Невозможных для существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невозможных для существования



Без контекстно-зависимых языков

ИЛИ

Что полезно знать изначально, изучая информатику, информацию,

Любые информационные системы - живые, технические, нейронные структуры мозга,

Интеллект как управление,

А В ОБОБЩЕНННОМ ИХ ПОНИМАНИИ   –  ИНФОРМАЦИОННУЮ МЕДИЦИНУ ВСЕГО ЖИВОГО

И СУЩЕСТВОВАНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО ВО ВРЕМЕНИ,

Или

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ МИРА

 

С.М. Вертешев,

А.О. Поляков,      В.П. Титов

 

Книга первая

 

ИНТЕЛЛЕКТ

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ

И

НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ,

ДАЮЩЕЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ

СИСТЕМАМ ЖИЗНЬ

 

 

Псков

2009

 

С.М. Вертешев,  А.О. Поляков,  В.П. Титов.  Интеллектуальность «механизма» ума, накапливающего информацию в системах и информация, порождающая в них жизнь. В трёх книгах.

Книга первая:  Интеллект системообразующий и накопление информации, дающее интеллектуальным системам жизнь, Псков, 2009. 305 с.

Ил. 12. Библиогр. 17 назв. CD пособие «Календарь 13 Лун».

 

Исходя из принятого в научной литературе понимания сущности интеллектуальных систем и их соотнесения с общепринятым пониманием интеллектуальности естественных живых систем, в предлагаемой книге рассматриваются положения, связанные с нетрадиционной трактовкой этой отрасли науки и пониманием абсолютной постановочной невозможности соотнесения реализаций интеллектуальных систем с использованием алгоритмической, контекстно-независимой машины фон Неймановского уровня. Мы упоминаем об этой машине, как о наиболее распространенном уровне конструкции машин, который сегодня конечно нельзя более считать единственным и непреодолимым. Существует понятие предложенной авторами конструкции Метамашины, имеющее отношение к реализации уровня организации машинного мышления [1], но настоящая работа не предусматривает введения в свой состав этого совершенно нового уровня техники, а только дает ее первичное понимание.

Предлагается изложение вопросов соотнесения развитых систем, выделенных по уровню сложности входного сигнала (использования языка общения с внешним миром) в классификации Л. фон Берталанфи [2] и К. Боулдинга [3], с задачами реализации интеллекта в естественных построениях.

Рассматривается и изучается уровень, с которого эти системы справедливо могут быть отнесены к интеллектуальным, то есть обладающим активным познанием и имеющим язык самоописания, а также согласование этой эволюционной шкалы с так называемой «информационной спиралью интеллектуальной сложности», для которой и затрагиваются некоторые возможности искусственной интеллектуальности.

Рассматривается и изучается взаимосвязь вопросов самой возможности создания небиологических интеллектуальных систем с существованием биологических организмов, их жизненной целеустремленностью, особенностями организации управления в разных системах, другие вопросы в объемах и направлениях, осуществляющих их получение и осмысление, а не традиционное догматическое понимание удобных фактов описания Мира, следующих из математизации его составляющих.

Пора уяснить, что контекстно-независимое построение в принципе не может иметь отношения к возникновению интеллектуальной системы. Этим предлагаемые построения кардинально отличаются от многочисленных литературных поделок про «системы искусственного интеллекта».

Книга предназначается для студентов, аспирантов и различных преподавателей информатики, научного изучения вопросов, относимых к науке об Информации и теории систем, а также для более глубокого усвоения вопросов, связанных с изложением материалов по управлению в открытых системах, а также и в других дисциплинах, в том числе для правильного отличительного понимания Информационной медицины, правильного понимания семантики термина «информация», его смысла, сопряженного с этим понятием в составе комплекса технических и естественных наук.

Кроме того некоторое специальное внимание в книге уделяется вопросам представления Гармонии в ее связи с общностью представления ее проявлений и понятий физического мира, на которую нам представляется необходимым обратить внимание читателя. Прослушивание аудио версии «Календаря» (слав. Коляды Дар) позволит читателю практически оценить трудоёмкость процесса гармонического согласования данных различных иерархий. Вероятно, это не полное и неоднозначное сообщение, но оно предусматривает именно только сообщение о некоторых особенностях этой связи, а в полном объеме может быть раскрыто только в специальном труде.

Авторы.

