Из. Официально-деловой стиль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из. Официально-деловой стиль



|     Официально-деловой стиль — это язык официально-деловых

I отношений, возникающих между органами государства, организа- % циями и частными лицами. Основной тип текста официально-де- f лового стиля — документ, соответствующий образцу со строго

I

 установленными правилами, сдержанным изложением, точно­стью. В деловых текстах нельзя использовать экспрессивно-окра­шенные языковые средства, разговорную лексику, изобразитель­но-выразительные средства языка.

212


§ 113. Официально - деловой стиль

1   Официально-деловой стиль использует термины и профессио-

! нализмы (юридические, бухгалтерские): импорт, истец, извещение,

I квитанция, контракт, спрос и т. д. Также в официально-деловом

1 стиле используются канцеляризмы — устойчивые обороты речи,

| свойственные для языка документов: вышеуказанный, настоящий,

| согласно просьбе, в установленном порядке и т. д.

* Для официально-делового стиля характерны следующие язы-
| ковые особенности: местоимение Вы следует писать с прописной
I буквы: доводим до Вашего сведения; содержание документа ведётся
j от третьего лица: ТАСС уполномочен заявить.

I    Официально-деловой стиль включает в себя такие жанры, как

j закон, устав, инструкцию, акт, приказ, распоряжение, заявление,

к характеристику, справку, протокол, доверенность, деловое письмо,

* объяснительную записку, приказ, решение, постановление и т. д.

526. Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к лексике офи­
циально-делового стиля. В каких стилях и жанрах могут использоваться не
выписанные вами слова или словосочетания?

Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусло­вить, один-одинёшенек, констатировать, истец, осуществление, со­гласно приказу, заявка на участие, распорядок дня, в окрестностях города, термодинамика, принять к сведению, меланхоличный, дело­производство, торжественное открытие, короткая память, сойти с рук, новое назначение, прошу предоставить, вследствие, регистрация брака, освидетельствование, лабораторные испытания, юнец, безот­лагательно, судить да рядить, уведомление, необходимо осущест­влять, рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться, ча­рующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, попридержать язык, подсчитать свои возможности, вперегонки, име­нуемый, морфема, поставить в известность.

527. Прочитайте статьи из Закона Российской Федерации «Об образо­
вании». Выпишите из них лексику, характерную для официально-делового
стиля. Проанализируйте синтаксический строй предложений и сделайте вы­
вод об особенностях построения предложений официально-делового стиля.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и пра­вового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отноше­ний в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

213


Стилистика

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопу­стимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданствен­ности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природо­пользования;

4) единство образовательного пространства на территории Рос­сийской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенно­стей и традиций народов Российской Федерации в условиях много­национального государства.

528. Прочитайте выдержки из Федерального государственного обра­зовательного стандарта общего образования. Проанализируйте синтаксиче­ский строй предложений: укажите тип сказуемых, объясните постановку двоеточия в предложениях.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт сред­
него (полного) общего образования (далее — Стандарт) представляет
собой совокупность требований, обязательных при реализации ос­
новной образовательной программы среднего (полного) общего об­
разования образовательными учреждениями, имеющими государ­
ственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

к структуре основной образовательной программы среднего (полно­го) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотно­шению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, фи­нансовым, материально-техническим и иным условиям.

2. Стандарт является основой для разработки системы объектив­ной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, а также формирования государствен­ного (муниципального) задания.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. <...>

214


§ 113. Официально-деловой стиль

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характери­стик выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального россий­ского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к су­дьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразо­вание в течение всей своей жизни;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед се­мьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктив­ный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодейство­вать.

Как вы понимаете значение выделенных фраз? Подберите к ним сино­нимы.

529. Прочитайте образцы оформления документов. Составьте соб­ственный вариант заявления и доверенности.

Заведующему библиотекой школы № 110 (фамилия, имя, отчество — инициалы)

ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, _______________________________, паспорт серии _____

№ _____, выдан _____  ОВД_____________ г. Москвы ______ г.,

проживающий по адресу: г. Москва, ул. _____________, дом...,

корп...., кв...., доверяю____________________________________, паспорт

серии ___ №_______, выдан____ отделением милиции г. ______

____ г., проживающей по адресу: __________________________,

дом..., кв...., получить комплект учебников на 2013/14 учебный год.

02.04.2013 г.                            ____________ Петренко И.В.

