Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности. 29 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности. 29



Мотивация в структуре мыслительной деятельности. 29

Мотивация и психическая деятельность. 29

Мотивация и мышление. 43

Экспериментальное исследование специфики и продуктивности решения мыслительных задач в зависимости от их включения в различно мотивированную деятельность. 59

Проблема психологического анализа процесса постановки задачи. 72

Опыт исследования субъективного отношения к задаче. 86

Методика эксперимента. 87

Результаты, анализ, выводы.. 94

Эмоции и интеллект. 102

История и современное состояние проблемы интеллектуальных эмоций и чувств. 102

1. Философское содержание понятий "интеллектуальные эмоции и чувства". 102

2. Психологическое содержание понятий "интеллектуальные эмоции и чувства". 107

Обнаружение противоречий как начальный этап формирования задачи. 133

Методики исследования. 134

О влиянии "эмоционального закрепления" на процесс решения сложных мыслительных задач 158

Методика. 161

Вопросы психофизиологии интеллекта. 178

Место психофизиологических исследований сна в изучении мышления. 178

Полученные результаты.. 184

Обсуждение результатов. 185

Умственная работоспособность и ее самовосстановление. 187

Интеллектуальное взаимодействие. 209

К психологии конфликтной деятельности. 209

О двусторонней коммуникации в системах "человек - ЭВМ". 231

К анализу понимания текста в ходе коммуникации между человеком и ЭВМ... 245

Заключение: "искусственный интеллект" в 1975 году. 254

Литература. 257

 

 

Предисловие

Эта книга адресована, по крайней мере, к трем категориям читателей.

Во-первых, к тем специалистам по "искусственному интеллекту", которые интересуются природой человеческого интеллекта. Для них мы пытались показать прежде всего специфику человеческого интеллекта по отношению к функционированию систем "искусственного интеллекта". Знание этой специфики может оказаться полезным при решении вопросов совершенствования "искусственного интеллекта" и оптимизации функционирования систем "человек - ЭВМ".

Во-вторых, к психологам, занятым исследованиями мышления человека, которые могут совсем не интересоваться "искусственным интеллектом". Проблемы мотивационно-эмоциональной регуляции мышления, вопросы умственной работоспособности, мышление в ситуациях общения разного типа - эти проблемы актуальны в психологии безотносительно к "искусственному интеллекту".

В-третьих, к тем, кто интересуется методологическими и теоретическими вопросами, принципами построения психологии, актуальными проблемами развития понятийного аппарата психологической науки. Дело в том, что на современном этапе развития психологической науки задача соотнесения ее понятий и методов и понятий и методов "искусственного интеллекта" относится к числу актуальнейших, так как психологические понятия широко используются для описания работы автомата, а принципы работы автомата используются в качестве объяснительных в психологии.

В книге представлены работы сотрудников лаборатории "Психологические проблемы автоматизации умственного труда", а также некоторые из докладов, сделанные на семинаре по методологическим проблемам исследования творческой деятельности в Институте психологии АН СССР.

Эта работа явилась ответом на призыв академика А. И. Берга развернуть исследования по психологическим аспектам "искусственного интеллекта", сформулированный им на заседании Ученого Совета Института психологии АН СССР. Авторы далеки от мысли, что они исчерпали рассматриваемую тему, но надеются, что внесли хотя бы некоторый вклад в ее разработку.