 

Книга первая

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Перед читателем развёрнута книга про «интеллект» и «информацию», накопление которых даёт системе жизнь. Такая постановка вопроса – сразу предмет для дискуссии.

Кого заинтересует такое заглавие?

Прежде всего тех читателей, которые уже прочли книгу этих авторов, изданную в 2009 году СПб отделением издательства «Наука», и имеющую такое же название, без учёта перестановки местами двух слов. У них может возникнуть вполне резонный вопрос: «Зачем мне читать повторно книгу, с содержанием которой я уже знаком»? Учитывая мизерный тираж того издания, подобных вопросов не возникнет более сотни, а оставшихся авторы спешат успокоить, что эта книга выходит с исправлениями и дополнениями, суть которых мы сейчас поясним. Первое, самостоятельное издание книги имело целью подтвердить наличие Метапринципа устройства разума, и показать его системообразующую (самоорганизующую) функцию для интеллекта. Дальнейшие исследования обычно приводят всех авторов к поискам прикладного использования теории, что всегда подразумевает принятие ими ответственности за использование открытия. Эту ответственность за выход из узких рамок информатики и вычислительных областей знаний мы принимаем не в полном составе, чем объясняется отсутствие одной фамилии в списке авторов. Новый прикладной контекст в издании трёхтомника привёл к изменениям и дополнениям к тексту первой книги, выразившимся в разъяснениях гомеокинетических процессов и большом приложении, которое позволит читателю практически усвоить состояние восприятия систем вложенных динамик на примере прослушивания акустической конструкции «Календарь 13 Лун».      

Во-вторых, вероятно заинтересует вычислителей, специалистов компьютерных систем, разработчиков «искусственного интеллекта», и совсем маловероятно, что врачей, психологов, естествоиспытателей и музыкантов. В нашем бытовом представлении всё, что содержит описываемый наукой интеллект, так, или иначе, относится к программированию, вычислительным системам, передаче сигнала, «кибернетике», и связано с именами ее основателей Н.Винером и К.Шенноном. Так ли это в действительности?

Команда авторов, состоящая из вычислителей и врача, берётся в своей книге разрушить этот укоренившийся уже миф об искусственном интеллекте. Интеллект бывает либо природный, и соотносимый в общем понимании с принципом Творца (сам принцип должен согласовывать локальное время событий внутри системы со всеми Календарями событий других иерархий), либо – никакой (управление по алгоритму – АСУ). Сразу возникает вопрос о научности подобного умозаключения, ведь «Академиком наук СССР» в присутствии одного из авторов настоящей книги громогласно утверждалось, что «в любом предмете столько науки, сколько в нём математики», в Природе же математику «в чистом виде» разглядеть можно, разве что, в спирали «золотого сечения» распределения Л.Фибоначчи, явно различимой в морской раковине, или чередовании листьев на ростке любого растения. Но в многовековой истории человечества существовало и другое мнение, что «наука есть путь поиска Бога». Примем оба мнения, как исходные.

Давайте посмотрим на двойственную (пока что мы не научились видеть целостность) природу нашего пространства действительности, в котором и мы также выступаем в двух ролях: «делатель» и «активный наблюдатель» (объект и субъект). Эти роли зеркальны, пока не появится пассивный созерцатель, не участвующий в постановке и ролевых играх. Тогда целостность восстанавливается, а игры – заканчиваются. Состояние целостности можно описать словами, взятыми в скобки, из приведённой ниже таблицы. Двойственность пространства можно отобразить дуальными парами, из которых нас будут интересовать, в основном, следующие:

· Левое – правое;                          (срединное)       

· Счетное – невычислимое;          (гармоническое)

· Термин – образ;                         (символ) 

· Наука – искусство;                     (культура)

· Знание – религия.                       (вера)

В нашей стране, в шестидесятые годы прошедшего столетия, всё, что относилось к левой колонке дуальных пар, называли «физика», к правой – «лирика», и диспуты между физиками и лириками (создавать математическую модель природы, у коей, не ожидая милости, забрать всё и поделить, или искать божественное в себе, ругая достижения науки и цивилизации) были нескончаемыми. И ни кому в голову не приходило взглянуть за скобки.