215


Стилистика

Директору ГБОУ СОШ № 765

(фамилия, имя, отчество — инициалы) от участника ЕГЭ

(фамилия, имя, отчество — инициалы)

№________ серия______________

(документа, удостоверяющего личность)
выдан________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу зарегистрировать меня для сдачи ЕГЭ в (досрочный, ос­новной, дополнительный) период 2013 года:

 

Предмет Дата экзамена
Русский язык  
Математика  
Обществознание  
Английский язык  

Даю согласие на обработку персональных данных в порядке, уста­новленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

С порядком проведения ЕГЭ ознакомлен (а) ________________

(подпись)

Об отсутствии права дополнительного выбора предмета для ЕГЭ
после 01 марта проинформирован (а)____________ (подпись)

Дата подачи заявления: 25 февраля 2013 г.

Директору ГБОУ СОШ № 267

(фамилия, имя, отчество — инициалы)
от ученика_____ класса

(фамилия, имя, отчество — инициалы)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Я пропустил занятия в школе 14 марта 2013 г. по причине участия в
юношеской спартакиаде. Справку об участии в спартакиаде прилагаю.
16.03.2013 г.                                                (Петров А.С.)

216


§ 113. Официально-деловой стиль

530. Прочитайте заявление, составленное героем рассказа М. Зощенко
«Три документа». Определите, какие стилистические ошибки встречаются в
заявлении. Напишите заявление от лица Печёнкина, используя лексику офи­
циально-делового стиля.

Заявление

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казённых денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть. Тогда взбешённый не­удачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не ра­стерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каж­дую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.

Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики, — и, так сказать, народное достояние, — преступник обратился в бегство. Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезён домой. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога, как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казённых сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

Конст. Печёнкин

531. Составьте собственное резюме для вакансии вожатого в летний оз­
доровительный лагерь, ориентируясь на план. Подумайте, какие черты офи­
циально-делового стиля содержит резюме.

1. Фамилия, имя и отчество автора резюме (в именительном паде­же).

2. Домашний адрес.

3. Контактная информация: номер телефона и другая информация, с помощью которой можно связаться с автором. Если необходимо, указывается время доступности абонента по контактному адресу.

4. Дата и место рождения.

5. Гражданство.

6. Семейное положение.

7. Цель: должность и желаемый размер заработной платы.

8. Образование: основное образование, полученное в среднем и вы­сшем учебном заведении, специальность, дополнительное образова-

217


Стилистика

ние, полученное на специальных курсах. Сведения излагаются в обрат­ном хронологическом порядке.

9. Опыт работы: место работы и занимаемая должность (указывает­
ся полностью наименование предприятия, его местонахождение,
а также сфера деятельности, например: «ОАО «Красный Октябрь»,
Россия, г. Москва, изготовление конфет и шоколада, кондитер). Реко­
мендуется указывать не только занимаемую должность, но и дол­
жностные обязанности, которые исполнял автор, и его достижения.
Сведения также излагаются в обратном хронологическом порядке.

10. Дополнительные сведения: знание иностранных языков, про­
фессиональные навыки по другой специальности, личностные каче­
ства, рекомендации.

Резюме подписывается с обязательным указанием даты.

532. Охарактеризуйте стилистическое использование элементов офи-
___ I циально-делового стиля в отрывке из романа «Воскресение».

В случае оставления жалобы без последствий, к чему, по мнению адвоката, надо быть готовым, так как кассационные поводы очень сла­бы, партия каторжных, в числе которых была Маслова, могла отпра­виться в первых числах июня, и потому для того, чтобы приготовиться к поездке за Масловой в Сибирь, что было твёрдо решено Нехлюдо­вым, надо было теперь же съездить по деревням, чтобы устроить там свои дела.

(Л. Толстой)

Вопросы для повторения

1. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает официально-деловой стиль речи? Перечислите его основные черты и функции.

2. Каковы общие черты, объединяющие научный и официально-деловой стили?

3. Чем различается терминология научного и официально-делового стилей?

4. Почему для научного и официально-делового стилей не характерны экс­прессивность и эмоциональность?

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Публицистический стиль занимает особое место среди функцио­нальных стилей, так как основные функции, которые он выпол­няет, — это функции воздействия и сообщения.

218


§ 114. Публицистический стиль

1 Публицистический стиль реализуется в средствах массовой ин-

| формации (СМИ) (это язык газет, радио, телевидения и т. д.) и ху-

1 дожественно-публицистических текстах. Публицистический стиль

1     использует ресурсы всех других стилей, в первую очередь научного

1      и художественного. К жанрам публицистического стиля относятся:

1 очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью, реклама и др.

