Факультативные знаки препинания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультативные знаки препинания



I

B современной русской пунктуации, наряду со строгой регла­ментированностью употребления знаков препинания, допускается их факультативное употребление. Это объясняется тем, что разные знаки могут использоваться для одной и той же цели, быть взаимо­заменяемыми, т. е. синонимичными. Выбор варианта определяется смысловым, стилистическим, интонационным характером текста. Выделяются следующие случаи факультативности использова-1 ния знаков препинания*:

1    1) собственно факультативный знак (знак — нуль знака), на-

f пример: факультативность обособлений, уточняющих членов I предложения;

|    2) альтернативный знак (выборочный знак — или... или), на-

' пример: постановка запятой перед или внутри составного союза * типа потому что — потому, что; оттого чтооттого, что и т. п.;

* См.: Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. М., 1998. С. 213-222.

173


Синтаксис и пунктуация

I   3) вариативный знак (параллельное употребление знака или си-

нонимы знаков препинания). В качестве синонимичных наиболее часто встречаются знаки: точка — запятая; запятая — точка с запя­той; точка — точка с запятой; двоеточие — тире; запятая — тире; скобки — тире; кавычки — тире; вопросительный знак — тире; во­просительный знак — восклицательный знак; многоточие — тире; многоточие — запятая и тире. Например:

I                         Вокруг стоял мучительный туман, —

В окно неслось благоуханье степи. Я встать хотел, — мешала боль от ран, И на ногах задребезжали цепи.

'                                                                    (В. Брюсов)

и Лм I 487. Прочитайте выразительно тексты. Укажите факультатив-—I ные знаки препинания и проведите их синонимическую замену.

1. А когда — когда-нибудь — как в воду
И тебя потянет — в вечный путь,
Оправдай змеиную породу:

Дом — меня — мои стихи — забудь.

(М. Цветаева)

2. Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

(А. Твардовский)

Найдите антонимы во втором стихотворении.

АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ

Авторская пунктуация — это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора или использованные им в каком-либо произведении с целью создания экспрессивности текста, выражения эмоцио­нально-экспрессивного настроя самого автора, создание особой ритмики произведения и т. д.

Иногда под термином «авторская пунктуация» понимают толь­ко нерегламентированное использование знаков препинания, т. е. такое их употребление, которое не подчиняется существующим

174


§ 107. Авторская пунктуация

правилам. Однако при лингвистическом анализе текста, составной частью которого обязательно должен быть анализ пунктуацион­ный, необходимо учитывать все особенности употребления знаков препинания, регламентированные и нерегламентированные, так как только в этом случае возможно проникновение в семантиче­скую структуру текста.

Среди знаков препинания, которые наиболее часто использу­ются в экспрессивно-стилистической функции, — многоточие и тире (ср. в пьесе М. Горького «На дне»: А н н а. Побои... обиды... ниче­ го кроме — не видела я... ничего не видела! <... > Не помню — когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что?), но в этой функции могут использоваться и другие знаки препинания (на­пример, скобки для введения авторских ремарок в рассказе М. Булгакова «Псалом»). При всей многофункциональности зна­ков препинания в художественном тексте их постановка, как пра­вило, имеет интонационную основу

Анализ авторской пунктуации, помимо раскрытия смысла и звучания произведения, может отражать и тенденции развития русского языка.

ЛИТ 488. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта в двух вариантах и сравните их звучание. Как вы думаете, в каком стихотворении представлена авторская пунктуация, а в каком пунктуация в соответствии с правилами?

Я люблю далёкий след — от             Я люблю далёкий след от

весла,                                                весла,

Мне отрадно подойти — вплоть Мне отрадно подойти вплоть

до зла,                                       до зла,

И его не совершив —                                   И, его не совершив,

посмотреть,                              посмотреть,

Как костёр вдали за мной —              Как костёр вдали за мной

будет тлеть.                             будет тлеть.

Если я в мечте поджёг —                        Если я в мечте поджёг

города,                                               города,

Пламя зарева со мной —                         Пламя зарева со мной

навсегда.                                             навсегда.

О мой брат! Поэт и царь —                О мой брат! Поэт и царь,

сжёгший Рим!                            сжёгший Рим!

Мы сжигаем, как и ты, —                        Мы сжигаем, как и ты,

и горим!                                     и горим!

175


Синтаксис и пунктуация

ЛИТ 489. Прочитайте отрывок из книги «Зелёные приметы». Выпишите средства художественной выразительности, используемые авто­ром. Прокомментируйте функционально-стилистические особенности упо­требления М. Цветаевой прописных и строчных букв, знаков препинания.

Карусель! — Волшебство! Карусель! — Блаженство! Первое небо из тех семи! Перегруженное звёздами, заряженное звонами, первое бедное простонародное детское небо земли!

Семь вершков от земли только — но уж нога не стоит! Уж возвра­та нет! Вот это чувство безвозвратности, обречённости на полёт, вступление в круг — Планетарность Карусели! Сферическая музыка её гудящего столба! Не земля вокруг своей оси, а небо — вокруг сво­ей! Источник звука скрыт! Сев — ничего не видишь. В Карусель по­падать как в смерч.

Геральдические львы и апокалипсические кони, не призраки ли вы зверей, коими Вакх наводнил свой корабль?