Принято считать, что «физики» пользуются линейной логикой, являющейся принадлежностью (для правшей) левого полушария головного мозга, а «лирики», пользуясь нелинейной, трансфинитной логикой – правого полушария. Неужели научные поиски разума и интеллекта, на самом деле, инициированы только Винером и Шенноном, с их начальным, специфическим пониманием понятия информации и собственной направленностью ее восприятия, судя по современным источникам?

Из письменных источников, доступных авторам, нам стало известно, что в Древнем Египте всё, что относится к левой колонке дуальных пар (физике), изучалось там на протяжении 12 лет в школе «Правого глаза Гора», а оппозиция им (лирика) – столько же лет в школе «Левого глаза Гора». Неофиту, чтобы войти в жреческую касту мистиков, надлежало пройти обучение в обеих школах.

В Древней Греции эти школы сохранились, но трансформировались в Метафизику курса Натурфилософии земного и Божественного (гностики), и Мистерии храмовых праздников (мистики), посвящаемых богам в цикле года (прообраз календаря). Школой, объединявшей изучение знаний «физиков» и «лириков», была школа Пифагора, получившего, как это принято считать, свои знания от жрецов Египта (а кто их дал жрецам Египта?). Сведения об этом учебном заведении обрывочны вследствие пожара, случившегося сразу после  смерти её основателя, но даже фрагменты, дошедшие до нас в более поздних записях, впечатляют своей глубиной. Известная всем из курса школьной геометрии теорема Пифагора, относится к прямоугольному треугольнику с катетами 3, 4, и гипотенузой 5, называемому египетским, откуда, собственно, Пифагор и заимствовал это знание, но нам никогда не объясняли истинный смысл его.

Стороны египетского треугольника обозначают терцию, кварту и квинту, составляющие интервалы полного тонического трезвучия (Т3 даёт необходимые и достаточные данные о структурах системы лада) в диапазоне одной октавы. Этот треугольник вписывается в окружность, являющуюся, по сути, сечением «спирали разума», где все три его угла находятся на её линии и выходят за неё при уложении окружности на плоскость. Эти «ошибки» интервалов названы пифагоровой «коммой» – важнейшим понятием строения мира, не изучаемым современной начальной и высшей школой.

Таковы сведения от пифагорейских «физиков». Пифагорейские «лирики», изучая свойства монохорда (одной струны), сделали вывод, что чистых интервалов всего три: прима (ч0), квинта (ч5) и октава (ч8), остальные также «ошибаются» на величину коммы. Кстати сказать, из всех струнных только смычковые инструменты строятся по квинтам. Природа пифагоровой коммы выявляется при согласовании трёхмерного пространства ящика Декарта (линейной логики), имеющего равномерную хроматическую темперацию, с полярным грифом (возьмём темперированный логарифмически гитарный гриф и «обернём» его вокруг сферы: получим глобус, а логика событий такого пространства теряет линейность) ультратопологического пространства. Золотосечённая спираль октавы, равномерно темперируется в нём меридианами, но стоит только «развернуть» её в линейное представление ящика Декарта, как все интервалы, кроме примы, квинты и октавы перестанут совпадать с его природной темперацией на величину коммы. Таким образом, как ладовое пение, шкала обертонов, так и тональности кварто-квинтового круга (подробности о нём ниже) – это компромисс между правым и левым, действительным и реальным, берущий начало в школе Пифагора.

Обратим внимание читателя на то, что в основу тайного знания всех масонских лож положено именно это согласование куба со сферой, хотя, деградировавшее за последние пару тысяч лет человечество (возьмите Шумеро-Аккадскую, или древнеегипетскую цивилизации, которые от своих пиков, пришедшихся на момент основания, за 5-6 тысячелетий деградировали до современного уровня) упростило задачу согласования до вписывания квадрата в круг, и – наоборот.

Примерно к этому же времени относится «И-Цзинь», китайская Книга Перемен. Это уникальный памятник, записавший постоянно меняющиеся интервалы структур неоднородного пространства, имеющие диатоническую темперацию. Интервалы в полтона и тон обозначены там прерывистой и сплошной чертами, а комплексы из трёх и шести (триграммы и гексаграммы) неоднородных линий имеют прямую корреляцию с кварто-квинтовым кругом и шахматной доской.

