Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из. Официально-деловой стиль
| Официально-деловой стиль — это язык официально-деловых I отношений, возникающих между органами государства, организа- % циями и частными лицами. Основной тип текста официально-де- f лового стиля — документ, соответствующий образцу со строго
установленными правилами, сдержанным изложением, точностью. В деловых текстах нельзя использовать экспрессивно-окрашенные языковые средства, разговорную лексику, изобразительно-выразительные средства языка. 212 § 113. Официально - деловой стиль 1 Официально-деловой стиль использует термины и профессио- ! нализмы (юридические, бухгалтерские): импорт, истец, извещение, I квитанция, контракт, спрос и т. д. Также в официально-деловом 1 стиле используются канцеляризмы — устойчивые обороты речи, | свойственные для языка документов: вышеуказанный, настоящий, | согласно просьбе, в установленном порядке и т. д. * Для официально-делового стиля характерны следующие язы- I Официально-деловой стиль включает в себя такие жанры, как j закон, устав, инструкцию, акт, приказ, распоряжение, заявление, к характеристику, справку, протокол, доверенность, деловое письмо, * объяснительную записку, приказ, решение, постановление и т. д. 526. Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к лексике офи Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинёшенек, констатировать, истец, осуществление, согласно приказу, заявка на участие, распорядок дня, в окрестностях города, термодинамика, принять к сведению, меланхоличный, делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, сойти с рук, новое назначение, прошу предоставить, вследствие, регистрация брака, освидетельствование, лабораторные испытания, юнец, безотлагательно, судить да рядить, уведомление, необходимо осуществлять, рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, попридержать язык, подсчитать свои возможности, вперегонки, именуемый, морфема, поставить в известность.
527. Прочитайте статьи из Закона Российской Федерации «Об образо Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 213 Стилистика 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. 528. Прочитайте выдержки из Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Проанализируйте синтаксический строй предложений: укажите тип сказуемых, объясните постановку двоеточия в предложениях. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт сред Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. 2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, а также формирования государственного (муниципального) задания. 3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. <...> 214 § 113. Официально-деловой стиль 6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Как вы понимаете значение выделенных фраз? Подберите к ним синонимы. 529. Прочитайте образцы оформления документов. Составьте собственный вариант заявления и доверенности. Заведующему библиотекой школы № 110 (фамилия, имя, отчество — инициалы) ДОВЕРЕННОСТЬ Я, _______________________________, паспорт серии _____ № _____, выдан _____ ОВД_____________ г. Москвы ______ г., проживающий по адресу: г. Москва, ул. _____________, дом..., корп...., кв...., доверяю____________________________________, паспорт серии ___ №_______, выдан____ отделением милиции г. ______ ____ г., проживающей по адресу: __________________________, дом..., кв...., получить комплект учебников на 2013/14 учебный год. 02.04.2013 г. ____________ Петренко И.В. 215 Стилистика Директору ГБОУ СОШ № 765 (фамилия, имя, отчество — инициалы) от участника ЕГЭ (фамилия, имя, отчество — инициалы) №________ серия______________ (документа, удостоверяющего личность) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу зарегистрировать меня для сдачи ЕГЭ в (досрочный, основной, дополнительный) период 2013 года:
Даю согласие на обработку персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». С порядком проведения ЕГЭ ознакомлен (а) ________________ (подпись) Об отсутствии права дополнительного выбора предмета для ЕГЭ
Дата подачи заявления: 25 февраля 2013 г. Директору ГБОУ СОШ № 267 (фамилия, имя, отчество — инициалы) (фамилия, имя, отчество — инициалы) ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Я пропустил занятия в школе 14 марта 2013 г. по причине участия в 216 § 113. Официально-деловой стиль 530. Прочитайте заявление, составленное героем рассказа М. Зощенко Заявление Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казённых денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть. Тогда взбешённый неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном лёгоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой. Сняв с меня ещё и галоши государственной резиновой фабрики, — и, так сказать, народное достояние, — преступник обратился в бегство. Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезён домой. Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога, как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казённых сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника. Конст. Печёнкин 531. Составьте собственное резюме для вакансии вожатого в летний оз 1. Фамилия, имя и отчество автора резюме (в именительном падеже). 2. Домашний адрес. 3. Контактная информация: номер телефона и другая информация, с помощью которой можно связаться с автором. Если необходимо, указывается время доступности абонента по контактному адресу. 4. Дата и место рождения. 5. Гражданство. 6. Семейное положение. 7. Цель: должность и желаемый размер заработной платы. 8. Образование: основное образование, полученное в среднем и высшем учебном заведении, специальность, дополнительное образова-
