Согласование существительных с прилагательными, с числительными. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласование существительных с прилагательными, с числительными.



• Сосчитай предметы. Сколько их?

• Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?

Для составления словосочетаний используются следующие задания:

 • «Найди слову пару»

• «Исключи лишнее слово»

• «Повтори слова и добавь свое»

• «Дополни слово»

• «Исправь мою ошибку»

Образование существительных и прилагательных

С помощью суффиксов.

• «Скажи ласково».

• «Большой-маленький»

• Образование сложных слов (существительных и прилагательных)

Снег падает — снегопад,                           по снегу ходит — снегоход,

снег убирает — снегоуборочная (машина),      сам летает — самолет.

Местоимение

Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.

  «Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Посмотри, запомни и повтори»

«Послушай и повтори»

Прилагательное

• «Подбери три слова (существительные к прилагательному)».

Например: красный помидор, шар, шарф.

• «Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово».

Суп соленый, сладкий, вкусный, фасолевый.

• «Исправь ошибку».

Деревянные дверь, деревянная двери.

• «Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец».

Морковь соч... (ная), а огурец хрустя... (щий). Повтори все слово.

• «Как сказать правильно?»

Пылесос пластмассовый или пластмассовая?

О чем может сказать слово пластмассовая?

• «Правильно ли я сказала?»

Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает.

• «Дополни нужное слово», «Вставь нужное слово» «Подскажи слово».

Быстроногий... (жеребенок),                      быстроногая... (лошадка), рогатая... (корова),                                     рогатый... (лось).

Это куст... (малиновый) ,                              а этот куст...(калиновый),

это плод известный, вкус его... (чудесный).

Кот усатый, а тигр —... (полосатый).

• Подбор детьми недостающего в предложении слова может быть дан в следующих заданиях:1. Добавь нужное слово. 2. Дополни недостающее слово. 3. Какого слова не хватает? 4. Назови недостающее слово. 5. Какое слово потерялось? 6. Угадай мое слово.

• «Дополни предложение». Юля купила желтые... (лимоны).

Огурец твердый, а помидор... (мягкий). Какой еще овощ твердый? О чем можно сказать твердая?

• «Учим говорить Буратино».

Как сказать правильно — картошка твердая или твердый?

• «Какие слова можно сказать о зайце?»

Цепочка слов о зайце. Заяц серый,....

• «Какое слово не подходит?»

Капуста зеленая, хрустящая, мягкая, красная.

• «Подскажи четвертое слово».

Одежда бывает летняя, зимняя, мужская,....

• Предложения с союзом а на противопоставление.

Огурец соленый, а морковь... (сладкая).

• «Выбери правильный ответ».

У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка.

• «Выбери нужное слово» (из 2—3).

Мышка... (шуршит, шебуршит, шелестит)соломой.

• «Какое слово лучше подходит?» (из 2—3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый.

• «Какое слово не подходит?» Волк злой, добрый, свирепый. «Угадай мою ошибку». Морковь хрустящая, оранжевая, квадратная.

Глагол.

Образование глаголовс помощью приставок

с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

• «Я назову первую часть, а вы — слово».

При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце —. .. (добросердечный).

• «Выбери нужное слово». Папа зашелвышел из комнаты.

• Подскажи первую часть слова. Птицы.. .летели к кормушке.

• Каких два слова спрятались в одном?

Каких два слова спрятались в слове добродушный?(Добрая душа)

• Обозначение словами действий с предметами.

Карандашом рисуют, красками раскрашивают.

• Узнай предмет по действию.

Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.)Повтори слова.

• Однословные ответы на вопросы:

Что делал(а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю?

• Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею....

Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо делать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым? И т. д.

• Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду..., а потом....

• Образование глаголов от существительных.

Например: ездаездить, рисованиерисовать, лепкалепить, прыжокпрыгать.

Обогащение словарного запаса ребенка за счет глаголов.

• Способы передвижения животных:

Обращаем внимание ребенка на то, что кошки бегают, а птицы летают. По мере того, как у ребенка увеличивается словарный запас, задаем вопрос: «Кто еще летает?»

Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы – летают

Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают

Змеи, гусеницы, черви, ящерицы – ползают

Кузнечики, лягушки, зайцы – прыгают

Кошки, собаки, лошади, гепарды – бегают.

