Наименование электронной библиотечной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наименование электронной библиотечной системы



Наименование документа с указанием реквизитов Срок действия документа
1. Национальная электронная библиотека, Договор с ФГБУ «РГБ» № 101/НЭБ/1438 от 13 апр. 2016 г. Бессрочный
2. Электронно-библиотечная система «ЭБ БашГУ», договор с ООО «Открытые библиотечные системы» № 095 от 01.09.2014 Бессрочный

Разработка структуры и плана выполнения работы

Продуманный план и структура работы во многом определяют ее результативность, дают возможность четко представить себе цель, задачи, объем и содержание работы. Процесс разработки, составления плана и структуры «погружает» студента в проблему исследования, позволяет осуществлять планирование тесных взаимосвязей с другими предметами, разделами. Поэтому желательно, чтобы первоначальный набросок план и структуры работы составил сам студент. При его обсуждении студент предлагает и аргументирует свои предложения, учитывает пожелания руководителя. Разработанные план и структура в ходе работы могут претерпевать изменения, в них могут вноситься коррективы. Это зависит от успешности выполнения отдельных пунктов плана, результатов опытно-экспериментальной работы для курсовых работ.

Введение включает в себя (научный аппарат в работе оформляется именно в такой последовательности):обоснование актуальности проведения исследования по избранной теме; разработанность (изученность) проблемы, определение темы, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, методы исследования, экспериментальная база исследования, практическая значимость, апробация результатов исследования, структура работы (Приложение 4).

Актуальность – теоретическая и практическая значимость исследования в современных условиях. Выделяют два основных направления характеристики актуальности темы. Первое связано с не изученностью данной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определённые аспекты темы изучены не в полной мере и проведённое студентом исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определённой задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. В содержании должны быть раскрыты все «ключевые» проблемы, определенные в названии темы курсовой  работы или ВКР.

Разработанность (изученность) проблемы в научной литературе - перечисление прошлых и современных отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой. В перечислении должны быть раскрыты все «ключевые» проблемы, определенные в названии темы курсовой работы или ВКР.

Проблема определяется на основе краткого анализа современного состояния проблемы, это выявление противоречий между достигнутым уровнем знания и потребностью развития этого знания, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. В студенческих работах, в основном, решаются практические вопросы, например: в научной литературе изучены проблемы (перечисление проблем, определенных в названии темы)…, однако на практике недостаточно рассмотрена проблема…(проблема курсовой работы (ВКР)). Определение т емы исследования - это представление о проблеме изучения (например: Исходя из актуальности проблемы была определена тема исследования «Название темы курсовой работы или ВКР»).

Объект — некоторые реальные предметы, процессы, явления, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

Предмет – это наиболее значимое с практической и теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта. При проведении исследовательской работы объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Именно предмет определяет тему исследования. Предмет, как правило, повторение названия работы, т.е. та область, которая подлежит исследованию.

Цель — дает возможность мысленно предвосхитить, определить научное исследование, например, теоретически изучить и экспериментально выявить (определить …) взаимосвязь темперамента и самооценки подростков.

Гипотеза – это предположение о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления, например: имеется взаимосвязь темперамента и самооценки подростков и далее раскрывается какая предполагается взаимосвязь.

Задачи исследования – характер и круг вопросов, которые предполагается решить в работе. Определение задач – это выбор путей и средств достижения цели исследования, как правило, решаются три основных вопроса:

теоретический – анализ научной литературы (например: Проанализировать научную литературу по проблеме исследования);

экспериментальный – проведение экспериментального исследования по выявлению определенных проблем, связей, явлений, проведение сравнительно-сопоставительного анализа (например: Провести экспериментальное исследование по выявлению взаимосвязи темперамента и самооценки подростков);

практический – разработка программы (комплекса занятий) при формирующем эксперименте, при констатирующем – разработка психолого-педагогических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Методологические основы исследования (для магистрантов) - краткая характеристика базовых концепций, на которые опирался автор при проведении своего исследования, а также теоретических трудов ведущих специалистов данной области знания, на основе которых исследователь выстраивал свой подход к изучаемому им явлению; раскрываются все уровни методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный.

Три уровня методологического знания: философский (общефилософские направления, подходы, принципы познания, например, диалектический подход), общенаучный (теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин, например, структурный, системный), конкретно-научный (теоретические положения, специфические для данного исследования).

Методы исследования – это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное решение проблемы исследования, в работе определять те методы, которые используются в работе (например: анализ научной литературы, эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики, интерпретация результатов исследования, сравнительно-сопоставительный метод и т.д.). В основу определения методов исследования берется классификация Б.Г. Ананьева

Экспериментальная база исследования: (где, кто, сколько) это, в основном, образовательное учреждение, класс, группа детей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского материала, так же определяется контингент и количество испытуемых (минимум для курсовых работ 25 испытуемых, для ВКР – 50).