Раздел "Философские и психологические проблемы "искусственного интеллекта" написан О. К. Тихомировым. Авторами раздела "Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности" являются Э. Д. Телегина ("Мотивация в структуре мыслительной деятельности"), Ю. Д. Бабаева ("Проблема психологического анализа процесса постановки задачи"), Т. В. Корнилова ("Опыт исследования субъективного отношения к задаче"). В написании раздела "Эмоции и интеллект" участвовали И. А. Васильев ("История и современное состояние проблемы интеллектуальных эмоций и чувств"), О. К. Тихомиров и В. Е. Клочко ("Обнаружение противоречий как начальный этап формирования задачи"), Ю. Е. Виноградов и А. А. Виноградова ("О влиянии "эмоционального закрепления" на процесс решения сложных мыслительных задач"). Раздел "Вопросы психофизиологии интеллекта" включает работу О. К. Тихомирова, А. М. Гончарен-ко, В. С. Ротенберга, И. М. Файнбойма, В. М. Шахнаровича ("Место психофизиологических исследований сна в изучении мышления") и работу Е. Ф. Полежаева ("Умственная работоспособность и ее самовосстановление"). Заключительный раздел книги - "Интеллектуальное взаимодействие" написан Н. В. Крогиусом ("К психологии конфликтной деятельности"), А. Е. Войскунским ("О двусторонней коммуникации в системах "человек - ЭВМ") и А. В. Ярхо ("К анализу понимания текста в ходе коммуникации между человеком и ЭВМ"). Заключение написано О. К. Тихомировым.

Эта книга отражает первый этап работы по программе научных исследований "Психологические проблемы создания и использования "искусственного интеллекта", организованной Научным советом по проблеме "искусственный интеллект" Комитета по системному анализу при Президиуме Академии наук СССР.

Философские и психологические проблемы "искусственного интеллекта"

Автоматизация умственного труда, создание, совершенствование и использование ЭВМ в таких традиционно человеческих сферах деятельности, как управление, научные исследования, художественное творчество, проектно-конструкторские работы являются одним из характерных явлений периода научно-технической революции. Преобразования человеческой деятельности порождают новые теоретические и прикладные психологические проблемы, которые требуют внимательного анализа. Такой анализ по необходимости связывается и с обсуждением философских проблем.

1. "Искусственный интеллект" как научное направление

Работы по автоматизации умственного труда все чаще называют созданием и использованием "искусственного интеллекта". Остановимся кратко на их характеристике.

"Искусственный интеллект" как научное направление явился продуктом дифференциации кибернетики, которую Н. Винер [31] рассматривал как теорию управления и связи в животном и машине, разделившейся в ходе своего развития на ряд областей, к которым относят "самоорганизующиеся системы", "моделирование" и собственно "искусственный интеллект" (artificial intelligence).

В настоящее время третье направление стало ведущим. Это научное направление получило значительное развитие в США, где выделяются следующие основные исследовательские центры: группа М. Минского в Массачусетском технологическом институте, Станфордский проект искусственного интеллекта, возглавляемый Д. Маккарти, Станфордский исследовательский институт, группа Г. Саймона и А. Ныоэлла в Карнеги-Мелонском университете. В Западной Европе интенсивные исследования ведутся в Англии (Эдинбургский университет) и Швеции (Упсальский университет). Развернуты исследования в Японии. Ассоциация по искусственному интеллекту, координирующая исследования в мировом масштабе, раз в два года проводит международные конференции. С 1970 г. выходит международный журнал "Искусственный интеллект".

Разработка проблем, составляющих содержание названного направления, интенсивно проводится и в нашей стране. Для координации исследований создан Совет по проблеме "Искусственный интеллект" Комитета по системному анализу при Президиуме АН СССР (председатель - чл.-корр. АН СССР Г. С. Поспелов) и соответствующая секция Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР. Проблеме "искусственного интеллекта" был посвящен седьмой Всесоюзный симпозиум по кибернетике, проходивший в июне 1974 г. в Тбилиси. Предполагается сотрудничество с зарубежными учеными в рамках Международного института прикладного системного анализа в Вене. Вместе с тем необходимо отметить, что вопрос о целесообразности использования самого выражения "искусственный интеллект" является предметом дискуссий.

