Методика измерения параметров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика измерения параметров



ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Соматометрические показатели

Длина тела измеряется с помощью ростомера или антропометра. Ростомер представляет собой стойку высотой до 2 м с делениями по 0,5 см, которая укреплена на прочной площадке. На стойке передвигается муфта с планшеткой.

Обследуемый стоит прямо, руки по швам, пятки – вместе, носки – врозь. При этом он касается стойки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, мысленно проведенная от верхнего края козелка уха до нижнего края глазницы, была горизонтальной. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой черепа (apex). Показания снимаются с точностью до 0,5 см. Для определения роста сидя имеется откидная скамейка, укрепленная на площадке ростомера (рисунок 1, Кучма В.Р., 2012).

    Металлический антропометр состоит из четырех полых трубок, которые вставляются друг в друга и образуют штангу длиной 2 м с миллиметровыми делениями. На конце верхней трубки неподвижно укреплена муфта с металлической линейкой, вторая муфта с вырезом, через который видны деления, может свободно передвигаться по штанге антропометра. В эту муфту вставляется линейка скошенным концом кверху. С помощью антропометра можно определить также длину туловища, верхних и нижних конечностей.

Измерение роста следует проводить в первую половину дня, т.к. под тяжестью тела за счет сдавливания межпозвоночных дисков и уплощения свода стопы длина тела к концу дня изменяется.


Рисунок 1. Методика измерения

Длины тела

    Масса тела. Для взвешивания пользуются медицинскими весами - для детей в возрасте до 1 года используют чашечные весы (точность измерения до 10 г), для детей старше 1 года - рычажные или электронные медицинские весы (точность измерения до 50 г). Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивание производят натощак или через 1,5-2 часа после приема пищи. Обследуемый должен быть без одежды и обуви. Он должен встать на середину площадки весов лицом к исследователю.

    Для измерения окружностей головы, грудной клетки, плеча, голени, бедра используют стальную рулетку или сантиметровую ленту, которую рекомендуется заменять через 450-500 исследований.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при поднятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. У детей и юношей лента должна проходить спереди по краю околососкового кружка, у девушек – по IV ребру. При измерении необходимо натянуть ленту, причем конец ленты с началом отсчета должен находиться справа. Точность измерения составляет 0,5 см (рисунок 2, Кучма В.Р., 2012).

Рисунок 2. Методика измерения окружности грудной клетки

    Окружность головы измеряют наложением ленты сзади на выступ затылочного бугра, спереди – через лобные бугры по надбровным дугам. Точность измерения – 0,5 см. (рисунок 3, Кучма В.Р., 2012)

Рисунок 3. Методика измерения окружности головы

 

Физиометрические показатели

Жизненная емкость легких – показатель емкости легких и силы дыхательных мышц, измеряется с помощью водяного или воздушного спирометра. Обследуемый делает максимальный вдох, задерживает дыхание, затем плотно обхватывает мундштук резиновой трубки губами и, зажав нос, медленно выдыхает в трубку весь воздух. Исследование проводят 3 раза и записывают самый высокий результат в мл.

Мышечная сила рук характеризует степень развития мышц, измеряется ручным динамометром. Испытуемый пытается сжать как можно сильнее  пружину динамометра в вытянутой и отведенной под прямым углом в сторону руке. Измерения проводятся 3 раза с учетом максимального результата в килограммах. Для следующего определения стрелку динамометра возвращают в нулевое положение (рисунок 4, Кучма В.Р., 2012).

Рисунок 4. Методика измерения мышечной силы рук

Становую силу (силу разгибателей спины) измеряют с помощью станового динамометра. Обследуемый фиксирует ступнями ног прикрепленную к полу или помещенную на полу платформу динамометра, наклоняется, берет в руки рукоятку прибора, находящуюся строго на уровне колен (высота регулируется металлической цепью), и начинает медленно с усилием разгибаться, на высоте усилия делается рывок. Измерения проводят 3 раза, фиксируют наибольший результат в килограммах (рисунок 5, Кучма В.Р., 2012).

Рисунок 5. Методика измерения силы разгибателей спины

  Частота дыхания и сердечных сокращений (пульс) должны подсчитываться в течение одной минуты.

Артериальное давление измеряют тонометром (по методу Короткова Н.С.) на правой руке у сидящего ребенка после 10-ти минутного отдыха. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча ребенка. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40% окружности плеча. Длина резиновой камеры манжеты должна покрывать от 80% до 100% окружности плеча. У детей при окружности плеча 16-21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина – 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22-26 см – 10 см и 24 см, соответственно. Окружность плеча измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым сгибом и акромиальным отростком лопатки. У детей 12-ти лет и старше используют манжету для взрослых (13х26 см). При использовании взрослой манжеты у детей в возрасте 8-11 лет необходимо обязательное внесение поправок на возраст и физическое развитие (Таблица 1). Показатели диастолического артериального давления корректировке не подлежат.

Таблица 1

Поправки к цифрам систолического давления (в мм рт. ст.), полученным при измерении стандартной манжеткой

Возраст, год Нормальная масса тела Дефицит массы тела Избыток массы тела
8 +10 +15 +5
9 +10 +15 +5
10 +10 +15 0
11 +5 +10 0
12 0 +5 0

 

Условия измерения артериального давления:

1. Измерение должно проводиться в стандартных условиях: сначала полдня, не ранее, чем через 1 час после уроков физкультуры или контрольных работ, пребывания на холоде, приема пищи. При проспективных наблюдениях (мониторинге состояния здоровья) повторные измерения целесообразнее осуществлять в одно и то же время года, как и при первичном обследовании.

2. Измерение артериального давления должно проводиться в тихой, спокойной и удобной обстановке при комфортной температуре.

3. Перед измерением артериального давления необходимо объяснить цель обследования, которое в некоторой степени уменьшает психоэмоциональное напряжение и позволяет избежать отрицательной реакции со стороны ребенка, которая может послужить причиной повышения АД, вызванное процедурой обследования.

4. Присутствие посторонних лиц в кабинете (педагогов, школьников из других классов, родителей и т.п.) недопустимо.

5. Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами, не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.

6. АД измеряется три раза на правой руке с интервалом 2-3 минуты

Процедура измерения артериального давления

Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край – примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться латерально, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей – медиально по отношению к обследуемому.

Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.

При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм рт. ст. – это будет «максимальное давление» в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до «максимального» уровня.

При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) – как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен «бесконечного тона», когда тоны прослушиваются до 0 мм рт.ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука.

Измерение АД производится с точностью до 2 мм рт.ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0,2,4,6,8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) – 110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее, чем через 2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.

Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений (ф. 026/у-2000) Для оценки АД используются средние значения систолического и диастолического АД, а также значения отдельных измерений. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД, может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен «гипертонии на белый халат».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.012 с.)