В дальнейшем можно добавить «Кроме животных, кто (что) еще умеет летать, прыгать, плавать…(вертолет, самолет, мячик…)

• Действия одного и того же животного.

Пример: собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.

• Кто как голос подает.

Ребенок: «Собака говорит Гав!»

Мама: «Да! Собака лает Гав! А кошка?...»

Корова мычит,                 лошадь ржет,

коза блеет,                                 свинья хрюкает,

собака лает,                      кошка мяукает,

тигр рычит,                      волк воет,

медведь ревет,                  змея шипит,

лягушка квакает,                       утка крякает,

жук жужжит,                    комар пищит,

ворона каркает,                кукушка кукует,

голубь воркует,                соловей поет.

• Что чем делают?

Пилой пилят,                    молотком забивают,

топором рубят,                ножницами режут,

иголкой шьют,                 ручкой пишут,

карандашами рисуют,               метлой подметают

лопатой копают.

 

Лексика

- Работа над составлением простого предложения

- Обогащение словаря по лексическим темам (накопление семантико-синтаксических связей слов и их валентностей)

- Совершенствование адъективной функции речи (накопление словаря прилагательных)

- Совершенствование предикативной функции речи (накопление словаря глаголов)

- Работа по усвоению антонимических отношений

- Работа по усвоению синонимических отношений

- обучение подбору родственных слов

- Работа над многозначностью слов

- Работа над фразеологизмами

Синонимы

(существительные, прилагательные и глаголы).

• «Слова-приятели». Слова, близкие по значению.

Антонимы

(существительные, прилагательные, глаголы с  приставками в - — вы-, раз - — с-, при - — у- и наречия). Слова – антонимы (противоположные по значению). Предварительно уточнить понимание значений слов «одинаковый», «разный», «похожий», «противоположный

• «Слова-неприятели», «Все наоборот», «Скажи наоборот», «Играем в противоположности»:

«Я говорю хороший, а ты говоришь плохой».

Дерево высокое, а кустик – (какой?) – низкий.

Слон большой, а мышонок маленький.

Дорога широкая, а тропинка узкая. 

Книга толстая, а тетрадка тонкая.  

У девочек волосы длинные, а у мальчиков короткие.

Ночь темная, а день светлый

Большой – маленький.                 Высокий – низкий.        

Широкий – узкий.                          Длинный – короткий.   

Толстый – тонкий (о книге)               Толстый – худой(о человеке)

Полный – худой(о человеке)      Полный – пустой.

Старый – молодой (о человеке) Старый – новый (о журнале)

Светлый – темный.                           Черный – белый.   

 Пушистый – колючий.                     Гладкий – шершавый.

Сладкий – горький.                Трудолюбивый – ленивый.

Чистый – грязный.               Весёлый – грустный.

Трусливый – смелый.            Добрый – злой.           

Лживый – честный.                Умный – глупый.

Грубый – вежливый.                Болтливый – молчаливый.

Сильный – слабый.                 Горячий – холодный.

Яркий – тусклый.

Однокоренные слова.

• «Слова-родственники», «Похожие слова».

• Какая общая часть есть в родственных словах рыба, рыбак, рыбаки, рыбалка, рыбачить, рыбный?Послушай и повтори слова снег, снедь, снеговик, Снегурочка, снегирь. Исключи лишнее слово.

С ловарь существительных

3 года: одежда, обувь, игрушки, посуда, животные,

4 года: дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи

5 лет: деревья, ягоды, дикие и домашние птицы,

6 лет: транспорт, инструменты, электроприборы, бытовые приборы, профессии

 

Повелительное наклонение.

• «Слушай внимательно и не зевай, вместе со мной все слова повторяй».

Стучи, скачи, прячь, плачь.

• «Делай с нами». «Приказы».

Я буду отдавать приказы вам, а вы — мне.

Рисуй, прыгай, открывай, закрывай.

• «Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чем-нибудь.

Автоматизация звука

- артикуляционные упражнения для постановки звука

- звук поставлен

- автоматизация звука изолированно через звукоподражание

- автоматизация звука в слогах

- автоматизация звука в словах

- автоматизация звука в словосочетаниях

- автоматизация звука в предложениях

- автоматизация звука в текстах, связной речи

- дифференциация звуков в слогах

- дифференциация звуков в словах

- дифференциация звуков в предложениях

- дифференциация звуков в текстах, связной речи

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

• Научи Петрушку. Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее

правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.

