Вопрос 1. Профессионально-педагогическая деятельность в современных социокультурных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Профессионально-педагогическая деятельность в современных социокультурных условиях



ПЕДАГОГИКА

Вопрос 1. Профессионально-педагогическая деятельность в современных социокультурных условиях

Вопрос 2. Современное понимание педагогической науки

Вопрос 3. Компетентностный подход в современном российском образовании

Вопрос 4. Требования к подготовке современного педагога

Вопрос 5. Государственно-общественная система управления образованием

Вопрос 6. Правовое положение участников образовательного процесса

Вопрос 7. Сущность и структура педагогического процесса

Вопрос 8. Гуманистическая направленность личностно-ориентированного подхода в образовании

Вопрос 9. Основные авторские педагогические системы прошлого

Вопрос 10. Концепции и стратегии воспитания в современной России

Вопрос 11. Современные концепции обучения, их характеристика

Вопрос 12. Современные педагогические технологии, их классификация

Вопрос 13. Особенности педагогического взаимодействия

Обязанности учащихся:

– соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы;

– выполнять обоснованные и законные требования работников образовательного учреждения;

– поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы;

– добросовестно учиться;

– уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

– иметь все необходимое для работы на уроках;

– приходить на занятия не менее чем за 5 минут до начала урока;

– соблюдать тишину во время урока;

– приходить на занятия в одежде, отвечающей требованиям, прописанным в Уставе образовательного учреждения;

иметь сменную обувь.

Права учащихся:

– на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

– на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения;

– на выбор образовательного учреждения (в т.ч. перевестись в другое образовательное учреждение (с согласия родителей)в любое время, даже посреди учебного года);

– на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы;

– на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

– на защиту и уважение достоинства и неприкосновенности личности;

– на свободное участие во всех классных и школьных мероприятиях;

– на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

– на объективную оценку своих знаний и умений;

– на охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.

Международные и российские нормативные акты:

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.;

Федеральный закон ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 Г. №273-фз «об образовании в российской федерации»

 Фз ОТ 24 ИЮЛЯ 1998 ГОДА № 124-фз «об основных гарантиях прав ребенка в рф»

 Фз ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 ГОДА % 181-фз «о социальной защите инвалидов в рф»

Вопрос 7. Сущность и структура педагогического процесса

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Закономерности педагогического процесса.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Следствие действия закономерности: более высокие общие достижения будет иметь тот ученик, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности, возможностями общества, условиями протекания процесса.

Принципы педагогического процесса.

1. Принцип природосообразности. Правила существования принципа  природосообразности:

– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся.

2. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

3. Принцип целостности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

4. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самообучения, самовоспитания.

5. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

6. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся - направлен на организацию компонентов педагогического процесса.

7. Принцип профессиональной целесообразности - обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса.

8. Принцип политехнизма. Направлен на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства.

Главными этапами реализации педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников. Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный).

Вопрос 8. Гуманистическая направленность личностно-ориентированного подхода в образовании

Личностно-ориентированный поход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого - упор на учение, а не на преподавание. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель. Таким образом, личностно-ориентированное обучение - это обучение на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики – направленность личности; ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы. В школьной практике в ряде случаев используется простая дифференциация учащихся на хорошо средне и слабоуспевающих. Она в какой-то мере помогает учителю осуществлять дифференцированный подход.

Субъект - та сторона, которая осуществляет воздействие. Личность ребенка не является пассивным объектом педагогического влияния, а выступает в качестве активного субъекта процесса воспитания. Формирование и развитие зависит от того, в какую деятельность он включается и какую активность при том проявляет. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Субъектную позицию педагога можно определить как особое развивающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществлением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений. Одним из центральных субъектов в формировании образовательной политики школы выступают родители. Собственно родители являются реальными заказчиками образования. Непосредственно их отношение к школе и процессам, в ней происходящим, является важнейшим критерием благополучия ее работы и, соответственно, успешности или неуспешности реформирования. Именно они могут активно влиять на формирование образовательной политики учебного заведения и инновационные процессы.

 

Вопрос 9. Основные авторские педагогические системы прошлого

Решающий вклад в становление педагогики как науки внёс Ян Амос Коменский (1592-1670). Он критически осмыслил и систематизировал педагогическое наследие прошлого и, дополнив его собственными убеждениями, впервые в истории сумел дать стройное научное обоснование сущности, принципам и методам обучения, наиболее полно изложив всё это в своём главном труде «Великая дидактика». Я.А. Коменский считал дидактику «душой и сердцем» педагогики, и потому в своих работах большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения, которые можно свести к трём базовым принципам:

природосообразность организации и характера, воспитывающий характер обучения, связь обучения с реальной практической жизнью. Внедрив в школьную практику классно-урочную систему, Я.А. Коменский, ввёл понятие учебного года с делением на четверти и каникулами; установил порядок приёма детей в школу только до периода начала занятий; определил организацию учебного дня: 4 урока в школе родного языка, и 6 уроков в латинской; дал рекомендации по организации и проведению урока, определив его структуру.

  Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». Различает физическое, нравственное и умственное воспитание. Первое - основа всего последующего воспитания, обеспечивает «здоровый дух в здоровом теле». Разработал систему физического воспитания в его сочетании с нравственным и умственным, формирующую настоящий характер, мужество, волю. В нравственном воспитании необходимо, чтобы ребенок отказался от случайных поступков, капризов, вызванных желаниями, а следовал бы только своему разуму. В умственном воспитанииследует опираться на любознательность, интерес ребенка и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866), выдающийся немецкий педагог, определял цель воспитания как общечеловеческое воспитание, для достижения которой следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью - учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью - активность, направленную на служение истине, красоте и добру.

Постепенно став основной формой обучения в Европе, а затем и мире, классно-урочная система получила своё развитие в педагогической теории и практике. Значительный вклад в это внёс немецкий мыслитель и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Серьёзно занимаясь философией и психологией, И.Ф. Гербарт попытался обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, с помощью психологии указывал на пути их достижения. Цель воспитания он считал вечной и неизменной для всех народов и эпох, и суть её видел в формировании добродетельного человека. Психологию же рассматривал как науку о представлениях, их появлениях, сочетаниях и исчезновениях.  Широкую известность получила разработанная И.Ф. Гербартом теория ступеней обучения. На первой ступени («ясность») осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с использованием средств наглядности; на второй ступени («ассоциация») в ходе свободной беседы происходит установление связей между новыми и уже имевшимися у учеников представлениями; на третьей ступени («система») учащиеся совместно с учителем на основе вновь и ранее полученных знаний формулируют выводы, правила, законы, определения; на четвёртой ступени («метод») учащиеся применяют усвоенные знания на практике, выполняя различные упражнения, требующие умения логически мыслить и способствующие приобретению необходимых учебных навыков.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание обеспечивают комплексность воспитывающих влияний на ребёнка и позволяют формировать всесторонне развитую личность.

 

 

Вопрос 10. Концепции и стратегии воспитания в современной России

 Как только люди попытались осмыслить свое бытие, свой социальный опыт, они начали вести поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. При этом модели или концепции воспитания были самые разные. Еще в древней Греции в двух разных городах в Спарте и Афинах были различные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование.

А.С.Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:

· Разновозрастные отряды.

· Советы командиров.

· Самоуправление.

· Педагогика параллельного действия.

· Система перспективных линий.

· Создание отношений ответственной зависимости.

ПЕДАГОГИКА

Вопрос 1. Профессионально-педагогическая деятельность в современных социокультурных условиях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.02 с.)