Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1 «Общая физиология возбудимых систем. Управляющие системы организма»
Учебная дисциплина – нормальная физиология
для специальности – 31.05.01 лечебное дело курс 1 семестр 2
Владивосток – 2019 Тема 1. Общая физиология возбудимых тканей. Возбуждение и возбудимость Мотивация изучения темы: в клинике широко используются методы исследования фундаментальных процессов – возбуждения и торможения, характеризующих деятельность различных органов и систем (электрокардиография, электроэнцефалография и др.). Для анализа полученных данных необходимо знать механизмы, лежащие в основе биоэлектрических явлений. Знание механизмов возбуждения является базой для изучения последующих дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело
Конкретные цели и задачи После изучения темы студент должен:
«Знать» - сущность процесса возбуждения, роль различных ионов и мембраны клетки в формировании биопотенциалов, характеристику местного и распространяющегося возбуждения «Уметь»- анализировать фазы потенциалы действия, объяснять механизм изменения биопотенциалов и возбудимости, функциональное состояние тканей при различных воздействиях в процессе решения ситуационных задач и выполнении практической работы «Владеть» - навыками работы с компьютером при выполнении практических заданий по обучающей программе «Виртуальная физиология»
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы Для понимания механизмов возбуждения необходимы знания предшествующих дисциплин – биологии, химии, физики по строению и функциям клеточной мембраны и электрохимическим характеристикам ионов.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию Вопросы для самоподготовки: 1. Понятие возбудимых тканей, их свойства. 2. Характеристика раздражителей 3. Ионно-мембранная теория происхождения биопотенциалов.
4. Характеристика местного и распространяющегося возбуждения. 5. Фазы и ионные механизмы потенциала действия 6. Критерии оценки возбудимости. Порог раздражения и порог деполяризации. 7. Изменение возбудимости при возбуждении. 8.Основные законы раздражения (закон силы, силы-времени, явление аккомодации). 9. Законы действия постоянного тока на возбудимые ткани
Домашнее задание: (задания для СРС во внеучебное время) 1. Записать классификацию раздражителей. 2. Записать основные отличия местного возбуждения от распространяющегося. 3.Зарисовать график соотношения возбуждения и возбудимости, отметить фазы возбудимости и ПД.(потенциала действия) 4.Составить таблицу ионных механизмов и возбудимости в разные фазы потенциала действия:
Вопросы для самоконтроля: 1. Как заряжена мембрана клетки в состоянии покоя? 2. Какие ионы имеют главное значение в формировании потенциала покоя? 3. Каково значение калий-натриевого насоса? 4. Как изменится мембранный потенциал при повышении проницаемости мембраны для ионов натрия? 5. Как изменится мембранный потенциал при повышении концентрации калия в межклеточном веществе.? 6. Что отражает критический уровень деполяризации? 7. За счёт каких ионов осуществляется перезарядка мембраны? 8. За счёт каких ионов осуществляется реполяризация мембраны? 9. Какие термины отражают изменение мембранного потенциала в сторону уменьшения и увеличения? 10. Какие свойства характеризуют местное возбуждение? 11. Как меняется возбудимость по мере приближения потенциала к критическому уровню деполяризации? 12. Как меняется возбудимость при стойкой деполяризации мембраны? 13. Какова возбудимость клетки в пике возбуждения? 14. Что можно сказать о возбудимости при удлинении хронаксии? 15. Какиеизменения на мембране клетки сопровождаются снижением возбудимости? 16. В каком периоде потенциала действия проявляется закон силы? 17. В какой части потенциала действия проявляется закон «всё или ничего»? 18. Какие изменения хронаксии можно ожидать при повышении пороговой силы раздражителя?
19. Как меняется возбудимость ткани под анодом и катодом в момент замыкании цепи постоянного тока? 20. При каких условиях может проявиться явление аккомодации и катодической депрессии?