Если верить высказыванию Хосе Аргуэльеса, одного из современных знатоков «И-Цзинь», то комментариев и разъяснений к Книге Перемен, за более чем двух тысячелетний отрезок времени, написано столько, что их можно уложить не менее чем в 300 железнодорожных вагонов! Более абстрактного описания пространства просто не представить, видимо, поэтому у китайцев и не возник конфликт между «физиками» и «лириками».

Средние века заполнены богословскими трудами христианских мыслителей, занявших ниши мистиков, а ниши гностиков, как это ни парадоксально, заняли церковные музыканты – «музикусы». К таковым относились и «Рыжий монах» А.Вивальди, и церковный органист в третьем поколении И.С.Бах, и И.Д.Хайнихен, да и все остальные христианские композиторы. Их путь к Богу сводился к поиску универсальной системы, в которой бы сохранялись тождество и подобие музыкальной последовательности, от какой бы ноты звукоряда она ни исполнялась.

Так были «переоткрыты» Бахом – системы хроматической и диатонической темпераций, а Хайнихеном – кварто-квинтовый круг с энгармонизмами. Но последний и его последователи до настоящего времени, в своём поиске Бога убили Творца. Упразднив пифагорову комму путём введения энгармонических тональностей (трудно считать, не хватает внимания за границей 5-6 знаков альтерации, когда возникают дубль диезы и бемоли, и мы можем промахнуться мимо правильной структуры лада) в равномерных сетках хроматической темперации, они замкнули в круг два полупериода, восходящей диезной, и нисходящей бемольной, спиралей. Получилась очень удобная, но закрытая, не развивающаяся система, праправнуками которой стала современная «попса».

Но как же, до эпохи наших шестидесятников, бесконфликтно уживались физики и лирики? Да нет, конфликтовали, и поддерживали огонь в кострах инквизиции. Конфликтовали, потому что не понимали друг друга, да и как там было понять, коли говорили на «разных языках»?

Для преодоления всё более разверзающейся пропасти между физиками и лириками, система образования в дореволюционной России, кроме стандартных гимназических предметов славянской азбуки (обращаем особое внимание читателя: не алфавита, а – азбуки, и папа Карло мог вдолбить в деревянного Буратино деревянный алфавит, но, желая одухотворить своё создание, отдал последнюю куртку за живые аббревиатуры азбуки) письма, риторики и математики, включала ещё и иностранные языки с древнегреческим и латынью, русскую словесность с основами стихосложения и ритма. Дворяне и дети зажиточных купцов имели возможность образовываться дома живописи, танцам, вокалу и игре на музыкальных инструментах. Современное образование утратило азбуку, а ведь её изучение порождает информацию, изучение же алфавита – нет, но эта интереснейшая область выходит за рамки задач этой книги.

Как Вы думаете, читатель, смог ли бы, образованный таким образом россиянин, понять содержание следующего абзаца?

«В системе восходящей спирали, структуры интервалов кварто-квинтового цикла, начинают движение от параллельных до-мажора и ля-минора. За 12 шагов (секторов окружности, знаков Зодиака) они делают полный оборот, накопив пифагоровы коммы, что производит несигнальное движение контекстов внутри системы, и это приводит к внешнему сдвигу всей системы, под углом 90 градусов, на один шаг: к до-диез-мажору и ля-диез-минору. То же самое, с точностью зеркального отражения, происходит в нисходящей спирали бемолей».

Поэтому ни одно гармоническое событие не может повториться в прежнем контексте, но такому исследованию следует посвящать отдельную книгу. В этой же книге авторы будут рады, если читатель в последующем изложении разберётся с примитивным кварто-квинтовым кругом.

А причём здесь интеллект? – может возникнуть закономерный вопрос. Темперированный звукоряд, или кварто-квинтовый круг – отличные модели пошаговых регистров разных типов устройства разума, но об этом пойдёт разговор при знакомстве с Метамашиной, если, конечно, читатель до нее доберется.

Мы показали читателю предысторию вопроса, на протяжении тысяч лет выливавшегося в конфликт физиков и лириков. Но и в команде авторов присутствуют как те, так и другие, и они были вынуждены искать и находить компромиссы. Поэтому мы не удивимся, если по прошествии какого-то времени, следующее издание трёхтомника изменит свой заголовок и будет называться не расплывчато и длинно «Интеллектуальность согласующего ума и пр.», как это сформулировано сейчас, а «Книга Компромиссов, или срединный путь познания гармонического устройства Мира».

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.206 (0.024 с.)