Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факультативные знаки препинания
B современной русской пунктуации, наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания, допускается их факультативное употребление. Это объясняется тем, что разные знаки могут использоваться для одной и той же цели, быть взаимозаменяемыми, т. е. синонимичными. Выбор варианта определяется смысловым, стилистическим, интонационным характером текста. Выделяются следующие случаи факультативности использова-1 ния знаков препинания*: 1 1) собственно факультативный знак (знак — нуль знака), на- f пример: факультативность обособлений, уточняющих членов I предложения; | 2) альтернативный знак (выборочный знак — или... или), на- ' пример: постановка запятой перед или внутри составного союза * типа потому что — потому, что; оттого что — оттого, что и т. п.; * См.: Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. М., 1998. С. 213-222. 173 Синтаксис и пунктуация I 3) вариативный знак (параллельное употребление знака или си- нонимы знаков препинания). В качестве синонимичных наиболее часто встречаются знаки: точка — запятая; запятая — точка с запятой; точка — точка с запятой; двоеточие — тире; запятая — тире; скобки — тире; кавычки — тире; вопросительный знак — тире; вопросительный знак — восклицательный знак; многоточие — тире; многоточие — запятая и тире. Например: I Вокруг стоял мучительный туман, — В окно неслось благоуханье степи. Я встать хотел, — мешала боль от ран, И на ногах задребезжали цепи. ' (В. Брюсов) и Лм I 487. Прочитайте выразительно тексты. Укажите факультатив-—I ные знаки препинания и проведите их синонимическую замену. 1. А когда — когда-нибудь — как в воду Дом — меня — мои стихи — забудь. (М. Цветаева) 2. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... (А. Твардовский) Найдите антонимы во втором стихотворении. АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ Авторская пунктуация — это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора или использованные им в каком-либо произведении с целью создания экспрессивности текста, выражения эмоционально-экспрессивного настроя самого автора, создание особой ритмики произведения и т. д.
Иногда под термином «авторская пунктуация» понимают только нерегламентированное использование знаков препинания, т. е. такое их употребление, которое не подчиняется существующим 174 § 107. Авторская пунктуация правилам. Однако при лингвистическом анализе текста, составной частью которого обязательно должен быть анализ пунктуационный, необходимо учитывать все особенности употребления знаков препинания, регламентированные и нерегламентированные, так как только в этом случае возможно проникновение в семантическую структуру текста. Среди знаков препинания, которые наиболее часто используются в экспрессивно-стилистической функции, — многоточие и тире (ср. в пьесе М. Горького «На дне»: А н н а. Побои... обиды... ниче го кроме — не видела я... ничего не видела! <... > Не помню — когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что?), но в этой функции могут использоваться и другие знаки препинания (например, скобки для введения авторских ремарок в рассказе М. Булгакова «Псалом»). При всей многофункциональности знаков препинания в художественном тексте их постановка, как правило, имеет интонационную основу Анализ авторской пунктуации, помимо раскрытия смысла и звучания произведения, может отражать и тенденции развития русского языка. ЛИТ 488. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта в двух вариантах и сравните их звучание. Как вы думаете, в каком стихотворении представлена авторская пунктуация, а в каком пунктуация в соответствии с правилами? Я люблю далёкий след — от Я люблю далёкий след от весла, весла, Мне отрадно подойти — вплоть Мне отрадно подойти вплоть до зла, до зла,
И его не совершив — И, его не совершив, посмотреть, посмотреть, Как костёр вдали за мной — Как костёр вдали за мной будет тлеть. будет тлеть. Если я в мечте поджёг — Если я в мечте поджёг города, города, Пламя зарева со мной — Пламя зарева со мной навсегда. навсегда. О мой брат! Поэт и царь — О мой брат! Поэт и царь, сжёгший Рим! сжёгший Рим! Мы сжигаем, как и ты, — Мы сжигаем, как и ты, и горим! и горим! 175 Синтаксис и пунктуация ЛИТ 489. Прочитайте отрывок из книги «Зелёные приметы». Выпишите средства художественной выразительности, используемые автором. Прокомментируйте функционально-стилистические особенности употребления М. Цветаевой прописных и строчных букв, знаков препинания. Карусель! — Волшебство! Карусель! — Блаженство! Первое небо из тех семи! Перегруженное звёздами, заряженное звонами, первое бедное простонародное детское небо земли! Семь вершков от земли только — но уж нога не стоит! Уж возврата нет! Вот это чувство безвозвратности, обречённости на полёт, вступление в круг — Планетарность Карусели! Сферическая музыка её гудящего столба! Не земля вокруг своей оси, а небо — вокруг своей! Источник звука скрыт! Сев — ничего не видишь. В Карусель попадать как в смерч. Геральдические львы и апокалипсические кони, не призраки ли вы зверей, коими Вакх наводнил свой корабль? Хлыстовское радение — круговая порука планет — Мемнонова колонна на беззакатном восходе... Карусель! (М. Цветаева) 490. Прочитайте выразительно ещё одно стихотворение К. Бальмонта. Прозвенит ли вдали колокольчик, Колокольчик, во мгле убегающий, — Догорает ли месяц за тучкой, Там, за тучкой, бледнеющей, тающей, — Наклонюсь ли я, полный печали, О, печали глубоко-мучительной! — Над водой, над рекой безглагольной, Безглагольной, безгласной, томительной, — Предо мною встаёшь ты, родная, Ты, родная и в сердце хранимая, — Вдруг я вижу, что ты не забыта, Позабытая, горько-любимая. 