Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Физиология тканевых элементов нервной системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивация изучении темы: Знание процессов, лежащих в основе деятельности нервной системы (формирование возбуждения в нервных клетках, проведение возбуждения по нервным волокнам и в синапсах) необходимо для понимания механизмов регуляции и оценки функционального состояния нервной системы при изучении последующих дисциплин и в практической деятельности врача. Цели занятия Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело Конкретные цели и задачи: После изучения темы студент должен:
«Знать» - особенности строения и функционирования нервных клеток, законы и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам, особенности передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе, физиологическую сущность парабиоза. «Уметь» - анализировать и оценивать функциональное состояние нервных волокон разных типов, объяснять механизм изменения функционального состояния нервных волокон при различных воздействиях в процессе выполнения практического задания и решении ситуационных задач «Владеть» анатомо-физиологическим понятийным аппаратом
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы Базой для изучения темы служат знания структуры нейронов, нервных волокон и синапсов (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию Вопросы для самоподготовки: 1.Структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения и функционирования нервной клетки. Функциональные зоны нейрона. 2. Классификация нервных клеток. 3. Функциональное значение нейроглии. 4. Классификация нервных волокон. 5. Особенности распространения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам. 6. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам 7. Парабиоз. Фазы парабиоза. 8. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе. 9. Свойства химических синапсов. Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время) 1. Зарисовать схему нервно-мышечного синапса, обозначить его структурные компоненты. 2. Записать последовательно процессы, обеспечивающие передачу возбуждения в нервно-мышечном синапсе.
3. Перечислить основные свойства нервно-мышечного синапса.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие отростки нейрона воспринимают возбуждение? 2. По какому отростку возбуждение передаётся от нейрона? 3. В какой части нейрона возникает потенциал действия? 4. Чем отличается проведение возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам? 5. По какой структуре нервного волокна передаётся возбуждение? 6. Волокна какого типа проводят возбуждения с наибольшей скоростью? 7. Что понимают под функциональной непрерывностью нервного волокна? 8. С какими изменениями на мембране связано явление парабиоза? 9. Как реагирует возбудимая ткань на действие слабого и сильного раздражителя в уравнительную и парадоксальную фазы парабиоза? 10. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с нерва на мышцу? 11. Какие ионы способствуют выбросу медиатора из пресинапса? 12. Чем отличается постсинаптическая мембрана электрического и химического синапсов? 13. Как называется постсинаптический потенциал нервно-мышечного синапса? 14. Как изменится лабильность нервно-мышечного синапса при действии антихолинэстеразным препаратом?
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время Тестовый контроль: 1 Потенциал действия в нейроне в естественных условиях возникает в: 1) в ядре тела клетки; 2) в начальном сегменте аксона – аксоном холмике; 3) аксо-соматическом синапсе; 4) дендритах нервной клетки. 2. Что определяет скорость проведения возбуждения по нервному волокну? 1) поперечное сечение волокна; 2) длина волокна. 3. Парабиотический участок способен полностью воспроизводить лишь небольшую частоту импульсов, при большом потоке ответ приближается к эффекту слабого раздражения. Какая это стадия парабиоза? 1) уравнительная; 2) парадоксальная; 3) тормозная. 4. Какой потенциал возникает внутри клетки нейрона во время её возбуждения? 1) отрицательный; 2) положительный. 5. Свойство какого возбуждения отражает потенциал концевой пластинки? 1) местное возбуждение; 2) распространяющееся возбуждение; 3) стойкое возбуждение. 6. Какой медиатор участвует в передаче возбуждения в нервно-мышечном синапсе? 1) норадреналин; 2) ацетилхолин; 3) серотонин. 7. Поставьте по порядку стадии развития ПД нейрона: 1) пик ПД; 2) локальный ответ; 3) положительный следовой потенциал; 4) отрицательный следовой потенциал. 8. Какие структуры двигательной единицы утомляются быстрее? 1) нервное волокно; 2) мышечное волокно; 3) синапс. 9. Наиболее существенным изменением при воздействии антихолинэстеразным препаратом будет: 1) снижение лабильности нервно-мышечного синапса; 2) повышение лабильности нервно-мышечного синапса; 3) усиление мышечных сокращений в ответ на прямое раздражение; 4) ослабление мышечных сокращений в ответ на прямое раздражение. 10. Может ли парабиоз носить необратимый характер? 1) да; 2) нет.
Ситуационные задачи: 1. При раздражении нерва нервно-мышечного препарата мышца доведена до утомления. Что произойдет, если в это время подключить прямое раздражение мышцы? 2. В несвежих продуктах (мясо, рыба, консервы) может содержаться микробный токсин ботулин. Он действует на нервно-мышечные синапсы подобно устранению ионов кальция. Почему отравление может оказаться смертельным? 3. Какая из 3-х реакций может иметь место при действии кураре: 1) возникает ПКП и затем ПД; 2) ПКП есть, а ПД нет; 3) ПД есть, а ПКП нет? 4. Мышца сокращается тетанически. Как изменится ритм её сокращения, если в перфузируемый раствор ввести холинолитик? 5. После длительной работы на морозе без перчаток у рабочего ремонтной бригады кончики пальцев ощущали только лёгкое прикосновение, а на довольно сильный укол иглой не реагировали. Как вы оцените состояние экстерорецепторов данной области? Чем характеризуется данное состояние? 6. Миелиновые аксоны лягушки проводят импульсы возбуждения со скоростью 30м/с, а аксоны кошки такого же диаметра - в 3 раза быстрее. Почему?
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.011 с.) |