217 Стилистика ние, полученное на специальных курсах. Сведения излагаются в обратном хронологическом порядке. 9. Опыт работы: место работы и занимаемая должность (указывает 10. Дополнительные сведения: знание иностранных языков, про Резюме подписывается с обязательным указанием даты. ^и 532. Охарактеризуйте стилистическое использование элементов офи- В случае оставления жалобы без последствий, к чему, по мнению адвоката, надо быть готовым, так как кассационные поводы очень слабы, партия каторжных, в числе которых была Маслова, могла отправиться в первых числах июня, и потому для того, чтобы приготовиться к поездке за Масловой в Сибирь, что было твёрдо решено Нехлюдовым, надо было теперь же съездить по деревням, чтобы устроить там свои дела. (Л. Толстой) Вопросы для повторения 1. Какие сферы человеческой деятельности обслуживает официально-деловой стиль речи? Перечислите его основные черты и функции. 2. Каковы общие черты, объединяющие научный и официально-деловой стили? 3. Чем различается терминология научного и официально-делового стилей? 4. Почему для научного и официально-делового стилей не характерны экспрессивность и эмоциональность? ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основные функции, которые он выполняет, — это функции воздействия и сообщения. 218 § 114. Публицистический стиль 1 Публицистический стиль реализуется в средствах массовой ин- | формации (СМИ) (это язык газет, радио, телевидения и т. д.) и ху- 1 дожественно-публицистических текстах. Публицистический стиль 1 использует ресурсы всех других стилей, в первую очередь научного 1 и художественного. К жанрам публицистического стиля относятся: 1 очерки, статьи, фельетоны, репортажи, интервью, реклама и др. I В публицистическом стиле отражаются общественно значимые I явления, события, проблемы, факты дня сегодняшнего. Стремле- | ние к эмоциональной насыщенности языка определяет использо- | вание всех возможных изобразительно-выразительных средств (ме- I тафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.). Однако эти 1 приёмы превращаются в языковые штампы, если они повто- * ряются, тиражируются в различных публицистических текстах. I Наиболее чётко в письменной форме публицистический
I стиль представлен на страницах газет. Поэтому одной из его раз- | новидностей является газетно-публицистический стиль. f Публицистический стиль быстро реагирует на всё новое. Многие * неологизмы впервые появляются на страницах газет. Например, ~ К жанрам газетно-публицистического стиля относятся репорта- 1 жи, статьи, рецензии, интервью, заметки, отчёты, обзоры и др. S К жанрам художественно-публицистического стиля относятся i очерки, эссе, фельетоны. £ Статья— публицистический или научный текст, анализи- i I рующий какие-либо процессы, явления, факты. Для статьи важно I наличие актуальной проблемы и аргументов, выводов и рекомен- | даций по решению проблемы. Также в статье используют обшир- 1 ный фактический материал. 1 Рецензия— письменный анализ критического характера ли- I тературного произведения, кинофильма и пр. В рецензии необхо- 1 димо оценить произведение, его достоинства и недостатки. Боль- I шое значение имеет объективность рецензии, справедливость I оценки. В рецензии не нужно подробно пересказывать произведе- | ние, достаточно указать основной сюжет в не более чем 2—3 пред-
ложениях, следует отметить актуальность произведения, смысл | ния, также важно отметить не только его недостатки, но и досто- I инства: занимательность сюжета, новаторство автора. 219 Стилистика I Эссе— прозаическое сочинение со свободной композицией. j Эссе отражает индивидуальные впечатления, мысли, чувства его автора на определённую тему. Эссе, как правило, излагается в сво-бодной форме, не имеет строгих требований к композиции и стилю изложения и основано на творческом мышлении. Приблизительная композиция выглядит следующим образом: 1) введение — постановка проблемы; 2) основная мысль — обоснование и аргументация проблемы; 3) заключение — подведение итогов работы. Изложение материала сопровождается эмоциональностью, экспрессивностью, художественностью. В основе эссе поднимается проблема и излагается аргументация. Правила составления эссе: 1) сформулируйте тему, цель и задачи эссе; 2) сформулируйте проблему (несколько проблем), подберите аргументацию (не менее трёх аргументов); 3) напишите эссе на основе переработанного материала. Очерк — малый жанр литературы, основанный на описатель-: ном характере какого-либо предмета, явления. Очерк подразделя-i ется на виды: портретный, проблемный, путевой. Портретный очерк — анализ личности героя