Анализ "искусственного интеллекта" как научного направления иногда неправомерно подменяют задачей выбора одного из двух альтернативных отношений к работам по его созданию: положительного ("нужно, интересно, разумно") или отрицательного ("ненужно, вредно, бессмысленно"). Существует, однако, необходимость выделить реальные проблемы, разрабатываемые в рамках данного направления, выявить связи его с другими областями знания, рассмотреть теоретические интерпретации практических достижений и трудностей. Сопоставление интеллекта человека и функционирования машины, выявление сходства и различия между ними - один из важных подходов к анализу "искусственного интеллекта" как научного направления. В рамках этого подхода необходимо, с нашей точки зрения, использовать для оценки самого "искусственного интеллекта" данные психологической науки, в которой анализ интеллектуальных процессов человека традиционно является одной из основных областей исследования.

"Искусственный интеллект" как научное направление обычно характеризуется через практическую цель, которую ставят перед собой ученые данной области исследования, - разработать методы, позволяющие электронно-вычислительной машине решать задачи, требующие интеллекта, если они решаются человеком. Необходимо специально подчеркнуть, что речь идет именно об интеллекте человека и что, следовательно, анализ поведения животных, функциональной организации поведенческого акта [6] не может служить достаточным основанием для оценки обсуждаемого направления. Дальнейшую определенность "искусственный интеллект" получает через перечень основных проблем этой области, который обычно не совпадает у разных авторов. Так, в перечне Н. Нильсона [138] мы находим автоматические методы решения задачи, "понимания" и перевода языков, доказательства теорем и распознавания зрительных образов и речи, а Дж. Слейгл [180] называет создание искусственных сетей, искусственное воспроизведение эволюции и эвристическое программирование. Следовательно, необходимо констатировать, что область исследований, называемая "искусственный интеллект", еще не вполне сложилась. Мы не ставим перед собой цель давать подробную характеристику этой области, отсылая читателя к имеющимся работам [138; 180; 208].

Принципиальное значение имеет анализ теоретических основ "искусственного интеллекта" как научного направления. В зарубежной литературе обычно отмечается отсутствие единой общей теории и просто перечисляются теоретические дисциплины, которые должны изучаться теми, кто выбирает искусственный интеллект своей специальностью: математическая логика, структурная лингвистика, теория вычислений, теория информационных структур, теория управления, статистическая теория классификации, теория графов, теория эвристического поиска. Необходимо специально отметить, что ни психология вообще, ни психология мышления в частности, ни философия обычно не называются (например, Н. Нильсоном) в числе тех теоретических дисциплин, на которых основываются исследования в области "искусственного интеллекта" за рубежом.

Выражение "искусственный интеллект" часто используется также для обозначения функциональных возможностей машины: машина "интеллектуальна", если она решает "человеческие задачи". Существуют различные взгляды относительно критерия, по которому можно судить о существовании "искусственного интеллекта". Одни ученые считают, что он уже создан и речь идет лишь о его совершенствовании. Обычно в качестве убедительного индикатора существования интеллекта машин называется возможность реализации на машине таких игр, как шашки и шахматы. Заметим, что самая сильная шахматная программа создана в нашей стране и что, следовательно, по предельным возможностям так понятого "искусственного интеллекта" мы находимся на первом месте, хотя авторы программы не называли первоначально свою работу созданием "искусственного интеллекта".

Названный критерий существования "искусственного интеллекта" иногда используется и в нашей литературе. Так, по мнению Г. Л. Смоляна, "машинный интеллект вполне... заслуживает квалификации творческого" [182, стр. 42].

Психология располагает данными о том, что одни и те же задачи могут решаться человеком и машиной с использованием разных принципов и что сходство формальных результатов, отчужденных (записанных или напечатанных) от решающей системы, не может служить основанием для "диагностики" существования у машины человеческого интеллекта [193; 195; 25].

Второй подход к "искусственному интеллекту" относит его к существованию в будущем: "искусственный интеллект" будет реализован лишь тогда, когда неодушевленная машина сможет решать задачи, которые до сих пор не удавалось решить человеку, не вследствие большой скорости и точности машины, а в результате ее способности найти новые методы для решения имеющейся задачи" [208, стр. 28].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.03 с.)