• Поедем на машине Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.

• Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания:

выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание и др.

• Повтори для мишки. На столе выставляются игрушки. Для каждой из них

ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори еще раз!

• Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе,

с выкладыванием палочек.

• «Шагаем по ступенькам лесенки» произнесение слогов повышением и

понижением голоса.

• «Дирижеры» (ле-ля-лю-ля).

• «Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься

вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).

• «Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан». Рисование на столе пальцем

перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов.

• «Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением

слогов сты-ста-сто.

• «Пальчики здороваются, прощаются».

Соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги.

 «Лодочка качается на волнах». «Плывем на лодке».

Производить плавные движения ладонью в воздухе, г ребем веслами и произносим слоги.

• «Музыканты».

«Играем на балалайке (произнесение слогов трень-брень, трень-брень), гитаре (дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля), гармошке (тру-ля-ля, тру-ля-ле), трубе (тра-тро-тру-тры), барабане (трам-драм, трам-драм), трубе (тру-ду-ду, тру-да-да)и т. д.».

• «Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (

слоги произносить медленно, быстро, замедляя темп). Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов и др.

• Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение

эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).

• «Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка учат малыша говорить» (бра-

бро-бру-бры).

• Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).

• «Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь).

• «Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации:

Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра!

• «Дети в детском саду». «Ссора — примирение».

Выразить интонацией при произнесении слогов разное настроение детей

(возмущение — спокойствие, радость — огорчение, недовольство).

• «Добрый — злой голос».

• «Колдун колдует» (дра-дру-дры-дро).

• «Ребенок учится говорить». Слово лиса (ли-ли).

• «Разговор сказочных персонажей — Лисы и Зайца, Медведя и Волка, Ежа и Белки и др.». «Разговоры зверей на лесной полянке».

• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

   Нанизывание колец на стержни с одновременным про­изнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

   Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги пря­мые, обратные, со

стечением согласных);

• выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послу­шай, сколько яблок

  упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

•  сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов:

  «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (че­тыре прыжка);

•  определить одинаковый звук в ряду;

•  Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

   Наращивание слогов   

«Скажи на один слог больше, чем я»: са-со...;

   Уменьшение количества слогов  

«Скажи на один слог меньше, чем я»: са-со-су-сы;

•     Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

   Отстукивание слоговых цепочек

путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

   Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са,  а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; у-со, у-со, у-су, у-сы;

   Запоминание и повторение цепочки слогов:

са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

•  повторить ряд слогов в обратном порядке;

   повторить только первый и последний слог ряда;

• произнести слоги:

плавно (отрывисто),         громко (тихо, чередуя громкость),

разными по высоте,         быстро (мед­ленно);

• проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

• составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);

• придумать слог из двух согласных и одного гласного;

• сравнить слоги: НА — КНА, АС — АКС, ИНТ — ЫНТ, УБР — УПР.

• Повторение за логопедом, чтение серии слогов.

• Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

•  «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в словах

• Восприятие звука в начале слова. Логопед называет ряд слов, изменяя первую букву в слове. Ребенок должен услышать и исправить ошибку. Например, автоматизация звука Ль. Взрослый называет слова: ента, рента, лента, вента.

• Восприятие звука в потоке других звуков. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен выделить заданный звук. Ль, М, Н, Ль, А, З,

• Кто дольше? Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

    • Кто больше? Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

    • Пальчики здороваются. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

    • Маленькие ножки бежали по дорожке… Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

    • Говорящие руки. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

    • Ступеньки. В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

    • Ромашка.    В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

    • Раз - шажок, два - другой… Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

    • Прокати мяч. Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

    • Телеграмма. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са, ко - го, зу - жу - зу и др.

    • Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.

• «Запомни, повтори». Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки.

• «Телеграф», «Прошагаем слова» Деление слов на слоги.

• «Эхо» Выделение ударного слога.

• Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.

• Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.

• Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.

• «Эхо», «Закончи предложение», «Скажи дальше», «Потерялись слова» Образование и употребление различных падежных форм существительных.

• «Один—много» Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных.

• Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10, 2 20, 3 30).

• Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.

• Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.

• Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.

• «Назови ласково», «Большой - маленький» Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

• Образование от существительных относительных прилагательных.

• Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

• Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

• Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.113 с.)