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время Самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры по обучающей программе «Виртуальная физиология» в компьютерном классе с последующим обсуждением полученных результатов
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время Тестовый контроль: Вариант 1 1 Внутренняя поверхность мембраны возбудимой клетки по отношению к наружной в состоянии физиологического покоя заряжена: 1) положительно; 2) так же, как и наружная мембрана; 3) не заряжена; 4) отрицательно. 2. Уменьшение величины мембранного потенциала покоя при действии раздражителя называется: 1) гиперполяризацией; 2) реполяризацией; 3) деполяризацией; 4)экзальтацией. 3. Увеличение мембранного потенциала покоя называется: 1). гиперполяризацией; 2) деполяризацией; 3) реполяризацией; 4) экзальтацией. 4. В цитоплазме нервных и мышечных клеток по сравнению с наружным раствором выше концентрация ионов: 1) хлора; 2) калия; 3) натрия; 4) кальция. 5. Молекулярный механизм, обеспечивающий выведение из цитоплазмы ионов натрия и введение в цитоплазму ионов калия, называется: 1) критический уровень деполяризации; 2) натриевый селективный канал; 3) натриево-калиевый насос; 4) мембранный потенциал действия. 6. В фазу быстрой деполяризации потенциала действия проницаемость мембраны увеличивается для ионов: 1) натрия; 2) калия; 3) магния; 4) серы.
7. Движение каких ионов играет главную роль в формировании потенциала покоя? 1) ионы натрия; 2) ионы калия; 3) ионы кальция; 4) ионы хлора. 8. В какой части потенциала действия преобладает движение ионов калия? 1) в восходящей части потенциала действия; 2) на вершине пика ПД; 3) во время нисходящей части ПД. 9. Как изменится мембранный потенциал при увеличении проницаемости для ионов натрия? 1) увеличится; 2) не изменится; 3) уменьшится. 10. Как изменится мембранный потенциал при увеличении проницаемости для ионов хлора? 1) увеличится; 2) не изменится; 3) уменьшится
Вариант 2 1. Закону «всё или ничего» подчиняются структуры: 1) целая скелетная мышца; 2) гладкая мышца; 3) нервный ствол; 4) сердечная мышца. 2. Приспособление ткани к медленно нарастающему по силе раздражителю называется: 1) лабильностью; 2) функциональной мобильностью; 3) гиперполяризацией; 4) гипополяризацией; 5) аккомодацией. 3. В какой части ПД проявляется закон «всё или ничего»? 1) локальный ответ; 2) пик ПД; 3) положительный следовой потенциал; 4) отрицательный следовой потенциал. 4. Что отражает снижение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости ткани; 2) снижение возбудимости ткани. 5. Каким будет порог, вызывающий ПД в ткани, находящейся в состоянии следового отрицательного потенциала? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного. 6. Как меняется возбудимость в локальном ответе по мере приближения его к критическому уровню деполяризации? 1) увеличивается; 2) снижается. 7. Что отражает увеличение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости; 2) снижение возбудимости. 8 Какой силы нужен раздражитель, чтобы вызвать дополнительное возбуждение, действуя на ткань, находящуюся в состоянии положительного следового потенциала (гиперполяризации)? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного. 9. Как изменится возбудимость при гиперполяризации мембраны? 1) повысится; 2) понизится; 3) не изменится. 10. Какова возбудимость ткани в пике возбуждения? 1) повышенная; 2) пониженная; 3) абсолютная рефрактерность; 4) нормальная. Ситуационные задачи: 1. Как убедиться, что при раздражении нерва нервно-мышечного препарата в нём возникает возбуждение? 2. Что произойдет с возбудимой клеткой, если на неё подействовать веществом, блокирующим работу дыхательных ферментов?
3. Что можно ожидать от мембранного потенциала при абсолютной непроницаемости клеточной мембраны для ионов? 4. При измерении величины потенциала покоя микроэлектродным методом со временем наблюдается снижение потенциала. Чем это можно объяснить? 5. Как повлияет на возникновение потенциала действия повышение концентрации ионов натрия внутри клетки? 6. После воздействия на мышцу токсического препарата её возбудимость стала прогрессивно снижаться. Как это удалось установить? 7. Чем можно объяснить более высокую возбудимость нервных волокон по сравнению с мышцей? 8. С помощью хронаксиметра определяли состояние возбудимых систем у водителей. После 12-часовой смены у большинства водителей наблюдалось удлинение хронаксии в 2 раза. О чем это свидетельствует? 9. У работников часового завода определяли функциональное состояние зрительного анализатора по пороговой силе светового раздражителя. После 3-х часов работы порог раздражителя увеличился. Что можно сказать о возбудимости фоторецепторов? 10. У работницы рыбокомбината, работающей в холодном цехе, периодически стали появляться резкие боли в пояснице, отдающие в ягодичную область и бедро, особенно при движении. В качестве одного из методов врач назначил физиопроцедуры с применением постоянного тока. Какой электрод надо приложить к больному месту для снятия болевого синдрома? Обоснуйте.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.018 с.) |