491. Сопоставьте две близкие по времени и по тематике (объекту опи 28 апреля. Вечер... Иду по валу к лесу... к тому самому месту... Становлюсь там... Солнце садится... Между холмами внизу тишина... Каждое дерево хранит тишину... берёзки растут группами... Всегда на 176 § 107. Авторская пунктуация закате тишина. Жнивьё красное... Всё ожидает: что это значит... Мир становится тайной... птицы молчат... Если мир есть тайна... Если принять эту тайну, то нужно о ней молчать... Солнце скрывается за холмом... Лес темнеет... Я поднимаюсь выше... Опять солнце садится... Я ещё выше поднимаюсь, оно садится... всё садится...
...Солнце село... Я пропускаю немного и возвращаюсь... И вот начинается таинственный вечер... 5 мая. Ясный, но ветреный день. Сколько в лесу у прудов соловьев! Вчера вечером бродил... Лес наш полураскрытый. Каждый кустик убирается. Постепенно всё смыкается. На молодых берёзках листья уже большие и пахнут Троицей. Внизу иду между склонами. Солнце светит через деревья сверху. Тени ложатся... Первые тени от деревьев на лугу; как зелёная вуаль на красавице. Маленькие насекомые гудят в воздухе... Как хорошо в этих зелёных склонах. Так хочется признать единое великое значение всего. Что бы там ни было, но ведь это всё прекрасно. Всё это вне человека. 1. Выпишите из текста три односоставных предложения разного типа. ЛИТ 492. Прочитайте выразительно отрывки стихотворения К. Баль монта «Лебедь». Докажите, что пунктуацию в этом стихотворении можно назвать «спокойной». Особое внимание обратите на слова печальная, печальнее, а также на аллитерацию (звук [ш], окружающий эти слова). Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная, Как последний вздох души. Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий И горит и не горит. И когда блеснули звёзды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел всё тише, всё печальнее, И шептались камыши. Найдите в стихотворении анафору, метафоры. 177 Синтаксис и пунктуация ЛИ 1493. Прочитайте отрывок из пьесы «На дне». Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в произведении. Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый? Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да! Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче... у инженера одного под Томском-городом... Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое... а зима была, и — один я, на даче-то... Славно-хорошо! Только раз — слышу — лезут! Наташа. Воры? Лука. Они. Лезут, значит, да!..Взял я ружьишко, вышел... Гляжу — двое... открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!., пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором... Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того... осердился... за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли... а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один — ложись, а другой — пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они... и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идём, говорят, не жрам-ши. Вот те и воры, милая... вот те и с топором! Да... Хорошие мужики оба... Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят... просишь-просишь, а никто не даёт... обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмёт, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой — Яков был, всё хворал, кашлял всё... Втроём, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли... В Россию побрели...
Наташа. Они — беглые? Каторжане? Лука. Действительно — так, — беглые... с поселенья ушли... Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али ещё что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто! Бубнов. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться? Клещ. Какая — правда? Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — 178 Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она — правда!.. Бубнов. Вот так... забрало!.. Лука. Господи Исусе... слышь-ка, милый! Ты... Клещ. Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята! Лука. Ай-яй-ай! Как встревожился человек... (М. Горький) 1. Определите тип речи текста, укажите его характерные признаки. 2. Объясните дефисное написание выделенных слов. . I 3. Найдите в тексте морфологические омонимы, выпишите предложе- ___ I ния с ними, определите их синтаксическую роль. 4. Выпишите по два глагола разных форм наклонения, сделайте их морфемный разбор.
5. Какие точки зрения на правду высказывают герои? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на проблему, затронутую в данном отрывке.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.026 с.) |