I В публицистическом стиле отражаются общественно значимые

I явления, события, проблемы, факты дня сегодняшнего. Стремле-

| ние к эмоциональной насыщенности языка определяет использо-

|       вание всех возможных изобразительно-выразительных средств (ме-

I тафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.). Однако эти

1  приёмы превращаются в языковые штампы, если они повто-

* ряются, тиражируются в различных публицистических текстах.

I     Наиболее чётко в письменной форме публицистический

I стиль представлен на страницах газет. Поэтому одной из его раз-

|           новидностей является газетно-публицистический стиль.

f Публицистический стиль быстро реагирует на всё новое. Многие

* неологизмы впервые появляются на страницах газет. Например,
i в июне 2003 года газетами было зарегистрировано такое новое слово,
| как марсоход (ср. луноход).

~            К жанрам газетно-публицистического стиля относятся репорта-

1              жи, статьи, рецензии, интервью, заметки, отчёты, обзоры и др.

S К жанрам художественно-публицистического стиля относятся

i                                                                        очерки, эссе, фельетоны.

£ Статья— публицистический или научный текст, анализи-

i

I рующий какие-либо процессы, явления, факты. Для статьи важно

I наличие актуальной проблемы и аргументов, выводов и рекомен-

| даций по решению проблемы. Также в статье используют обшир-

1                                                          ный фактический материал.

1       Рецензия— письменный анализ критического характера ли-

I тературного произведения, кинофильма и пр. В рецензии необхо-

1 димо оценить произведение, его достоинства и недостатки. Боль-

I шое значение имеет объективность рецензии, справедливость

I оценки. В рецензии не нужно подробно пересказывать произведе-

|        ние, достаточно указать основной сюжет в не более чем 2—3 пред-

i

ложениях, следует отметить актуальность произведения, смысл
названия, тему, идею, проблематику, особенности композиции,
стиль автора, средства создания образов и др. В заключении рабо­
ты подводится итог, даётся общая объективная оценка произведе-

| ния, также важно отметить не только его недостатки, но и досто-

I              инства: занимательность сюжета, новаторство автора.

219


Стилистика

I    Эссе— прозаическое сочинение со свободной композицией.

j Эссе отражает индивидуальные впечатления, мысли, чувства его автора на определённую тему. Эссе, как правило, излагается в сво-бодной форме, не имеет строгих требований к композиции и сти­лю изложения и основано на творческом мышлении. Приблизи­тельная композиция выглядит следующим образом: 1) введение — постановка проблемы; 2) основная мысль — обоснование и аргу­ментация проблемы; 3) заключение — подведение итогов работы. Изложение материала сопровождается эмоциональностью, экс­прессивностью, художественностью. В основе эссе поднимается проблема и излагается аргументация. Правила составления эссе:

1) сформулируйте тему, цель и задачи эссе;

2) сформулируйте проблему (несколько проблем), подберите аргументацию (не менее трёх аргументов);

3) напишите эссе на основе переработанного материала.

Очерк — малый жанр литературы, основанный на описатель-: ном характере какого-либо предмета, явления. Очерк подразделя-i ется на виды: портретный, проблемный, путевой. Портретный очерк — анализ личности героя и его мировоззрения, который. включает описание внешности, поступков, биографические сведе- I ния. Проблемный очерк— изложение социально значимой 4 проблемы, где автор делится своим мнением по сформулирован-^ ной проблеме и аргументирует её. Путевой очерк— впечатле-I ния о путешествиях, куда входят описание городов, стран, их жи-' телей, нравов, традиций и пр.

1   Репортаж— сообщение о чём-либо с места события. Основ-

I ная задача репортажа — создать эффект присутствия читателя, слу-

1 шателя, зрителя. Для телевизионного репортажа важна оператив-

1 ность: происходящие события излагаются автором по ходу его

I действия, печатный репортаж описывает сюжет события, сообщая

j значимую информацию. В энциклопедическом словаре СМИ под

■* редакцией А. Князева подчёркивается значимость эмоционально-

I сти при составлении репортажа, на первый план которого «обяза-

] тельно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей».

I

Тексты публицистического стиля, как и художественного про-

| изведения, отражают индивидуальность автора, поэтому публи-| цистический стиль часто смешивают со стилем художественной литературы. В отличие от научного и официально-делового сти­лей, публицистический стиль не является строго регламентиро- I ванным и допускает вариантность норм.