Теоретическая значимость исследования (для магистрантов) – какие выявлены новые разработки теоретических положений, исходя из объекта, предмета, цели и задач исследования.

Практическая значимость: определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы (например: результаты экспериментального исследования могут представлять интерес для педагогов-психологов, учителей, родителей, студентов…).

Положения, выдвигаемые для защиты: (для магистрантов) научное утверждение, сформулированная мысль, логическое обобщение всех частей ВКР.

Апробация результатов исследования (в основном, для выпускных квалификационных работ): основные положения, результаты исследования, представленные на конференциях, в каких-либо образовательных учреждениях, изложенные в статьях (например: Апробация результатов исследования: основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры психолого-педагогического образования, в работе ХIV - ХV региональной научно-практической конференции «Молодежь. Прогресс. Наука» (г. Стерлитамак, 2019 - 2020 гг.), опубликована статья в журнале «Мировая наука».).

Структура работы: составные компоненты (введение, главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение).

В первой главе, состоящей из двух или трех параграфов, приводится анализ литературных источников по выбранной тематике, история исследования данной проблемы, она представляет собой теоретическое, реферативное описание уже имеющихся в данной науке исследований в русле избранной темы (с описанием позиции наиболее крупных исследователей в данной области). Необходимо учитывать и публикации в периодических изданиях, отражающие последние достижения в данной области. Требования к основной части: доказательность, последовательность, логичность, отсутствие лишнего, необязательного материала. При ее изложении следует избегать слепого копирования различных учебников, учебных пособий, книг. Грамотно выполненный обзор показывает, насколько глубоко студент знаком с работами, проблемой и сутью ранее выполненных исследований. Это свидетельство знания им предмета своей работы, его эрудиции и культуры.

Наиболее типичные ошибки при изложении этой части:

·стремление построить его на основе только книжного материала;

·неумение анализировать результаты выполненных ранее работ;

·изложение фактов, без раскрытия своего мнения по рассматриваемой проблеме, выявления слабых и сильных сторон;

·стремление насытить текст различными пространными цитатами;

·написание обзора без ссылок на проведенную предыдущими исследователями работу;

·включение рассуждений, не имеющих отношения к исследуемой проблеме.

Во всех случаях, обязательно приводить ссылки на литературные источники, с указанием авторов, из которых взяты те или иные сведения, данные (даже если вы не цитируете их авторов). Оформление ссылок и цитат в тексте представлены в квадратных скобках (см. пункт Оформление работы). В первой части также дается анализ современного состояния проблемы на основе изучения эмпирических данных (анализ практики, учебников, программ и т.д.).

II этап. Подготовка и проведение экспериментального исследования (опытно-экспериментальная работа).

Для проведения экспериментальной (опытно-экспериментальной) работы необходимо определить базу исследования, определить объекты изучения.

Методика проведения исследования разрабатывается на основе общей методологии научных исследований. Методика определяет методы, совокупность способов, приемов и подходов, при помощи которых решают поставленные задачи, раскрывают проблему исследования. В ходе ее разработки опираются, во-первых, на методологию научного познания, т.е. используемые методы и средства должны обеспечивать объективное отражение фактов, явлений и процессов в реальных и конкретных условиях, диалектически взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся. Важно вскрывать качественные изменения, обнаруживать внутренние противоречия изучаемых процессов, показывать пути преодоления таких противоречий.

Во-вторых, методика исследования определяется содержанием и структурой конкретной работы, условиями ее выполнения, способами достижения поставленной цели. Обязательно рассматривать и методику оценки достоверности, статистических методов обработки результатов исследования.

В зависимости от объекта и предмета исследования выделяются следующие виды экспериментов.

Констатирующий эксперимент - экспериментатор выявляет свойства, явления, определенные качества испытуемых, он не изменяет свойства участника, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование, развитие тех или иных сторон психики, уровней деятельности, экспериментатор изменяет участника, формирует у него такие свойства, качества, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали. При проведении формирующего эксперимента предусматривается наличие двух групп испытуемых: экспериментальная группа и контрольная группа. Экспериментальная группа – это испытуемые, непосредственно подвергающиеся экспериментальному воздействию в процессе исследования, то есть группа, с которой непосредственно работает экспериментатор. Контрольная группа помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию.

Для проведения формирующего эксперимента разрабатывается программа (комплекс занятий), к ее составлению предъявляются следующие требования.

Программа (или комплекс занятий) – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки; документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными или практическими задачами.

Программа (или комплекс занятий) состоит из следующих структурных компонентов:

· Пояснительная записка – в ней определяется актуальность исследования, кто исследует данную проблему, на какие документы, источники опирается автор при составлении программы (комплекса занятий), цель и задачи, ожидаемые результаты, продолжительность (сроки) реализации программы, частота и время проведения занятий.