и его мировоззрения, который. включает описание внешности, поступков, биографические сведе- I ния. Проблемный очерк— изложение социально значимой 4 проблемы, где автор делится своим мнением по сформулирован-^ ной проблеме и аргументирует её. Путевой очерк— впечатле-I ния о путешествиях, куда входят описание городов, стран, их жи-' телей, нравов, традиций и пр. 1 Репортаж— сообщение о чём-либо с места события. Основ- I ная задача репортажа — создать эффект присутствия читателя, слу- 1 шателя, зрителя. Для телевизионного репортажа важна оператив- 1 ность: происходящие события излагаются автором по ходу его I действия, печатный репортаж описывает сюжет события, сообщая j значимую информацию. В энциклопедическом словаре СМИ под ■* редакцией А. Князева подчёркивается значимость эмоционально- I сти при составлении репортажа, на первый план которого «обяза- ] тельно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей». I Тексты публицистического стиля, как и художественного про- | изведения, отражают индивидуальность автора, поэтому публи-| цистический стиль часто смешивают со стилем художественной литературы. В отличие от научного и официально-делового стилей, публицистический стиль не является строго регламентиро- I ванным и допускает вариантность норм. 220 § 114. Публицистический стиль 533. Прочитайте тексты. Объясните их названия. Используя изложенные в текстах факты, подготовьтесь к диспуту на тему «Русский язык и мы». СОРНЫЙ ЯЗЫК Хочу в заключение сказать насчёт сорного языка, на который сейчас у нас жалуются. Что правда — то правда, особенно среди беженства, где каждый вносит в речь русскую из чужого языка, так что не всегда и разберёшь. Так вот и это не новость, и раньше на то же жаловались и даже примеры приводили. Так, например, в знаменитой книге Курганова (хотя автор на обложке и не значится) — «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», изданной «во граде Святаго Петра» в 1769 году, находим мы горестный упрёк засорителям русского языка, а именно пишет Курганов, Николай Гаврилыч: «Всего смешнее, — пишет он, — иной, как попугай, переняв несколько чужих слов, за честь почитает по-«бесовски» вводить вновь, мешая их с русскими так: «Я в дистракции и дезеспере; аманта моя зделала мне инфиделите, а я, а ку сюр против риваля своего буду ре-ванжироваться». И очень сердится, что ввели такие противные слова, как «лорнет» и «имитация», да ещё и мамку произвели в «гувернанта». И подлинно, словно бы фразу, что я привёл, услыхал Николай Гаврилович не во граде святого Петра и не 160 лет тому назад, а в наши дни в Пасси либо на Мозаре — одним словом, в русских поселениях Парижа. И что греха таить — проникает этот сорный язык и в российскую литературу, и в тамошнюю, и в изгнании сущую. Бди же, о русский писатель! и помни прекрасный стих первой «Эпистолы» знаменитого пиита Сумарокова: Довольно наш язык в себе имеет слов; Но нет довольнаго числа на нём писцов. 5 ноября 1929 г. (М. Осоргин «Заметки старого книгоеда») НЕ НАШ РУССКИЙ За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово- 221 Стилистика связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменён уродливым «дожить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всём должны быть логика, здравый смысл, чувство меры. И если всё это — великий, могучий русский язык, то нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов? (Из газеты «Аргументы и факты») Напишите реферат на одну из тем (по выбору): 1. Насколько, с вашей точки зрения, в публичной речи допустимо использование элементов разговорного стиля? 2. В какой мере письменная речь должна или может отражать особенности устной? 3. Кто и на основании чего может делать выводы о допустимости или недопустимости тех или иных разговорных элементов в официальной ситуации общения, в том числе в письменных текстах? 4. Кто отвечает сегодня в редакциях СМИ за качество текста (за соблюдение норм)? Журналист? Редактор? 5. Кто определяет языковые вкусы СМИ — собственник, главный редактор, читатели или журналист? 6. СМИ сегодня отражают или формируют языковой вкус? Я 534. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замкнутый в себе, Китай-город представлял оригинальное целое, во всём отличавшееся от Кремля. Кремль — центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город — сосредоточие посадского люда, тяглого сословия; боярские дворы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности соответствовало этому социальному различию. Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отличался своей причудливой архитектурой от храмов Кремля. Построенный в память завоевания Казани и Астрахани, отдавших в руки московского посада торговые пути на Каспий и Сибирь, он составился из восьми первоначальных храмов, одного каменного и семи деревянных, стоявших ранее на его месте, — отсюда его причудливая многогранность, соответствующая его многочисленным алтарям. И как «обетный» храм, соединённый с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в это время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Крас- 222 § 114. Публицистический стиль ную площадь от спуска к Москве-реке. Стоящее рядом Лобное место — трибуна, с которой объявляли царские указы московским людям. Ненужная в Кремле, где жили правители, она была необходима в посаде, где жили управляемые. За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца XVII века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу, под навесом, располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1595 года. Бревенчатые мостовые и бочки с водой по углам улиц на случай пожара довершали картину «деревянного» Китай-города. Улицы и переулки шли запутанным лабиринтом, пересекая сразу по нескольку проездов в одном пункте, в так называемых крестцах. Ночью улицы перегораживались рогатками и решётками, ворота запирались наглухо, и ходили всю ночь сторожа с колотушками. Такие же ночные заграждения применялись и в других частях Москвы; они просуществовали до конца XVIII века. По Красной площади и переулкам Китай-города, кроме постоянного торга в лавках, производился уличный торг в разное время самыми разнообразными товарами. Среди торговли Китай-города уже в XVI веке можно бьыо встретить много иногородних и иностранных купцов. У Ильи-пророка на Ильинке издавна существовало Новгородское подворье, неподалёку от него было Покровское подворье. Рядом с татарскими, кавказскими, персидскими и бухарскими купцами в Китай-городе можно было встретить греков, немцев, шведов, англичан и итальянцев. Картина Китай-города сильно меняется в XVIII веке: жилых купеческих домов в Китай-городе становится с каждым годом меньше и меньше. Купцы переселяются жить в Замоскворечье. В Китай-городе сосредоточиваются почти исключительно торговые помещения, располагаются правильными рядами. В XVII веке здесь было 72 ряда, и они носили название по предметам торговли: рыбный, хрустальный, ветошный, золотой, иконный, свечной, восковой и так далее. Был даже вшивый ряд, где торговали подержанным платьем, очевидно загрязнённым до крайней степени. Разделение лавок в Китай-городе на ряды по специальностям сохранилось вплоть до 60-х годов XIX века. Названия некоторых из 223 Стилистика этих рядов сохранились в названиях переулков: Рыбный, Хрустальный, Ветошный. (Н. Никольский) 1. Определите основную мысль. Укажите его микротемы. Выпишите ключевые слова и словосочетания каждой микротемы.
' I 2. Напишите сочинение на тему «Любимый уголок моего города», ис- 3. Определите тип и стиль речи. К какому жанру относится текст? 535. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Сколько абзацев выделяет автор в этом тексте? Почему автор использует подобное членение? К какому стилю речи вы отнесёте текст? На какие его признаки будете ориентироваться? А к какому жанру? Охарактеризуйте стилевые черты этого текста, приводя примеры. Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия материального духовного человеческого... Памятью обладают отдельные растения камень на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период стекло вода и т. д. А что и говорить о «генетической памяти» памяти заложенной в веках, памяти переходящей от одного поколения живых существ к следующим. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются бытовые навыки семейные навыки трудовые навыки общественные институты... Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Память преодоление времени преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый поступок думает что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам очевидно не привык беречь память о прошлом испытывать чувство благодарности к предкам к их труду их заботам и поэтому думает что и о нём всё будет позабыто. 224 § 114. Публицистический стиль Совесть это в основном память к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. (По Д. Лихачёву) 536. Напишите отзыв на текст Д. Лихачёва (см. упражнение 535) в виде рассуждения, состоящий из тезиса, доказательства и вывода. Помните, что в отзыв не входит анализ текста, а даётся его общая оценка. 537. Прочитайте текст. Определите его стиль речи и жанр. Выделите грамматические основы и сделайте вывод об использовании главных членов предложения в текстах газетно-публицистического стиля. Сегодня на Яузском бульваре города Москвы установлен памятник великому дагестанскому поэту и общественному деятелю Расулу Гамзатову. Выступая перед собравшимися, гости высоко оценили деятельность и творчество дагестанского поэта, отметили, что Расул Гамзатов был выдающимся человеком. Отметим, открытие памятника приурочено к 90-летию со дня рождения поэта, которое будет отмечаться в сентябре. Инициатором и спонсором возведения монумента стал Международный общественный фонд Расула Гамзатова. На памятнике выгравированы строки из знаменитого стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», ставшего бессмертной песней: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Добрая улыбка, проницательный взгляд, юмор, разлетевшийся по миру афоризмами, — таким запомнили поэта современники. (Из газеты «Столичность») 538. Напишите репортаж о проведении вашим классом какого- ЛИТ 539. Прочитайте отрывок из путевого очерка «По Уссурийскому краю», определите стиль текста. После обеда люди легли отдыхать, а я пошёл побродить по берегу речонки. Куда я ни обращал свой взор, я всюду видел только траву и болотце. Вдалеке на юго(западе) чуть(чуть) виднелись туманные горы. По безлесным равнинам кое(где), как оазисы, темнели пятна мелкой кустарниковой поросли. 