220


§ 114. Публицистический стиль

533. Прочитайте тексты. Объясните их названия. Используя изложен­ные в текстах факты, подготовьтесь к диспуту на тему «Русский язык и мы».

СОРНЫЙ ЯЗЫК

Хочу в заключение сказать насчёт сорного языка, на который сей­час у нас жалуются. Что правда — то правда, особенно среди беженст­ва, где каждый вносит в речь русскую из чужого языка, так что не все­гда и разберёшь.

Так вот и это не новость, и раньше на то же жаловались и даже примеры приводили. Так, например, в знаменитой книге Курганова (хотя автор на обложке и не значится) — «Российская универсаль­ная грамматика, или Всеобщее письмословие», изданной «во граде Святаго Петра» в 1769 году, находим мы горестный упрёк засорите­лям русского языка, а именно пишет Курганов, Николай Гаврилыч:

«Всего смешнее, — пишет он, — иной, как попугай, переняв не­сколько чужих слов, за честь почитает по-«бесовски» вводить вновь, мешая их с русскими так: «Я в дистракции и дезеспере; аманта моя зделала мне инфиделите, а я, а ку сюр против риваля своего буду ре-ванжироваться».

И очень сердится, что ввели такие противные слова, как «лорнет» и «имитация», да ещё и мамку произвели в «гувернанта».

И подлинно, словно бы фразу, что я привёл, услыхал Николай Гаврилович не во граде святого Петра и не 160 лет тому назад, а в наши дни в Пасси либо на Мозаре — одним словом, в русских поселениях Парижа. И что греха таить — проникает этот сорный язык и в российскую литературу, и в тамошнюю, и в изгнании сущую.

Бди же, о русский писатель! и помни прекрасный стих первой «Эпистолы» знаменитого пиита Сумарокова:

Довольно наш язык в себе имеет слов; Но нет довольнаго числа на нём писцов.

5 ноября 1929 г.

(М. Осоргин «Заметки старого книгоеда»)

НЕ НАШ РУССКИЙ

За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «аме­риканизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, про­должающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не пони­мают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услы­шишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-

221


Стилистика

связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменён уродливым «дожить».

Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.

И если всё это — великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «лик­без» по изучению этого новообразования с участием специалистов?

(Из газеты «Аргументы и факты»)

Напишите реферат на одну из тем (по выбору):

1. Насколько, с вашей точки зрения, в публичной речи допустимо исполь­зование элементов разговорного стиля?

2. В какой мере письменная речь должна или может отражать особенности устной?

3. Кто и на основании чего может делать выводы о допустимости или недо­пустимости тех или иных разговорных элементов в официальной ситуации об­щения, в том числе в письменных текстах?

4. Кто отвечает сегодня в редакциях СМИ за качество текста (за соблюде­ние норм)? Журналист? Редактор?

5. Кто определяет языковые вкусы СМИ — собственник, главный редак­тор, читатели или журналист?

6. СМИ сегодня отражают или формируют языковой вкус?

Я

534. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Замкнутый в себе, Китай-город представлял оригинальное це­лое, во всём отличавшееся от Кремля. Кремль — центр боярства и ду­ховенства, правящих сословий. Китай-город — сосредоточие посад­ского люда, тяглого сословия; боярские дворы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности соот­ветствовало этому социальному различию.

Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отли­чался своей причудливой архитектурой от храмов Кремля. Построен­ный в память завоевания Казани и Астрахани, отдавших в руки мос­ковского посада торговые пути на Каспий и Сибирь, он составился из восьми первоначальных храмов, одного каменного и семи дере­вянных, стоявших ранее на его месте, — отсюда его причудливая многогранность, соответствующая его многочисленным алтарям. И как «обетный» храм, соединённый с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в это время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Крас-

222


§ 114. Публицистический стиль

ную площадь от спуска к Москве-реке. Стоящее рядом Лобное место — трибуна, с которой объявляли царские указы московским людям. Не­нужная в Кремле, где жили правители, она была необходима в поса­де, где жили управляемые.

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купече­ские дома. До конца XVII века торговые помещения были почти ис­ключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу, под наве­сом, располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из до­сок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1595 года.

Бревенчатые мостовые и бочки с водой по углам улиц на случай пожара довершали картину «деревянного» Китай-города. Улицы и переулки шли запутанным лабиринтом, пересекая сразу по несколь­ку проездов в одном пункте, в так называемых крестцах. Ночью ули­цы перегораживались рогатками и решётками, ворота запирались на­глухо, и ходили всю ночь сторожа с колотушками. Такие же ночные заграждения применялись и в других частях Москвы; они просущест­вовали до конца XVIII века.