Хлыстовское радение — круговая порука планет — Мемнонова колонна на беззакатном восходе... Карусель!

(М. Цветаева)

490. Прочитайте выразительно ещё одно стихотворение К. Бальмонта.
Произведите его пунктуационный анализ. Выделите случаи употребления
индивидуально-авторской пунктуации, определите её роль.

Прозвенит ли вдали колокольчик, Колокольчик, во мгле убегающий, — Догорает ли месяц за тучкой, Там, за тучкой, бледнеющей, тающей, — Наклонюсь ли я, полный печали, О, печали глубоко-мучительной! — Над водой, над рекой безглагольной, Безглагольной, безгласной, томительной, — Предо мною встаёшь ты, родная, Ты, родная и в сердце хранимая, — Вдруг я вижу, что ты не забыта, Позабытая, горько-любимая.

491. Сопоставьте две близкие по времени и по тематике (объекту опи­
сания) записи в «Дневниках» М. Пришвина. Проанализируйте употребле­
ние многоточия. Докажите, что в этих двух записях выражены два совер­
шенно различных мировосприятия и различное мироощущение писателя.

28 апреля. Вечер... Иду по валу к лесу... к тому самому месту... Ста­новлюсь там... Солнце садится... Между холмами внизу тишина... Каждое дерево хранит тишину... берёзки растут группами... Всегда на

176


§ 107. Авторская пунктуация

закате тишина. Жнивьё красное... Всё ожидает: что это значит... Мир становится тайной... птицы молчат...

Если мир есть тайна... Если принять эту тайну, то нужно о ней молчать...

Солнце скрывается за холмом... Лес темнеет... Я поднимаюсь вы­ше... Опять солнце садится... Я ещё выше поднимаюсь, оно садится... всё садится...

...Солнце село... Я пропускаю немного и возвращаюсь... И вот на­чинается таинственный вечер...

5 мая. Ясный, но ветреный день. Сколько в лесу у прудов соловьев!

Вчера вечером бродил... Лес наш полураскрытый. Каждый кустик убирается. Постепенно всё смыкается. На молодых берёзках листья уже большие и пахнут Троицей. Внизу иду между склонами. Солнце светит через деревья сверху. Тени ложатся... Первые тени от деревьев на лугу; как зелёная вуаль на красавице. Маленькие насекомые гудят в воздухе...

Как хорошо в этих зелёных склонах. Так хочется признать единое великое значение всего. Что бы там ни было, но ведь это всё прекрас­но. Всё это вне человека.

1. Выпишите из текста три односоставных предложения разного типа.
. I 2. Выполните морфологический разбор выделенных слов. Есть ли
___ I омонимы у этих слов? Докажите примерами.

ЛИТ 492. Прочитайте выразительно отрывки стихотворения К. Баль­ монта «Лебедь». Докажите, что пунктуацию в этом стихотворении можно на­звать «спокойной». Особое внимание обратите на слова печальная, печальнее, а также на аллитерацию (звук [ш], окружающий эти слова).

Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная, Как последний вздох души.

Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий И горит и не горит.

И когда блеснули звёзды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел всё тише, всё печальнее, И шептались камыши.

Найдите в стихотворении анафору, метафоры.

177


Синтаксис и пунктуация

ЛИ 1493. Прочитайте отрывок из пьесы «На дне». Найдите случаи упо­требления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она использу­ется в произведении.

Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый?

Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да!

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче... у инженера одного под Томском-городом... Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое... а зима была, и — один я, на даче-то... Славно-хорошо! Только раз — слышу — лезут!

Наташа. Воры?

Лука. Они. Лезут, значит, да!..Взял я ружьишко, вышел... Гляжу — двое... открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!., пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топо­ром... Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того... осердился... за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли... а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказы­ваю, один — ложись, а другой — пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они... и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идём, говорят, не жрам-ши. Вот те и воры, милая... вот те и с топором! Да... Хорошие мужики оба... Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят... просишь-просишь, а никто не даёт... обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмёт, бы­вало, ружьишко и закатится в лес. А другой — Яков был, всё хворал, кашлял всё... Втроём, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли... В Россию побрели...

Наташа. Они — беглые? Каторжане?

Лука. Действительно — так, — беглые... с поселенья ушли... Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али ещё что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто!

Бубнов. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

Клещ. Какая — правда? Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она —

178


Обобщающие контрольно-тренировочные упражнения и диктанты

правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она — правда!..

Бубнов. Вот так... забрало!..

Лука. Господи Исусе... слышь-ка, милый! Ты...

Клещ. Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята!

Лука. Ай-яй-ай! Как встревожился человек...

(М. Горький)

1. Определите тип речи текста, укажите его характерные признаки.

2. Объясните дефисное написание выделенных слов.

. I 3. Найдите в тексте морфологические омонимы, выпишите предложе-

___ I ния с ними, определите их синтаксическую роль.

4. Выпишите по два глагола разных форм наклонения, сделайте их мор­фемный разбор.

Я

5. Какие точки зрения на правду высказывают герои? Какой точки зре­ния придерживаетесь вы? Напишите сочинение-рассуждение, опира­ясь на проблему, затронутую в данном отрывке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.026 с.)