· Тематический план, с указанием названия вида работы, форм, методов, количества часов (для репрезентативности программы необходимо не менее 20 часов).

· Ожидаемые результаты исследования – 3-5 пунктов.

· Содержание – полное описание всех видов работ.

· Список использованных источников и литературы при составлении программы (или комплекса занятий).

· На программу требуется рецензия специалиста в исследуемой области, для комплекса занятий - экспертом является научный руководитель.

Контрольный эксперимент осуществляется при проведении формирующего эксперимента - это итоговый контрольный срез для выявления, сравнения и оценки полученных результатов двух групп между собой.

Методы математической статистики – раздел математики, который базируется на математических методах сбора, систематизации, обработки, интерпретации статистических данных.

Сравнительно-сопоставительный анализ заключается в сравнении и сопоставлении результатов исследования, различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению, по различным качествам личности.

Интерпретационные методы направлены на теоретическое объяснение, трактовку изучаемого явления, свойства, определенных качеств личности. Интерпретация полученных результатов исследования объясняется на основе той или иной психолого-педагогической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

Завершается исследовательская работа разработкой психолого-педагогических рекомендаций. Психолого-педагогическая рекомендация - это представленный в письменной форме проект возможного педагогического воздействия (содействия), изменения явления, процессов, свойств и качеств личности.

Успешность процесса разработки психолого-педагогических рекомендаций определяется такими факторами: теоретические знания по исследуемой проблеме, знание различных подходов, трактовок изучаемого явления, процесса, свойств и качеств личности; умение моделировать множество конкретных жизненных ситуаций, способствующих наиболее яркому проявлению личностных качеств; владение достаточно большим арсеналом приемов психолого-педагогического воздействия; знание сути психолого-педагогической рекомендации, ее структуры и особенностей; достоверные результаты экспериментального исследования, конкретные мероприятия, упражнения, тренинги.

Психолого-педагогические рекомендации характеризуются такими свойствами, как адекватность, направленность, уровень обобщённости и др. В ее структуре в качестве основных компонентов выделяются: опора на теоретические положения по исследуемой проблеме, практический опыт, цель, адресат, результаты исследования, конкретные предложения (мероприятия, тренинги, упражнения, различные ситуации) по возможности изменения определенных явлений, проблем, свойств и качеств личности.

Часть материала (по усмотрению научного руководителя и студента), выносится в Приложение (программы (комплексы заданий), тестовые методики, анкеты, первичные данные исследования, таблицы, диаграммы, планы-конспекты, анкеты, рисунки, фотографии и т.д.).

Каждая глава должна содержать выводы, в конце последнего параграфа.

Заключение (выводы) (Приложение 7) - сжато, в концентрированной форме представлены итоги всей работы, отмечено практическое значение выполненной работы, содержатся выводы из проведённого исследования в соответствии с целями и задачами, заявленными в исследовании, даются психолого-педагогические рекомендации для дальнейшего практического применения.

Список использованных источникови литературы (Приложение 8) содержит полные выходные данные научных работ, которые упоминались или цитировались студентом.

К оформлению списка использованных источников в научном исследовании предъявляются следующие требования:

1) список имеет алфавитный порядок;

2) если в списке содержится несколько работ одного автора, они располагаются по хронологии,

3) каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТов ((ГОСТ Р 7.0.5 – 2008)).

Приложение: в нем представлены первичные результаты исследования, сами методики исследования, программы (или комплексы заданий), таблицы, рисунки и т.д.

Приложения, включенные в учебно-исследовательские работы, помещаются после списка использованных источников литературы и должны иметь номера и заголовки.

III этап. Оформление работы

Оформление работы осуществляется на основе стандартов оформления и в соответствии с положением, разработанным образовательным учреждением.

Общие требования

Работа, как правило, оформляется на стандартных листах писчей бумаги на одной стороне листа формата А 4 (210х297). Объем зависит от ее формы.

· Выдерживаются следующие параметры страниц: ширина полей справа – 10 мм; слева – 30 мм, сверху; снизу по 20 мм, Междустрочный интервал в тексте – 1, 5 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14. Шрифт должен быть четким. Плотность текста должна быть одинаковой. Выравнивание текста (за исключением названий разделов, глав, параграфов) – по ширине; автоматические переносы, абзац (отступ) в тексте равен 1,25. В тексте не допускаются выделения: ни жирным шрифтом, ни курсивом, также не используется подчеркивание.

· Каждая часть работы начинается с новой страницы (перенос на следующую страницу осуществляется автоматически: в конце текста подводите курсор, затем – в верхней части монитора есть следующие функции: Вставка – Разрыв страницы). Названия частей в работе располагаются по центру, без точек в конце и прописными буквами, названия параграфов – строчными буквами:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

Название параграфа

Название параграфа

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

2.1. Название параграфа

Название параграфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.032 с.)