8 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2 225 Стилистика Пробираясь к ним, я нечаянно спугнул большую болотную сову, ночную птицу открытых пространств, которая днём всегда прячется в травяном покрове. Она испуганно шарахнулась в сторону от меня и, отлетев немного, опять опустилась в болотце. Я прилёг отдохнуть возле кустов и вдруг услышал слабый шорох. Это были камышовки. Они порхали по тростникам, поминутно подёргивая хвостиками. Затем я увидел двух(трёх) крапивников. Миловидные рыжевато(пёс-трые) птички эти беспрестанно прятались в зарослях, потом выскакивали вдруг где(нибудь) с другой стороны и скрывались снова под сухонькой травой. Через полтора часа я вернулся к своим. Утолив жажду безвкусной жижицей и перекусив печённой на костре картошкой, мы сели в лодчонки и поплыли дальше. Во вторую половину дня мы прошли расстояние километров в одиннадцать(тринадцать) и стали биваком на одном из многочисленных островов. Сегодня мы имели случай наблюдать на северо(востоке) теневой сегмент Земли. Вечерняя заря переливалась особенными красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно(зелёной), и по тому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из(за) горизонта два светло(жёлтых) луча. Через несколько минут, ^продолжение которых луч за лучом исчезли, зелёный свет зари сделался яр-ко(оранжевым), затем тёмно(красным). Самое последнее явление заключалось в том, что багрово(красный) горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на северо(восточ-ной) стороне начал показываться теневой сегмент Земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внешний край этой тени был пунцовый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Вскоре пурпуровая полоса слилась с густо (крас ной) зарницей на западе, и тогда наступила тём-ная(претёмная) ночь. (По В. Арсеньеву) 1. Найдите в тексте эпитеты. Как их использование помогает созданию 2. Выпишите из текста предложения с обособленными обстоятель 3. Определите типы придаточных в сложноподчинённых предложениях. 540. Определите, какие факты в статье сообщаются и какими лексическими и грамматическими средствами они переданы. Найдите в тексте черты научного стиля. Докажите, что перед вами текст публицистического стиля, определите его функцию и жанр. 226 § 114. Публицистический стиль МЕТЕОРЫ АТАКУЮТ ЗЕМЛЮ СРАЗУ ИЗ ТРЁХ СОЗВЕЗДИЙ Уникальный в своём роде метеорный дождь, чьи довольно крупные «капли» будут абсолютно невидимыми, начался вчера в южной части неба. Он называется дневными бета-тауридами. Как сообщили «МК» в Институте астрономии РАН, бета-таури-ды, названные в честь звезды беты созвездия Тельца, от которой они движутся, останутся невидимками на весь «дождливый» период — с 24 июня по 6 июля. Причина в том, что их орбита будет постоянно перемещаться только в дневную часть неба. Увидеть «капли» никому не удастся, даже глядя в обычный телескоп. Поймать небесных пришельцев «на мушку» станет возможным только с помощью радара, то есть специального радиотелескопа. Кстати, метеоры-тауриды считаются одними из самых крупных. Именно к ним многие учёные относят Тунгусский метеорит. Звёздные камни станут сыпаться с периодичностью по 30 штук в час. Пик потока придётся на 29 июня. Учёные не исключают до конца возможности падения таких метеоров на Землю, хотя вероятность этого крайне мала. Интересно, что буквально сегодня к бета-тауридам примкнул ещё один поток — корвиды. Он движется к Земле от созвездия Ворона (оно располагается в южной части неба) и обещает быть менее продолжительным. Окончание «дождя» ожидается через 5 дней. А с 28 июня к двум предыдущим потокам примкнёт также не слишком продолжительный и сильный «дождик» из созвездия Волопаса под названием «июньские боатиды». (Из газеты «Московский комсомолец») 541. Прочитайте публицистический очерк, написанный А.Н. Толстым в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические и синтаксические)? Что сближает публицистический стиль с художественным стилем речи? Укажите средства выразительности текста, определите их роль в текстах публицистического стиля. Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области. На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. Но прия- 8* 227 Стилистика тель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. Про военные подвиги он не любил разглагольствовать. Воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев успел вытащить лейтенанта, — он был без сознания, комбинезон на нём горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт... «Я почему его тогда поволок? — рассказывал Чувилев, — слышу, у него сердце стучит...» Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну задругой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не на своё лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце. — Бывает хуже, — сказал он, — с этим жить можно.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.139 с.) |