По Красной площади и переулкам Китай-города, кроме постоян­ного торга в лавках, производился уличный торг в разное время са­мыми разнообразными товарами. Среди торговли Китай-города уже в XVI веке можно бьыо встретить много иногородних и иностранных купцов. У Ильи-пророка на Ильинке издавна существовало Новго­родское подворье, неподалёку от него было Покровское подворье. Рядом с татарскими, кавказскими, персидскими и бухарскими куп­цами в Китай-городе можно было встретить греков, немцев, шведов, англичан и итальянцев.

Картина Китай-города сильно меняется в XVIII веке: жилых купе­ческих домов в Китай-городе становится с каждым годом меньше и меньше. Купцы переселяются жить в Замоскворечье.

В Китай-городе сосредоточиваются почти исключительно торго­вые помещения, располагаются правильными рядами. В XVII веке здесь было 72 ряда, и они носили название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, ветошный, золотой, иконный, свечной, вос­ковой и так далее. Был даже вшивый ряд, где торговали подержан­ным платьем, очевидно загрязнённым до крайней степени.

Разделение лавок в Китай-городе на ряды по специальностям со­хранилось вплоть до 60-х годов XIX века. Названия некоторых из

223


Стилистика

этих рядов сохранились в названиях переулков: Рыбный, Хрусталь­ный, Ветошный.

(Н. Никольский)

1. Определите основную мысль. Укажите его микротемы. Выпишите ключевые слова и словосочетания каждой микротемы.

Я

'  I 2. Напишите сочинение на тему «Любимый уголок моего города», ис-
,__ I пользовав материалы сайта вашего города.

3. Определите тип и стиль речи. К какому жанру относится текст?

535. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Сколько абзацев выделяет автор в этом тексте? Почему автор использует подобное членение?

К какому стилю речи вы отнесёте текст? На какие его признаки будете ориентироваться? А к какому жанру? Охарактеризуйте стилевые черты этого текста, приводя примеры.

Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия матери­ального духовного человеческого...

Памятью обладают отдельные растения камень на котором оста­ются следы его происхождения и движения в ледниковый период стекло вода и т. д.

А что и говорить о «генетической памяти» памяти заложенной в веках, памяти переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт образуется тради­ция создаются бытовые навыки семейные навыки трудовые навыки общественные институты...

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Это свойство памяти чрезвычайно важно.

Память преодоление времени преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамят­ный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый поступок думает что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам очевидно не привык бе­речь память о прошлом испытывать чувство благодарности к пред­кам к их труду их заботам и поэтому думает что и о нём всё будет позабыто.

224


§ 114. Публицистический стиль

Совесть это в основном память к которой присоединяется мо­ральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

(По Д. Лихачёву)

536. Напишите отзыв на текст Д. Лихачёва (см. упражнение 535) в ви­де рассуждения, состоящий из тезиса, доказательства и вывода. Помните, что в отзыв не входит анализ текста, а даётся его общая оценка.

537. Прочитайте текст. Определите его стиль речи и жанр. Выделите грамматические основы и сделайте вывод об использовании главных членов предложения в текстах газетно-публицистического стиля.

Сегодня на Яузском бульваре города Москвы установлен памят­ник великому дагестанскому поэту и общественному деятелю Расулу Гамзатову.

Выступая перед собравшимися, гости высоко оценили деятель­ность и творчество дагестанского поэта, отметили, что Расул Гамза­тов был выдающимся человеком.

Отметим, открытие памятника приурочено к 90-летию со дня рождения поэта, которое будет отмечаться в сентябре. Инициатором и спонсором возведения монумента стал Международный обще­ственный фонд Расула Гамзатова. На памятнике выгравированы строки из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», ставшего бессмертной песней: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей».

Добрая улыбка, проницательный взгляд, юмор, разлетевшийся по миру афоризмами, — таким запомнили поэта современники.

(Из газеты «Столичность»)

538. Напишите репортаж о проведении вашим классом какого-
нибудь культурного мероприятия (похода в музей, экскурсии, посещения
театра).

ЛИТ 539. Прочитайте отрывок из путевого очерка «По Уссурийскому краю», определите стиль текста.

