своих работах большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения, которые можно свести к трём базовым принципам:

природосообразность организации и характера, воспитывающий характер обучения, связь обучения с реальной практической жизнью. Внедрив в школьную практику классно-урочную систему, Я.А. Коменский, ввёл понятие учебного года с делением на четверти и каникулами; установил порядок приёма детей в школу только до периода начала занятий; определил организацию учебного дня: 4 урока в школе родного языка, и 6 уроков в латинской; дал рекомендации по организации и проведению урока, определив его структуру.

  Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». Различает физическое, нравственное и умственное воспитание. Первое - основа всего последующего воспитания, обеспечивает «здоровый дух в здоровом теле». Разработал систему физического воспитания в его сочетании с нравственным и умственным, формирующую настоящий характер, мужество, волю. В нравственном воспитании необходимо, чтобы ребенок отказался от случайных поступков, капризов, вызванных желаниями, а следовал бы только своему разуму. В умственном воспитанииследует опираться на любознательность, интерес ребенка и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866), выдающийся немецкий педагог, определял цель воспитания как общечеловеческое воспитание, для достижения которой следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью - учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью - активность, направленную на служение истине, красоте и добру.

Постепенно став основной формой обучения в Европе, а затем и мире, классно-урочная система получила своё развитие в педагогической теории и практике. Значительный вклад в это внёс немецкий мыслитель и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Серьёзно занимаясь философией и психологией, И.Ф. Гербарт попытался обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, с помощью психологии указывал на пути их достижения. Цель воспитания он считал вечной и неизменной для всех народов и эпох, и суть её видел в формировании добродетельного человека. Психологию же рассматривал как науку о представлениях, их появлениях, сочетаниях и исчезновениях.  Широкую известность получила разработанная И.Ф. Гербартом теория ступеней обучения. На первой ступени («ясность») осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с использованием средств наглядности; на второй ступени («ассоциация») в ходе свободной беседы происходит установление связей между новыми и уже имевшимися у учеников представлениями; на третьей ступени («система») учащиеся совместно с учителем на основе вновь и ранее полученных знаний формулируют выводы, правила, законы, определения; на четвёртой ступени («метод») учащиеся применяют усвоенные знания на практике, выполняя различные упражнения, требующие умения логически мыслить и способствующие приобретению необходимых учебных навыков.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание обеспечивают комплексность воспитывающих влияний на ребёнка и позволяют формировать всесторонне развитую личность.

 

 

Вопрос 10. Концепции и стратегии воспитания в современной России

 Как только люди попытались осмыслить свое бытие, свой социальный опыт, они начали вести поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. При этом модели или концепции воспитания были самые разные. Еще в древней Греции в двух разных городах в Спарте и Афинах были различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование.

А.С.Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:

· Разновозрастные отряды.

· Советы командиров.

· Самоуправление.

· Педагогика паралл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.82 (0.097 с.)