Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия.
Исследование нервно-психического здоровья и факторов его определяющих нацелено не только на решение задач психогигиены (профилактики расстройств) в детском и подростковом возрасте, но и на более углубленное изучение приспособительных механизмов, осуществляющих адаптацию человека к условиям жизни. Ведущую роль при этом играет нервно-психическая сфера человека. В связи с этим сформулировано представление о нервно-психическом здоровье как совокупности характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека с окружающим миром, и возможность выполнения его социальных функций. Исследование и оценка состояния нервно-психического здоровья в процессе исследования состояния здоровья ребенка предполагается получить информацию о: - достигнутом уровне психофизиологического развития; - отсутствии или наличии симптомов нарушений нервно-психического здоровья; - состоянии психосоциальной адаптации. Обследование детей и подростков рекомендуется проводить в 2 этапа: доврачебный (психологический и психофизиологический) и врачебный (осмотр педиатром и врачами-специалистами, входящими в бригаду, проводящую профилактический медицинский осмотр). При необходимости, в случае выявления выраженной патологии, ребенку (подростку) рекомендуется пройти дополнительный (специализированный) этап обследования в условиях специализированного кабинета, диспансера (ПНД) или стационара, где применяются современные диагностические методы. ДОВРАЧЕБНЫЙ ЭТАП Введение в систему профилактического осмотра доврачебного этапа, реализуемого на основе анкет-опросников для родителей, детей и педагогов, скринингов и экспресс-методов диагностики, позволяет осуществлять раннее выявление нарушений нервно-психического здоровья с позиций комплексного интегрального подхода. Анализ данных анкетирования и тестирования дает возможность получить представление об имеющихся симптомах и о степени их выраженности в различные моменты социального функционирования ребенка, оценить особенности его индивидуально-личностного развития, в т.ч. уровень зрелости основных психофизиологических функций, эмоциональное благополучие и успешность социальной адаптации. В соответствии с этим, для оценки состояния нервно-психического здоровья и уровня социально-психологической адаптации на доврачебном этапе профилактического осмотра должны быть рассмотрены следующие параметры:
1. Психофизиологический статус показывает сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка. Оценка психофизиологического статуса проводится с помощью специальных тестов, что особенно важно при поступлении ребенка в школу. Для экспресс – диагностики применяется оценка так называемых школьно-значимых психофизиологических функций: развитие мелкой моторики руки, кратковременная память и уровень внимания, сформированность фонематического слуха. На старших ступенях школьного онтогенеза диагностика должна проводиться по показаниям, в первую очередь, при низкой успешности обучения или наличии неврологических нарушений, психомоторной неловкости, выявляемых при анкетировании родителей и педагогов. 2. Успешность в сфере общения со сверстниками является существенным условием социально-психологической адаптации школьника. Удовлетворённость своим местом в коллективе сверстников важна для школьника любого возраста, а в подростковом возрасте общение со сверстниками является вообще одним из ведущих видов деятельности. Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, рефлексировать последствия слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений. Можно сказать, что низкая коммуникативная успешность ребёнка или подростка указывает на наличие серьезных проблем в социально-психологической адаптации, а возможно, и в состоянии психического здоровья. Для изучения социальных контактов детей и подростков, объединенных в учебные коллективы, применяется социометрический эксперимент, в ходе которого учащимся предлагается выбрать из числа одноклассников тех, с кем они хотели бы находиться в одной группе, а с кем – нет. По результатам обработки каждый школьник получает свой социометрический индекс. Чем этот индекс выше, тем успешнее данный школьник в сфере общения. Некоторые учащиеся получают отрицательный индекс. Это значит, что данного подростка отвергает больше учащихся, чем выбирает. Не менее негативная ситуация и в случае нулевого значения индекса. Такой ребенок не имеет ни одного выбора, он как – бы не существует для одноклассников. Если такой ребенок не является новым учеником в данном коллективе и регулярно посещает школу, то в основе подобной ситуации могут быть проявления аутизма или других серьезных нарушений психического здоровья. Для дошкольного возраста возможно проведение социометрического эксперимента в игровой форме (Приложение 3).
3. Оценка эмоционального состояния школьника. Тревожность по многочисленным исследованиям является одной из важных характеристик эмоционального реагирования. Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека. Однако, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревожности, создается готовность к реагированию по тревожному типу. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личностной чертой – тревожностью. Современные исследования детской тревожности среди причин ее формирования указывают как природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и факторы социализации. Тревожность существенно влияет на степень адаптированности детей и подростков. Высокий уровень тревожности обуславливает большую чувствительность школьников к стрессовым воздействиям и более длительное протекание отрицательных переживаний, что в свою очередь, отражается в более продолжительных и длительных вегетативных сдвигах. Наслаивающиеся друг на друга аффекты приводят к формированию тревожного ожидания, снижают адаптивные возможности этих детей, ухудшают состояние здоровья. С целью экспресс – диагностики рекомендуется использовать рисуночный тест для младших школьников, тест явной тревожности для среднего школьного возраста и шкалу Спилбергера для подростков. 4. Для оценки социально-психологической адаптации школьников важно учитывать особенности его поведения в повседневной жизни. На доврачебном этапе осуществляется сбор информации об имеющихся у конкретного ребёнка или подростка трудностях, поведенческих проявлениях социального функционирования, самовосприятия и особенностях самочувствия, которые могут указывать на нарушение нервно-психического здоровья. Эти сведения позволяет получить анкетирование. Соответствующие анкеты адресованы родителям, воспитателям, учителям и самим школьникам. Сведения, полученные из анкет, анализируются, сопоставляются между собой ответы родителей, учащихся и учителей, а также результаты тестовых исследований. Это позволяет рассмотреть имеющиеся особенности поведения и симптомы с разных точек зрения. Необходимо помнить, что процесс социально-психологической адаптации зависит не только от особенностей самого ребенка, но и от характеристики социальной среды. Особое значение имеет рассмотрение шкалы психосоциальных влияний для выбора адекватного пути коррекции имеющихся проблем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.005 с.) |