После обеда люди легли отдыхать, а я пошёл побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болотце. Вдалеке на юго(западе) чуть(чуть) виднелись туманные го­ры. По безлесным равнинам кое(где), как оазисы, темнели пятна мелкой кустарниковой поросли.


8 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2


225


Стилистика

Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый шорох. Это были камышовки. Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух(трёх) крапивников. Миловидные рыжевато(пёс-трые) птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом выска­кивали вдруг где(нибудь) с другой стороны и скрывались снова под сухонькой травой.

Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше.

Во вторую половину дня мы прошли расстояние километров в одиннадцать(тринадцать) и стали биваком на одном из многочис­ленных островов.

Сегодня мы имели случай наблюдать на северо(востоке) теневой сегмент Земли. Вечерняя заря переливалась особенными красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно(зелёной), и по тому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из(за) го­ризонта два светло(жёлтых) луча. Через несколько минут, ^продол­жение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался яр-ко(оранжевым), затем тёмно(красным). Самое последнее явление заключалось в том, что багрово(красный) горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на северо(восточ-ной) стороне начал показываться теневой сегмент Земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внеш­ний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Вскоре пурпуровая полоса слилась с густо (крас ной) зарницей на западе, и тогда наступила тём-ная(претёмная) ночь.

(По В. Арсеньеву)

1. Найдите в тексте эпитеты. Как их использование помогает созданию
художественного образа? Есть ли в тексте сравнения? Назовите их. Чем они
выражены? Какую функцию выполняют?

2. Выпишите из текста предложения с обособленными обстоятель­
ствами. Укажите, чем они выражены.

3. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях.

540. Определите, какие факты в статье сообщаются и какими лексиче­скими и грамматическими средствами они переданы. Найдите в тексте чер­ты научного стиля. Докажите, что перед вами текст публицистического сти­ля, определите его функцию и жанр.

226


§ 114. Публицистический стиль

МЕТЕОРЫ АТАКУЮТ ЗЕМЛЮ СРАЗУ ИЗ ТРЁХ СОЗВЕЗДИЙ

Уникальный в своём роде метеорный дождь, чьи довольно круп­ные «капли» будут абсолютно невидимыми, начался вчера в южной части неба. Он называется дневными бета-тауридами.

Как сообщили «МК» в Институте астрономии РАН, бета-таури-ды, названные в честь звезды беты созвездия Тельца, от которой они движутся, останутся невидимками на весь «дождливый» период — с 24 июня по 6 июля. Причина в том, что их орбита будет постоянно перемещаться только в дневную часть неба. Увидеть «капли» никому не удастся, даже глядя в обычный телескоп. Поймать небесных при­шельцев «на мушку» станет возможным только с помощью радара, то есть специального радиотелескопа.

Кстати, метеоры-тауриды считаются одними из самых крупных. Именно к ним многие учёные относят Тунгусский метеорит. Звёздные камни станут сыпаться с периодичностью по 30 штук в час. Пик потока придётся на 29 июня. Учёные не исключают до конца возможности па­дения таких метеоров на Землю, хотя вероятность этого крайне мала.

Интересно, что буквально сегодня к бета-тауридам примкнул ещё один поток — корвиды. Он движется к Земле от созвездия Ворона (оно располагается в южной части неба) и обещает быть менее продолжи­тельным. Окончание «дождя» ожидается через 5 дней. А с 28 июня к двум предыдущим потокам примкнёт также не слишком продолжи­тельный и сильный «дождик» из созвездия Волопаса под названием «июньские боатиды».

(Из газеты «Московский комсомолец»)

541. Прочитайте публицистический очерк, написанный А.Н. Толстым в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические и синтаксические)? Что сближает публицистический стиль с художественным стилем речи? Укажите средства выразительности текста, определите их роль в текстах публицистического стиля.

Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о герои­ческих подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который пред­почесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой истори­ей из личной жизни. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области.

На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются луч­ше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнеч­ного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянут­ся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. Но прия-


8*


227


Стилистика

тель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвы­чайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. Про военные подвиги он не любил разглагольство­вать.

Воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несча­стье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк за­горелся. Водитель Чувилев успел вытащить лейтенанта, — он был без сознания, комбинезон на нём горел. Едва Чувилев оттащил лейтенан­та, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейте­нанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт... «Я почему его тогда по­волок? — рассказывал Чувилев, — слышу, у него сердце стучит...»

Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он про­лежал в госпитале, ему делали одну задругой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не на своё лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.

— Бывает хуже, — сказал он, — с этим жить можно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.139 с.)